36 и 6 вопросов о температуре как помочь ребенку при повышении температуры тела

36 и 6 вопросов о температуре как помочь ребенку при повышении температуры тела thumbnail

Евгений Комаровский.

скачать книгу бесплатно

© Е. О. Комаровский, 2008

© М. М. Осадчая, А. В. Павлюкевич, В. М. Юденков, иллюстрации, 2008

© ООО «КЛИНИКОМ», 2008

* * *

Вопрос № 1
Зачем нам нужна книжка о температуре?

Постарайтесь припомнить тот день, когда лично у вас повышалась температура тела. Что вы при этом чувствовали? Ничего приятного: слабость, дрожь, то холодно, то жарко, липкий пот, пересохло во рту…

Описанные ощущения знакомы и понятны всем. Ведь подобное было со всеми!

Давайте обсудим другое: не что вы при этом чувствовали, а что вы при этом делали.

Уж наверняка не сидели (лежали) сложа руки! Что-то пили, глотали таблетки, звонили доктору, чем-то растирались… Вы твердо знали и знаете, что повышение температуры тела – однозначный и несомненный признак болезни, а болезнь требует лечения.

Как лечиться при повышении температуры? Ответ на этот вопрос уходит корнями в детство. Ведь когда мы были маленькими, болезни с температурой одолевали нас намного чаще, нежели сейчас. И мы точно помним, что приход температуры далеко не всегда сопровождался приходом врача. Наши умные и опытные мамы и папы или, что более вероятно, мамы и бабушки хорошо знали, как поступить. Нас одевали потеплее, растирали грудку, поили чаем с малиной, давали когда сладкие сиропы, когда горькие таблетки. Иногда что-то засовывали в попу…

Было и такое, что мама менялась в лице, взглянув на градусник, и бежала к телефону. Приезжали две тети, одна была с трубкой, другая с круглым блестящим ящиком. Из ящика появлялся противный шприц, а добрая и нежная мама вдруг становилась строгой и вместо того, чтобы защитить, крепко держала, пока недобрая тетя делала «б?льный» укол…

После этого тети обычно уезжали, но иногда оставались и долго спорили с мамой. Мама плакала, возражала и не хотела, потом начинала собирать вещи и вы вместе с тетями ехали в больницу, а там… Там было много уколов, много грустных деток и теть в белых халатах, там не разрешали гулять, там мыли полы чем-то ужасно пахнущим, туда не пускали папу и бабушку!

К счастью, мы выросли, поздоровели, мы реже попадаем в больницы и нас не надо держать: при необходимости мы мужественно подставляем попы под уколы вполне самостоятельно!

Но мы не можем сказать, что все это позади.

Мы стали мамами и папами, а значит, все только начинается. Наш малыш здоров, мы закаляемся и ведем правильный образ жизни, но нет никаких сомнений в том, что в один не очень прекрасный день мы обнаружим горячий лобик и будем со страхом разглядывать термометр.

И как наши мамы, мы не будем спокойно сидеть и смотреть на страдания бедного ребеночка! Мы поможем, обязательно поможем! Мы согреем и разотрем, мы напоим малинкой, мы дадим сиропчик и засунем свечку, мы, в конце концов, позвоним, и приедут две тети – одна с трубкой, другая с круглым блестящим ящиком…

* * *

Похоже, что все понятно: мы делаем, что знаем и как умеем, а когда не знаем или не получается, приезжают мудрые тетеньки с волшебным укольчиком.

И пока к нам ездят тетеньки, никакие книжки про температуру нам не нужны!

Мы будем и впредь помогать нашим детям, руководствуясь заветами бабушек и сове

скачать книгу бесплатно

Источник

36 и 6 вопросов о температуре. Как помочь ребенку при повышении температуры тела: книга для мам и пап

Наш малыш здоров, мы закаляемся и ведем правильный образ жизни, но нет никаких сомнений в том, что в один не очень прекрасный день мы обнаружим горячий лобик и будем со страхом разглядывать термометр.

И мы, конечно, не будем спокойно сидеть и смотреть на страдания бедного ребеночка! Мы поможем, обязательно поможем! Вот только знаем ли мы, как правильно помочь?

Эта книга предназначена для тех, кто:

  • не уверен в том, что его мама все делала правильно, а бабушка и соседки в курсе того, как правильно;
  • сомневается в собственных силах, знаниях и умениях;
  • хочет получить конкретную информацию, а вместе с информацией получить, в конце концов, ответ на очень важный вопрос: как эффективно и безопасно помочь собственному ребенку при повышении температуры тела.
  • Вопрос № 1
  • Зачем нам нужна книжка о температуре?
  • Вопрос № 2
  • Почему 36,6 (что такое «нормальная температура» и откуда она взялась)?
  • Вопрос № 3
  • Как организм человека регулирует температуру тела?
  • Вопрос № 4
  • Каковы особенности терморегуляции у детей?
  • Вопрос № 5
  • Почему температура тела повышается?
  • Вопрос № 6
  • Что такое лихорадка и что такое гипертермия?
  • Вопрос № 7
  • Когда возникает гипертермия, или что такое тепловые заболевания?
  • Вопрос № 8
  • Какой бывает лихорадка?
  • Вопрос № 9
  • Что такое лихорадка «розовая» и что такое лихорадка «белая»?
  • Вопрос № 10
  • Всегда ли повышение температуры – симптом болезни?
  • Вопрос № 11
  • Чем измерять температуру тела?
  • Вопрос № 12
  • Где и как измерять температуру тела?
  • Вопрос № 13
  • Повышенная температура – не болезнь, а симптом. Симптом чего?
  • Вопрос № 14
  • Какая причина повышения температуры тела у детей самая частая?
  • Вопрос № 15
  • Что такое симптоматическая терапия?
  • Вопрос № 16
  • Что хорошего в повышенной температуре тела?
  • Вопрос № 17
  • Что плохого в повышенной температуре тела?
  • Вопрос № 18
  • Сравнение плохого и хорошего, или когда же все-таки повышенную температуру надо лечить?
  • Вопрос № 19
  • Когда надо лечить лекарствами повышенную температуру тела?
  • Вопрос № 20
  • Как при повышенной температуре помочь без лекарств? Знать главные принципы!
  • Вопрос № 21
  • Как помочь без лекарств? Оптимизировать параметры воздуха!
  • Вопрос № 22
  • Как сделать воздух в помещении таким, как надо?
  • Вопрос № 23
  • Как помочь без лекарств? Напоить!
  • Вопрос № 24
  • Как правильно напоить?
  • Вопрос № 25
  • Как одевать ребенка при повышении температуры тела?
  • Вопрос № 26
  • Можно ли гулять при повышенной температуре?
  • Вопрос № 27
  • Что такое физические методы охлаждения?
  • Вопрос № 28
  • Что такое жаропонижающие средства?
  • Вопрос № 29
  • Как правильно выбрать лекарственную форму: глотать, колоть или засовывать?
  • Вопрос № 30
  • Как избежать фебрильных судорог и как помочь, если все-таки избежать не удалось?
  • Вопрос № 31
  • Как избежать теплового удара и как помочь, если все-таки избежать не удалось?
  • Вопрос № 32
  • Что делать, если высокая температура есть, а никаких других симптомов нет?
  • Вопрос № 33
  • Что такое внезапная экзантема и какое отношение она имеет к непонятно почему повышенной температуре?
  • Вопрос № 34
  • Лихорадка неясного происхождения – что это?
  • Вопрос № 35
  • Когда срочно нужен доктор?
  • Вопрос № 36
  • Так как же все-таки быть с лекарствами?
    • 36,1
      • Парацетамол
    • 36,2
      • Ибупрофен
    • 36,3
      • Нимесулид
    • 36,4
      • Анальгин
    • 36,5
      • Ацетилсалициловая кислота
    • 36,6
      • Главные правила применения жаропонижающих средств

Источник

Евгений Комаровский

36 и 6 вопросов о температуре

© Е. О. Комаровский, 2008

© М. М. Осадчая, А. В. Павлюкевич, В. М. Юденков, иллюстрации, 2008

© ООО «КЛИНИКОМ», 2008

* * *

Вопрос № 1

Зачем нам нужна книжка о температуре?

Постарайтесь припомнить тот день, когда лично у вас повышалась температура тела. Что вы при этом чувствовали? Ничего приятного: слабость, дрожь, то холодно, то жарко, липкий пот, пересохло во рту…

Описанные ощущения знакомы и понятны всем. Ведь подобное было со всеми!

Давайте обсудим другое: не что вы при этом чувствовали, а что вы при этом делали.

Уж наверняка не сидели (лежали) сложа руки! Что-то пили, глотали таблетки, звонили доктору, чем-то растирались… Вы твердо знали и знаете, что повышение температуры тела – однозначный и несомненный признак болезни, а болезнь требует лечения.

Как лечиться при повышении температуры? Ответ на этот вопрос уходит корнями в детство. Ведь когда мы были маленькими, болезни с температурой одолевали нас намного чаще, нежели сейчас. И мы точно помним, что приход температуры далеко не всегда сопровождался приходом врача. Наши умные и опытные мамы и папы или, что более вероятно, мамы и бабушки хорошо знали, как поступить. Нас одевали потеплее, растирали грудку, поили чаем с малиной, давали когда сладкие сиропы, когда горькие таблетки. Иногда что-то засовывали в попу…

Было и такое, что мама менялась в лице, взглянув на градусник, и бежала к телефону. Приезжали две тети, одна была с трубкой, другая с круглым блестящим ящиком. Из ящика появлялся противный шприц, а добрая и нежная мама вдруг становилась строгой и вместо того, чтобы защитить, крепко держала, пока недобрая тетя делала «бóльный» укол…

После этого тети обычно уезжали, но иногда оставались и долго спорили с мамой. Мама плакала, возражала и не хотела, потом начинала собирать вещи и вы вместе с тетями ехали в больницу, а там… Там было много уколов, много грустных деток и теть в белых халатах, там не разрешали гулять, там мыли полы чем-то ужасно пахнущим, туда не пускали папу и бабушку!

К счастью, мы выросли, поздоровели, мы реже попадаем в больницы и нас не надо держать: при необходимости мы мужественно подставляем попы под уколы вполне самостоятельно!

Но мы не можем сказать, что все это позади.

Мы стали мамами и папами, а значит, все только начинается. Наш малыш здоров, мы закаляемся и ведем правильный образ жизни, но нет никаких сомнений в том, что в один не очень прекрасный день мы обнаружим горячий лобик и будем со страхом разглядывать термометр.

И как наши мамы, мы не будем спокойно сидеть и смотреть на страдания бедного ребеночка! Мы поможем, обязательно поможем! Мы согреем и разотрем, мы напоим малинкой, мы дадим сиропчик и засунем свечку, мы, в конце концов, позвоним, и приедут две тети – одна с трубкой, другая с круглым блестящим ящиком…

* * *

Похоже, что все понятно: мы делаем, что знаем и как умеем, а когда не знаем или не получается, приезжают мудрые тетеньки с волшебным укольчиком.

И пока к нам ездят тетеньки, никакие книжки про температуру нам не нужны!

Мы будем и впредь помогать нашим детям, руководствуясь заветами бабушек и советами соседок по подъезду!

Мы согреем и разотрем, мы засунем и заставим проглотить, мы будем сидеть с пересохшим ртом в жаркой и сухой комнате, мы будем кормить больное дитя жирным супчиком, мы дадим множество самых разнообразных лекарств, а если не поможет – привлечем множество самых разнообразных узких и широких специалистов.

Мы даже на секундочку не усомнимся в своей правоте. Ведь греть, растирать, кормить, давать множество лекарств и привлекать множество специалистов – это правильно, однозначно правильно!

И мы будем гордиться тем, что по количеству волшебных укольчиков мы впереди планеты всей!

И с учетом всего сказанного – зачем нам нужна книжка о температуре?

Пусть тетеньки книжки читают, им за это деньги платят…

* * *

P. S.

Ответы на оставшиеся 35 и 6 вопросов предназначены для тех, кто:

• не уверен в том, что его мама все делала правильно, а бабушка и соседки в курсе того, как правильно;

• сомневается в собственных силах, знаниях и умениях;

• хочет получить конкретную информацию, а вместе с информацией получить, в конце концов, ответ на очень важный вопрос: как эффективно и безопасно помочь собственному ребенку при повышении температуры тела.

Вопрос № 2

Почему 36,6 (что такое «нормальная температура» и откуда она взялась)?

У большинства животных – насекомых, пауков, рыб, рептилий – интенсивность обмена веществ прямо связана с температурой окружающей среды: чем теплее вокруг, тем обмен веществ протекает активнее. Летом эти животные растут, питаются и размножаются, с наступлением холодов становятся вялыми, теряют аппетит, перестают интересоваться противоположным полом и т. д.

Насекомые, пауки, рыбы и рептилии – холоднокровные животные. Температура тела тарантула, кузнечика, окуня и крокодила практически равна температуре окружающей среды.

Климат планеты Земля характеризуется тем, что большинство территорий подвержено значительным суточным и сезонным колебаниям температуры. Природу (или Создателя) совершенно не устроило такое положение вещей, когда интенсивность жизни определяется погодой. Ну куда ж это годится – зимой даже поговорить не с кем! И тогда появились теплокровные животные – птицы и млекопитающие.

Принципиальная особенность теплокровных животных вообще и человека как классического представителя теплокровных в частности – температура их тел постоянна и очень устойчива, она не зависит от температуры окружающей среды, а если даже и колеблется, то в очень небольших пределах, как правило, не превышающих 1–2 ℃.

У каждого конкретного вида птиц и млекопитающих имеется своя нормальная температура тела.

Нормальная температура тела – это температура, которая свойственна подавляющему большинству особей данного биологического вида в состоянии здоровья.

Нормальная температура:

• для курицы – 40,5–42,5 ℃,

• для кролика – 38,5–39,8 ℃,

• для свиньи – 39,0–40,0 ℃.

Нормальной температурой тела человека считается 36,6 ℃.

Почему 36,6? Откуда взялись такие цифры? Ответ на этот вопрос обнаруживается в очень-очень далеком 1868 году. Именно тогда немецкий врач Вундерлих (C. R. A. Wunderlich) провел около 1 миллиона измерений температуры тела у 25 000 пациентов. Температура измерялась в подмышечной впадине, и средний показатель оказался равным 36,6. Вот с тех пор и повелось…

Вопрос № 3

Как организм человека регулирует температуру тела?

Сложную фразу «процесс регуляции температуры тела» принято заменять одним удобным словом – терморегуляция.

Воспользуемся этим словом и мы. С чего начинается терморегуляция? Ответ прост, поскольку регуляция чего угодно в человеческом организме начинается в головном мозге.

Итак, в головном мозге есть особый центр, отвечающий за регуляцию температуры тела. Клетки центра терморегуляции получают сигналы от особых чувствительных нервных клеток, которые называются терморецепторами. Терморецепторы имеются практически во всех органах и тканях, но больше всего их в коже.

Центр терморегуляции неоднороден, он состоит из двух групп клеток. Одни отвечают за теплопродукцию, другие – за теплоотдачу.

Источник

© Е. О. Комаровский, 2008

© М. М. Осадчая, А. В. Павлюкевич, В. М. Юденков, иллюстрации, 2008

© ООО «КЛИНИКОМ», 2008

* * *

Вопрос № 1

Зачем нам нужна книжка о температуре?

Постарайтесь припомнить тот день, когда лично у вас повышалась температура тела. Что вы при этом чувствовали? Ничего приятного: слабость, дрожь, то холодно, то жарко, липкий пот, пересохло во рту…

Описанные ощущения знакомы и понятны всем. Ведь подобное было со всеми!

Давайте обсудим другое: не что вы при этом чувствовали, а что вы при этом делали.

Уж наверняка не сидели (лежали) сложа руки! Что-то пили, глотали таблетки, звонили доктору, чем-то растирались… Вы твердо знали и знаете, что повышение температуры тела — однозначный и несомненный признак болезни, а болезнь требует лечения.

Как лечиться при повышении температуры? Ответ на этот вопрос уходит корнями в детство. Ведь когда мы были маленькими, болезни с температурой одолевали нас намного чаще, нежели сейчас. И мы точно помним, что приход температуры далеко не всегда сопровождался приходом врача. Наши умные и опытные мамы и папы или, что более вероятно, мамы и бабушки хорошо знали, как поступить. Нас одевали потеплее, растирали грудку, поили чаем с малиной, давали когда сладкие сиропы, когда горькие таблетки. Иногда что-то засовывали в попу…

Было и такое, что мама менялась в лице, взглянув на градусник, и бежала к телефону. Приезжали две тети, одна была с трубкой, другая с круглым блестящим ящиком. Из ящика появлялся противный шприц, а добрая и нежная мама вдруг становилась строгой и вместо того, чтобы защитить, крепко держала, пока недобрая тетя делала «бóльный» укол…

После этого тети обычно уезжали, но иногда оставались и долго спорили с мамой. Мама плакала, возражала и не хотела, потом начинала собирать вещи и вы вместе с тетями ехали в больницу, а там… Там было много уколов, много грустных деток и теть в белых халатах, там не разрешали гулять, там мыли полы чем-то ужасно пахнущим, туда не пускали папу и бабушку!

К счастью, мы выросли, поздоровели, мы реже попадаем в больницы и нас не надо держать: при необходимости мы мужественно подставляем попы под уколы вполне самостоятельно!

Но мы не можем сказать, что все это позади.

Мы стали мамами и папами, а значит, все только начинается. Наш малыш здоров, мы закаляемся и ведем правильный образ жизни, но нет никаких сомнений в том, что в один не очень прекрасный день мы обнаружим горячий лобик и будем со страхом разглядывать термометр.

И как наши мамы, мы не будем спокойно сидеть и смотреть на страдания бедного ребеночка! Мы поможем, обязательно поможем! Мы согреем и разотрем, мы напоим малинкой, мы дадим сиропчик и засунем свечку, мы, в конце концов, позвоним, и приедут две тети — одна с трубкой, другая с круглым блестящим ящиком…

36 и 6 вопросов о температуре как помочь ребенку при повышении температуры тела

* * *

Похоже, что все понятно: мы делаем, что знаем и как умеем, а когда не знаем или не получается, приезжают мудрые тетеньки с волшебным укольчиком.

И пока к нам ездят тетеньки, никакие книжки про температуру нам не нужны!

Мы будем и впредь помогать нашим детям, руководствуясь заветами бабушек и советами соседок по подъезду!

Мы согреем и разотрем, мы засунем и заставим проглотить, мы будем сидеть с пересохшим ртом в жаркой и сухой комнате, мы будем кормить больное дитя жирным супчиком, мы дадим множество самых разнообразных лекарств, а если не поможет — привлечем множество самых разнообразных узких и широких специалистов.

Мы даже на секундочку не усомнимся в своей правоте. Ведь греть, растирать, кормить, давать множество лекарств и привлекать множество специалистов — это правильно, однозначно правильно!

И мы будем гордиться тем, что по количеству волшебных укольчиков мы впереди планеты всей!

И с учетом всего сказанного — зачем нам нужна книжка о температуре?

Пусть тетеньки книжки читают, им за это деньги платят…

* * *

P. S.

Ответы на оставшиеся 35 и 6 вопросов предназначены для тех, кто:

• не уверен в том, что его мама все делала правильно, а бабушка и соседки в курсе того, как правильно;

• сомневается в собственных силах, знаниях и умениях;

• хочет получить конкретную информацию, а вместе с информацией получить, в конце концов, ответ на очень важный вопрос: как эффективно и безопасно помочь собственному ребенку при повышении температуры тела.

36 и 6 вопросов о температуре как помочь ребенку при повышении температуры тела

Источник

Евгений Комаровский

36 и 6 вопросов о температуре

© Е. О. Комаровский, 2008

© М. М. Осадчая, А. В. Павлюкевич, В. М. Юденков, иллюстрации, 2008

© ООО «КЛИНИКОМ», 2008

* * *

Вопрос № 1

Зачем нам нужна книжка о температуре?

Постарайтесь припомнить тот день, когда лично у вас повышалась температура тела. Что вы при этом чувствовали? Ничего приятного: слабость, дрожь, то холодно, то жарко, липкий пот, пересохло во рту…

Описанные ощущения знакомы и понятны всем. Ведь подобное было со всеми!

Давайте обсудим другое: не что вы при этом чувствовали, а что вы при этом делали.

Уж наверняка не сидели (лежали) сложа руки! Что-то пили, глотали таблетки, звонили доктору, чем-то растирались… Вы твердо знали и знаете, что повышение температуры тела – однозначный и несомненный признак болезни, а болезнь требует лечения.

Как лечиться при повышении температуры? Ответ на этот вопрос уходит корнями в детство. Ведь когда мы были маленькими, болезни с температурой одолевали нас намного чаще, нежели сейчас. И мы точно помним, что приход температуры далеко не всегда сопровождался приходом врача. Наши умные и опытные мамы и папы или, что более вероятно, мамы и бабушки хорошо знали, как поступить. Нас одевали потеплее, растирали грудку, поили чаем с малиной, давали когда сладкие сиропы, когда горькие таблетки. Иногда что-то засовывали в попу…

Было и такое, что мама менялась в лице, взглянув на градусник, и бежала к телефону. Приезжали две тети, одна была с трубкой, другая с круглым блестящим ящиком. Из ящика появлялся противный шприц, а добрая и нежная мама вдруг становилась строгой и вместо того, чтобы защитить, крепко держала, пока недобрая тетя делала «бóльный» укол…

После этого тети обычно уезжали, но иногда оставались и долго спорили с мамой. Мама плакала, возражала и не хотела, потом начинала собирать вещи и вы вместе с тетями ехали в больницу, а там… Там было много уколов, много грустных деток и теть в белых халатах, там не разрешали гулять, там мыли полы чем-то ужасно пахнущим, туда не пускали папу и бабушку!

К счастью, мы выросли, поздоровели, мы реже попадаем в больницы и нас не надо держать: при необходимости мы мужественно подставляем попы под уколы вполне самостоятельно!

Но мы не можем сказать, что все это позади.

Мы стали мамами и папами, а значит, все только начинается. Наш малыш здоров, мы закаляемся и ведем правильный образ жизни, но нет никаких сомнений в том, что в один не очень прекрасный день мы обнаружим горячий лобик и будем со страхом разглядывать термометр.

И как наши мамы, мы не будем спокойно сидеть и смотреть на страдания бедного ребеночка! Мы поможем, обязательно поможем! Мы согреем и разотрем, мы напоим малинкой, мы дадим сиропчик и засунем свечку, мы, в конце концов, позвоним, и приедут две тети – одна с трубкой, другая с круглым блестящим ящиком…

* * *

Похоже, что все понятно: мы делаем, что знаем и как умеем, а когда не знаем или не получается, приезжают мудрые тетеньки с волшебным укольчиком.

И пока к нам ездят тетеньки, никакие книжки про температуру нам не нужны!

Мы будем и впредь помогать нашим детям, руководствуясь заветами бабушек и советами соседок по подъезду!

Мы согреем и разотрем, мы засунем и заставим проглотить, мы будем сидеть с пересохшим ртом в жаркой и сухой комнате, мы будем кормить больное дитя жирным супчиком, мы дадим множество самых разнообразных лекарств, а если не поможет – привлечем множество самых разнообразных узких и широких специалистов.

Мы даже на секундочку не усомнимся в своей правоте. Ведь греть, растирать, кормить, давать множество лекарств и привлекать множество специалистов – это правильно, однозначно правильно!

И мы будем гордиться тем, что по количеству волшебных укольчиков мы впереди планеты всей!

И с учетом всего сказанного – зачем нам нужна книжка о температуре?

Пусть тетеньки книжки читают, им за это деньги платят…

* * *

P. S.

Ответы на оставшиеся 35 и 6 вопросов предназначены для тех, кто:

• не уверен в том, что его мама все делала правильно, а бабушка и соседки в курсе того, как правильно;

• сомневается в собственных силах, знаниях и умениях;

• хочет получить конкретную информацию, а вместе с информацией получить, в конце концов, ответ на очень важный вопрос: как эффективно и безопасно помочь собственному ребенку при повышении температуры тела.

Вопрос № 2

Почему 36,6 (что такое «нормальная температура» и откуда она взялась)?

У большинства животных – насекомых, пауков, рыб, рептилий – интенсивность обмена веществ прямо связана с температурой окружающей среды: чем теплее вокруг, тем обмен веществ протекает активнее. Летом эти животные растут, питаются и размножаются, с наступлением холодов становятся вялыми, теряют аппетит, перестают интересоваться противоположным полом и т. д.

Насекомые, пауки, рыбы и рептилии – холоднокровные животные. Температура тела тарантула, кузнечика, окуня и крокодила практически равна температуре окружающей среды.

Климат планеты Земля характеризуется тем, что большинство территорий подвержено значительным суточным и сезонным колебаниям температуры. Природу (или Создателя) совершенно не устроило такое положение вещей, когда интенсивность жизни определяется погодой. Ну куда ж это годится – зимой даже поговорить не с кем! И тогда появились теплокровные животные – птицы и млекопитающие.

Принципиальная особенность теплокровных животных вообще и человека как классического представителя теплокровных в частности – температура их тел постоянна и очень устойчива, она не зависит от температуры окружающей среды, а если даже и колеблется, то в очень небольших пределах, как правило, не превышающих 1–2 ℃.

У каждого конкретного вида птиц и млекопитающих имеется своя нормальная температура тела.

Нормальная температура тела – это температура, которая свойственна подавляющему большинству особей данного биологического вида в состоянии здоровья.

Нормальная температура:

• для курицы – 40,5–42,5 ℃,

• для кролика – 38,5–39,8 ℃,

• для свиньи – 39,0–40,0 ℃.

Нормальной температурой тела человека считается 36,6 ℃.

Почему 36,6? Откуда взялись такие цифры? Ответ на этот вопрос обнаруживается в очень-очень далеком 1868 году. Именно тогда немецкий врач Вундерлих (C. R. A. Wunderlich) провел около 1 миллиона измерений температуры тела у 25 000 пациентов. Температура измерялась в подмышечной впадине, и средний показатель оказался равным 36,6. Вот с тех пор и повелось…

Вопрос № 3

Как организм человека регулирует температуру тела?

Сложную фразу «процесс регуляции температуры тела» принято заменять одним удобным словом – терморегуляция.

Воспользуемся этим словом и мы. С чего начинается терморегуляция? Ответ прост, поскольку регуляция чего угодно в человеческом организме начинается в головном мозге.

Итак, в головном мозге есть особый центр, отвечающий за регуляцию температуры тела. Клетки центра терморегуляции получают сигналы от особых чувствительных нервных клеток, которые называются терморецепторами. Терморецепторы имеются практически во всех органах и тканях, но больше всего их в коже.

Центр терморегуляции неоднороден, он состоит из двух групп клеток. Одни отвечают за теплопродукцию, другие – за теплоотдачу.

Теплопродукция и теплоотдача – два ключевых процесса, которые, собственно, и лежат в основе всей терморегуляции.

Обмен веществ сопровождается выработкой тепла. Это и есть теплопродукция. От произведенного тепла организму надо избавляться – это и есть теплоотдача.

Поскольку температура человеческого тела стабильна, это означает, что в состоянии здоровья сколько тепла будет произведено, столько и потеряется.

Таким образом,

теплопродукция и теплоотдача находятся в состоянии устойчивого равновесия, и у абсолютного большинства людей это равновесие отражается числом 36,6 ℃.

Давайте теперь рассмотрим оба вышеупомянутых процесса поподробнее.

* * *

Теплопродукция

Выработка тепла – это фактически побочный продукт всех биохимических реакций, которые принято объединять термином «обмен веществ». Что бы в организме человека ни происходило: деление клеток, синтез гормонов, переваривание пищи, сокращение мышц и т. д. и т. п. – все это сопровождается выработкой тепла. Само собой разумеется, что чем активнее обмен веществ, тем выше теплопродукция.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник