Физиопроцедуры ребенку при температуре
Физиотерапевтические процедуры занимают важное место в лечении различных заболеваний у детей и взрослых. Однако, при развитии инфекционной патологии многие пациенты и врачи задаются вопросом: можно ли делать физиопроцедуры и почему? Ответ на них зависит от типа предполагаемого физиолечения, сопутствующих заболеваний, а также наличия дополнительных показаний и противопоказаний к проведению данной терапии. Необходимо отметить, что любые виды физиопроцедур должен назначать только лечащий врач после осмотра больного малыша или взрослого пациента.
Причины повышения температуры
Повышение температуры тела до 37ºС и выше возможно на фоне различных заболеваний, однако, наиболее часто, лихорадка сопровождает инфекционные болезни. У людей различного возраста чаще всего встречаются острые респираторные вирусные и бактериальные инфекции, приводящие к появлению большого числа неприятных симптомов: насморк, кашель, головные боли и пр.
Использование физиопроцедур при болезнях (хронический гастрит, грыжи, остеохондроз и пр.) на фоне любого острого инфекционного процесса строго ограничено показаниями и противопоказаниями к конкретному виду лечения.
Лечение подобных состояний всегда должно основываться на комплексном подходе у больных любого возраста как у грудничков, так и у пожилых пациентов. Физиолечение при этом также может использоваться, однако, в его отношении существуют определенные ограничения, связанные с конкретными типами физио воздействия на организм.
Виды физиотерапевтических процедур
Врачи-физиотерапевты хорошо знают, что использование физиолечения в острый период инфекционного процесса зависит от конкретного метода. Например, такие процедуры, как УВЧ и электрофорез делать нельзя, однако, некоторые могут успешно использоваться и ускорять выздоровление больного.
Доктора выделяют следующие виды физиолечения:
- Ингаляции, основанные на вдыхании лекарственных препаратов, позволяют напрямую воздействовать на слизистую оболочку дыхательных путей и уничтожать инфекционные агенты. Также, они показывают высокую эффективность при обструктивных формах бронхита, вызывая быстрое расширение бронхов и устранение одышки. Процедура может выполняться всем пациентам, даже при повышенной температуре тела.
- УФ-облучение используется для уничтожения вирусов и бактерий на слизистых оболочках. Ультрафиолетовое излучение оказывает выраженное дезинфицирующее действие, не приводя к негативным последствиям. Доктор может порекомендовать сделать УФО и больным с температурой тела свыше 37ºС.
- Лечебный массаж проводится всем пациентам и позволяет улучшить кровоток, ускорить обменные процессы и обеспечить более быстрое выздоровление человека.
- Применение высокочастотного электромагнитного поля в виде УВЧ-процедур должно проводиться с большой осторожностью и при отсутствии лихорадки у больных.
- Электрофорез, а также гальванофорез и ионофорез проводятся только при нормальной температуре тела как детям, так и взрослым пациентам.
Каждый из физиотерапевтических методов отличается своим уникальным механизмом действия на организм человека и может стать причиной развития нежелательных реакций при повышенной температуре тела. В связи с этим необходимо знать, какие виды физиолечения и в какой период болезни не могут быть проведены пациенту.
Ограничения к использованию физиолечения
Лихорадка – показатель активного воспалительного процесса во внутренних органах, связанного с внедрением микроорганизмов. На фоне любой инфекции у человека отмечается повышение температуры тела, ускорение обменных процессов и изменение чувствительности биологических тканей к любым видам воздействия.
В связи с этим использовать такие процедуры, как электрофорез, УВЧ-воздействие, ионтофорез и другие методы, связанные с дополнительным эффектом прогревания, запрещено. Это может стать причиной дополнительного подъема температуры тела до критических цифр, а также привести к быстрому увеличению патологического очага.
Ни в коем случае не стоит самостоятельно заниматься физиотерапией в домашних условиях, так как это чревато развитием серьезных осложнений.
Помимо этого, проведение физиолечения требует посещения медицинского учреждения, что не всегда возможно при повышенной температуре тела у ребенка или взрослого человека. Важно отметить, что самостоятельная нормализация температуры в течение дня или использование жаропонижающих препаратов не позволяют проводить указанные физиотерапевтические процедуры до полного прекращения острого периода болезни.
Использование физиопроцедур при инфекционных заболеваниях
В острый период инфекционных болезней к использованию разрешены методики, не приводящие к нагреванию тканей и ускорению метаболизма: лечебный массаж, УФ-облучение и ингаляции. Все остальные процедуры, такие как электрофорез или УВЧ, осуществляются в период реабилитации после болезни, способствуя профилактике обострений и осложнений. УФО, ингаляции с лекарственными препаратами и массаж, являются важными методами активного лечения и успешно заменяют все другие аппаратные процедуры.
Пациенты часто задают вопрос, можно ли использовать физиотерапию при повышении температуры или нет? Врачи-физиотерапевты дают на это однозначный ответ: ряд методик физиотерапевтического воздействия осуществляются и в острый период, например, массаж, УФО и ингаляции, так как отличаются высокой эффективностью и безопасностью при данных состояниях. В то же время электрофорез, УВЧ, ионофорез и гальванофорез должны использоваться только вне острого периода, то есть после стабилизации температуры тела, так как их применение на фоне лихорадки может привести к тяжелым последствиям для здоровья человека.
Источник
Начнем с определения понятия. Что же это такое — физиотерапия?
Физиотерапия — область медицины, изучающая процесс лечения с использованием природных (греч. phisis — «природа») и искусственно создаваемых физических факторов.
Приведенное определение наводит на мысль о том, что баня, сауна и «подышать над картошкой» — это тоже физиотерапия. И вообще положа руку на сердце следует признать, что самое-самое главное в лечении ОРЗ — это учет и оптимизация факторов окружающей среды, прежде всего физических параметров вдыхаемого воздуха. Так что лечение ОРЗ — это, по большому счету, сплошная физиотерапия.
Тем не менее традиционно физиотерапию связывают не столько с природными физическими воздействиями, сколько с факторами, создаваемыми искусственно.
В подавляющем большинстве случаев физиотерапия организуется следующим образом. Есть некий аппарат (прибор, устройство, приспособление), способный создавать (генерировать, производить) нечто — свет, звук, тепло, электрический ток, магнитное поле и т. д. Все варианты этого «нечто» оказывают определенное лечебное воздействие в определенных обстоятельствах при вполне определенных заболеваниях. Аппарат, генерирующий полезный физический фактор, стоит немалых денег и занимает немало места. Находится он в специальной комнате под названием «физиотерапевтический кабинет». Ну а комната эта расположена в конкретном медицинском учреждении — в поликлинике, в стационаре.
Работать с устройствами для физиотерапии может далеко не каждый — этому надо намеренно и очень сознательно обучаться. Само собой разумеется, что есть специалисты, получившие профессиональную подготовку в этой области, — врачи-физиотерапевты и медицинские сестры физиотерапевтических кабинетов.
Суть всего вышеизложенного применительно к теме ОРЗ: медсестра физиотерапевтического кабинета вместе с устройством для физиотерапии не сможет прийти к вам домой для того, чтобы «погреть заболевшего Димочку». Не сможет, даже если ее об этом очень попросит ваш папа или даже сам врач-физиотерапевт.
Вывод: если физиотерапия не идет к Диме, значит, Дима должен идти к физиотерапии. В этом, собственно, и кроется ее (физиотерапии) главный недостаток: надо выходить из дома и отправляться в близлежащую поликлинику. Но коль скоро есть недостаток, значит, есть и достоинства, заставляющие многих людей из дома все-таки выходить и детей из дома выводить! Поэтому будет вполне уместным рассказ о том, какие бывают методы физиотерапии и какими полезными свойствами они обладают.
Методы физиотерапии основаны на том, что в качестве источника искусственного физического воздействия они используют:
- непрерывный постоянный электрический ток малой силы (гальванотерапия);
- переменный импульсный ток высокой частоты, высокого напряжения и малой силы (дарсонвализация);
- переменное высокочастотное магнитное поле (индуктотермия);
- постоянное или переменное низкочастотное магнитное поле (магнитотерапия);
- микроволновые электромагнитные колебания (микроволновая или СВЧ-терапия);
- ультравысокочастотное электромагнитное поле (УВЧ-терапия);
- ультразвук;
- введение в организм лекарственных веществ с помощью постоянного тока (электрофорез) или посредством ультразвука (ультрафонофорез);
- инфракрасное, видимое и ультрафиолетовое излучение (светотерапия)…
Многоточие мы поставили потому, что список этот далеко не полный, а всеобъемлющий анализ методов физиотерапии нашей задачей все-таки не является.
Упомянутые физические факторы способны, как мы уже заметили, оказывать «определенное лечебное воздействие в определенных обстоятельствах при вполне определенных заболеваниях».
В чем же состоит лечебное воздействие, каковы возможности физиотерапии:
- активизация обменных процессов;
- стимуляция крово- и лимфообращения;
- обезболивающее, противовоспалительное, спазмолитическое, общетонизирующее, иммуностимулирующее, регенерирующее действие.
Само собой разумеется, что все перечисленное не является обязательной принадлежностью каждого из упомянутых способов физического воздействия, но хоть несколько лечебных эффектов у любого физиотерапевтического метода есть.
Как же соотносятся физиотерапия и ОРЗ?
Вполне очевидно, что острый воспалительный процесс в органах респираторной системы — это, по сути, активизация кровообращения и стимуляция обменных процессов как ответная реакция организма на повреждающий фактор (инфекционный или аллергический). Опять-таки мы ведь говорим о детях, а главной особенностью именно детского организма является очень высокая скорость реакций, связанных с обменом веществ. Т. е. в остром периоде болезни стимулировать, собственно, нечего — все и без того активное.
Если же принять во внимание тот факт, что для проведения физиотерапии ребенка еще и надо транспортировать в поликлинику, так этот вариант действий представляется более чем сомнительным. Трудно себе представить, как заболевшую бронхитом девочку Свету с температурой 38 °С вытащили из кровати и потащили в поликлинику, чтобы воздействовать на ее глубоко несчастные бронхи каким-нибудь ультразвуком, дабы ускорить в этих бронхах кровообращение.
Вывод: в остром периоде респираторных заболеваний физиотерапия нецелесообразна.
Стало лучше. Но болезнь была серьезная: ангина, бронхит, пневмония и т. п. Пострадавший орган полностью не восстановился — горло уже не болит и миндалины совсем не красные, но вон какие большие; хрипов нет, но еще покашливает, и на рентгенограмме все, конечно же, намного лучше, но не совсем хорошо — вот ведь ясно написано: «Остаточные явления пневмонии в нижней доле справа»…
Итак, ребенок выздоравливает. Но есть остаточные явления. Конкретный пострадавший орган полностью не восстановился. Имеется возможность активизировать процесс выздоровления с помощью физиотерапевтических методов. Приходите в поликлинику, мы вам осуществим процедуру под названием «коротковолновое ультрафиолетовое облучение» — сокращенно КУФ. Этим КУФом раз 5–7 погреем горлышко, и последствий ангины как не бывало! У вашего ребенка было воспаление легких? Приходите, приходите! У нас есть прекрасный аппарат для магнитотерапии. 5–7 сеансов, и пневмония отступит окончательно!
Теперь вопрос: мы будем неделю не выходить из дома или проведем семь сеансов стимулирующего противовоспалительного физиотерапевтического воздействия? В каком случае легкое быстрее восстановится? Разумеется, во втором.
Вопрос номер два: мы будем целую неделю много гулять и дышать свежим воздухом или семь раз сходим в поликлинику для проведения физиотерапии? В каком случае легкое быстрее восстановится? Ответа нет.
Ответа нет ни у кого. Ответа нет в принципе. Поскольку сопоставить эффективность прогулок и эффективность физиотерапии в период выздоровления после перенесенного ОРЗ невозможно, и никаких доказательных научных работ на эту тему не существует. Ребенок тем от взрослого и отличается, что при нормальном уходе он восстановится за несколько дней сам. Помогать не надо! Только не мешайте. А что самое опасное на этапе выздоровления? Самое опасное — новая болезнь, новое ОРЗ.
Здравомыслящий родитель с легкостью ответит на вопрос: где легче «найти» новое ОРЗ? На прогулке или в коридоре поликлиники?
Итак, эффективность физиотерапии в сравнении с пользой прогулок не доказана. Посещение поликлиники — реальный риск новой вирусной инфекции.
Вывод: в восстановительном периоде после перенесенных острых респираторных заболеваний физиотерапия в условиях поликлиники нецелесообразна.
А в стационаре? Почему бы и нет? Если стало лучше, температура нормализовалась, гулять негде или не выпускают, но всегда под рукой кабинет физиотерапии… Действительно, почему бы и нет? Но, может быть, и проще, и дешевле выписать домой, если родственники готовы и имеют возможность гулять?
Ваш ребенок всю зиму проболел. Бронхит, пневмония, два раза отит. А летом вы приехали в санаторий. И там есть возможность для проведения физиотерапии. Как замечательно! Заразных больных вокруг нет, свежий воздух — сколько угодно, а тут еще и полезное электромагнитное поле… Просто прекрасно! Да только о физиотерапии при ОРЗ никто в подобной ситуации не говорит, поскольку физиотерапевтические процедуры — это самый обыкновенный, вполне стандартный вариант здорового санаторного времяпровождения.
***
Так как же соотносятся ОРЗ и физиотерапия?
В подавляющем большинстве случаев никак. Они вообще не имеют друг к другу никакого отношения.
Физиотерапия при ОРЗ — всего лишь безопасный и эффективный способ воздействия на нервную систему родителей, которые никак не могут смириться с тем фактом, что игры на свежем воздухе — вполне достаточное восстановительное лечение.
(Данная публикация представляет собой адаптированный к формату статьи отрывок из книги Е. О. Комаровского «ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей».)
автор Комаровский Е.О.
опубликовано 02/03/2015 16:07
обновлено 26/11/2016
— Образ жизни, Болезни и лечение
Источник
|
Источник