Эксплуатация металлов при повышенных температурах

Эксплуатация металлов при повышенных температурах thumbnail

Паровые котлы ТЭС

Уже были рассмотрены методы организа­ции процессов, обеспечивающих оптимальные условия работы металла элементов паровых котлов, работающих при высоком давлении. Но даже в этих условиях металл ответствен­ных узлов (трубы поверхностей нагрева, ба­рабан, коллекторы, паропроводы) находится в тяжелых условиях, так как в стационарных режимах он подвергается воздействию напря­жений от внутреннего давления и собственной массы при высокой температуре. В перемен­ных режимах (пусках, остановах) металл на­ходится под дополнительным воздействием пе­ременной температуры и давления. В некото­рых режимах могут возникать и переменные температуры циклического характера.

Кроме того, на металл ответственных узлов котла действуют высокая температура и кор- розионно-активные в химическом отношении среды: топочные газы, насыщенный и пере­гретый пар, пароводяная смесь и питательная вода. Под воздействием этих сред возникает коррозия металла.

Многие элементы котла, особенно детали водяной и паровой арматуры и труб поверх­ностей нагрева, работают в условиях эрозион­ного и абразивного износа. Эрозионным на­зывают износ под влиянием воздействия струи жидкости, газа или пара, абразивным— механический износ под действием твердых частиц — абразивов (например, золовой износ труб поверхностей нагрева). Эрозия метал­ла — сложный процесс, сочетающий в себе коррозию от химического воздействия среды и механический износ под влиянием динамики потока жидкости или пара (механический из­нос может усиливаться в процессе эрозии при наличии в среде твердых абразивных частиц).

Металл труб воздухоподогревателя испы­тывает небольшое давление (до 7—8 кПа), и потому механические усилия незначительны, но металл работает при высокой температуре (до 400—450°С).

Особенно в тяжелых условиях работают находящиеся в газоходах неохлаждаемые эле­менты, предназначенные для подвески и креп­ления поверхностей нагрева. Эти элементы несут большую весовую нагрузку и подвер­жены воздействию агрессивных газов при вы­сокой температуре (до 800°С).

Каркас котла также несет большую весо­вую нагрузку, но работает он при темпера­туре окружающего атмосферного воздуха. Только в подвесных конструкциях паровых котлов отдельные так называемые «горячие» подвески каркаса, кроме того, подвержены высокой температуре, определяемой темпера­турой протекающей через них рабочей среды.

Элементы котла, работающие под избыточ­ным давлением, условно можно разделить на две группы:

1) элементы, работающие при температуре ниже 350—400°С: барабан, парообразующие трубы и их коллекторы, трубы экономайзера и переходной зоны и их коллекторы, трубо­проводы и арматуры для воды и насыщенного пара;

2) элементы, работающие при температуре выше 350—400°С: пароперегреватели и их коллекторы, пароохладители, трубопроводы и арматура перегретого пара.

Специфическую опасность для надежной работы ответственных элементов парового котла представляет длительное воздействие напряжений от внутреннего давления и высо­кой температуры перегретого пара, если она превышает 450°С. Под совместным влиянием температуры выше 450°С и напряжений (тру­бы пароперегревателей, их коллекторы и ма­гистральные паропроводы) в стали развива­ется опасное явление ползучести (крипа). Ползучесть представляет собой медленное и непрерывное накопление пластической дефор­мации, т. е. постепенное увеличение размеров детали. Это особый вид пластической дефор­мации, протекающей при напряжении ниже предела текучести. Опасной особенностью процесса ползучести является то, что по до­стижении определенных пределов остаточной
пластической деформации металл разрушает­ся. Поэтому размеры деталей, работающих в условиях развития ползучести, непрерывно контролируют.

Диаграмма ползучести показана на рис. 25.1, на котором изображены кривые пол­зучести при постоянном напряжении для трех значений температуры /і</г</з. Рассмотрим ход процесса на примере ползучести при тем­пературе 11. Кривая состоит из трех участков: О а, аб и бс. По времени участок 0 а — период затухающей ползучести — соответствует ко­роткому начальному периоду /, когда металл даже несколько упрочняется. Далее наступает длительный период II установившейся ползу­чести— участок ab, в пределах которого де­таль может работать надежно, не разрушаясь. Скорость ползучести в этом периоде посто­янна:

0=A//T=tga. (25.1)

Наконец, следует опасный период III на­растающей ползучести бс, в течение которого наступает разрушение детали — точка с и ко­торому предшествует сильная пластическая деформация, например раздутие труб поверх­ности нагрева. Надежная работа деталей воз­можна только в пределах периода II устано­вившейся ползучести. При более высокой температуре (/2 и ^з) процесс ползучести проте­кает аналогично, но более активно во време­ни; скорость установившейся ползучести повы­шается, а разрушение наотупает раньше. На­пряжение, при котором скорость ползучести в периоде II не превышает заданной, или на­пряжение, вызывающее за заданный срок службы суммарную деформацию не более не­которого безопасного, допустимого предела, называют условным пределом ползучести аП – Для большинства марок сталей допускается суммарная деформация в 1% за 100 тыс. ч работы. Этому соответствует скорость ползу­чести Уп=10~7 мм/(мм-ч), или 10~5% /ч.

Характеристикой прочности металла при работе в условиях ползучести служит предел длительной прочности. При нагружении ме­талла в условиях ползучести длительность ра­боты детали до разрушения зависит от испы­тываемого напряжения. Напряжение, вызы­вающее разрушение металла в условиях ползучести за заданный период, называют пре­делом длительной прочности.

Читайте также:  Повышена температура коленного сустава

Зависимость времени до разрушения при постоянной температуре тР от напряжения чаще всего выражают степенным уравнением

Хр=Всгт, (25.2)

Где В и m — постоянные для данного металла и данной температуры.

Следовательно, в двойных логарифмиче­ских координатах график зависимости тР от а выражается прямыми, показанными на рис. 25.2 для трех температур 11, t2 и /з (ti<t2<ts).

Длительность безопасной работы детали при данном напряжении (без разрушения) может быть установлена по рис. 25.2. Сле­довательно, расчет на прочность деталей, ра­ботающих в условиях ползучести, можно про­водить не по пределу ползучести, а по пределу длительной прочности. Задавшись временем безопасной работы и введя запас прочности, можно рассчитать напряжение, при котором деталь буде г надежно работать в течение за­данного времени.

Физическая природа предела ползучести и предела длительной прочности неодинакова. Предел ползучести характеризует сопротивле­ние металла малой пластической деформации при повышенной температуре, а предел дли­тельной прочности — сопротивление металла разрушению в условиях ползучести. Тем не менее в зависимости от обстоятельств каждая из этих характеристик может фигурировать в расчетах на прочность в условиях ползуче­сти, тем более, что для каждого материала между этими характеристиками имеется опре­деленная взаимосвязь.

Поведение металла при высоких температурах

Рис. 25.2. Зависимость предела длительной прочности от времени до разрушения.

До последнего времени для расчета дета­лей, работающих в условиях ползучести, пре­дусматривалась подстановка в расчетные формулы допускаемого напряжения по преде­лу длительной прочности при данной темпе­ратуре стенки за заданный период работы (обычно 100 тыс. ч). Предел длительной проч­ности обозначается О д. п (/ — температура стенки). При коэффициенте использования рабочего времени /СРаб=0,85, т=100 тыс. ч эквивалентно сроку службы при расчетных параметрах пара — примерно 15 годам. Для дорогостоящего оборудования, каким являют­ся паровой котел и паровая турбина с труд – нозаменяемыми элементами (паропроводы, пароперегреватели, коллекторы, головная часть турбины и др.), этот срок службы в на­стоящее время считается недостаточным, если учитывать большие запасы прочности, зало­женные в расчетах прочности. По сроку амор­тизации рекомендуется его увеличить пример­но в 2 раза, т. е. до 200 тыс. ч. Это может несколько снизить длительную прочность к концу ресурса металла по сравнению с дли­тельной прочностью при 100 тыс. ч. Учиты­вая, однако, улучшение технологии производ­ства сталей и их термообработки, повышение культуры эксплуатации оборудования, улуч­шение методов контроля работы металла в эксплуатации оборудования, следует ожи­дать небольшого снижения длительной проч­ности при намеченном ресурсе металла в 200 тыс. ч. Новые нормы расчета на проч­ность [4] позволяют производить расчеты деталей паровых котлов на 200 тыс. ч.

Работа металла при повышенных темпе­ратурах отличается также той особенностью, что при этих температурах получают развитие диффузионные процессы, под влиянием кото­рых могут существенно изменяться структура, а следовательно, и свойства металла. В этих условиях металл разупрочняется в результате охрупчивания и графитизации. Разупрочнение может привести к аварийной потере прочно­сти.

Работа сталей в условиях воздействия то­почных газов и перегретого пара при повы­шенных и высоких температурах сопровож­дается также активизацией процессов элек­трохимической коррозии и как следствие уси­лением окисления и окаллнообразования на поверхностях, соприкасающихся с активными средами. От воздействия топочных газов осо­бенно страдают внешние поверхности труб пароперегревателей, от воздействия перегре­того пара — внутренние поверхности этих труб, коллекторов перегретого пара и маги­стральных паропроводов. Окалинообразова – ние может быть настолько значительным, что толщина стенки трубы уменьшается до опас­ных пределов, влекущих за собой прежде­временную ползучесть и даже разрушение труб. Образование окалины усугубляется ин­тенсивными тепловыми нагрузками, высо­кими напряжениями, возникающими от внут­реннего давления. Утонение металла вследст­вие окалинообразования учитывают в проч­ностных расчетах.

С увеличением единичной мощности требо­вания к надежности выше, а обеспечить ее сложнее из-за большой металлоемкости по­верхности нагрева и огромного числа сварных соединений. Увеличение единичной мощности часто сопровождается повышением парамет­ров пара, что связано с применением более прочных, но менее пластичных сталей. По­следние более чувствительны к концентраци­ям напряжений, и поэтому для них даже не­большие дефекты металла более опасны.

В итоге современные паровые котлы боль­шой мощности требуют не только улучшения технологии производства, но и получения по результатам контроля широкой информации о работе металла в сложных условиях экс­плуатации: его ползучести, структуре, соста­ве, механических свойствах и возникающих напряжениях.

Условия работы металла при высоких тем­пературах и давлениях позволяют сформули­ровать следующие основные требования к стали для обеспечения длительной надеж­ной работы котельной установки: высокий предел ползучести; высокий предел дли­тельной прочности; высокая стойкость про­тив окалинообразования; стабильность струк­туры, гарантирующая отсутствие опасного изменения свойств в процессе длительной работы; хорошая свариваемость; отсутст­вие металлургических и механических де­фектов поверхности, ослабляющих сечение элементов и являющихся концентраторами напряжений.

Читайте также:  Может ли быть повышенная температура нормой

Нормальному (неаварийному) останову котла (блока) предшествует его разгрузка. При останове в резерв на короткое время (на­пример, на ночь) стремятся в наибольшей степени сохранить тепловое состояние обору­дования, в связи с чем …

Рассматриваемые режимы можно разде­лить на три основных этапа: подготовитель­ные операции, собственно растопки котла и повышение нагрузки до заданной. Рассмо­трим их применительно к наиболее современ­ному оборудованию — блочным установкам. В течение …

В соответствии с тепловой схемой АЭС пар выраба­тывается либо непосредственно в ядерных реакторах кипящего типа, либо в парогеиераторах-теплообменни – ках, в которых осуществляется передача теплоты от теп­лоносителя, поступающего из реактора, …

Источник

Все характеристики металла, длительное время пребывающего при высокой температуре, ухудшаются в большей или меньшей степени независимо от того, находится он иод нагрузкой или нет. При высокой температуре происходит изменение его структуры, и он постепенно теряет свою прочность. Говорят, что металл «старится».

Физическая причина старения состоит в зернистой структуре металла и образовании пор по границам зерен. Анализ изменения структуры металла по мере срока службы оборудования показывает, что после достаточно длительного времени по границам соседних зерен металла возникают отдельные микропоры, видимые при 500-кратном увеличении. Их число растет, и постепенно появляются цепочки микроиор. В свою очередь цепочки микропор при дальнейшем развитии процесса ползучести сливаются в микротрещины, длина которых достигает одного-двух зерен. Микроповрежденность металла оценивается по бальной системе (баллы 1—6). Отсутствие микропор, выявляемых оптическими методами, соответствует баллу 1, наличие по границам зерен микротрещин длиной 0,2— 0,3 мм и появление макротрещин — баллу 6. Промежуточные оценки соответствуют разной длине микроиор и их числу в поле микроскопа с 800—1000-кратным увеличением.

На рис. 14.1 показана зависимость разрушающих напряжений в детали и от так называемого параметра Ларсона—Миллера

где Т— абсолютная температура; тр— время пребывания материала при этой температуре.

Параметр Р характеризует требование к материалу детали проработать число часов тр при температуре Г, и тогда кривая о(Р) дает то напряжение, которое способно выдержать деталь. Наоборот, если деталь работает при напряжении а и температуре Т, то кривая о(Р) определяет

Рис. 14.1. Влияние длительной работы материала ротора при высокой температуре на его длительную прочность:

I — полоса разброса длительной прочности для центральной части ротора перед вводом в эксплуатацию; 2 — то же после длительной эксплуатации значение параметра Р, а из последнего можно получить возможное время работы детали. Если, например, в детали действует напряжение ст = 100 МПа (примерно такие напряжения действуют на расточке цельнокованого ротора), а прочность материала отражается областью для исходного (в состоянии поставки) материала, то при работе детали параметр Р = 21,8 и из формулы (14.1) легко получить, что при температуре 520 °С материал может проработать тр= 33,8 млн ч, после чего в нем появится трещина. В действительности уже после 130—150 тыс. ч работы вследствие пребывания при высокой температуре прочность материала изменится, параметр Р станет равным 19 и его возможная долговечность составит примерно 1 660 000 ч, т.е. уменьшится в 20 раз. С учетом естественного разброса свойств материала, значительной чувствительности тр к отклонениям в напряжениях и температуре долговечность в 1 660 000 ч не является чрезмерной.

На рис. 14.2 показано распределение вязкости разрушения К|С(см. гл. 1) вдоль ротора цилиндра, которая характеризует сопротивление металла хрупкому разрушению при наличии трещин. Свежий пар и пар из промежуточного перегрева в таком цилиндре подводится в среднюю зону, и поэтому она самая горячая. Видно, что в зоне подвода свежего пара и пара из промежуточного пароперегревателя после 130—150 тыс. ч эксплуатации вязкость разрушения материала снизилась примерно на 20 %, и тогда деталь разрушится хрупко при наличии трещины примерно на 50 % меньшей, чем деталь из исходного материала.

Рис. 14.2. Деградация сопротивления хрупкому разрушению роторной стали вследствие длительной эксплуатации (испытания образцов при 20 и 100°С)

Рис. 14.3. Деградация твердости (по Виккерсу) роторной стали вследствие дли тельной эксплуатации

Точно гак же уменьшается твердость металла (рис. 14.3), отражающая его прочность: пребывание при высокой температуре снижает и эту характеристику металла.

Для того чтобы понять суть явления, рассмотрим результаты анализа влияния температуры и времени пребывания т материала при высокой температуре (времени старения) на время до разрушения т , полученное в испытаниях образцов после старения. Эти результаты показаны на рис. 14.4 (анализ докт. техн. наук В.Ф. Резинских). По оси абсцисс графика отложен параметр

Параметр Р,, зависящий от температуры и времени старения, определяет структуру металла: если, например, материал работает короткое время при высокой температуре или длительно, но при малой температуре, а параметр Р для этих двух случаев одинаков, то считается, что и образующаяся структура металла в этих двух случаях также одинакова.

Читайте также:  Причины повышенной температуры тела у женщин

Если из различных зон, например ротора, прослужившего достаточно длительное время, изготовить образцы, то их структура будет различной и ее можно характеризовать соответствующими значениями параметра Ру Если теперь все эти образцы нагрузить одинаковым напряжением а, например а = 160 МПа, и поместить в среду с одинаковой температурой, то через некоторое время т , отложенное по оси ординат, произойдет разрушение этих образцов, причем время пребывания под нагрузкой тр зависит от параметра Ру Для всех значений напряжений с характер зависимости долговечности тр от Р1 оказывается одинаковым (рис. 14.4): на первом этапе эксплуатации (20—40 тыс. ч) прочность стали уменьшается и затем стабилизируется, а при значении параметра Р1 в пределах 19,5—

20,0 катастрофически падает. Температура металла в наиболее горячих зонах турбины находится на уровне 500 °С, и тогда из соотношения (14.2) легко получить, что при приведенных значениях параметра Р1 для разру-

Рис. 14.4. Кинетика изменения длительной прочности роторной стали Р2МА в процессе длительной эксплуатации (анализ докт. техн. наук В.Ф. Резинских) шения необходимо достигнуть наработки в 1—2 млн ч, что в 2—5 раз меньше, чем наработка, достигнутая в настоящее время.

Аналогичным образом происходит изменение и других характеристик прочности.

Таким образом, металл длительно работающих турбин сегодня и в ближайшие 10 лет будет оставаться достаточно далеким от своего предельного состояния — полной потери несущей способности.

Почему же все-таки наработка более 170—220 тыс. ч приводит к опасности массового вывода из эксплуатации энергетического оборудования? Ответ на этот вопрос прост: в процессе эксплуатации на фоне общего ухудшения механических свойств в наиболее напряженных зонах возникают дефекты, размеры которых растут и достигают критического размера, при котором происходит практически мгновенное хрупкое разрушение детали.

Опасности внезапного хрупкого разрушения после длительной эксплуатации подвергаются паропроводы, особенно их тройники и гибы, в которых возникают повышенные напряжения; арматура (корпуса задвижек и стопорных клапанов), корпуса стопорных и регулирующих клапанов свежего пара и пара промежуточного перегрева, корпуса и цельнокованые роторы высокотемпературных цилиндров паровых турбин.

Особенно опасны но своим последствиям разрушения роторов. В качестве примера на рис. 14.5 показано разрушение ротора вала низкого давления (частота вращения 3600 об/мин), произошедшего в 1974 г. при пуске из холодного состояния на американской станции. В результате аварии образовались 23 куска массой более 40 кг и один массой 800 кг. Причиной разрушения явились мелкие трещины, появившиеся возле неметаллических включений внутри ротора иод действием малоцикловой усталости и ползучести, которые в процессе пусков (турбина прослужила 106 000 ч при 145 пусках из холодного состояния и 150 пусках из горячего состояния) объединились в магистральную трещину, достигшую критического размера, после чего и произошло разрушение.

Хрупкие разрушения роторов, как правило, приводят к механическому разрушению всего турбоагрегата (и турбины, и генератора), к возникнове-

Рис. 14.5. Хрупкое разрушение ротора американской турбины нию пожара вследствие горения масла, поступающего из системы масло- снабжения подшипников, приводящего в считанные минуты к обрушению кровли, повреждению соседствующего вспомогательного оборудования и даже устройств, находящихся вне машинного зала (например, блочных трансформаторов). На многие месяцы из эксплуатации выводятся не только турбоагрегат, претерпевший аварию, но и соседние турбоагрегаты.

При длительной работе трещины образуются (рис. 14.6) в зонах максимальной температуры: на внутренней поверхности осевых каналов под дисками первых ступеней ЦВД и ЦСД. Считается, что в общем случае они имеют плоскую полуэллигггическую форму с короткой полуосью, равной глубине / трещины, и длинной осью 2с. Чем больше эллиптичность //2с, тем опаснее трещина: при одинаковой глубине / трещина с //2с = 0,1 примерно вдвое опаснее, чем трещина с //2с = 0,5. Трещина располагается в плоскости, проходящей через ось ротора, так как при вращении центробежные силы стремятся разорвать ротор по радиальным плоскостям.

Расчеты показывают, что для хрупкого разрушения типичного цельнокованого ротора достаточно на его расточке иметь осевую трещину глубиной 25—40 мм (при диаметре бочки ротора примерно 500—550 мм).

Таким образом, главная опасность эксплуатации оборудования, отработавшего свой расчетный ресурс, состоит в возможности тяжелых массовых аварий элементов энергоблока с выводом из эксплуатации на длительный срок значительной части генерирующих мощностей вследствие возникновения и роста трещин.

Рис. 14.6. Опасная зона ротора ЦВД турбины и схема дефекта (трещины):

1 — диск цельнокованого ротора 1-й ступени; 2 — поверхность осевого канала 336

Источник