Измерение температуры тела человека лабораторная работа

Измерение температуры тела человека лабораторная работа thumbnail

Температура
тела человека постоянно поддерживается
на определенном уровне, и ее изменение
часто является важным показателем
состояния человека. Измерение температуры
тела человека производят в различных
точках. Обычно ее измеряют в подмышечной
впадине, ротовой полости и ректально
ртутным медицинским термометром. Его
показания зависят от времени измерения
температуры.

Для
работы необходимы.
Ртутные
медицинские термометры и электротермометры,
антисептические растворы для дезинфекции
медицинских термометров и датчиков
электротермометра, секундомер. Объект
исследования – человек.

Проведение
работы.
Медицинский
термометр встряхивают и помещают в
подмышечную впадину на 30с. Записывают
показания и встряхивают снова. Продолжают
регистрацию температуры таким же образом
через 1; 1,5; 2; 2,5 минут и так далее до тех
пор, пока показания термометра не будут
постоянны.

Определив необходимое
время измерения температуры в подмышечной
впадине, дезинфицируют термометр в
антисептическом растворе и измеряют
температуру в ротовой полости. Для этого
конец термометра, заполненный ртутью,
помещают под язык и закрывают рот. После
этого несколько раз (3 – 4 раза)
прополаскивают рот холодной водой и
повторяют измерение температуры в
ротовой полости.

Закончив работу
с ртутным термометром, переходят к
измерению температуры электротермометром.
Поместив датчик электротермометра в
подмышечную впадину, регистрируют
показания термометра через каждые 10
секунды до тех пор, пока не будут получены
постоянные результаты.

Результаты
работы и их оформление.
По
результатам опыта постройте график
показаний ртутного термометра в
зависимости от времени измерения.
Сравните время измерения температуры
ртутным термометром и электрическим.
Объясните различия.

Лабораторная работа №4 Тема: роль кровообращения в поддержании температуры различных участков тела

В поддержании
температуры тела важную роль играет
кровообращение. Циркулирующая кровь
нагревается в органах и переносит тепло
к другим отделам тела, где количество
образующегося тепла невелико или
происходит усиленная теплоотдача.

Для
работы необходимы:

Электротермометр, сфигмоманометр.
Объект исследования – человек.

Проведение
работы.

Испытуемый кладет
руку на стол и держит ее в спокойном
состоянии, не напрягая мышц. Ему на плечо
накладывают манжетку от сфигмоманометра,
к концу одного из пальцев той же руки
прикладывают датчик электротермометра
и измеряют исходную температуру пальца.
Затем в манжетку накачивают воздух,
чтобы давление в ней достигло 180 -200 мм
рт. ст. При таком давлении в манжетке
кровеносные сосуды плеча сдавливаются,
и кровообращение в области предплечья
и кисти нарушается. По показанию
сфигмоманометра следят, чтобы давление
в манжетке во время опыта не снижалось.
В течение 10 мин (с интервалом в 1 мин)
регистрируют электротермометром
температуру конца пальца. Затем выпускают
воздух из манжетки, и кровообращение в
области предплечья и кисти восстанавливаются.
Продолжая регистрировать температуру
конца пальца, отмечают время восстановления
его исходной температуры.

Если использовать
не один, а несколько электротермометров
(или один электротермометр с набором
датчиков, которые подключаются к
электротермометру через коммутатор),
то можно измерить температуру в различных
точках другой руки и предплечья, а также
температуру в соответствующих точках
другой руки, где кровообращение не
нарушено пережатием сосудов манжеткой.
Не рекомендуется проводить опыт более
30 мин.

Результаты
работы и их оформление.
Полученные
результаты запишите в таблицу.

Этапы
регистрации

Температура
кожи

пальца

кисти

предплечья

В
исходном состоянии

После
прекращения кровообращения через 1
мин

То
же, через 2 мин

То
же, через 10 мин

После
восстановления кровообращения через
1 мин

Постройте график
изменения температуры пальца, кисти,
предплечья на основании результатов
опыта. Объясните механизм снижения
температуры в исследованных точках при
сдавливании плеча манжеткой.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА:

Основная.

Основы физиологии
человека / Под ред. Б. И. Ткаченко.Санкт-Петербург: Международный
фонд истории науки, 1994, Т.1, с.380-492.

Физиология человека
/ Под ред. Р. Шмидта иГ. Тевса. М.:
Мир, 1996, Т.3, с. 633-822.

Физиология человека
/ Под ред. Г. И. Косицкого.М.: Медицина,
1985, с.374-396.

Нормальная
физиология / Под ред. А. В. Коробкова.
М.: высшая школа, 1980, с.174-187, 143-144.

Руководство к
практическим занятиям по физиологии /
Д. Г. Квасов, В. Д. Глебовский
и др. М.:
Медицина, 1977, с.170-182.

Практикум по
нормальной физиологии / Под ред. Н. А.
Агаджаняна
иА. В. Коробкова.М.:
Высшая школа, 1983, с.111-115.

Соседние файлы в папке методички по физиологии

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    20.01.20151.03 Mб121Нормальная физиология конспект лекций (fb2) Либрусек.mht

  • #

Источник

Краткое описание документа:

Цели занятия:

Студент должен уметь:

  • Провести наружный осмотр;
  • Измерять температуру тела в подмышечной области, прямой кишке, регистрировать результаты измерения.
  • Провести дезинфекцию термометров.

Студент должен знать:

  • Механизм теплообразования и пути теплоотдачи;
  • Физиологические колебания температуры тела в течение суток;
  • Устройство термометра;
  • Правила хранения и дезинфекции термометров.

Образовательная:

Способствовать освоению студентами правил термометрии и ее регистрации; техники безопасности при работе с ртутьсодержащими термометрами, их дезинфекции и хранении.

Развивающая:

Развить умение обучающихся обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать необходимые выводы и применять умения на практике.

Читайте также:  Отрицательная температура для человека

Воспитательная:

Воспитание профессиональной аккуратности, исполнительности, ответственности к порученному делу, наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника: умение осознавать ответственность за жизнь пациента, умение анализировать свое поведение, грамотное выполнение правил работы.

Студент должен обладать:

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 9.Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 12.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6.Вести утвержденную медицинскую документацию.

Уровень освоения знаний: 2

Место проведения: кабинет сестринского дела

Оснащение: медицинские термометры, емкости с дезинфицирующими растворами, температурные листы, перчатки, фантом, емкость для хранения чистых термометров, вазелин, салфетки, лоток.

Учебно-методическое оснащение: рабочая программа ПМ 04., КТП, технологическая карта практического занятия, методические рекомендации для студентов, инструкция к практическому занятию, материалы контроля.

Внутрипредметные связи:

1. Теория и практика сестринского дела (сестринский процесс, общение и обучение в сестринском деле).

2. Безопасная больничная среда для пациентов и персонала (дезинфекция, прием пациента в стационар, лечебно-охранительный режим).

II. Информационный блок

Терминологический словарь:

Теплопродукция – процесс образования тепла в организме, в результате сложной терморегуляции, обеспечивающей постоянство процессов теплопродукции и теплоотдачи.

Теплоотдача тела человека – передача тепла от тела человека во внешнюю среду по средствам конвекции, излучения, испарения пота.

Терморегуляция – совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поддержание оптимальной температуры тела.

Термометр медицинский – прибор для измерения температуры тела.

Термометрия – совокупность методов и способов измерения температуры тела человека.

Контактный метод измерения – основан на передаче тепла прибору.

Бесконтактный метод измерения – основан на передаче тепла прибору, путем излучения через промежуточную среду.

Источник

Ход работы: Медицинский термометр встряхивают и помещают в подмышечную впадину на 30 секунд.

Записывают показания и встряхивают снова. Продолжают регистрацию температуры таким же образом через -1;-1,5;-2;-2,5- минут и т.д., до тех пор пока показания не будут постоянны.

Дезинфицируют термометр и определяют температуру в ротовой полости. Конец термометра помещают под язык и закрывают рот.

Вывод:

РАБОТА № 7 Зарисовка схем и таблиц

Схема механизмов регуляции теплового обмена организма

АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»

Кафедра физиологии

Раздаточный материал к занятию № 10

Тема занятия: Энергетический обмен. Питание.

Тепловой баланс и регуляция температуры тела.

Задача № 3

За счет, каких веществ и почему в первую очередь теряет человек в весе при полном голодании?

Задача № 9

У мужчины основной обмен равен 1900 ккал. Соответствует ли эта величина норме, если поверхность тела равна 218 м?

Задача № 10

Взрослый человек употребил в сутки 70 г белка, 300 г углеводов, 100 г жиров. Соответствует ли это суточной потребности человека в питательных веществах?

Задача № 33

Содержание кислорода в выдыхаемом воздухе 16,2 %, углекислого газа – 4 %, а вдыхаемый чистый атмосферный воздух.

Достаточно ли представленных данных для расчета суточных энергозатрат этого человека?

Задача № 34

Нормален ли основной обмен у мужчины 27 лет, (м-60кг, рост-164см) если легочная вентиляция составляла – 6 л, а в выдыхаемом воздухе содержалось – 16 % кислорода и – 3,7 % углекислого газа?

Задача № 42

У беременной женщины с мочой за сутки выделилось 8,7 г азота, потеря азота с калом составила 6,2 г. В организм ее с пищей за сутки поступило 110 г белка. Оцените азотистый баланс.

Задача № 43

С пищей в организм здорового человека поступило – 128 г белка, с мочой выделилось 12,5 г азота, потеря азота с калом составила 9,5 г. Оцените азотистый баланс.

Задача № 18

У спортсмена после длительной тренировки, произошло временное повышение температуры до 38 С. Является ли это признаком заболевания?

Задача № 19

Двое рабочих горячего цеха в одних и тех же условиях выполняли стандартную работу. На одном из них был надет костюм из синтетического влагонепроницаемой ткани, на втором – костюм из хлобчатобумажной ткани. У первого рабочего развился тепловой удар, самочувствие второго осталось хорошим. В чем причина этого?

Читайте также:  Измерения температуры кожи человека

Задача № 20

Какие будут примерно энергозатраты за 2 часа рабочего времени у врача-лаборанта – масса 63 кг (во время подсчета форменных элементов крови), лектора – масса 70 кг (во время чтения лекции), почтальона – масса 60 кг (при разноске почты).

(для студентов)

АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»

Кафедра физиологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

№ 11

Тема: Рубежный контроль

Количество часов: 4

Курс: 2

Специальность: 051301 «Общая медицина»

Составитель:

Старший преподаватель Коппель Т.А.

Астана, 2010г.

1. Тема:Рубежный контроль .

2. Цель: Знание принципов рефлекторной деятельности и особенности проведения возбуждения в ЦНС позволит представить полную картину интегративно-приспособительной деятельности организма, которая обеспечивается функционированием ЦНС и ее отделов. Процессы торможения в ЦНС играют не менее важную роль по сравнению с процессами возбуждения, протекающими в нервной системе. Для полного представления рефлекторной регуляции вегетативных функций необходимы знания общей характеристики вегетативной нервной системы (ВНС). Знание эндокринных желез, регуляции выработки их гормонов, взаимно влияющих друг на друга, необходимо в клинической практике, так как гормоны обеспечивают физическое, половое и умственное развитие, обеспечивают адаптацию активности физиологических систем. Знание регуляторных реакций, обеспечивающих постоянство температуры тела необходимы для полного понимания процессов теплопродукции и теплоотдачи.

3. Задачи обучения: Научить студента в ходе практических действий воспроизводить доступные методы исследований функции ЦНС (определение времени рефлекса по Тюрку; получения временной и пространственной суммации; анализ ЭЭГ и РЭГ). Ознакомить студента с закономерностями возникновения торможения. Научить студента определять и воспроизводить клинически важные физиологические рефлексы и моделировать центральное торможение по И. М. Сеченову. Сформулировать значение ВНС в регуляции функций различных систем организма и в интеграции их деятельности. Определить основные принципы регуляции выработки гормонов и механизмы их действия. Научить студента определять идеальную массу по номограмме и по формуле Брока, определять основной обмен с помощью таблицы Гарриса-Бендикса, Формулы Рида и анализировать полученные результаты.

4. Основные вопросы темы:

1. Методы исследования функций ЦНС. Электроэнцефалография, вызванные потенциалы, их происхождение.

2. Нейрон – структурно-функциональная единица ЦНС. Механизмы возбуждения и торможения нервных клеток. Синапсы и медиаторы ЦНС. Интегративная деятельность нейрона.

3. Особенности распространения возбуждения в ЦНС. Конвергенция возбуждений. Явления проторения, облегчения, торможения, окклюзии.

4. Принципы взаимодействия нейронов в ЦНС (иррадиация, мультипликация, принцип пролонгирования возбуждения).

5. Центры нервной системы, их классификация.

6. Тонус нервных центров, доминанта. Общие принципы организации ЦНС.

7. Линейное распространение возбуждения, генерализованное распространение возбуждения. Нисходящие влияния.

8. Этапы развития рефлекторной теории (Р. Декарт, И. Прохазка, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.К. Анохин). Рефлекс – основной механизм приспособительного реагирования функций на изменения условий внутренней и внешней среды.

9. Рефлекторная дуга. Принципы рефлекторной теории (детерминизм, анализ и синтез, единство структуры и функции). Теория нервизма (С.П. Боткин, И.П. Павлов).

10. Процессы торможения в центральной нервной системе. Сеченовское торможение.

11. Современные представления о механизмах центрального торможения.

12. Основные виды торможения – постсинаптическое, пресинаптическое, реципрокное, латеральное.

13. Функциональные особенности соматической и автономной нервной системы.

14. Симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы автономной нервной системы.

15. Принципы организации эфферентного звена вегетативных рефлексов. Механизм передачи возбуждения в вегетативных ганглиях.

16. Вегетативные синапсы, циторецепторы и блокаторы. Основные виды рецептивных субстанций (адренергические, холинергические и др.) и вегетотропных синаптоактивных веществ.

17. Роль гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.

18. Участие автономной нервной системы в интеграции функции при формировании целостных поведенческих актов. Вегетативные компоненты поведения.

19. Функциональная организация эндокринной системы. Общая характеристика эндокринных желез.

20. Общие свойства и функции гормонов. Источники гормонов. Железы внутренней секреции и их морфофункциональные особенности. Динамика образования и действия гормонов.

21.Формы переноса гормонов кровью, продолжительность жизни, распад гормонов. Взаимодействие гормонов с клетками (внутриклеточное, с рецепторами). Клеточные механизмы действия гормонов.

22. Мембранная рецепция. Цитоплазматическая рецепция. Регуляция секреции гормонов. Внутриклеточная, нервная регуляции.

23. Нейсекреторная функция гипоталамуса: либерины и статины. Функциональные связи гипоталамуса с гипофизом. Роль аденогипофиза.

24. Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система. Принцип обратной связи в регуляции желез внутренней секреции. Роль вегетативной нервной системы.

25. Системные принципы гормональной регуляции физиологических функций. Роль ЖВС в функциональных системах организма. Гормональный гомеостаз.

25. Обмен веществ и энергии. Значение обмена веществ для организма. Катаболизм. Анаболизм.

26. Обмен углеводов. Регуляция уровня глюкозы в крови. Обмен жиров. Обмен белков.

27. Азотистый баланс. Коэффициент изнашивания Рубнера. Биологическая ценность белков.

28. Специфическое динамическое действие пищи. Правила изодинамии Рубнера. Гормональная регуляция метаболизма белков.

29. Обмен энергии. Термодинамика живых систем. Законы термодинамики.

Читайте также:  Какую температуру терпит рука человека

30. Определение энергозатрат организма.

31. Основной обмен. Факторы, определяющие величину основного обмена. Закон поверхности тела Рубнера. Методы определения основного обмена. Расход энергии при физической нагрузке.

32. Физиологические основы питания. Теории питания (теория сбалансированного питания и теория адекватного питания).

33. Реагирование организма на внешнюю температуру. Гомойотермия. Пойкилотермия. Гетеротермия. Системные механизмы регуляции температуры.

34. Функциональная система, поддерживающая оптимальную для метаболизма температуру крови.

35. Терморецепторы. Периферические и центральные механизмы терморегуляции. Температурная схема тела.

5. Методы обучения и преподавания: все практические работы проводятся в малых группах.

Раздаточный материал необходимо взять у преподавателя (электронный вариант или на бумажном носителе):

1. Определение времени спинно-мозгового рефлекса (по методу Тюрка).

2. Временная и пространственная суммация возбуждения в ЦНС.

3. Анализ электроэнцефалограммы.

4.Анализ реоэнцефалограммы.

5. Центральное торможение спинномозговых рефлексов (Сеченовское торможение).

6. Опыт Гольца

7. Центральное торможение спинномозговых рефлексов (Сеченовское торможение).

8. Висцеральные рефлексы.

9. Сосудистые рефлексы. Местный дермографизм.

10. Исследование зрачкового рефлекса. Прямая реакция зрачков на свет.

11 Кожные рефлексы: пиломоторный рефлекс или рефлекс “гусиной кожи”

12. Определение основного обмена с помощью таблицы Гарриса – Бендикса.

13Вычисление основного обмена по формуле Рида.

14. Определение идеальной массы по формуле Брока.

15. Определение идеальной массы человека по номограмме.

16. Влияние температуры тела на выносливость организма в условиях недостатка кислорода.

17. Измерение температуры тела.

6. Литература:Лекции по теме.

Основная:

1. Судаков К.В., и др. Нормальная физиология в динамических схемах: атлас: учеб.пособие. – М., 2009.

2. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М.. Нормальная физиология: Учебник для студентов медвузов.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007.

3. Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д., Нормальная физиология: учебник + СД-диск – М., 2006. – 696 с.

4. Физиология человека. Под ред. Р.Шмидта, Г. Тевса. М.,., в 3-х томах.- 2007.

5. Ткаченко Б. И. и др. Физиология человека.Compendium: учебник. – М., 2009.

Дополнительная:

1. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука. – М.: ГЭАТАР-Медиа, 2007. – 384 с.

2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А.Ахтямова, В.Г.Афанасьев и др.; Под ред. С.М.Будылиной, В.М.Смирнова– М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

3. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна.-М.: Высшая школа, 2007.

4. Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.

5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с.

6. В.М. Смирнов. Физиология в рисунках и таблицах.- М., «МИА», 2007.

7. Контроль: проведение тестового контроля первого уровня и и письменный контроль по билетам

АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»

КАФЕДРА ФИЗИОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

№ 12

Тема: Зрительный анализатор. Методы исследования зрительного анализатора.

Количество часов: 4

Курс: 2

Специальность: 051301 «Общая медицина»

Составитель:

Профессор Хамчиев К.М.

Астана, 2010г.

1. Тема:Зрительный анализатор. Методы исследования зрительного анализатора.

2. Цель:Знание сложных этапов и механизмов аналитико-синтетической деятельности анализаторных систем позволит студенту глубже разобраться в механизмах гомеостаза и адаптации.

3. Задачи обучения:Дать студентам определенные понятия “анализаторные, сенсорные системы”. Сформулировать основные принципы работы анализаторов. Дать понятия об основных методах исследования функций анализаторов и научить студентов применять на практике.

4. Основные вопросы темы:

1. Структурно-функциональная организация анализаторов. Значение анализаторов в познании внешнего мира.

2. Периферический, проводниковый, центральный отделы анализаторов (И.П.Павлов). Кодирование информации в различных отделах анализаторов.

3. Свойства рецепторного отдела анализаторов. Закон Вебера-Фехнера.

4. Зрительный анализатор. Светопреломляющие структуры глаза. Фоторецепторы сетчатки.

5. Фотохимические процессы в рецепторах сетчатки при действии света. Функции биполярных и ганглиозных клеток сетчатки.

6. Теория цветового зрения (М.В. Ломоносов, Г. Гельмгольц, П.П. Лазарев). Современные представления о восприятии цвета. Основные формы нарушения цветового восприятия.

7. Понятие об аккомодации и адаптации зрительного анализатора, механизм. Рефракция и ее нарушения.

8. Переработка информации на разных уровнях ЦНС. Кодирование зрительной информации в анализаторе.

9. Формирование зрительного образа. Роль правого и левого полушария в зрительном восприятии. Движение глаз и бинокулярное зрение.

10. Методы исследования зрительного анализатора.

5. Методы обучения и преподавания: все практические работы проводятся в малых группах. Раздаточный материал необходимо взять у преподавателя (электронный вариант или на бумажном носителе):

1.Определение остроты зрения

Дата добавления: 2016-11-03; просмотров: 749 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник