К абиотическим факторам относятся температура вспашка почвы человеком
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии
2014-2015 учебный год
9 класс
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Вам предлагаются десять заданий в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов – 10 (по одному баллу за каждый правильный ответ). Укажите выбранный ответ «да» или «нет» в матрице ответов.
1. Правило экологической пирамиды определяет прогрессивное увеличение в 10 раз массы каждого последующего звена в цепях питания.
2. Одни и те же живые организмы могут входить в состав сразу нескольких пищевых цепей.
3. В агроценозе отсутствует саморегуляция.
4. Вода является самой заселённой средой обитания.
5. Свойство вида адаптироваться к изменяющимся факторам среды обитания называется экологической пластинчатостью.
6. Если для почвенной среды обитания кислород не играет существенно роли, то для водной – это важнейший экологический фактор.
7. В тундре наиболее заметно антропогенное влияние.
8. Для повышения улова рыбы в северных морях необходимо увеличить диаметр ячеек орудий лова.
9. Стратегия жизни паразита всегда направлена на гибель хозяина – как промежуточного, так и окончательного.
10. Северные олени предохраняют таёжные леса от пожара.
Задание 2. Вам предлагается двадцать тестовых заданий, которые требуют выбора одного правильного ответа из четырёх возможных. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов – 20.
11. Влияние растений, животных, грибов и бактерий на живые организмы в экосистеме называют факторами: А) абиотическими; Б) биотическими; В) антропогенными; Г) лимитирующими.
12. Сочные плоды некоторых растений поедаются животными. Семена при этом не только распространяются в различных местах, но даже повышают свою всхожесть под воздействием желудочного сока. Подобные отношения между растениями и животными называются: А) эндозоохория; Б) экзозоохория; В) синойкия; Г) сотрапезничество.
13. В симбиотических взаимоотношениях находятся:А) лев и шакал; Б) акула и рыба-прилипала; В) росянка и муха; Г) рыба и дождевой червь.
14. Кто является основными поставщиками энергии в сосновом бору? А) бактерии; Б) белки; В) сосны; Г) насекомые.
15. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?
А) консументы – продуценты – редуценты; Б) редуценты – консументы – продуценты;
В) редуценты – продуценты – консументы; Г) продуценты – консументы – редуценты.
16. Для каких растительных сообществ на севере Европы периодическое выжигание – необходимое условие существование? А) сосновый лес; Б) торфяное болото; В) пойменный луг; Г) заросли вереска.
17. Наиболее точными показателями (индикаторами) состояния среды являются виды, которые: А) существуют в широком диапазоне условий среды; Б) требуют строго определённых условий существования; В) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов; Г) проявляют пластичность к действию факторов среды.
18. Ослабленные, больные деревья выделяют вещества, которые привлекают насекомых-вредителей, то есть первые оказывают на последних: А) аттрактивное действие; Б) репеллентное действие; В) аллелопатическое действие;
Г) гомеопатическое действие.
19. Появление новых паразитов наряду со старыми: А) положительно влияет на жизнь популяции; Б) стимулирует появление у старых паразитов новых адаптаций; В) всегда приводит к гибели хозяина; Г) не вызывает изменений в популяции.
20. Стабильные популяции характеризуются численностью, которая: А) изменяется нерегулярно с большой амплитудой колебаний; Б) находится на уровне поддерживающей ёмкости среды; В) изменяется регулярно в зависимости от условий среды; Г) определяется скоростью миграционных процессов.
21. Исторические этапы взаимоотношений человека и природы можно выстроить в следующей последовательности: А) «неолитическая революция», «палеолитическая революция», «промышленная революция»; «зелёная революция»;
Б) «палеолитическая революция», «зелёная революция», «неолитическая революция», «промышленная революция»;
В) «промышленная революция», «зелёная революция», «палеолитическая революция», «неолитическая революция»;
Г) «палеолитическая революция», «неолитическая революция», «промышленная революция», «зелёная революция»;
22. Какую форму имеет «кривая выживания» у млекопитающих? А) вогнутую вниз; Б) вертикальную; В) выпуклую вверх; Г) горизонтальную.
23. Как называется состояние биосферы, когда её развитие управляется разумом человека? А) астросфера; Б) ноосфера; В) литосфера; Г) наносфера.
24. Наилучшим способом восстановления открытых карьеров может стать: А) их заполнение водой; Б) вспашка склонов; В[a]) посадка на склонах культурных растений;
Г) заполнение песком.
25. Возврат биогенных элементов в глобальный круговорот веществ осуществляется в основном: А) продуцентами; Б) редуцентами; В) промышленными предприятиями; Г) консументами.
26. Выберите правильную последовательность компонентов детритной цепи питания:
А) выдра-фитопланктон-карась-дафния; Б) выдра-фитопланктон-дафния-карась; В) дафния-фитопланктон-карась-выдра; Г) фитопланктон-дафния-карась-выдра.
27. Принцип Г. Ф. Гаузе может применяться в случае: А) описания отношений между черными и рыжими тараканами; Б) определение типа особо охраняемой природной территории; В) расчета рациона питания сельскохозяйственных животных; Г) моделирования эрозионных процессов.
28. Кем был предложен термин «популяция»? А) Г. Де Фриз; Б) И.И. Шмальгаузен; В) В. Иоганнсен; Г) А. Вольтерра.
29. Правильно составленная схема вторичной экологической сукцессия: А) пожарище → лишайники и водоросли → травы и кустарники → ельник → березняк → дубрава; Б) скалы → лишайники и водоросли → мхи и папоротники → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник; В) вырубка → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник; г) пустошь → мхи и папоротники → травы и кустарники → смешанный лес → березняк → дубрава.
30. Укажите правильно составленную пищевую цепь: А) клевер – ястреб –шмель –мышь; Б) клевер – шмель – мышь – ястреб; В) шмель – мышь – ястреб – клевер; Г) мышь – клевер – шмель – ястреб.
Задание 3. Заключается в выборе правильного варианта ответа «да» или «нет» с письменным обоснованием своего выбора. Вы должны не только выбрать и указать в матрице правильный ответ, но и письменно обосновать его, опираясь на свои знания и опыт. Состоит из трёх заданий, каждое из которых оценивается максимум в 3 балла (максимальное количество баллов 9).
31. Возможно сохранение степной экосистемы, если в ней будут истреблены все копытные?
32. На одном ареале обитают три близких вида растений – неядовитые, слабоядовитые и ядовитые. Ими (неядовитыми и слабоядовитыми) питаются одни и те же фитофаги. Возможно ли выживание всех трёх видов растений?
33. Способен ли какой-то живой организм заселить всю поверхность планеты?
Задание 4. Решите тестовую задачу. Задание заключается в выборе единственного правильного варианта ответа из четырёх предложенных с письменным обоснованием своего выбора. Вы должны не только выбрать и указать в матрице правильный ответ, но и письменно обосновать его, опираясь на свои знания и опыт. Максимальное количество баллов – 4 балла.
34. Понятие топических связей ввел В. К. Беклемишев, подразумевая под ними воздействие одних организмов на другие через изменение различных абиотических факторов. Примером топических экологических связей является:
А) наличие длинных волос, выростов на пальцах тонкопалого тушканчика – обитателя песчаных пустынь; Б) заселение насекомыми «бассейнов», образующихся за счет скопления дождевой воды в основаниях листьев растений семейства бромелиевых; В) переваривание росянкой насекомых, попадающих на поверхность её листьев; Г) закрепление подвижных песков с помощью растений-псаммофилов (ива-шелюга, кандым, другие кустарники).
Матрица ответов
9 класс
Ф.И.О. Класс
Задание 1. [ 10 баллов].
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Правильн. ответ «Да» | ||||||||||
Правильн. ответ «Нет» |
Задание 2. [ 20 баллов].
Задание 3.
31. Выберите и обоснуйте ответ.
32. Выберите и обоснуйте ответ.
33. Выберите и обоснуйте ответ.
Задание 4.
34. Выберите и обоснуйте единственный правильный ответ.
Матрица ответов
9 класс
Максимум 43 балла.
Задание 1. [ 10 баллов].
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Правильн. ответ «Да» | + | + | + | + | + | |||||
Правильн. ответ «Нет» | + | + | + | + | + |
Задание 2. [ 20 баллов].
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11-20 | б | а | б | в | г | г | б | а | б | б |
21-30 | г | в | б | в | б | г | а | в | в | б |
Задание 3.
31. Нет, так как сразу начнёт накапливаться фитомасса, которая постоянно поглощалась копытными. Степь будет зарастать и превращаться в лесостепные сообщества.
32. Да, животные будут поедать все растения равномерно, и какая-то часть их погибнет. Растения таким образом сохранятся. Скорее всего, неядовитые и слабоядовитые похожи на ядовитый вид. Кроме того, у фитофагов выработается условный рефлекс и поедать эти виды будут только молодые особи.
33. Нет, потому что неограниченный рост численности ведёт к истощению ресурсов среды, и соответственно к снижению численности самой популяции или к её гибели.
Варианты ответа | Показатель | Балл |
Выбран неправильный ответ | 0 баллов | |
Выбран правильный ответ | 1 балл | |
Да/Нет | Отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование. | 0 баллов |
Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведённых в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии, нет). | 1 балл | |
Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, закономерностей, рассматривается содержание приведённых в ответе понятий; обоснование логично) | 2 балла |
Задание 4.
34. Ответ Б) является верным. Особенности строения листьев растений семейства бромелиевых создают физические условия, необходимые для обитания других организмов – насекомых. Таким образом, здесь имеет место топическая связь.
Варианты ответа | Показатель | Балл |
Выбран неправильный ответ | 0 баллов | |
Выбран правильный ответ | 2 балла | |
Отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование. | 0 баллов | |
Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведённых в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии, нет). | 1 балл | |
Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, закономерностей, рассматривается содержание приведённых в ответе понятий; обоснование логично) | 2 балла |
Источник
ÃÐÓÏÏÛ ÀÁÈÎÒÈ×ÅÑÊÈÕ ÝÊÎôÀÊÒÎÐÎÂ.
Ýäàôè÷åñêèå – ôàêòîðû ïî÷âåííî-ãðóíòîâûå (ìåõàíè÷åñêèé è õèìè÷åñêèé ñîñòàâ ïî÷âû, ôèçè÷åñêèå ñâîéñòâà å¸).
Òîïîãðàôè÷åñêèå – óñëîâèÿ ðåëüåôà (ãîðíûé, ðàâíèííûé; ýêñïîçèöèÿ ñêëîíà, õîëìà).
Ãåîëîãè÷åñêèå – çåìëåòðÿñåíèÿ, èçâåðæåíèÿ âóëêàíîâ, öóíàìè, âûâåòðèâàíèå ãîðíûõ ïîðîä è ò. ä.
Êëèìàòè÷åñêèå – ñâåò, òåïëî, âîçäóõ, âëàãà.
Ôàêòîðû àáèîòè÷åñêèå, îòíîñÿùèåñÿ êàê áû ê íåæèâîé ïðèðîäå, èìåþò îãðîìíîå ÇÍÀ×ÅÍÈÅ äëÿ ñóùåñòâîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ æèâîé ïðèðîäû. Îíè ñîñòàâëÿþò åäèíîå öåëîå è íå ìîãóò íàõîäèòüñÿ îòäåëüíî äðóã îòäðóãà. Äðóãèìè ñëîâàìè, ïðèðîäíûå ôàêòîðû – ýäàôè÷åñêèå, òîïîãðàôè÷åñêèå, ãåîëîãè÷åñêèå, êëèìàòè÷åñêèå ÿâëÿþòñÿ òåìè óñëîâèÿìè æèçíè, â êîòîðûõ æèâóò îðãàíèçìû íàøåé ïëàíåòû Çåìëÿ. Íå âåçäå îäèíàêîâî, íå âñå ñðàçó, íî æèâóò, ïðèñïîñîáèâøèñü ê îïðåäåë¸ííûì óñëîâèÿì – ê ïðèðîäíîé ñðåäå, êîòîðàÿ ñòàíîâèòñÿ ìåñòîì èõ îáèòàíèÿ. Êòî êàê ñìîã.
Íàïðèìåð:
 òóíäðå ïî÷âû ãëååâûå,
Ìíîãî âîäû, íå õâàòàåò òåïëà,
Äóþò ñèëüíûå âåòðû è âå÷íàÿ ìåðçëîòà.
Ðàñò¸ò òàì ïîëÿðíàÿ èâà, áåð¸çêà êàðëèêîâàÿ.
Áîëüøå äåðåâüåâ íåò.
Íî îíè ïðèñïîñîáèëèñü ê ýòèì óñëîâüÿì –
Èìåþò êàêîé-òî ñåêðåò:
Áåð¸çêè ñëîâíî èãðóøå÷íûå (ëèñòî÷êè ó íèõ ñ íîãîòîê)
Æìóòñÿ ê çåìëå, èâû ñòåëþòñÿ – íå òðîíü èõ, ñåäîé âåòåðîê.
Âîò òàê. Ïðèñïîñàáëèâàþòñÿ æèâûå îðãàíèçìû ê îïðåäåë¸ííîìó êîìïëåêñó àáèîòè÷åñêèõ ôàêòîðîâ è æèâóò, îáðàçóÿ ïðèðîäíûå ñîîáùåñòâà áèîãåîöåíîçû.
Òóíäðà – òóíäðîé, à …
…Ïóñòûíÿ – ñîâñåì äðóãîå äåëî –
Ìíîãî æàðû, íå õâàòàåò âîäû.
Ðàííåé âåñíîé òàì öâåòóò ýôåìåðû,
Íî ïîçæå âñ¸ ñîõíåò âîêðóã, ïîñìîòðè –
Âåðáëþæüÿ êîëþ÷êà êðàñóåòñÿ, êàêòóñ,
Êàìíè âîêðóã, ðàñêàë¸ííûé ïåñîê,
Àëîý, àãàâû – ÿðêèå êðàñêè,
À òóò ñàêñàóë ïðèêîðíóë íà ÷àñîê.
ÝÄÀÔÈ×ÅÑÊÈÅ ÝÊÎôÀÊÒÎÐÛ (ïî÷âåííî-ãðóíòîâûå)
Ïî÷âà – ýòî ñëîæíîå îñîáîå ïðèðîäíîå òåëî.
Ìåõàíè÷åñêèé è õèìè÷åñêèé ñîñòàâ ïî÷âû, ôèçè÷åñêèå ñâîéñòâà å¸ è íàçûâàþò ýäàôè÷åñêèìè ôàêòîðàìè.
Èòàê:
Ïî÷âà – îñîáîå òåëî ïðèðîäíîå, ñîñòîèò èç èç íåñêîëüêî ÷àñòåé: ýòî
ãëèíà, ïåñîê, ìèíåðàëüíûå ñîëè è ãóìóñ, ÷òî âñåõ âàæíåé.
Ïî ñîäåðæàíèþ ãóìóñà òèïû ïî÷â áûâàþò òàêèå: ÷åðíîç¸ìû, ïîäçîëû, êàøòàíîâûå è ñåðûå ëåñíûå.
Ïî÷âà – ýòî ïîâåðõíîñòíûé ñëîé çåìíîé êîðû, îáëàäàåò ïëîäîðîäèåì, òî åñòü èìååò ñïîñîáíîñòü ïðîèçâîäèòü óðîæàé.
Ýêîëîãè÷åñêîå ÇÍÀ×ÅÍÈÅ ïî÷âû.
Ïî÷âà – ñðåäà, ãäå ïðîÿâëÿåòñÿ âîçäåéñòâèå ìíîãèõ ýêîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ, â òîì ÷èñëå êëèìàòè÷åñêèõ.
Ïî÷âà – ýòî æèçíåííîå íà÷àëî.
Óíèêàëüíîñòü ïî÷âû, êàê ñðåäû îáèòàíèÿ, ïðîÿâëÿåòñÿ, ïðåæäå âñåãî, â òîì, ÷òî áèîëîãè÷åñêàÿ ìàññà íàçåìíûõ áèîöåíîçîâ â 700 ðàç è áîëåå ïðåâûøàåò áèîìàññó ìîðåé è îêåàíîâ, à ïëîùàäü ñóøè â 3 ðàçà ìåíüøå ïëîùàäè îêåàíîâ. Ïî ñóòè äåëà, òîëüêî 1/32 ÷àñòü Çåìëè, âåðíåå êîðêà ýòîé ÷àñòè Çåìëè, è åñòü ïî÷âà, êîòîðàÿ ïðîèçâîäèò ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûå ïðîäóêòû äëÿ âñåõ îáèòàòåëåé ïëàíåòû.
ÂËÈßÍÈÅ õèìè÷åñêîãî ñîñòàâà ïî÷âû íà ðàñòåíèÿ.
Êîãäà ìû ãîâîðèì î õèìè÷åñêîì ñîñòàâå ïî÷âû, òî åñòåñòâåííî èìååì â âèäó å¸ ïëîäîðîäèå. Ïëîäîðîäèå æå ïî÷âû çàâèñèò îò íàëè÷èÿ â íåé ãóìóñà. À ãóìóñ – ýòî äèòÿ ñîëíöà. Ñîëíöå ïðîèçâîäèò åãî èç íàâîçà, ïåðåãíîÿ, èñïîëüçóÿ æèâûå îðãàíèçìû (ìèöåëèé ìåëêèõ ãðèáîâ èç ðîäà ìèöåëë è íèòî÷íèêè, ïî÷âåííûå áàêòåðèè). Ìèð ïî÷âåííûõ îáèòàòåëåé âåëèê. Ê ïðèìåðó, äîëÿ áèîìàññû íàçåìíûõ æèâîòíûõ ñîñòàâëÿåò ñîñòàâëÿåò âñåãî 1-5 % îò îáùåé áèîìàññû ïëàíåòû. À ïî÷âåííàÿ áèîìàññà âåëèêà. Îíà ôîðìèðóåòñÿ íå çà ñ÷¸ò êðóïíûõ îðãàíèçìîâ (êðîòû, ñóñëèêè, ïîë¸âêè, ìûøè), à â îñíîâíîì çà ñ÷¸ò ðàçëè÷íûõ ÷åðâåé, íàñåêîìûõ, êëåùåé è íèçøèõ æèâîòíûõ èç ÷èñëà ðåäóöåíòîâ – ñàïðîôèòîâ). Íà 1 êóáè÷åñêèé ìåòð ïî÷âû â ëåñàõ óìåðåííîé çîíû Ðîññèè ìîæíî îáíàðóæèòü 1 000 âèäîâ æèâîòíûõ. Ïðè÷¸ì, ÷èñëåííîñòü íåìàòîä è ïðîñòåéøèõ ìîæåò ïðåâûøàòü 10 ìëí, íîãîõâîñòîê è ïî÷âåííûõ êëíùåé – 100 òûñÿ÷, äðóãèõ áåñïîçâîíî÷íûõ – 50 òûñÿ÷.
Çàòåì ÃÓÌÓÑ ìèíåðàëèçóåòñÿ, òî åñòü ïðîèñõîäèò ðàçðóøåíèå åãî ñ îáðàçîâàíèåì ìèíåðàëüíûõ ñîëåé.
Òàêèì îáðàçîì, ÃÓÌÓÑ – ýòî ÍÅÎÐÃÀÍÈ×ÅÑÊÈÅ ÂÅÙÅÑÒÂÀ, îáðàçóþùèåñÿ çà ñ÷¸ò ðàçëîæåíèÿ ðàñòèòåëüíûõ è æèâîòíûõ îñòàòêîâ è ïðîäóêòîâ èõ æèçíåäå-ÿòåëüíîñòè ñ ïîìîùüþ ñîëíöà è æèâûõ îðãàíèçìîâ.
Ýòî ñàìàÿ öåííàÿ ñîñòàâëÿþùàÿ ÷àñòü ïî÷âû, êîòîðàÿ è îïðåäåëÿåò å¸ ïëîäîðîäèå. Êñòàòè, ñêàçàòü íóæíî î òîì, ÷òî â ïèðîäå ãóìóñîâûé ñëîé ïî÷âû ìîùíîñòüþ 20 – 25 ñì îáðàçóåòñÿ â òå÷åíèå 2 – 7 òûñ. ëåò. À ðàçðóøèòü åãî ìîæíî ïðè óñêîðåííîé ýððîçèè è âìåøàòåëüñòâå ÷åëîâåêà çà 10 – 30 ëåò.
Âñå çíàêîìû ñ çåìëåäåëèåì. Íî âðÿä ëè êòî çàäóìûâàëñÿ è çíàåò, ÷òî âî âðåìÿ óáîðêè óðîæàÿ ïðîèñõîäèò âûíîñ ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ èç ïî÷âû. Ê ïðèìåðó, ïðè óðîæàå êàðòîôåëÿ 136 ö/ãà èç ïî÷âû óäàëÿåòñÿ 48,4 êã àçîòà, 19 êã ôîñôîðà è 86 êã êàëèÿ. Ñàõàðíàÿ ñâ¸êëà ïðè óðîæàå 224 ö/ãà çàáèðàåò ñ ïîëÿ 41,4 êã àçîòà, 16,8 êã ôîñôîðà è 39,2 êã êàëèÿ.
Ïî÷âû ÁÅÄÍÅÞÒ, ÈÑÒÎÙÀÞÒÑß. Êàê ñëåäñòâèå ïàäàåò óðîæàéíîñòü êóëüòóðíûõ ðàñòåíèé. Îäíàêî è â äèêîé ïðèðîäå ïðîèñõîäèò èñòîùåíèå è îïóñòûíèâàíèå ïî÷â. Ýòî êàñàåòñÿ â îñíîâíîì þæíûõ ñòðàí (æàðà, íåäîñòàòîê âëàãè). Íàïðèìåð, â Àôðèêå ñ óâåëè÷åíèåì íàñåëåíèÿ ðåçêî óâåëè÷èëîñü ïîãîëîâüå ñêîòà è, êàê ñëåäñòâèå ýòîãî, â çàñóøëèâîé çîíå, þæíåå Ñàõàðû, áûëà âûòîïòàíà ðàñòèòåëüíîñòü íà çíà÷èòåëüíîé òåððèòîðèè, è ïî÷âà ïðåâðàòèëàñü â ðàçâåâàåìûé ïåñîê.
Ýòî è åñòü ÏÐÎßÂËÅÍÈÅ ÝÊÎËÎÃÈ×ÅÑÊÎÉ ÑÂßÇÈ. Ñõîäíûå ÿâëåíèÿ èìåþòñÿ â ñåâåðî-çàïàäíîé Èíäèè, Íàìèáèè, Ìåêñèêå, Êàëìûêèè. Âñåãî â ìèðå îïóñòû-íèâàíèþ ïîäâåðãàåòñÿ 6 ìëí ãåêòàð.
Òàêèì îáðàçîì, â ïî÷âå î÷åíü õîðîøî âèäíî ïðîÿâëåíèå âçàèìîñâÿçè âñåõ ýêîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ, âêëþ÷àÿ êëèìàòè÷åñêèå (òåïëî, âëàãà è ò.ä.).
ÁÎÐÜÁÀ Ñ ÈÑÒÎÙÅÍÈÅÌ ÏÎ×Â.
1. Âíåñåíèå ìèíåðàëüíûõ óäîáðåíèé. Íî íàäî ïîìíèòü ïðè ýòîì, ÷òî èçáûòîê èõ ìîæåò óìåðòâèòü ïî÷âó.
2. Âíåñåíèå îðãàíè÷åñêèõ óäîáðåíèé.
Ïðè êóëüòèâèðîâàíèè ïî÷âû ÷åëîâåê ñàì, ÷àùå âñåãî, ñëåäèò çà íàëè÷èåì â ïî÷âå ãóìóñà. Îí âíîñèò îðãàíè÷åñêèå óäîáðåíèÿ (íàâîç) â íå¸. Íî íóæíî íå çàáûâàòü î âûíîñå âåùåñòâ ñ óðîæàåì è ïîñòîÿííî âíîñèòü óäîáðåíèÿ (ëó÷ùå åñòåñòâåííûå). Èíà÷å óðîæàé áóäåò ïàäàòü, âåäü â ìèðå âñ¸ âçàèìîñâÿçàíî.
ÏÎÍßÒÈÅ Î ÁÈÎÍÄÈÊÀÖÈÈ.
Áèîèíäèêàöèÿ – ýòî îöåíêà ñðåäû ïî ñîñòîÿíèþ îðãàíèçìîâ è âèäîâîìó ñîñòàâó ýêîñèñòåìû.
Äîñòîèíñòâî èíäèêàöèè ñîñòîèò â òîì, ÷òî îðãàíèçìû ìîãóò õàðàêòåðèçîâàòü íå òîëüêî ñîñòîÿíèå ñðåäû â äàííûé ìîìåíò, íî è å¸ èçìåíåíèÿ çà äëèòåëüíîå âðåìÿ. Íàïðèìåð, ÷¸ðíûå ïÿòíà íà ëèñòüÿõ ëèïû ïîÿâëÿþòñÿ îò ÷ðåçìåðíîãî ïîñûïàíèÿ ñîëüþ ñíåãà çèìîé. À âûáðîñ ñåðíèñòîãî ãàçà âûçûâàåò ïîÿâëåíèå ïÿòåí íà ëèñòüÿõ ïîäîðîæíèêà. Ïî øèðèíå ãîäè÷íûõ êîëåö äåðåâüåâ ñàíèòàðíîé çîíû çàâîäà ìîæíî îïðåäåëèòü, â êàêîé ãîä îñîáåííî ñèëüíî øëî çàãðÿçíåíèå îêðóæàþùåé åãî ñðåäû.
Çàñîë¸íîñòü ïî÷âû ìîæíî îïðåäåëèòü ïî âûñîòå, ê ïðèìåðó, ðàñòóùåãî òðîñòíèêà: åñëè ðîñò åãî äîñòèãàåò 4 ìåòðà, òî ñîëåé íåìíîãî, à åñëè âñåãî 0,5 ìåòðà, òî çíà÷èò ïî÷âà ïåðåñîëåíà.
Î íàëè÷èè çàñòàèâàíèÿ âîäû ìîæåò “ñêàçàòü” ðàñòóùàÿ ìÿòà ïîëåâàÿ, ïîëåâèöà ïîáåãîîáðàçóþùàÿ, Î ïîäêèñëåíèè ïî÷âû ìîæíî ñóäèòü ïî ïðîèçðàñòíèþ ùàâåëüêà ìàëåíüêîãî, êëåâåðà êàøåííîãî.
Î ÷èñòîé âîäå âûñîêîãî êà÷åñòâà “ãîâîðèò” ðàñòóùèé â íåé âîäî-êðàñ, ñàëüâèíèÿ, èëè âîäÿíîé îðåõ.
Ëèøàéíèêè è ìõè èñïîëüçóþò â êà÷åñòâå èíäèêàöèè ðàäèàöèîííîãî çàãðÿçíåíèÿ àòìîñôåðû.
Íà ïåðåêîðìêó ïî÷âû óäîáðåíèÿìè (çàãðÿçíåíèå íèòðàòàìè) óêàçû-âàþò êðàïèâà è ïàñë¸í ÷¸ðíûé. Òàì, ãäå ÷àñòî ïðèìåíÿþò ãåðáèöèäû, òàì ïðåîáëàäàåò ðîñò ñîðíûõ ðàñòåíèé (îâñþã, çâåçä÷àòêà..) À âàñèë¸ê ãîâîðèò îá îáðàòíîì.
Èññëåäîâàòåëüñêàÿ ðàáîòà.
Èçó÷åíèå ñîñòîÿíèÿ äåðåâüåâ è êóñòàðíèêîâ â îêðåñòíîñòÿõ øêîëû. Îñìîòðåòü äåðåâüÿ è êóñòàðíèêè è ïðè ýòîì âûÿâèòü äåðåâüÿ ñ äóïëàìè, ñ îáíàæ¸ííîé êîðíåâîé ñèñòåìîé, ñ îáîäðàííîé êîðîé, ñ çàñîõøèìè âåòâÿìè, à òàêæå ñóõîâåðøèííûå äåðåâüÿ, îáëîìàííûå è îòìåðøèå êóñòàðíèêè.
Ïîïûòàòüñÿ óñòàíîâèòü ïðè÷èíó íàéäåííûõ ïîâðåæäåíèé.
ÒÎÏÎÃÐÀÔÈ×ÅÑÊÈÅ ÝÊÎÔÀÊÒÎÐÛ (óñëîâèÿ ðåëüåôà).
Óñëîâèÿ ðåëüåôà òîæå èìåþò áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ îáèòàòåëåé Çåìëè. Ðàâíèíû, íèçìåííîñòè, âîçâûøåííîñòè, ãîðû, ðåêè, ìîðÿ, îêåàíû – âñå èìåþò ñâîè îñîáåííîñòè, êîòîðûå ñîçäàþò ìèêðîêëèìàò â îïðåäåë¸ííîé ìåñòíîñòè, à òàêæå âëèÿþò íà äðóãèå ýêîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû. Âåäü äîñòàòî÷íî âñïîìíèòü ïåðâûé ýêîëîãè÷åñêèé çàêîí, êîòîðûé ãëàñèò, ÷òî âñ¸ â ìèðå âçàèìîñâÿçàíî è âñ¸ âçàèìîäåéñòâóåò.
Õîðîøî ïðîñëåæèâàåòñÿ âëèÿíèå óñëîâèé ðåëüåôà íà æèâûå îðãàíèçìû âîîáùå è íà ðàñòèòåëüíîñòü, â ÷àñòíîñòè, â ãîðíîé ìåñòíîñòè. Íà ðàâíèíàõ ïðèðîäíûå çîíû õîðîøî çàìåòíû (âûðàæåíû). Îíè ñîîòâåòñòâóþò òåì êëèìàòè÷åñêèì – ýêîëîãè÷åñêèì óñëîâèÿì, êîòîðûå ñóùåñòâóþò íà äàííîé òåððèòîðèè.  ãîðàõ ðàñòèòåëüíîñòü òîæå ñîîòâåòñòâóåò ýêîëîãî-êëèìàòè÷åñêèì óñëîâèÿì. Âëèÿåò âñ¸: ãäå íàõîäÿòñÿ ýòè ãîðû (Ãèìàëàè ýòî èëè Êàâêàç), êàêîé ñêëîí – ñåâåðíûé (ðàñòèòåëüíîñòü çà÷àñòóþ òàì ñêóäíàÿ) èëè þæíûé (ðàñòèòåëüíîñòü ÷àùå âñåãî áóéíàÿ) è êàêàÿ âûñîòà. Íåñìîòðÿ íà âñ¸ ýòî ìíîãîîáðàçèå óñëîâèé ïðîèçðàñòàíèÿ çîíû ðàñòèòåëüíîñòè â ãîðàõ òîæå ñóùåñòâóþò è õîðîøî âûäåëÿþòñÿ ïî ìåðå ïîâûøåíèÿ èõ íàä óðîâíåì ìîðÿ.Çäåñü âûñîòà – âñåìó ãîëîâà. Èçìåíÿåòñÿ àòìîñôåðíîå äàâëåíèå, ñîñòàâ âîçäóõà è íàêëîí ïàäàþùèõ íà ãîðíóþ ïîâåðõíîñòü ñîëíå÷íûõ ëó÷åé. È ôàêò îñòà¸òñÿ ôàêòîì – ðàñòèòåëüíîñòü â ãîðàõ èçìåíÿåòñÿ ñ âûñîòîé. Ýòè ïðèðîäíûå çîíû êàê áû ñâÿçàíû ñ íåé. È íàçûâàåòñÿ ýòîò ôåíîìåí âûñîòíîé çîíàëüíîñòüþ. Íàïðèìåð, íà ñåâåðíûõ ñêëîíàõ Êàâêàçñêèõ ãîð ñòåïè ñìåíÿþòñÿ ëåñàìè, ëåñà – âûñîêîãîðíûìè ëóãàìè, à åù¸ âûøå ðàñïîëîæåíû ñêàëû, ïîêðûòûå ñíåãîì è ëüäîì. ãîðàõ Ïàìèðî – Àëàÿ, íà þæíûõ ñêëîíàõ, ñòåïè ñìåíÿþòñÿ äðåâåñíî-êóñòàðíèêîâûì ïîÿñîì (íà âûñîòå äâå òûñÿ÷è ìåòðîâ), çàòåì èäóò ïîëóñàâàííû, âûøå – ëóãà (÷åòûðå – ïÿòü òûñÿ÷ ìåòðîâ), à åù¸ âûøå ñêàëû ñî ñíåãîì è ëüäîì (ëåäÿíàÿ çîíà).
Òàêèì îáðàçîì, óñëîâèÿ ðåëüåôà (òîïîãðàôè÷åñêèå ôàêòîðû) âëèÿþò íà ðàñòèòåëüíîñòü, è âñ¸ ýòî ñâÿçàíî, åñòåñòâåííî, ñ òåïëîì è ñâåòîì. Êîëè÷åñòâó ïîëó÷åííîãî òåïëà è ñâåòà ñîîòåòñòâóåò îïðåäåë¸ííàÿ ðàñòèòåëüíàÿ çîíà, ÷òî ìû è íàçûâàåì âûñîòíîé çîíàëüíîñòüþ.
ÃÅÎËÎÃÈ×ÅÑÊÈÅ ÝÊÎÔÀÊÒÎÐÛ (çåìëåòðÿñåíèÿ, âóëêàíû, öóíàìè).
Çåìëåòðÿñåíèÿ. Ýòî ïîäçåìíûå òîë÷êè è êîëåáàíèÿ çåìíîé ïîâåðõíîñòè. Îíè âîçíèêàþò â ðåçóëüòàòå âíåçàïíûõ ñìåùåíèé è ðàçðûâîâ â çåìíîé êîðå, êîòîðàÿ ïðåäñòàâëåíà ëèòîñôåðíûìè ïëèòàìè (òîëùèíà èõ 30-75 êì ïîä êîíòèíåíòàìè è 3-10 êì – ïîä îêåàíàìè). Íî ñèëüíûå çåìëåòðÿñåíèÿ ñâÿçàíû ñ òåêòîíè÷åñêèìè äâèæåíèÿìè â ñêëàä÷àòûõ îáëàñòÿõ çåìíîãî øàðà. Îäíàêî êðîìå òåêòîíè÷åñêèõ, çåìëåòðÿñåíèÿ áûâàþò âóëêàíè÷åñêèå è îáâàëüíûå. Îíè âûçûâàþò îáâàëû, öóíàìè è ò.ä.
Ó÷àñòîê â çåìíîé êîðå, èç êîòîðîãî âûõîäÿò ñåéñìè÷åñêèå âîëíû, íàçûâàåòñÿ î÷àãîì, à ó÷àñòîê çåìíîé ïîâåðõíîñòè íàä íèì – ýïèöåíòðîì.
Ïðè êàòàñòðîôè÷åñêèõ çåìëåòðÿñåíèÿõ ñèëà òîë÷êîâ – ñåéñìè÷åñêèõ âîëí äîõîäèò äî 12 áàëëîâ. Òàêèå ïîäâèæêè âåðîÿòíåå âñåãî è ïðåîáðàçîâûâàëè íàøó çåìíóþ ïîâåðõíîñòü íà ïðîòÿæåíèè ìèëëèîíîâ è ìèëëèàðäîâ ëåò. Âçäûáëåííûå ñêàëû, îãðîìíûå ñáðîñû, ïåíåïëåíû, óùåëüÿ, ñêëàäêè ãîðíûõ ìàòåðèíñêèõ ïîðîä è èõ ðàçðûâû ãîâîðÿò ñàìè çà ñåáÿ. Ïðèðîäà õîðîøî ïîðàáîòàëà íàä ñîçäàíèåì ëàíäøàôòîâ Çåìëè.
Îäíàêî ãîðîîáðàçîâàòåëüíûé ïðîöåññ êîå-ãäå åù¸ íå çàêîí÷åí è äî ñèõ ïîð. È ìû âñå ñ âàìè ÿâëÿåìñÿ ñâèäåòåëÿìè òàêèõ êàòàêëèçìîâ, êàê öóíàìè è çåìëåòðÿñåíèÿ. 2004 ãîä – Èíäèéñêèé îêåàí ñî ìíîæåñòâîì îñòðîâ è ïîëóîñòðîâîâ – è öóíàìè.  ðåçóëüòàòå – îãðîìíûå ÷åëîâå÷åñêèå æåðòâû. 2006 ãîä – ñíîâà öóíàìè â Èíäèéñêîì îêåàíå. Çàòåì çåìëåòðÿñåíèå â Êèòàå,óíåñøåå æèçíè îãðîìíîãî êîëè÷åñòâà ëþäåé.Äâàäöàòûé âåê (1987 ãîä) – çåìëåòðÿñåíèåì ðàçðóøåí (ñ îãðîìíûìè æåðòâàìè) Ñïèòàê (Àðìåíèÿ), à òàêæå åù¸ ðàíåå ðàçðóøåíû ãîðîäà: Àøõàáàä (Òóðêìåíèÿ),Õàèò, Çàôàðîáàä (Òàäæèêèñòàí), Òàøêåíò, Êàéðàêóì (Óçáåêèñòàí).  äåêàáðå 2011 ãîäà ïðîèçîøëî çåìëåòðÿñåíèå â 4 – 6 áàëëîâ â Òóâå – íà ãðàíèöå ñ Ìîíãîëèåé (Êðàñíîÿðñêèé êðàé).
Ëèòîñôåðíûå ïëèòû äâèæóòñÿ ãîðèçîíòàëüíî,
Íî ìîæåò äâèæåíèå áûòü âåðòèêàëüíûì –
Ýòî ïðîãèáû, ðàçðûâû, ñìåùåíüÿ
 êîðå âûçûâàþò çåìëåòðÿñåíüÿ.
Âóëêàíû – ýòî êàê áû òðóáû çåìíûå,
Ýòî òðåùèíû â êîðå çåìíîé.
Èç íèõ âûáðàñûâàåòñÿ ìàãìà è ïåïåë,
ßäîâèòûå ãàçû è ïàð âîäÿíîé.
Êàëüäåðà (ÑØÀ) – óãðîçà ñèëüíåéøåãî çåìëåòðÿñåíèÿ. Êàê ïîëàãàþò ó÷¸íûå ýòîò ñóïåðâóëêàí ìîæåò âçîðâàòüñÿ â íåäàë¸êîì áóäóùåì.
Êàâêàçñêèé Ýëüáðóñ òàêæå ÿâëÿåòñÿ óãðîçîé ñèëüíîãî çåìëåòðÿñåíèÿ.
Источник