Длительная фебрильная температура у ребенка

Актуальность
В дебюте многих заболеваний у детей, и, в частности, инфекционных, часто отмечается такой важный кли­нический симптом, как повышенная температура тела. Не каждое повышение температуры яв­ля­ется лихорадкой. При лихорадке в результате компенсаторной реакции организма на различные патогенные раздражители происходит повышение естественной реактивности организма [1,2,8]. Лихорадку принято оценивать по степени повышения температуры тела, длительности лихорадочного периода и характеру температурной кривой. По степени повышения температуры выделяют следующие виды лихорадок: субфебрильная – 37,2–38,0°С, низкая фебрильная – 38,1–39,0°С, высокая фебрильная – 39,1–40,1°С и чрезмерная (гиперпиретическая) – свыше 40,1°С. По продолжительности лихорадка может быть от нескольких часов до нескольких суток – эфемерная, до 15 дней – острая, до 45 дней – подострая (затяжная) и более 45 дней – хроническая. По характеру температурной кривой выделяют постоянную лихорадку (febris continua) – с повышением температуры тела, при ее суточных колебаниях не более 1°С; послабляющую лихорадку (febris remittens) – с повышением температуры тела, при котором ее суточные колебания превышают 1°С, температура при этом может опускаться ниже 38°С, но не достигает нормальных цифр; перемежающуюся лихорадку (febris intermittens) – с чередованием высоких подъемов температуры и ее снижением до нормы в утренние часы; истощающую лихорадку (febris hectica) – с подъемом температуры тела до высоких цифр с очень быстрым ее снижением, может быть несколько эпизодов подъема температуры и ее падения в течение суток; извращенную лихорадку (febris inverse) – с извращением суточного температурного ритма с более высокими подъемами температуры в утренние часы; возвратную лихорадку (febris recurrens) – с чередованием высоколихорадочных и безлихорадочных периодов длительностью до нескольких дней и неправильную лихорадку (febris atypical) – с отсутствием каких–либо закономерностей. В работе R.G. Peters­dorf (1961 г.) лихорадка неясного происхождения (ЛНП) определена как температура тела выше 38,3°С, сохраняющаяся в течение более 3 недель с диагнозом, остающимся неясным после пребывания в стационаре одну неделю. Многие авторы подчеркивают, что ЛНП чаще обусловлена распространенными заболеваниями, протекающими атипично, чем редкими экзотическими заболеваниями [3,5,6]. Малаховский В.Б с соавт. (1998) выделяют ключевые параметры ЛНП – пирогенность, моносимптомность и безрецидивность. К лихорадке неясного происхождения не следует относить случаи неясных субфебрилитетов, которые требуют иного диагностического подхода. Причиной длительной лихорадки у детей чаще всего бывают 3 категории заболеваний: инфекционные заболевания, болезни соединительной ткани, новообразования [4,6,7]. По мере увеличения длительности лихорадки уменьшаются шансы на выявление инфекционных заболеваний.

В дебюте многих заболеваний у детей, и, в частности, инфекционных, часто отмечается такой важный кли­нический симптом, как повышенная температура тела. Не каждое повышение температуры яв­ля­ется лихорадкой. При лихорадке в результате компенсаторной реакции организма на различные патогенные раздражители происходит повышение естественной реактивности организма [1,2,8]. Лихорадку принято оценивать по степени повышения температуры тела, длительности лихорадочного периода и характеру температурной кривой. По степени повышения температуры выделяют следующие виды лихорадок: субфебрильная – 37,2–38,0°С, низкая фебрильная – 38,1–39,0°С, высокая фебрильная – 39,1–40,1°С и чрезмерная (гиперпиретическая) – свыше 40,1°С. По продолжительности лихорадка может быть от нескольких часов до нескольких суток – эфемерная, до 15 дней – острая, до 45 дней – подострая (затяжная) и более 45 дней – хроническая. По характеру температурной кривой выделяют постоянную лихорадку (febris continua) – с повышением температуры тела, при ее суточных колебаниях не более 1°С; послабляющую лихорадку (febris remittens) – с повышением температуры тела, при котором ее суточные колебания превышают 1°С, температура при этом может опускаться ниже 38°С, но не достигает нормальных цифр; перемежающуюся лихорадку (febris intermittens) – с чередованием высоких подъемов температуры и ее снижением до нормы в утренние часы; истощающую лихорадку (febris hectica) – с подъемом температуры тела до высоких цифр с очень быстрым ее снижением, может быть несколько эпизодов подъема температуры и ее падения в течение суток; извращенную лихорадку (febris inverse) – с извращением суточного температурного ритма с более высокими подъемами температуры в утренние часы; возвратную лихорадку (febris recurrens) – с чередованием высоколихорадочных и безлихорадочных периодов длительностью до нескольких дней и неправильную лихорадку (febris atypical) – с отсутствием каких–либо закономерностей. В работе R.G. Peters­dorf (1961 г.) лихорадка неясного происхождения (ЛНП) определена как температура тела выше 38,3°С, сохраняющаяся в течение более 3 недель с диагнозом, остающимся неясным после пребывания в стационаре одну неделю. Многие авторы подчеркивают, что ЛНП чаще обусловлена распространенными заболеваниями, протекающими атипично, чем редкими экзотическими заболеваниями [3,5,6]. Малаховский В.Б с соавт. (1998) выделяют ключевые параметры ЛНП – пирогенность, моносимптомность и безрецидивность. К лихорадке неясного происхождения не следует относить случаи неясных субфебрилитетов, которые требуют иного диагностического подхода. Причиной длительной лихорадки у детей чаще всего бывают 3 категории заболеваний: инфекционные заболевания, болезни соединительной ткани, новообразования [4,6,7]. По мере увеличения длительности лихорадки уменьшаются шансы на выявление инфекционных заболеваний.
Цель работы – изучить этиологическую структуру, особенности клинического течения длительных фебрильных лихорадок у детей.
Материалы и методы исследования
Под наблюдением находилось 48 пациентов в возрасте от 8 месяцев до 16 лет, госпитализированных в ОДКБ № 2 г. Воронежа в 2004–2008 годах с диагнозом при направлении – лихорадка неясного происхождения.
Используя рекомендации М.И. Лоурина, руководствуясь приказами МЗ РФ, мы разработали алгоритм диагностики ЛНП у детей, который применяли при обследовании больных с целью верификации диагноза. Сбор анамнеза и тщательное физикальное обследование больного, включающее обязательный осмотр специалистов – невропатолога, отоларинголога, окулиста, по показаниям – хирурга, кардиолога, онкогематолога, являются важными составляющими объективного осмотра. Однако у детей с ЛНП обычно не выявляются характерные специфические симптомы заболевания, поэтому основное значение приобретают лабораторно–инструментальные методы исследования, которые проводятся в три этапа.
1 этап: общий анализ крови с подсчетом ретикулоцитов, тромбоцитов, СОЭ; общий анализ мочи; туберкулиновая кожная проба; рентгенография органов грудной клетки; ЭКГ, биохимическое исследование крови 1 раз в неделю; бактериологические посевы кала, мочи на патогенную флору; посевы крови на стерильность трехкратно на высоте температуры, посев крови на гемокультуру; проведение серологических реакций на выявление титров сывороточных антител против сальмонеллеза, брюшного тифа и паратифа; исследование мазка крови на наличие плазмодий малярии.
2 этап: дополнительные тесты, если диагноз не установлен – общий анализ крови и общий анализ мочи в динамике (каждые 5–7 дней, даже при ранее нормальных показателях); повторные бактериологические посевы крови, включающие специальные среды для выявления как аэробных, так и анаэробных возбудителей; исследование в серологических реакциях титров сывороточных антител против возбудителей инфекционных заболеваний (брюшной тиф повторно, бруцеллез, туляремия, иерсиниозы, лептоспироз, орнитоз, сыпной тиф, болезнь Брилла, лихорадка КУ, токсоплазмоз, вирусы респираторной группы, энтеровирусы; ВИЧ, вирус Эпштейн–Барра (ВЭБ), цитомегаловирус (ЦМВ)); ПЦР ДНК ВЭБ и ЦМВ; маркеры парентеральных гепатитов В, С, D; определение антинуклеарных антител, ревматоидного фактора, LE–клеток; ультразвуковое исследование органов брюшной полости; исследование глазного дна; проведение люмбальной пункции.
3 этап: рентгенологическое (рентгенография, компьютерная томография, ядерно–магнитный резонанс) исследование костей, параназальных синусов, желудочно–кишечного тракта, внутривенная урография; электроэнцефалография; эхокардиография; стернальная пункция.
Первый этап лабораторных исследований проводили сразу же, как только был поставлен рабочий диагноз ЛНП. Если после этого диагноз не был установлен, то назначались тесты 2 этапа. Инструментальные методы исследования, объединенные в 3–ю группу, делались в последнюю очередь ввиду их малой информативности при обследовании больных без специфических симптомов и инвазивности (в том числе и лучевой нагрузки).
Полученные результаты
Продолжительные (более трех недель) фебрильные состояния, отвечающие критериям ЛНП, выделены нами у 36 детей (75%). У 25% имели место непродолжительные субфебрильные лихорадки, и из дальнейшей разработки эти дети были исключены.
При анализе историй болезни 36 пациентов установлено, что ЛНП регистрировались с одинаковой частотой у мальчиков и девочек (41 и 59% соответственно). 16 детей (46%) были в возрасте до 3 лет, от 3 до 6 лет – 6 детей (15%) и от 6 до 12 лет – 14 (39%). На догоспитальном этапе 20 из 36 детей получили по 2 курса антибиотикотерапии, 16 больных – по 1 курсу при продолжительности каждого от 5 до 7 дней. Исполь­зовались преимущественно аминопенициллины, аминогликозиды и их комбинации.
Изучение преморбидного фона у детей с длительными лихорадками показало, что у 6 пациентов отмечалась железодефицитная анемия, у 3 – врожденная патология почек, в единичных случаях встречались тимомегалия, дисбиоз кишечника, аллергодерматит.
У всех 36 пациентов лихорадка развивалась остро с общеинфекционными проявлениями (слабость, головная боль, снижение аппетита), сочетаясь у 20 (55%) – с микролимфаденопатией, у 4 детей (11%) с минимальными желудочно–кишечными расстройствами (тошнота, непостоянная боль в животе), у 3 (9%)– с артралгическим синдромом (рис. 1). При этом у всех пациентов отсутствовала определенная локальная симптоматика.
Средняя продолжительность лихорадки составила 30,2±4,2 дней, средний уровень температуры 39,2±0,4°С; у 67% пациентов регистрировалась лихорадка интермиттирующего типа, у 22% – возвратного типа, у 5% – ремитирующая и у 6% (по 3% соответственно) – извращенная и неправильного типа. У большинства детей самочувствие при повышении температуры страдало мало. Островоспалительные изменения крови, в частности, увеличение СОЭ и наличие С–реактивного белка, выявлялись у 77% пациентов, при этом у половины эти изменения обнаруживались на 3–4–й неделе заболевания только в ходе 2 этапа обследования согласно алгоритму диагностики ЛНП. Осмотры узких специалистов ни в одном случае не выявили специфических изменений. При оценке данных УЗИ в стационаре незначительное увеличение печени обнаружено у 12 (33%) больных, у 11 (30%) – увеличение печени сочеталось с небольшим увеличением размеров селезенки.
В результате проведенного комплексного клинико–лабораторно–инструментального исследования соответственно предложенному алгоритму диагноз уточнен у 33 (91%) больных (рис. 2). Наиболее часто имела место инфекция мочевыводящих путей, протекавшая в сочетании с вирусными инфекциями: аденовирусной – 8 детей, первичной Эпштейна–Барра вирусной инфекцией – 5 больных, реактивацией ЭБВ инфекции – 4 больных. Клиническая картина смешанных вирусно–бактериальных заболеваний была атипичной, с минимально выраженными респираторными нарушениями (заложенность носа), микролимфаденопатией и отсутствием дизурических явлений, изменения в моче выявлялись только при многократных прицельных исследованиях, что затрудняло своевременную постановку диагноза. Изолированное поражение мочевыводящих путей отмечалось только у одного ребенка, диагноз был уточнен при дополнительном лабораторном и инструментальном исследованиях.
Реже диагностировались бактериальные моноин­фек­ции: кишечный иерсиниоз – 5 пациентов, сальмонеллез группы В септическая форма – 1 пациент. Осо­бен­ностью этих заболеваний являлось отсутствие диарейного и абдоминального синдромов на фоне длительной (более 3 недель) лихорадки, незначительной гепатоспленомегалии. У 3 детей с кишечным иерсиниозом отмечался артралгический синдром. При иерсиниозе специфические антитела в сыворотке крови появлялись поздно – на 4–й неделе заболевания. У 1 ребенка этиологию инфекции уточнить не удалось, но характер изменений периферической крови, повышение С–реак­тив­ного белка в биохимическом анализе крови, положительная клиническая и лабораторная динамика на антибактериальной терапии соответствовали бактериальному воспалительному процессу.
Вирусная моноинфекция в виде первичной ЭБВ выявлялась у 4 больных, у всех детей определялась незначительная гепатомегалия при отсутствии лимфаденопатии и атипичных мононуклеаров в крови.
В единичных случаях диагностированы соматические заболевания: острый лейкоз, ревмокардит, опухоль забрюшинного пространства и ВСД, термоневроз.
Несмотря на тщательное обследование у 3 пациентов верифицировать диагноз не удалось. Температура нормализовалась у них спонтанно на 28–30–й день бо­лезни. Дети были выписаны домой с диагнозом «ли­хорадка невыясненной причины» под динамическое на­блюдение участкового врача. По данным катамнеза, про­веденного в течение 6 месяцев после выписки из стационара, рецидивов лихорадки у всех 3 детей в дальнейшем не было.
Жаропонижающие препараты (парацетамол, ибупрофен) получали 95% пациентов с температурой выше 38,6°–39°С. При хорошей переносимости лихорадки и температуре ниже 38,5°С жаропонижающие средства не назначались. В некоторых случаях использование нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП) помогало отдифференцировать инфекционную лихорадку от иммуноопосредованного фебриллитета. Парацета­мол и ибупрофен (Нурофен для детей) применялись у детей в разовых дозах: парацетамол – 10–15 мг/кг, ибупрофен – 5–10 мг/кг. Предпочтение отдавалось препарату Нурофен для детей (Reckitt Benckiser Healthcare, Великобритания) в форме суспензии с приятным апельсиновым или клубничным вкусом, содержащей ибупрофен (100 мг/мл), без добавления сахара, алкоголя и искусственных красителей. По сравнению с парацетамолом препарат обладает не только выраженным жаропонижающим эффектом, сохраняющимся более продолжительное время – 8 часов, но, кроме того, противовоспалительным и обезболивающим действием.
Таким образом, в результате комплексного клинико–лабораторно–инструментального обследования в условиях стационара с применением алгоритма диагностики причины длительных фебрильных лихорадок у детей удалось уточнить в 91% случаев, при этом чаще имели место инфекционные заболевания. Среди инфекционных заболеваний в 47% случаев встречались смешанные вирусно–бактериальные инфекции, клиника которых была атипична и моносимптомна; нередко инфекции протекали на неблагоприятном преморбидном фоне, что затрудняло своевременную диагностику заболеваний.

Читайте также:  Ребенок температура кашель сыпь

Литература
1. Ветров В.П., Длин В.В. и др. Рациональное применение антипиретиков у детей: пособие для врачей / В.П. Ветров, Пособие для врачей. – М., 2002. – 23 с.
2. Геппе Н.А. Представления о механизмах лихорадки у детей и принципах жаропонижающей терапии / Н.А. Геппе, О.В. Зайцева // РМЖ. – 2003. – Т.11, №1 (173). – С. 31–37.
3. Дворецкий Л. И.. Лихорадки неясного генеза в клинике внутренних болезней: рекомендации для врачей. – М.:1997. – 44 с.
4. Илунина Л.М.. Лихорадочные состояния у детей: методические рекомендации / Л.М. Илунина, С.П. Кокорева, А.В. Макарова.– Воронеж: ВГМА, 2008. – 32 с.
5. Коровина Н.А.. Лихорадка у детей. Рациональный выбор жаропонижающих лекарственных средств: руководство для врачей / Н.А. Коровина, А.Л. Заплатников, И.Н. Захарова. – М.: Медицина, 2000. – 68 с.
6. Лоурин М.И.. Лихорадка у детей. – М.: Медицина,1985. – 256 с.
7. Малаховский В.Б. Подходы к диагностике лихорадки неясного происхождения у детей / В.Б. Малаховский // Педиатрия.– 1998. – №5. С. 61–63.
8. Таточенко В.К.. Рациональное применение жаропонижающих препаратов у детей // РМЖ. – 2000. т.8. – №3–4. С. 40–42.

Источник

Высокая температура свидетельствует о наличии заболевания. Но бывает так, что температура повышена, а другие симптомы не наблюдаются. В таком случае врачи используют понятие «субфебрильная температура». Зачастую это состояние наблюдается у детей. В чём причины субфебрильной температуры и требуется ли ребёнку лечение? Об этом и пойдёт речь.

Признаки субфебрилитета у детей

Субфебрильная температура – это состояние, при котором повышенная температура держится длительное время и может достигать 38,3˚С, а явные признаки заболевания отсутствуют.

На фоне повышенной температуры могут наблюдаться следующие признаки:

  • слабость;
  • вялость;
  • снижение аппетита;
  • чрезмерное потоотделение;
  • учащение пульса и дыхания;
  • срыгивания (у младенцев);
  • нарушения сна;
  • повышенная нервозность.

Чаще всего длительный субфебрилитет встречается у детей в возрасте 7–15 лет

Особенности температурного режима у ребёнка

У взрослого человека нормальный показатель температуры тела, как вы наверняка знаете, составляет 36,6˚С. У ребёнка он может быть ниже или выше, а также меняться на протяжении дня. У грудничков повышение температуры наблюдается во время кормления или при различных беспокойствах. Таким образом, если она достигает 37,5˚С, это не всегда говорит о наличии какого-либо заболевания.

Существует ряд факторов, которые воздействуют на физиологические изменения температуры тела у ребёнка:

  • суточные ритмы – максимальный показатель наблюдается во второй половине дня, минимальный – ночью;
  • возраст – чем младше ребёнок, тем выраженнее температурные колебания, что происходит в результате интенсивного обмена веществ;
  • условия окружающей среды – в жаркое время года температура тела ребёнка также может повышаться;
  • физические нагрузки и беспокойство – способствуют повышению этого показателя.

Родители должны измерять температуру ребёнку утром, днём и вечером на протяжении двух недель и записывать полученные результаты в тетрадь.

У доношенных новорождённых детей суточные температурные колебания отсутствуют и проявляются ближе к месячному возрасту.

Основные причины возникновения субфебрильной температуры

Субфебрильная температура может указывать на неполадки в работе детского организма. Иногда она говорит о наличии скрытых заболеваний. Чтобы своевременно заняться их лечением, необходимо выяснить причину, которая привела к субфебрилитету.

Инфекционные заболевания

Длительное повышение температуры у детей может быть вызвано следующими заболеваниями:

  • туберкулёзом лёгких (также сопровождается общей слабостью, снижением аппетита, быстрой утомляемостью, усиленным потоотделением, затяжным кашлем, исхуданием);
  • очаговыми инфекциями (гайморитом, холециститом, тонзиллитом, стоматологическими проблемами и прочими);
  • бруцеллёзом, лямблиозом, токсоплазмозом;
  • гельминтозом.

Зачастую у детей выявляется хронический тонзиллит, однако он не всегда сопровождается повышением температуры тела. Гельминтоз также является распространённым заболеванием у детей младшего возраста. Это объясняется наличием различных форм паразитов в окружающей среде и низким уровнем развития гигиенических навыков у ребёнка.

Неинфекционные болезни

Среди заболеваний неинфекционного характера, которые приводят к длительному субфебрилитету, относятся аутоиммунные нарушения, болезни крови. Иногда причиной длительного повышения температуры тела являются злокачественные опухоли. В детском возрасте онкологические заболевания встречаются нечасто, но иногда они поражают организм ребёнка. Также к причинам, которые вызывают субфебрилитет, относятся ревматические болезни, железодефицитная анемия, аллергия. Эндокринные заболевания тоже способствуют длительному повышению температуры тела. Как известно, все биологические процессы проходят с выделением тепла. Механизм терморегуляции способствует поддержанию нормальной температуры тела. Если нарушается работа надпочечников, наблюдается спазм поверхностных сосудов конечностей. Это мешает организму выделить лишнее тепло. В результате температура тела повышается, а ноги и руки ребёнка могут оставаться холодными.

При инфекционном субфебрилитете сохраняются физиологические суточные колебания температуры, она плохо переносится и сбивается после приёма жаропонижающих средств. Если причиной выступает неинфекционное заболевание, суточные температурные колебания не наблюдаются или изменены, жаропонижающие средства не помогают.

Последствие вирусных недугов

После перенесённого вирусного заболевания (гриппа или ОРВИ) может остаться «температурный хвост». В этом случае субфебрилитет носит доброкачественный характер, изменения в анализах не наблюдаются, а состояние нормализуется в течение двух месяцев.

В прошлом столетии врачи проводили исследования, при которых в двух учебных заведениях детям от 7 до 15 лет измеряли температуру. Она оказалась повышенной у 20% учеников. При этом признаки респираторного заболевания отсутствовали.

Психогенные расстройства

У мнительных, замкнутых, раздражительных и необщительных детей существует высокая вероятность к проявлениям длительного субфебрилитета. Поэтому рекомендуется относиться к такому ребёнку более бережно. Ни в коем случае нельзя кричать, высмеивать и стыдить его. Ранимым детям очень легко нанести душевную травму. Также причиной субфебрильной температуры может служить психическое перенапряжение. Это может произойти во время ожидания какого-то важного события, доставляющего переживание.

Читайте также:  Когда отравление у ребенка может быть температура

Методы обследования

Для определения субфебрилитета у ребёнка требуется суточный мониторинг температуры. Её необходимо измерять каждые 3–4 часа, в том числе и во время сна. Заболевания, являющиеся причинами проявления такой реакции, разнообразны. Чтобы точно установить их, необходимо провести комплексное обследование.

Важно провести комплексное обследование, так как своевременно нераспознанный субфебрилитет может представлять серьёзную угрозу для ребёнка

Общий осмотр и анализы

Сначала врач должен провести общий осмотр ребёнка, чтобы оценить его состояние. Необходимо исследовать лимфатические узлы, живот, прослушать шумы в сердце и лёгких. Также нужно осмотреть кожные покровы, слизистые оболочки, суставы, молочные железы, ЛОР-органы.

Далее проводится анализ анамнеза и жалоб заболеваний:

  • перенесённые операции и болезни;
  • существующие заболевания;
  • определение риска заражения гепатитом, бактериальным эндокардитом, паразитарными болезнями.

Лабораторные методы обследования включают в себя:

  • общий анализ мочи и крови;
  • исследование мокроты;
  • биохимический, серологический анализ крови;
  • исследование жидкости спинного мозга.

Проведение комплексной клинико-лабораторной диагностики назначается с целью исключения скрытого заболевания.

Инструментальные методы обследования

Детям с повышенной температурой тела, которая сохраняется долгое время, назначается проведение следующих процедур:

  • рентгенографии;
  • УЗИ;
  • эхокардиографии;
  • компьютерной томографии.

Рентгенологическое исследование проводится, если существует подозрение на наличие болезней ЛОР-органов или дыхательных путей. В таких случаях назначается рентген лёгких и придаточных носовых пазух. Причинами длительного субфебрилитета могут выступать аутоиммунные заболевания. Поэтому необходимо обязательно провести ревматологические пробы.

Аспириновый тест

У детей старшего возраста для выявления причины субфебрилитета проводится аспириновый тест. Он назначается для диагностирования возможного воспалительного процесса, а также неврологического заболевания. Его суть состоит в регистрации температуры после приёма аспирина по установленной схеме. Сначала ребёнок должен приянть половину таблетки, а спустя полчаса у него измеряется температура. Если она снизилась, в организме протекает воспалительный процесс. Когда температура остаётся без изменений, это означает, что причина состоит в нарушениях неинфекционного характера.

Консультации специалистов и обследования родителей

При наличии субфебрильной температуры рекомендуется проконсультироваться со следующими специалистами:

  • гинекологом (у девочек проводятся исследования малого таза);
  • гематологом (для исключения онкологических болезней лимфатической ткани и кроветворной системы);
  • неврологом (для исключения менингита);
  • онкологом (выполняется поиск очаговой патологии);
  • ревматологом (обнаружение суставных синдромов);
  • инфекционистом (для исключения инфекционного процесса);
  • фтизиатром (обследование на туберкулёз).

Кроме того, необходимо обследовать родителей ребёнка, а также других членов семьи. Это нужно, чтобы обнаружить возможные очаги скрытой инфекции, которая поддерживает субфебрилитет.

Родители должны подойти со всей ответственностью к обследованию ребёнка. Необходимо провести комплексную диагностику, чтобы врач смог назначить эффективное лечение.

Требуется ли лечение?

Первый вопрос, которым задаются родители ребёнка с субфебрильной температурой, состоит в необходимости лечения. Требуется ли терапия при длительном субфебрилитете? Ответ в этом случае может быть только один: лечение необходимо. Как известно, постоянно повышенная температура не лучшим образом сказывается на работе детского организма, подрывая его защитные силы.

Лечение субфебрилитета у ребёнка состоит в устранении причины, которая привела к такому состоянию. Если повышение температуры спровоцировано неинфекционными заболеваниями, используются препараты, действие которых направлено на избавление от этих болезней. При устранении функциональных расстройств центральной нервной системы, вызвавших нарушение теплообмена, применяется гипнотерапия, иглорефлексотерапия. Также может быть использована глутаминовая кислота.

Если выявлено наличие инфекционных заболеваний, все действия направлены на устранение инфекции. При наличии воспалений обязательно проводится комплексное лечение при помощи противовоспалительных препаратов. Если причиной субфебрилитета у ребёнка является перенесённое вирусное заболевание, терапия не требуется, поскольку состояние самостоятельно приходит в норму через некоторое время.

При субфебрильной температуре не рекомендуется принимать жаропонижающие препараты, поскольку они не оказывают лечебного действия, а только снижают иммунитет.

Задача родителей состоит в создании правильного режима для ребёнка. В отмене посещения школы нет необходимости. Только нужно предупредить учителей, что ребёнок с повышенной температурой может быстрее уставать. Детям с субфебрилитетом желательно много времени находиться на свежем воздухе, меньше сидеть около телевизора. Полезно проводить закаливающие процедуры.

Видео. Рекомендации доктора Комаровского

Родителям необходимо помнить, что лечить нужно не температуру, а её причину. Чтобы выявить нарушение, следует обязательно показать ребёнка врачу. Прогноз субфебрилитета у детей хороший. Правильное лечение, а также распорядок дня быстро нормализует температуру. Мало у кого субфебрилитет остаётся во взрослой жизни.

Источник