Что такое температура воздуха объяснить ребенку
Занятие «Измерение температуры»
Цель: раскрыть понятие “температура”, знакомство с различными термометрами, их устройством и назначением. Освоить проведение эксперимента.
Задачи:
- ознакомить детей с понятием «температура»;
- формировать представление о приборе для измерения температуры (термометре);
- сформировать представление о разных видах термометров;
- формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов;
- систематизировать знания о сезонных изменениях живой и неживой природы в зависимости от температуры воздуха;
- пополнить словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр».
Методы обучения: исследовательско-поисковый, практический, наглядный, словесный.
Планируемые результаты: личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, понимание необходимости учения и приобретения практического навыка в жизни;
регулятивные: освоение алгоритма работы, учиться формулировать учебную проблему совместно с воспитателем;
познавательные: формирование представления о разных термометрах и их назначении;
коммуникативные: формирование умения работать, в паре, в группе.
Учебно-техническое обеспечение: термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; 2 стакана с водой разной температуры (холодной и теплой) (на каждого ребенка); мультимедийный проектор, интерактивная доска, комплект лабораторного оборудования: «Наблюдение за погодой».
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Начинается занятие.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на занятии не зевайте.
Воспитатель: – Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы будем задавать много вопросов, отвечать на них не только устно, но и практическим путём через опыты, наблюдения и эксперимент. Будет очень интересно.
2. Актуализация знаний.
1) подготовка к выполнению практической работы (выявление цели деятельности на занятии) Вступительное слово воспитателя. Беседа.
– Ребята, когда мы произносим слова “тепло”, “холодно”, “горячо”, что мы имеем ввиду?
– Правильно. Температура показывает, насколько тёплым или холодным является тот или иной предмет. Из жизненного опыта вы знаете, например, что для того, чтобы понять горячая или холодная вода перед нами, достаточно дотронуться рукой до посуды, в которой она находится. Заболел ты или нет – дотрагиваемся рукой до лба. Мы рассуждаем, как нам одеться по погоде? Таким образом, мы задумываемся о температуре. Но только таким способом нельзя точно узнать температуру.
– Я поняла, что вам знакомо слово температура.
– А знакомо ли вам слово термометр? Как вы его объясните?
– Правильно, термометр – это специальный точный прибор для измерения температуры.
– Можно ли с помощью одного и того же термометра измерить температуру тела человека, животных, воды, воздуха?
3. Постановка цели занятия.
– Вы уже поняли, что мы сегодня будем изучать. Давайте определим тему занятия. (Сегодня на занятии мы познакомимся с термометром и будем измерять температуру).
– Совершенно верно.
4. Объяснение нового материала.
1. Знакомство с термометром.
– Рассмотрим устройство термометра для измерения температуры воздуха.
(воспитатель демонстрирует термометр и рассказывает об устройство термометра).
Рассказ воспитателя.
Рассмотрим термометр. Основные части термометра – шкала и стеклянная трубка, наполненная ртутью или подкрашенным спиртом. Шкала имеет деления. Самое маленькое деление соответствует одному градусу. Градус обозначается значком (маленький кружок вверху справа от числа). Числа на шкале показывают градусы. Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы мы видим нуль. Нуль обозначает границу между теплом и холодом. Если красный столбик поднимается на пять градусов выше нуля, то говорят пять градусов тепла. Записывают так: +5*.
Если температура ниже нуля, перед числом градусов ставят знак “-” и говорят пять градусов мороза. Записывают так: -5*.
Фронтальная работа.
– А теперь выполните задание.
– Перед вами термометр для определения температуры воздуха. Определите по шкале, какая сейчас температура воздуха в группе?
– Мы уже выяснили, что с помощью одного и того же термометра измерить температуру тела человека, воды, воздуха нельзя.
– Как же выглядят другие термометры? Давайте рассмотрим их.
-У меня в руке сейчас медицинский термометр. Проведём эксперимент.
– С помощью медицинского термометра я сейчас измерю температуру своего тела, пока мы будем знакомиться с памяткой по измерению температуры тела. (ставлю себе градусник на 2-3 минуты) .
– Ребята, а теперь обратим особое внимание на правило по технике безопасности при измерении температуры тела человека (медицинский термометр).
– Ребята, обращаю ваше внимание. Если медицинский термометр показывает температуру тела выше тридцати семи градусов, значит, человек заболел.
-Эксперимент проведён. Вынимаю градусник. Определите по шкале термометра температуру моего тела.
– А говорят так: тридцать шесть и восемь.
– Ответьте мне: здорова я или нет?
– Совершенно верно.
– Температуру воды измеряют тоже специальным термометром.
– Сейчас мы проведём интересный опыт.
– У вас на столе два стакана и термометр для измерения воды. Наливаем из термоса в стакан №1 тёплую воду, опускаем термометр и определяем температуру тёплой воды, наблюдая за жидкостью в трубке.
Стакан с холодной водой пока не трогаем.
– Приступаем к работе.
– Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в стеклянной трубке?
– Теперь термометр опускаем в стакан с холодной водой.
– Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в трубке?
– Почему так происходит?
Оказывается, жидкость, нагреваясь, расширяется, а при охлаждении – сжимается. Постарайтесь запомнить.
– А теперь немного отдохнём.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление нового материала.
1) Работа в паре.
– Ребята, сейчас будем работать в паре. Вспомним, как выглядит термометр.
Дети собирают “термометр” из фрагментов. После окончания работы, учащиеся обмениваются результатом своей работы, убеждаясь, правильно ли они собрали все части).
Памятка для обучающихся о мерах предосторожности при выполнении работы.
1. Выполняй все указания учителя, соблюдай дисциплину при подготовке и во время работы.
2. Размещай оборудование и материалы на своём рабочем столе аккуратно, чтобы не допустить их падение или опрокидывание.
3. Начинать работу можно только с разрешения воспитателя.
4. Будь внимателен и осторожен при работе со стеклянной посудой и жидкостями.
4) Обобщение.
После выполнения практической работы воспитатель обобщает знания, полученные в течение занятия.
– Ребята, давайте проверим себя, что вы запомнили на занятии. Ответьте на вопросы.
– Каким образом можно точно измерить температуру?
– Для чего нужно уметь точно определять температуру?
– Можно ли измерить температуру только с помощью собственных ощущений?
– Подумай, в каких случаях измерение температуры оказывается жизненно важным для человека?
9. Итог занятия. Рефлексия.
– Что сегодня на занятии вы узнали нового?
– Что научились делать?
– Вы довольны результатом своей работы. Почему? Объясни.
– Занятие окончено.
Источник
Кириллова Тамара
Конспект ОД по познавательному развитию «Что такое погода?» в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект ОД
по познавательному развитию
«Что такое погода?»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2018 г
Цель:
1. Дать детям знания, что такое погода.
2. Систематизировать знания детей о явлениях погоды.
3. Научить пользоваться термометром, соблюдая при этом правила пользования термометром.
4. Дать понятие о метеорологии.
5. Познакомить с народными приметами, которые помогают предсказывать погоду.
Оборудование: презентация.
Словарная работа: температура, термометр, метеорология, метеорологическая станция.
Ход занятия.
1. Вступительное слово воспитателя.
Утром, собираясь в детский сад,вы спрашиваете маму и папу:
– Какая сегодня погода?
– Сегодня тепло отвечают вам,- ярко светит солнышко, дождя и ветра нет.
А бывает и по-другому.
– Сегодня холодно, говорят папа и мама, – небо закрыто серыми облаками, идёт дождь и дует сильный ветер…
Иногда родители говорят просто:
– Сегодня хорошая погода.
Или:
– Сегодня плохая погода.
– Скажите, зачем вам нужно знать, какая сегодня погода?
Вот сегодня мы и будем говорить на занятии о погоде: что такое погода, от чего зависит хорошая или плохая погода, что такое температура воздуха, чем её можно измерить.
2. Игра «Выбери слова, которыми можно охарактеризовать погоду».
Я называю вам слова. Вы, услышав слово, которым можно охарактеризовать погоду, поднимаете вверх сигнальную карточку. Будьте внимательны.
Большая, маленькая, холодная, тёплая, жаркая, широкая, узкая, сухая, дождливая, сырая, короткая, длинная, солнечная, облачная, квадратная, круглая, спокойная, ветреная.
3. Рассказ воспитателя «Что такое температура и термометр?»
Когда мы говорим «тепло», «холодно», «потеплело», «похолодало», мы имеем в виду температуру и её изменения.
Для растений, животных, человека особенно важна температура воздуха. Растениям для роста требуется тепло. Животные тоже нуждаются в тепле. Люди при разной температуре воздуха по-разному одеваются, зимой отапливают помещения. Для растений, животных, человека опасны и сильная жара и сильный мороз.
Для измерения температуры воздуха служит прибор – термометр.
Давайте рассмотрим термометр.
Главные части термометра – стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала (пластинка с делениями). Каждое деление на шкале обозначает один градус.
Возле больших делений стоят цифры, которые показывают число градусов. В середине шкалы вы видите нуль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Коней столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.
Чтобы понять, как работает термометр, проделаем опыты.
Опыт №1. Опустим термометр в стакан с тёплой водой. Что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра?
Опыт №2. Перенесём термометр в стакан с холодной водой. Что теперь происходит со столбиком жидкости в трубке?
Отсчёт градусов тепла ведут от нуля вверх. Отсчёт градусов мороза – от нуля вниз. При определении температуры ваши глаза должны быть на том уровне, где кончается столбик жидкости в трубке термометра.
4. Беседа «Основные явления погоды».
– Подумайте, только ли температура воздуха, которая показывает – холодно, тепло, жарко – называется погодой? (Ответы детей).
– Вспомните, наблюдая за погодой на прогулке, что ещё мы обязательно отмечаем? (Ответы детей).
Действительно, мы обязательно определяем, какой ветер – сильный, порывистый, слабый. Всегда отмечаем наличие осадков – дождя, снега, если они в этот день идут. И никогда не забываем сказать – ясно, облачно или пасмурно сегодня.
– Давайте уточним, что значит сегодня – ясно? (Ответы детей – небо чистое, солнечное).
– Объясните, что значит сегодня – облачно? (Ответы детей – небо частично закрыто облаками).
-Что значит сегодня – пасмурно? (Ответы детей – небо закрыто облаками).
Напомню, что понятия – ясно, облачно, пасмурно – это показатели облачности.
Давайте подведём итог нашей беседы.
– Что же является основными явлениями погоды? (Ответы детей – изменение температуры воздуха, облачность, дождь, снег, ветер).
Так как мы знаем основные явления погоды, то можем сказать, что погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.
5. Физкультминутка «Ветер дует с высоты»
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора. (Дети садятся.)
6. Дидактическая игра «Представь себя дождём»
Дети делятся на пары. Один ребёнок из пары закрывает глаза и вытягивает вперёд руки ладошками вверх. Другой ребёнок, стуча пальчиками по ладошкам своего друга,должен изобразить тот или иной дождь: мелкий грибной, тёплый, ласковый, осенний, летний, ливень и т. д. Первый ребёнок должен угадать, какой идёт дождь. Время от времени дети в парах меняются ролями.
7. Как предсказывают погоду?
Погода очень переменчива. Она различна не только в разные сезоны года, но может меняться в течение на одного дня и даже часа. Учёные ведут постоянные наблюдения за погодой. Они составляют прогнозы – то есть предсказания погоды на завтра, на несколько дней или недель вперёд.
– Как вы думаете, для чего это нужно?
Наука о погоде называется метеорология. Во многих местах на земле есть метеорологические станции (метеостанции, где ведутся наблюдения за погодой. В космосе работают метеорологические спутники. В море устанавливают специальные метеобуи, на которых находятся приборы для наблюдения за погодой. Есть даже специальные метеорологические самолёты и корабли, оснащённые необходимым оборудованием. Все собранные сведения учёные обрабатывают с помощью компьютеров и составляют прогнозы погоды.
8. Народные приметы – предсказатели погоды.
Народные приметы тоже иногда предсказывают погоду.
Ласточки низко летают – к дождю.
Если солнце садится в облака – жди дождя.
Ясная луна зимой – к морозу.
Если днём соцветия одуванчиков закрылись – будет дождь.
Зимой вороны и галки садятся на верхушки деревьев – к морозу, на нижние ветви – к ветру, на снег – к оттепели.
9. Итог.
– Назовите основные явления погоды.
– Скажите, туман, метель – это явления погоды?
– Есть ли и другие явления погоды?
– Расскажите, что вы о них знаете?
– Как называется наука о погоде?
– Где ведутся наблюдения за погодой?
– Назовите народные приметы, предсказывающие погоду.
Источник
Ольга Чичерина
Путешествие в «Лабораторию интересных Исследований». «Термометр».
Модульная цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в Наурандии»
Конспект НОД
«Путешествие в «Лабораторию интересных исследований». «Термометр»
(подготовительная группа)
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
Цель: формирование у ребенка целостной картины миры, знаний о температуре.
Задачи:
– Дать детям понятие «термометр», показать его значение;
– Познакомить детей с работой термометра, видами;
– Учить определять температуру на термометре (тепло, холодно); развивать интерес к явлениям неживой природы.
– Познакомить детей с работой прибора в виде божьей коровки, который обладает способностью чувствовать окружающий мир;
– Расширять кругозор детей, создать условия для развития исследовательских умений;
Обогатить знания детей о роли температуры в жизни человека, животных, растений.
Материал: термометры разных видов, цифровой модуль «Температура»
Предварительная работа:
Проводилась беседа по теме «Одеваемся по погоде»
Ход НОД.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, почему магнит притягивается к холодильнику? Почему тает мороженное? Где живёт электрический ток? Откуда берётся свет? Что такое звук? …
– Эти вопросы, порой, заставляют задуматься даже взрослых… А хотите сами получить ответы на эти и многие другие вопросы и том как работает термометр, посмотреть чудеса магнитного поля и т. д?
-Тогда, я приглашаю вас в путешествие по «Лаборатории интересных открытий». А кто знает, что такое лаборатория?.
– Лаборатория – это такое помещение, в котором работают ученые. Там всегда кипит работа: ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал и вносят в компьютер.
– Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
– Итак, я приглашаю вас в Лабораторию интересных открытий!
Надеваем фартуки и превращаемся в ученых!
– В нашей лаборатории мы с вами будем знакомиться с электричеством, температурой, кислотностью и магнитным полем. А помогут нам в изучении электронные модули разных цветов (показ модулей).
– Но как же мы с вами сможем проводить опыты и эксперименты, мы же никогда не были в лаборатории.? Поможет нам мальчик Наураша – маленький учёный, исследователь. Он живёт в стране Наурандии. Давайте с ним познакомимся.
ВКЛЮЧАЕМ НАУРАШУ
Итак, первый модуль, с которым мы с вами начнем знакомиться – это модуль ТЕМПЕРАТУРА.
– Ребята, из наблюдений за неживой природой вы знаете, что весной бывает тепло, летом — жарко, поздней осенью и зимой — холодно. Когда говорят тепло, холодно, жарко, имеют в виду температуру воздуха.
– Что же такое температура? … ответы детей)
– Температура – это мера нагретости тела.
– А кто знает – чем измеряют температуру? (ответы детей). Температуру воздуха измеряют термометром. Термометром можно измерить температуру тела человека и животного, воды и почвы.
Воспитатель: Что же такое термометр? (показ и объяснение).
– Посмотрите, ребята, у меня в руках термометр он состоит из корпуса, шкалы, и делений по середине шкалы деление с цифрой «0» после нуля вверху и внизу есть деления с цифрами «10,20,30,40,50» между ними деления по меньше они дают значение «5», а маленькие деление значение «1». Термометр нужен для того чтобы измерять температуру, а определяется температура в градусах. Деления от 0 и выше показывают тепло и окрашены в красный цвет, а деления от 0 и ниже показывают очень низкую температуру, её мы отмечаем со знаком «-». При таких температурах замерзает вода.
– Термометры бывают разные и каждый термометр используется по назначению и сейчас мы с вами познакомимся с каждым из них.
Показ разных термометров и объяснение их применения.
– Ребята, перед тем, как выйти на улицу, нужно одеться по погоде… А как узнать погоду не выходя на улицу?
– Нужно узнать температуру.
Для того чтобы узнать температуру на улице тепло там или холодно нам потребуется термометр для измерения температуры воздуха (уличный термометр). Внутри термометра есть жидкость красного цвета это — закрашенный спирт, который поднимается или отпускается по трубочке на соответствующее деление и тем самым показывает температуру, если жидкость поднимается вверх значит «+» температура, если вниз значит «-» температура.
Этот термометр нужен для измерения температуры воздуха на улице – там есть деления от очень холодной температуры до очень жаркой. В комнате тоже нужно измерять температуру, но в комнате всегда теплее чем на улице поэтому показатели температуры всегда будут на красных делениях.
– Найдите в компьютерной сцене термометр. Обратите внимание, что столбик термометра при температуре ниже нуля становится синим, а выше – красным. Запомните, ребята, синий цвет-холодно, красный –тепло.
– Посмотрите, ребята, это термометр для измерения температуры воды – водный. Как вы думаете, почему на нём деления только больше 0 и нет делений ниже 0?
– …. (ответы детей)
– Верно, если температура воды будет ниже 0 градусов, то вода тут же замерзнет и превратится в лёд. Такой термометр пригодится для измерения температуры воды, например, в ванночке для купания маленьких детей. У кого есть маленькие братик или сестричка наверняка видели, как мама сначала по термометру определяет температуру воды, а затем кладёт в неё малыша…
– А это термомерт для измерения температуры тела человека. Мы называем его – «градусник». Потрогайте руки и ладошки друг друга. Какие они?
– Тёплые.
– Тело человека всегда должно быть тёплым. Если человек замёрз или у него жар (он становится очень горячим) это очень плохо… Нормальная температура человека – 36.6 градусов. Деления на градуснике начинаются с отметки в 35 градусов, если температура опустится ниже, человек может умереть. И заканчиваются деление в 42 градуса. Если температура поднялась до 40 градусов нужно срочно вызывать скорую помощь и снижать температуру.
– Это тоже термометр для измерения температуры тела человека. Но он уже электронный. Здесь нет шкалы с делениями, а температура сразу показывается на дисплее. Но всё равно, она не может быть ниже 35 градусов и быть более 40 градусов – это опасно для человека! Поэтому необходимо всегда следить за ней… Когда вы заболеваете, ваши мамы сразу начинают мерить вам температуру – она важный показатель состояния здоровья вашего организма!
А сейчас немного отдохнём и проведём физкультминутку
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали Выпрямиться.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямиться и сесть.
Практическая часть.
– Молодцы, ребята! А теперь давайте вернёмся к нашим термометрам. Скажите для чего они нужны?
– Для измерения температуры.
– Температуру чего можно измерить?
– Температуру воздуха на улице, в помещении, температуру воды и температуру тела человека.
– Верно. Покажите пожалуйста уличный термометр, водный, «градусник».
– Я сейчас раздам каждому из вас, модель термометра. У него есть шкала с делениями, а трубочка с жидкостью заменена на ниточку красного и синего цвета. Попробуйте на нём показать температуру + 20 градусов. Как вы думаете, это тепло, холодно или жарко? В какое время года бывает такая температура?
– Покажите температуру – 10 градусов.
– Покажите нормальную температуру тела человека.
– В нашей научной лаборатории есть прибор в виде божьей коровки. Он обладает разными способностями чувствовать окружающий мир. На конце провода – «усика» у прибора находится датчик измерения температуры, а результаты измерения нам покажет на экране компьютора мальчик Наураша. С его помощью этого датчика мы будем проводить опыты по измерению температуры.
Опытно-экспериментальная часть
1) Измерить температуру воздуха в комнате при помощи электронного датчика.
Необходимо, чтобы датчик свободно лежал на столе. Можно дать задание нескольким детям положить датчик на подоконник, а другим на столе. При этом дети увидят разницу температур в разных местах комнаты.
2) Измерить температуру воздуха на улице за окном.
Можно предложить детям сравнить температуру воздуха на подоконнике и на улице. Детям будет интересно увидеть разницу температур и убедиться, что окно задерживает холод (жару).
3) Измерить температуру своего тела.
Необходимо объяснить детям правила гигиены и после измерения температуры одним ребенком протереть датчик антимикробной жидкостью.
ИТОГ.
– Закончилось наше первое путешествие по лаборатории интересных исследований. Вам понравилось путешествие?
С каким прибором мы сегодня с вами знакомились? (термометр, датчик «божья коровка»)
– Зачем нужен термометр? (для измерения температуры)
– Почему важно знать, и уметь мерить температуру? (правильно одеваться, не обжечься, вовремя лечиться….)
– Какие виды термометров вы запомнили?
Ребята, поднимите руку те, кто хотел бы еще побывать в лаборатории интересных исследований (Подняли руки.) Тогда, мы обязательно еще там побываем, а сейчас нам пора возвращаться в группу. Снимайте фартуки. Спасибо за занятие!
Источник