К абиотическим факторам относятся температура вспашка почвы человеком

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии

2014-2015 учебный год

9 класс

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Вам предлагаются десять заданий в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов – 10 (по одному баллу за каждый правильный ответ). Укажите выбранный ответ «да» или «нет»   в матрице ответов.

1. Правило экологической пирамиды определяет прогрессивное увеличение в 10 раз массы каждого последующего звена в цепях питания.

2. Одни и те же живые организмы могут входить в состав сразу нескольких пищевых цепей.

3. В агроценозе отсутствует саморегуляция.

4. Вода является самой заселённой средой обитания.

5. Свойство вида адаптироваться к изменяющимся факторам среды обитания называется экологической пластинчатостью.

6. Если для почвенной среды обитания кислород не играет существенно роли, то для водной – это важнейший экологический фактор.

7. В тундре наиболее заметно антропогенное влияние.

8. Для повышения улова рыбы в северных морях необходимо увеличить диаметр ячеек орудий лова.

9. Стратегия жизни паразита всегда направлена на гибель хозяина – как промежуточного, так  и окончательного.

10. Северные олени предохраняют таёжные леса от пожара.

Задание 2. Вам предлагается двадцать тестовых заданий, которые требуют выбора одного правильного ответа из четырёх возможных. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов – 20.

11. Влияние растений, животных, грибов и бактерий на живые организмы в экосистеме называют факторами: А) абиотическими;  Б) биотическими;  В) антропогенными;  Г) лимитирующими.

12. Сочные плоды некоторых растений поедаются животными. Семена при этом не только распространяются в различных местах, но даже повышают свою всхожесть под воздействием желудочного сока. Подобные отношения между растениями и животными называются: А) эндозоохория;  Б) экзозоохория;  В) синойкия;  Г) сотрапезничество.

13. В симбиотических взаимоотношениях находятся:А) лев и шакал;  Б) акула и рыба-прилипала;  В) росянка и муха;  Г) рыба и дождевой червь.

14. Кто является основными поставщиками энергии в сосновом бору?  А) бактерии;  Б) белки;   В) сосны;   Г) насекомые.

15. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?

А) консументы – продуценты – редуценты;  Б) редуценты – консументы – продуценты;

В) редуценты – продуценты – консументы;  Г) продуценты – консументы – редуценты.

16. Для каких растительных сообществ на севере Европы периодическое выжигание – необходимое условие существование?  А) сосновый лес;   Б) торфяное болото;   В) пойменный луг;   Г) заросли вереска.

17. Наиболее точными показателями (индикаторами) состояния среды являются виды, которые: А) существуют в широком диапазоне условий среды; Б) требуют строго определённых условий существования;   В) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов;  Г) проявляют пластичность к действию факторов среды.
18. Ослабленные, больные деревья выделяют вещества, которые привлекают насекомых-вредителей, то есть первые оказывают на последних: А) аттрактивное действие;   Б) репеллентное действие;   В) аллелопатическое действие;  

Г) гомеопатическое действие.

19. Появление новых паразитов наряду со старыми:  А) положительно влияет на жизнь популяции; Б) стимулирует появление у старых паразитов новых адаптаций; В) всегда приводит к гибели хозяина;  Г) не вызывает изменений в популяции.  

20. Стабильные популяции характеризуются численностью, которая:  А) изменяется нерегулярно с большой амплитудой колебаний; Б) находится на уровне поддерживающей ёмкости среды; В) изменяется регулярно в зависимости от условий среды;   Г) определяется скоростью миграционных процессов.

21. Исторические этапы взаимоотношений человека и природы можно выстроить в следующей последовательности:  А) «неолитическая революция», «палеолитическая революция», «промышленная революция»; «зелёная революция»;

Б) «палеолитическая революция», «зелёная революция», «неолитическая революция», «промышленная революция»;

В) «промышленная революция», «зелёная революция», «палеолитическая революция», «неолитическая революция»;

Г) «палеолитическая революция», «неолитическая революция», «промышленная революция», «зелёная революция»;

22.  Какую форму имеет  «кривая выживания»  у млекопитающих?  А) вогнутую вниз;    Б) вертикальную;   В) выпуклую вверх;    Г) горизонтальную.
23. Как называется состояние биосферы, когда её развитие управляется разумом человека?  А) астросфера;   Б) ноосфера;  В) литосфера;   Г) наносфера.

24. Наилучшим способом восстановления открытых карьеров может стать: А) их заполнение водой;   Б) вспашка склонов;   В[a]) посадка на склонах культурных растений;

Г) заполнение песком.

25. Возврат биогенных элементов в глобальный круговорот веществ осуществляется в основном: А) продуцентами;  Б) редуцентами;  В) промышленными предприятиями; Г) консументами.

26. Выберите правильную последовательность компонентов детритной цепи питания:

А) выдра-фитопланктон-карась-дафния; Б) выдра-фитопланктон-дафния-карась; В) дафния-фитопланктон-карась-выдра;  Г) фитопланктон-дафния-карась-выдра.

27. Принцип Г. Ф. Гаузе может применяться в случае: А) описания отношений между черными и рыжими тараканами; Б) определение типа особо охраняемой природной территории; В) расчета рациона питания сельскохозяйственных животных;  Г) моделирования эрозионных процессов.

28. Кем был предложен термин «популяция»? А) Г. Де Фриз;  Б) И.И. Шмальгаузен;  В) В. Иоганнсен;   Г) А. Вольтерра.

29. Правильно составленная схема вторичной экологической сукцессия: А) пожарище → лишайники и водоросли → травы и кустарники → ельник → березняк → дубрава;   Б) скалы → лишайники и водоросли → мхи и папоротники → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник;  В) вырубка → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник; г) пустошь  → мхи и папоротники → травы и кустарники → смешанный лес → березняк → дубрава.

30. Укажите правильно составленную пищевую цепь: А) клевер – ястреб –шмель –мышь;   Б) клевер – шмель – мышь – ястреб; В) шмель – мышь – ястреб – клевер;  Г) мышь – клевер – шмель – ястреб.

Читайте также:  Температура которую выдерживает человек

Задание 3. Заключается в выборе правильного варианта ответа «да» или «нет» с письменным обоснованием своего выбора. Вы должны не только выбрать и указать в матрице правильный ответ, но и письменно обосновать его, опираясь на свои знания и опыт. Состоит из трёх заданий, каждое из которых оценивается максимум в 3 балла (максимальное количество баллов 9).

31. Возможно сохранение степной экосистемы, если в ней будут истреблены все копытные?

32. На одном ареале обитают три близких вида растений – неядовитые, слабоядовитые и ядовитые. Ими (неядовитыми и слабоядовитыми) питаются одни и те же фитофаги. Возможно ли выживание всех трёх видов растений?

33. Способен ли какой-то живой организм заселить всю поверхность планеты?

Задание 4. Решите тестовую задачу. Задание заключается в выборе единственного правильного варианта ответа из четырёх предложенных с письменным обоснованием своего выбора. Вы должны не только выбрать и указать в матрице правильный ответ, но и письменно обосновать его, опираясь на свои знания и опыт. Максимальное количество баллов – 4 балла.

34. Понятие топических связей ввел В. К. Беклемишев, подразумевая под ними воздействие одних организмов на другие через изменение различных абиотических факторов. Примером топических экологических связей является:

А) наличие длинных волос, выростов на пальцах тонкопалого тушканчика – обитателя песчаных пустынь; Б) заселение насекомыми «бассейнов», образующихся за счет скопления дождевой воды в основаниях листьев растений семейства бромелиевых; В) переваривание росянкой насекомых, попадающих на поверхность её листьев; Г) закрепление подвижных песков с помощью растений-псаммофилов (ива-шелюга, кандым, другие кустарники).

Матрица ответов

9 класс

Ф.И.О.                                                                                             Класс

Задание 1. [ 10 баллов].

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правильн. ответ «Да»

Правильн. ответ «Нет»

Задание 2. [ 20 баллов].

Задание 3.

31. Выберите и обоснуйте ответ.

32. Выберите и обоснуйте ответ.

33. Выберите и обоснуйте ответ.

Задание 4.

34. Выберите и обоснуйте единственный правильный ответ.

Матрица ответов

9 класс

Максимум 43 балла.

Задание 1. [ 10 баллов].

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правильн. ответ «Да»

+

+

+

+

+

Правильн. ответ «Нет»

+

+

+

+

+

Задание 2. [ 20 баллов].

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11-20

б

а

б

в

г

г

б

а

б

б

21-30

г

в

б

в

б

г

а

в

в

б

Задание 3.

31. Нет, так как сразу начнёт накапливаться фитомасса, которая постоянно поглощалась копытными. Степь будет зарастать и превращаться в лесостепные сообщества.

32. Да, животные будут поедать все растения равномерно, и какая-то часть их погибнет. Растения таким образом сохранятся. Скорее всего, неядовитые и слабоядовитые похожи на ядовитый вид.  Кроме того, у фитофагов выработается условный рефлекс и поедать эти виды будут только молодые особи.

33. Нет, потому что неограниченный рост численности ведёт к истощению ресурсов среды, и соответственно к снижению численности самой популяции или к её гибели.

Варианты ответа

Показатель

Балл

Выбран неправильный ответ

0 баллов

Выбран правильный ответ

1 балл

Да/Нет

Отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное

обоснование.

0 баллов

Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведённых в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии, нет).

1 балл

Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, закономерностей, рассматривается содержание приведённых в ответе понятий; обоснование логично)

2 балла

Задание 4.

34. Ответ Б) является верным. Особенности строения листьев растений семейства бромелиевых создают физические условия, необходимые для обитания других организмов – насекомых. Таким образом, здесь имеет место топическая связь.

Варианты ответа

Показатель

Балл

Выбран неправильный ответ

0 баллов

Выбран правильный ответ

2 балла

Отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное

обоснование.

0 баллов

Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведённых в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии, нет).

1 балл

Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, закономерностей, рассматривается содержание приведённых в ответе понятий; обоснование логично)

2 балла

Источник

     ÃÐÓÏÏÛ ÀÁÈÎÒÈ×ÅÑÊÈÕ ÝÊÎôÀÊÒÎÐÎÂ.
               
     Ýäàôè÷åñêèå – ôàêòîðû ïî÷âåííî-ãðóíòîâûå (ìåõàíè÷åñêèé è õèìè÷åñêèé ñîñòàâ ïî÷âû, ôèçè÷åñêèå ñâîéñòâà å¸).
     Òîïîãðàôè÷åñêèå – óñëîâèÿ ðåëüåôà (ãîðíûé, ðàâíèííûé; ýêñïîçèöèÿ ñêëîíà, õîëìà).
     Ãåîëîãè÷åñêèå – çåìëåòðÿñåíèÿ, èçâåðæåíèÿ âóëêàíîâ, öóíàìè, âûâåòðèâàíèå ãîðíûõ ïîðîä è ò. ä.
     Êëèìàòè÷åñêèå – ñâåò, òåïëî, âîçäóõ, âëàãà.

     Ôàêòîðû àáèîòè÷åñêèå, îòíîñÿùèåñÿ êàê áû ê íåæèâîé ïðèðîäå, èìåþò îãðîìíîå ÇÍÀ×ÅÍÈÅ äëÿ ñóùåñòâîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ æèâîé ïðèðîäû. Îíè ñîñòàâëÿþò åäèíîå öåëîå è íå ìîãóò íàõîäèòüñÿ îòäåëüíî äðóã îòäðóãà. Äðóãèìè ñëîâàìè, ïðèðîäíûå ôàêòîðû –  ýäàôè÷åñêèå, òîïîãðàôè÷åñêèå, ãåîëîãè÷åñêèå, êëèìàòè÷åñêèå  ÿâëÿþòñÿ òåìè óñëîâèÿìè æèçíè, â êîòîðûõ æèâóò îðãàíèçìû íàøåé ïëàíåòû Çåìëÿ. Íå âåçäå îäèíàêîâî, íå âñå ñðàçó, íî æèâóò, ïðèñïîñîáèâøèñü ê îïðåäåë¸ííûì óñëîâèÿì – ê ïðèðîäíîé ñðåäå, êîòîðàÿ ñòàíîâèòñÿ ìåñòîì èõ îáèòàíèÿ. Êòî êàê ñìîã.
     Íàïðèìåð:   
 òóíäðå ïî÷âû ãëååâûå,
Ìíîãî âîäû, íå õâàòàåò òåïëà,
Äóþò ñèëüíûå âåòðû è âå÷íàÿ ìåðçëîòà.
Ðàñò¸ò òàì ïîëÿðíàÿ èâà, áåð¸çêà êàðëèêîâàÿ.
Áîëüøå äåðåâüåâ íåò.
Íî îíè ïðèñïîñîáèëèñü ê ýòèì óñëîâüÿì –
Èìåþò êàêîé-òî ñåêðåò:
Áåð¸çêè ñëîâíî èãðóøå÷íûå (ëèñòî÷êè ó íèõ ñ íîãîòîê)
Æìóòñÿ ê çåìëå, èâû ñòåëþòñÿ – íå òðîíü èõ, ñåäîé  âåòåðîê.
     Âîò òàê. Ïðèñïîñàáëèâàþòñÿ æèâûå îðãàíèçìû ê îïðåäåë¸ííîìó êîìïëåêñó àáèîòè÷åñêèõ ôàêòîðîâ è æèâóò, îáðàçóÿ ïðèðîäíûå ñîîáùåñòâà áèîãåîöåíîçû.
     Òóíäðà – òóíäðîé, à …
…Ïóñòûíÿ – ñîâñåì äðóãîå äåëî –
Ìíîãî æàðû, íå õâàòàåò âîäû.
Ðàííåé âåñíîé òàì öâåòóò ýôåìåðû,
Íî ïîçæå âñ¸ ñîõíåò âîêðóã, ïîñìîòðè –
Âåðáëþæüÿ êîëþ÷êà êðàñóåòñÿ, êàêòóñ,
Êàìíè âîêðóã, ðàñêàë¸ííûé ïåñîê,
Àëîý, àãàâû – ÿðêèå êðàñêè,
À òóò ñàêñàóë ïðèêîðíóë íà ÷àñîê.
    
      
     ÝÄÀÔÈ×ÅÑÊÈÅ ÝÊÎôÀÊÒÎÐÛ (ïî÷âåííî-ãðóíòîâûå)   

Читайте также:  Вирус герпеса в организме человека температура

     Ïî÷âà – ýòî ñëîæíîå îñîáîå ïðèðîäíîå òåëî.
Ìåõàíè÷åñêèé è õèìè÷åñêèé ñîñòàâ ïî÷âû, ôèçè÷åñêèå ñâîéñòâà å¸ è íàçûâàþò ýäàôè÷åñêèìè ôàêòîðàìè.
     Èòàê:
     Ïî÷âà – îñîáîå òåëî ïðèðîäíîå, ñîñòîèò èç èç íåñêîëüêî ÷àñòåé: ýòî
     ãëèíà, ïåñîê, ìèíåðàëüíûå ñîëè è ãóìóñ, ÷òî âñåõ âàæíåé.

     Ïî ñîäåðæàíèþ ãóìóñà òèïû ïî÷â áûâàþò òàêèå: ÷åðíîç¸ìû, ïîäçîëû, êàøòàíîâûå è ñåðûå ëåñíûå.
     Ïî÷âà – ýòî ïîâåðõíîñòíûé ñëîé çåìíîé êîðû, îáëàäàåò ïëîäîðîäèåì, òî åñòü èìååò  ñïîñîáíîñòü ïðîèçâîäèòü óðîæàé.

     Ýêîëîãè÷åñêîå ÇÍÀ×ÅÍÈÅ ïî÷âû.
     Ïî÷âà – ñðåäà, ãäå ïðîÿâëÿåòñÿ âîçäåéñòâèå ìíîãèõ ýêîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ, â òîì ÷èñëå êëèìàòè÷åñêèõ.
     Ïî÷âà – ýòî æèçíåííîå íà÷àëî.
     Óíèêàëüíîñòü ïî÷âû, êàê ñðåäû îáèòàíèÿ, ïðîÿâëÿåòñÿ, ïðåæäå âñåãî, â òîì, ÷òî áèîëîãè÷åñêàÿ ìàññà íàçåìíûõ áèîöåíîçîâ â 700 ðàç è áîëåå ïðåâûøàåò áèîìàññó ìîðåé è îêåàíîâ, à ïëîùàäü ñóøè â 3 ðàçà ìåíüøå ïëîùàäè îêåàíîâ. Ïî ñóòè äåëà, òîëüêî 1/32 ÷àñòü Çåìëè, âåðíåå êîðêà ýòîé ÷àñòè Çåìëè, è åñòü ïî÷âà, êîòîðàÿ ïðîèçâîäèò ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûå ïðîäóêòû äëÿ âñåõ îáèòàòåëåé ïëàíåòû.
     ÂËÈßÍÈÅ õèìè÷åñêîãî ñîñòàâà ïî÷âû íà ðàñòåíèÿ.
     Êîãäà ìû ãîâîðèì î õèìè÷åñêîì ñîñòàâå ïî÷âû, òî åñòåñòâåííî èìååì â âèäó å¸ ïëîäîðîäèå. Ïëîäîðîäèå æå ïî÷âû çàâèñèò îò íàëè÷èÿ â íåé ãóìóñà. À ãóìóñ – ýòî äèòÿ ñîëíöà. Ñîëíöå ïðîèçâîäèò åãî èç íàâîçà, ïåðåãíîÿ, èñïîëüçóÿ æèâûå îðãàíèçìû (ìèöåëèé ìåëêèõ ãðèáîâ èç ðîäà ìèöåëë è íèòî÷íèêè, ïî÷âåííûå áàêòåðèè). Ìèð ïî÷âåííûõ îáèòàòåëåé âåëèê. Ê ïðèìåðó, äîëÿ áèîìàññû íàçåìíûõ æèâîòíûõ ñîñòàâëÿåò ñîñòàâëÿåò âñåãî 1-5 % îò îáùåé áèîìàññû ïëàíåòû. À ïî÷âåííàÿ áèîìàññà âåëèêà. Îíà ôîðìèðóåòñÿ íå çà ñ÷¸ò êðóïíûõ îðãàíèçìîâ (êðîòû, ñóñëèêè, ïîë¸âêè, ìûøè), à â îñíîâíîì çà ñ÷¸ò ðàçëè÷íûõ ÷åðâåé, íàñåêîìûõ, êëåùåé è íèçøèõ æèâîòíûõ èç ÷èñëà ðåäóöåíòîâ – ñàïðîôèòîâ). Íà 1 êóáè÷åñêèé ìåòð ïî÷âû â ëåñàõ óìåðåííîé çîíû Ðîññèè ìîæíî îáíàðóæèòü 1 000 âèäîâ æèâîòíûõ. Ïðè÷¸ì, ÷èñëåííîñòü íåìàòîä è ïðîñòåéøèõ ìîæåò ïðåâûøàòü 10 ìëí, íîãîõâîñòîê è ïî÷âåííûõ êëíùåé – 100 òûñÿ÷, äðóãèõ áåñïîçâîíî÷íûõ – 50 òûñÿ÷. 
     Çàòåì ÃÓÌÓÑ ìèíåðàëèçóåòñÿ, òî åñòü  ïðîèñõîäèò  ðàçðóøåíèå åãî ñ îáðàçîâàíèåì ìèíåðàëüíûõ ñîëåé.
     Òàêèì îáðàçîì,  ÃÓÌÓÑ – ýòî ÍÅÎÐÃÀÍÈ×ÅÑÊÈÅ ÂÅÙÅÑÒÂÀ, îáðàçóþùèåñÿ çà ñ÷¸ò ðàçëîæåíèÿ ðàñòèòåëüíûõ è æèâîòíûõ îñòàòêîâ è ïðîäóêòîâ èõ æèçíåäå-ÿòåëüíîñòè ñ ïîìîùüþ ñîëíöà è æèâûõ îðãàíèçìîâ.
     Ýòî ñàìàÿ öåííàÿ ñîñòàâëÿþùàÿ ÷àñòü ïî÷âû, êîòîðàÿ è îïðåäåëÿåò å¸ ïëîäîðîäèå. Êñòàòè, ñêàçàòü íóæíî î òîì, ÷òî â ïèðîäå ãóìóñîâûé ñëîé ïî÷âû ìîùíîñòüþ 20 – 25 ñì îáðàçóåòñÿ â òå÷åíèå 2 – 7 òûñ. ëåò. À ðàçðóøèòü åãî ìîæíî ïðè óñêîðåííîé ýððîçèè è âìåøàòåëüñòâå ÷åëîâåêà çà 10 – 30 ëåò.   
     Âñå çíàêîìû ñ çåìëåäåëèåì. Íî âðÿä ëè êòî çàäóìûâàëñÿ è çíàåò, ÷òî  âî âðåìÿ óáîðêè óðîæàÿ ïðîèñõîäèò âûíîñ ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ èç ïî÷âû. Ê ïðèìåðó, ïðè óðîæàå êàðòîôåëÿ 136 ö/ãà èç ïî÷âû óäàëÿåòñÿ 48,4 êã àçîòà, 19 êã ôîñôîðà è 86 êã êàëèÿ. Ñàõàðíàÿ ñâ¸êëà ïðè óðîæàå  224 ö/ãà çàáèðàåò ñ ïîëÿ 41,4 êã àçîòà, 16,8 êã ôîñôîðà è 39,2 êã êàëèÿ.
     Ïî÷âû ÁÅÄÍÅÞÒ, ÈÑÒÎÙÀÞÒÑß. Êàê ñëåäñòâèå ïàäàåò óðîæàéíîñòü êóëüòóðíûõ ðàñòåíèé. Îäíàêî è â äèêîé ïðèðîäå ïðîèñõîäèò èñòîùåíèå è îïóñòûíèâàíèå ïî÷â. Ýòî êàñàåòñÿ â îñíîâíîì þæíûõ ñòðàí (æàðà, íåäîñòàòîê âëàãè). Íàïðèìåð, â Àôðèêå ñ óâåëè÷åíèåì íàñåëåíèÿ ðåçêî óâåëè÷èëîñü ïîãîëîâüå ñêîòà è, êàê ñëåäñòâèå ýòîãî, â çàñóøëèâîé çîíå, þæíåå Ñàõàðû, áûëà âûòîïòàíà ðàñòèòåëüíîñòü íà çíà÷èòåëüíîé òåððèòîðèè, è ïî÷âà ïðåâðàòèëàñü â ðàçâåâàåìûé ïåñîê.
     Ýòî è åñòü ÏÐÎßÂËÅÍÈÅ ÝÊÎËÎÃÈ×ÅÑÊÎÉ ÑÂßÇÈ. Ñõîäíûå ÿâëåíèÿ èìåþòñÿ â ñåâåðî-çàïàäíîé Èíäèè, Íàìèáèè, Ìåêñèêå, Êàëìûêèè. Âñåãî â ìèðå îïóñòû-íèâàíèþ ïîäâåðãàåòñÿ 6 ìëí ãåêòàð.
     Òàêèì îáðàçîì, â ïî÷âå î÷åíü õîðîøî âèäíî ïðîÿâëåíèå âçàèìîñâÿçè âñåõ ýêîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ, âêëþ÷àÿ êëèìàòè÷åñêèå (òåïëî, âëàãà è ò.ä.).
     ÁÎÐÜÁÀ Ñ ÈÑÒÎÙÅÍÈÅÌ ÏÎ×Â.
1. Âíåñåíèå ìèíåðàëüíûõ óäîáðåíèé. Íî íàäî ïîìíèòü ïðè ýòîì, ÷òî èçáûòîê èõ ìîæåò óìåðòâèòü ïî÷âó.
2. Âíåñåíèå îðãàíè÷åñêèõ óäîáðåíèé.
     Ïðè êóëüòèâèðîâàíèè ïî÷âû ÷åëîâåê ñàì, ÷àùå âñåãî, ñëåäèò çà íàëè÷èåì â ïî÷âå ãóìóñà. Îí âíîñèò îðãàíè÷åñêèå óäîáðåíèÿ (íàâîç) â íå¸. Íî íóæíî íå çàáûâàòü î âûíîñå âåùåñòâ ñ óðîæàåì è ïîñòîÿííî âíîñèòü óäîáðåíèÿ (ëó÷ùå åñòåñòâåííûå). Èíà÷å óðîæàé áóäåò ïàäàòü, âåäü â ìèðå âñ¸ âçàèìîñâÿçàíî.
      
     ÏÎÍßÒÈÅ Î ÁÈÎÍÄÈÊÀÖÈÈ.
     Áèîèíäèêàöèÿ – ýòî îöåíêà ñðåäû ïî ñîñòîÿíèþ îðãàíèçìîâ è âèäîâîìó ñîñòàâó ýêîñèñòåìû.
     Äîñòîèíñòâî èíäèêàöèè ñîñòîèò â òîì, ÷òî îðãàíèçìû ìîãóò õàðàêòåðèçîâàòü íå òîëüêî ñîñòîÿíèå ñðåäû â äàííûé ìîìåíò, íî è å¸ èçìåíåíèÿ çà äëèòåëüíîå âðåìÿ. Íàïðèìåð, ÷¸ðíûå ïÿòíà íà ëèñòüÿõ ëèïû ïîÿâëÿþòñÿ îò ÷ðåçìåðíîãî ïîñûïàíèÿ ñîëüþ ñíåãà çèìîé. À âûáðîñ ñåðíèñòîãî ãàçà âûçûâàåò ïîÿâëåíèå ïÿòåí íà ëèñòüÿõ ïîäîðîæíèêà.  Ïî øèðèíå ãîäè÷íûõ êîëåö äåðåâüåâ ñàíèòàðíîé çîíû çàâîäà ìîæíî îïðåäåëèòü, â êàêîé ãîä îñîáåííî ñèëüíî øëî çàãðÿçíåíèå îêðóæàþùåé åãî ñðåäû.
     Çàñîë¸íîñòü ïî÷âû ìîæíî îïðåäåëèòü ïî âûñîòå, ê ïðèìåðó, ðàñòóùåãî òðîñòíèêà: åñëè ðîñò åãî äîñòèãàåò 4 ìåòðà, òî ñîëåé íåìíîãî, à åñëè âñåãî 0,5 ìåòðà, òî çíà÷èò ïî÷âà ïåðåñîëåíà.
     Î íàëè÷èè çàñòàèâàíèÿ âîäû ìîæåò “ñêàçàòü” ðàñòóùàÿ ìÿòà ïîëåâàÿ, ïîëåâèöà ïîáåãîîáðàçóþùàÿ, Î ïîäêèñëåíèè ïî÷âû ìîæíî ñóäèòü ïî ïðîèçðàñòíèþ ùàâåëüêà ìàëåíüêîãî, êëåâåðà êàøåííîãî.
     Î ÷èñòîé âîäå âûñîêîãî êà÷åñòâà “ãîâîðèò” ðàñòóùèé â íåé âîäî-êðàñ, ñàëüâèíèÿ, èëè âîäÿíîé îðåõ.
     Ëèøàéíèêè è ìõè èñïîëüçóþò â êà÷åñòâå èíäèêàöèè ðàäèàöèîííîãî çàãðÿçíåíèÿ àòìîñôåðû.
     Íà ïåðåêîðìêó ïî÷âû óäîáðåíèÿìè (çàãðÿçíåíèå íèòðàòàìè) óêàçû-âàþò êðàïèâà è ïàñë¸í ÷¸ðíûé. Òàì, ãäå ÷àñòî ïðèìåíÿþò ãåðáèöèäû, òàì ïðåîáëàäàåò ðîñò ñîðíûõ ðàñòåíèé (îâñþã, çâåçä÷àòêà..) À âàñèë¸ê ãîâîðèò îá îáðàòíîì.    
     Èññëåäîâàòåëüñêàÿ ðàáîòà.
     Èçó÷åíèå ñîñòîÿíèÿ äåðåâüåâ è êóñòàðíèêîâ â îêðåñòíîñòÿõ øêîëû. Îñìîòðåòü äåðåâüÿ è êóñòàðíèêè è ïðè ýòîì âûÿâèòü äåðåâüÿ ñ äóïëàìè, ñ îáíàæ¸ííîé êîðíåâîé ñèñòåìîé, ñ îáîäðàííîé êîðîé, ñ çàñîõøèìè âåòâÿìè, à òàêæå ñóõîâåðøèííûå äåðåâüÿ, îáëîìàííûå è îòìåðøèå êóñòàðíèêè.
     Ïîïûòàòüñÿ óñòàíîâèòü ïðè÷èíó íàéäåííûõ ïîâðåæäåíèé.
         
     ÒÎÏÎÃÐÀÔÈ×ÅÑÊÈÅ ÝÊÎÔÀÊÒÎÐÛ (óñëîâèÿ ðåëüåôà).

Читайте также:  Как ртуть измеряет температуру человека

     Óñëîâèÿ ðåëüåôà òîæå èìåþò áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ îáèòàòåëåé Çåìëè. Ðàâíèíû, íèçìåííîñòè, âîçâûøåííîñòè, ãîðû, ðåêè, ìîðÿ, îêåàíû – âñå èìåþò ñâîè îñîáåííîñòè, êîòîðûå ñîçäàþò ìèêðîêëèìàò â îïðåäåë¸ííîé ìåñòíîñòè, à òàêæå âëèÿþò íà äðóãèå ýêîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû. Âåäü äîñòàòî÷íî âñïîìíèòü ïåðâûé ýêîëîãè÷åñêèé çàêîí, êîòîðûé ãëàñèò, ÷òî âñ¸ â ìèðå âçàèìîñâÿçàíî è âñ¸ âçàèìîäåéñòâóåò.
     Õîðîøî ïðîñëåæèâàåòñÿ âëèÿíèå óñëîâèé ðåëüåôà íà æèâûå îðãàíèçìû âîîáùå è íà ðàñòèòåëüíîñòü, â ÷àñòíîñòè, â ãîðíîé ìåñòíîñòè. Íà ðàâíèíàõ ïðèðîäíûå çîíû õîðîøî çàìåòíû (âûðàæåíû). Îíè ñîîòâåòñòâóþò òåì êëèìàòè÷åñêèì – ýêîëîãè÷åñêèì óñëîâèÿì, êîòîðûå ñóùåñòâóþò íà äàííîé òåððèòîðèè.  ãîðàõ ðàñòèòåëüíîñòü òîæå ñîîòâåòñòâóåò ýêîëîãî-êëèìàòè÷åñêèì óñëîâèÿì. Âëèÿåò âñ¸: ãäå íàõîäÿòñÿ ýòè ãîðû (Ãèìàëàè  ýòî èëè Êàâêàç), êàêîé ñêëîí – ñåâåðíûé (ðàñòèòåëüíîñòü çà÷àñòóþ òàì ñêóäíàÿ) èëè þæíûé (ðàñòèòåëüíîñòü ÷àùå âñåãî áóéíàÿ)  è êàêàÿ âûñîòà. Íåñìîòðÿ íà âñ¸ ýòî ìíîãîîáðàçèå óñëîâèé ïðîèçðàñòàíèÿ çîíû ðàñòèòåëüíîñòè â ãîðàõ òîæå ñóùåñòâóþò è õîðîøî âûäåëÿþòñÿ ïî ìåðå ïîâûøåíèÿ èõ íàä óðîâíåì ìîðÿ.Çäåñü âûñîòà – âñåìó ãîëîâà. Èçìåíÿåòñÿ àòìîñôåðíîå äàâëåíèå, ñîñòàâ âîçäóõà è íàêëîí ïàäàþùèõ íà ãîðíóþ ïîâåðõíîñòü ñîëíå÷íûõ ëó÷åé. È ôàêò îñòà¸òñÿ ôàêòîì – ðàñòèòåëüíîñòü â ãîðàõ èçìåíÿåòñÿ ñ âûñîòîé. Ýòè ïðèðîäíûå çîíû êàê áû ñâÿçàíû ñ íåé. È íàçûâàåòñÿ ýòîò ôåíîìåí âûñîòíîé çîíàëüíîñòüþ. Íàïðèìåð, íà ñåâåðíûõ ñêëîíàõ Êàâêàçñêèõ ãîð ñòåïè ñìåíÿþòñÿ ëåñàìè, ëåñà – âûñîêîãîðíûìè ëóãàìè, à åù¸ âûøå ðàñïîëîæåíû ñêàëû, ïîêðûòûå ñíåãîì è ëüäîì. ãîðàõ Ïàìèðî – Àëàÿ, íà  þæíûõ ñêëîíàõ, ñòåïè ñìåíÿþòñÿ äðåâåñíî-êóñòàðíèêîâûì ïîÿñîì (íà âûñîòå äâå òûñÿ÷è ìåòðîâ), çàòåì èäóò ïîëóñàâàííû, âûøå – ëóãà (÷åòûðå – ïÿòü òûñÿ÷ ìåòðîâ), à åù¸ âûøå ñêàëû ñî ñíåãîì è ëüäîì (ëåäÿíàÿ çîíà).
     Òàêèì îáðàçîì, óñëîâèÿ ðåëüåôà (òîïîãðàôè÷åñêèå ôàêòîðû) âëèÿþò íà ðàñòèòåëüíîñòü, è âñ¸ ýòî ñâÿçàíî, åñòåñòâåííî, ñ òåïëîì è ñâåòîì. Êîëè÷åñòâó ïîëó÷åííîãî òåïëà è ñâåòà ñîîòåòñòâóåò îïðåäåë¸ííàÿ ðàñòèòåëüíàÿ çîíà, ÷òî ìû è íàçûâàåì âûñîòíîé çîíàëüíîñòüþ.
   
     ÃÅÎËÎÃÈ×ÅÑÊÈÅ ÝÊÎÔÀÊÒÎÐÛ (çåìëåòðÿñåíèÿ, âóëêàíû, öóíàìè).

     Çåìëåòðÿñåíèÿ. Ýòî ïîäçåìíûå òîë÷êè è êîëåáàíèÿ çåìíîé ïîâåðõíîñòè. Îíè âîçíèêàþò â ðåçóëüòàòå âíåçàïíûõ ñìåùåíèé è ðàçðûâîâ â çåìíîé êîðå, êîòîðàÿ ïðåäñòàâëåíà ëèòîñôåðíûìè ïëèòàìè (òîëùèíà èõ 30-75 êì ïîä êîíòèíåíòàìè è 3-10 êì – ïîä îêåàíàìè). Íî ñèëüíûå çåìëåòðÿñåíèÿ ñâÿçàíû ñ òåêòîíè÷åñêèìè äâèæåíèÿìè â ñêëàä÷àòûõ îáëàñòÿõ çåìíîãî øàðà. Îäíàêî êðîìå òåêòîíè÷åñêèõ, çåìëåòðÿñåíèÿ áûâàþò âóëêàíè÷åñêèå è îáâàëüíûå. Îíè âûçûâàþò îáâàëû, öóíàìè è ò.ä.
     Ó÷àñòîê â çåìíîé êîðå, èç êîòîðîãî âûõîäÿò ñåéñìè÷åñêèå âîëíû, íàçûâàåòñÿ î÷àãîì, à ó÷àñòîê çåìíîé ïîâåðõíîñòè íàä íèì – ýïèöåíòðîì.
     Ïðè êàòàñòðîôè÷åñêèõ çåìëåòðÿñåíèÿõ ñèëà òîë÷êîâ – ñåéñìè÷åñêèõ âîëí äîõîäèò äî 12 áàëëîâ. Òàêèå ïîäâèæêè âåðîÿòíåå âñåãî è ïðåîáðàçîâûâàëè íàøó çåìíóþ ïîâåðõíîñòü íà ïðîòÿæåíèè ìèëëèîíîâ è ìèëëèàðäîâ ëåò. Âçäûáëåííûå ñêàëû, îãðîìíûå ñáðîñû, ïåíåïëåíû, óùåëüÿ, ñêëàäêè ãîðíûõ ìàòåðèíñêèõ ïîðîä è èõ ðàçðûâû ãîâîðÿò ñàìè çà ñåáÿ. Ïðèðîäà õîðîøî ïîðàáîòàëà íàä ñîçäàíèåì ëàíäøàôòîâ Çåìëè.
     Îäíàêî ãîðîîáðàçîâàòåëüíûé ïðîöåññ êîå-ãäå åù¸ íå çàêîí÷åí è äî ñèõ ïîð. È ìû âñå ñ âàìè ÿâëÿåìñÿ ñâèäåòåëÿìè òàêèõ êàòàêëèçìîâ, êàê öóíàìè  è çåìëåòðÿñåíèÿ. 2004 ãîä – Èíäèéñêèé îêåàí ñî ìíîæåñòâîì îñòðîâ è ïîëóîñòðîâîâ – è öóíàìè.  ðåçóëüòàòå – îãðîìíûå ÷åëîâå÷åñêèå æåðòâû. 2006 ãîä – ñíîâà öóíàìè â Èíäèéñêîì îêåàíå. Çàòåì çåìëåòðÿñåíèå â Êèòàå,óíåñøåå æèçíè îãðîìíîãî êîëè÷åñòâà ëþäåé.Äâàäöàòûé âåê (1987 ãîä) – çåìëåòðÿñåíèåì ðàçðóøåí (ñ îãðîìíûìè æåðòâàìè) Ñïèòàê (Àðìåíèÿ), à òàêæå åù¸ ðàíåå ðàçðóøåíû ãîðîäà: Àøõàáàä (Òóðêìåíèÿ),Õàèò,  Çàôàðîáàä (Òàäæèêèñòàí), Òàøêåíò, Êàéðàêóì (Óçáåêèñòàí).  äåêàáðå 2011 ãîäà ïðîèçîøëî çåìëåòðÿñåíèå â 4 – 6 áàëëîâ â Òóâå – íà ãðàíèöå ñ Ìîíãîëèåé (Êðàñíîÿðñêèé êðàé).
    Ëèòîñôåðíûå ïëèòû äâèæóòñÿ ãîðèçîíòàëüíî,
    Íî ìîæåò äâèæåíèå áûòü âåðòèêàëüíûì –
    Ýòî ïðîãèáû, ðàçðûâû, ñìåùåíüÿ
    Â êîðå  âûçûâàþò  çåìëåòðÿñåíüÿ.
    Âóëêàíû – ýòî êàê áû òðóáû çåìíûå,
    Ýòî òðåùèíû â êîðå çåìíîé.
    Èç íèõ âûáðàñûâàåòñÿ ìàãìà è ïåïåë,
    ßäîâèòûå ãàçû è ïàð âîäÿíîé. 

    Êàëüäåðà (ÑØÀ) – óãðîçà ñèëüíåéøåãî çåìëåòðÿñåíèÿ. Êàê ïîëàãàþò ó÷¸íûå ýòîò  ñóïåðâóëêàí ìîæåò âçîðâàòüñÿ â íåäàë¸êîì áóäóùåì.
Êàâêàçñêèé Ýëüáðóñ òàêæå ÿâëÿåòñÿ óãðîçîé ñèëüíîãî çåìëåòðÿñåíèÿ.

Источник