К какому возрасту температура у ребенка нормализуется

К какому возрасту температура у ребенка нормализуется thumbnail

Особенности терморегуляции у ребенка, детей

Поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма ребенка и (или) температуры среды существования является одной из важнейших функций (первой) системы терморегуляции.

Величина температуры тела при достижении равенства величин теплопродукции и теплоотдачи могла бы устанавливаться на различных произвольных уровнях, но благодаря функции центральных — гипоталамических — центров терморегуляции эта величина температуры вполне определенная (меньше 37 град С). Формирование центральными нейронными структурами гипоталамуса определенной величины регулируемой в данном организме температуры является второй важнейшей функцией системы терморегуляции. Если обе эти функции выполняются успешно, то система терморегуляции обеспечивает решение главной ее задачи — поддерживает температуру мозга и других тканей «ядра» тела (печень, почки, мозг, работающие мышцы и др.) на относительно постоянном уровне.

Теплопродукция в организме ребенка, детей

Суммарная теплопродукция в организме состоит из первичной теплоты, выделяющейся в ходе постоянно протекающих во всех органах и тканях реакций обмена веществ, и вторичной теплоты, образующейся при расходовании энергии макроэргических соединений на выполнение мышечной работы и других функций. Теплопродукция в организме ребенка зависит от величины основного обмена, «специфически динамического действия» принимаемой пищи, мышечной активности и изменения интенсивности метаболизма, связанных с изменением температуры внешней среды. Метаболические процессы осуществляются с неодинаковой интенсивностью в различных органах и тканях, и поэтому вклад в общую теплопродукцию организма отдельных органов и тканей неравнозначен. Наибольшее количество тепла образуется в органах и тканях «ядра» организма: печени, почках, мозге, работающих мышцах.

Теплоотдача в организме ребенка, детей

Различаются следующие механизмы отдачи тепла организмом в окружающую среду: излучение, теплопроведение, конвекция, испарение влаги. Теплоотдача первыми тремя способами может осуществляться только при условии, когда температура поверхности тела выше, чем температура среды существования. Теплоотдача за счет испарения влаги может осуществляться как при наличии положительной разницы температур поверхности тела и среды, так и в условиях более высокой температуры внешней среды. Теплоотдача путем испарения прекращается при 100 % насыщении внешней воздушной среды парами воды или в воде. Все вышеперечисленные способы отдачи тепла подчиняются физическим законам.

За счет возникновения физиологических реакций организма на воздействие тепла, холода или существенное изменение теплопродукции можно оказать влияние на величину температуры поверхности тела, а тем самым на величину градиента температур между поверхностью тела и окружающей средой и величину теплоотдачи. Этими реакциями являются сосудистые реакции — сужение или расширение поверхностных сосудов кожи. Если расширения сосудов оказывается недостаточно для увеличения теплоотдачи (в условиях высокой внешней температуры), то стимулируется потоотделение, что создает дополнительные возможности для усиления теплоотдачи за счет испарения большего количества влаги с поверхности кожи и снижения температуры тела. В условиях, когда при действии холода сужение сосудов оказывается недостаточным для снижения теплопотерь и предотвращения охлаждения организма, стимулируются физиологические реакции увеличения теплопродукции (сократительный и несократительный термогенез). Таким образом, теплоотдача любым из способов является по своей природе пассивным физическим процессом, а физиологические терморегуляторные реакции сосудов или потоотделения лишь способствуют изменению условий рассеяния большего или меньшего количества тепла в окружающую среду и достижения баланса между величинами теплопродукции и теплоотдачи.

Кожа новорожденных и детей раннего возраста хорошо васкуляризована, и вследствие интенсивного притока нагретой крови к поверхности тела из внутренних органов температура кожных покровов у детей выше, чем у взрослых. Кроме более высокого градиента температур между поверхностью тела и внешней средой у детей имеется еще ряд факторов, обусловливающих интенсивную теплоотдачу. Это в 2 раза большая площадь поверхности тела на 1 кг массы тела, малая толщина кожи и ее низкие теплоизоляционные свойства, особенно при недостаточности подкожного жирового слоя.

Созревание у ребенка механизмов регуляции теплоотдачи отстает от развития механизмов регуляции теплопродукции и фактически завершается только к 7-8-летнему возрасту. Раньше (к 6 мес.-1 году) созревают механизмы регуляции теплоотдачи через реакции поверхностных сосудов.

Увеличение функциональной активности потовых желез и регуляция потоотделения развиваются у детей в более поздние сроки. Запаздывание развития механизмов, контролирующих теплоотдачу, по сравнению с развитием механизмов регуляции теплопродукции обусловливает то, что при несоблюдении элементарных мер предосторожности или при развитии некоторых заболеваний перегревание детей первых месяцев и лет жизни более вероятно, чем их переохлаждение.

Состояния перегревания или переохлаждения детского организма особенно вероятны при контакте тела с водной средой (ванночки) или с другими физическими телами (холодный операционный стол и другие условия), когда рассеяние тепла осуществляется посредством теплопроведения. Интенсивность теплоотдачи при этом также зависит от градиента температур контактирующих тел, площади контактирующих поверхностей, времени теплового контакта и теплопроводности контактирующего тела.

Высокие скорости рассеянии, тепла и перегревания или переохлаждения тела ребенка достигаются при отдаче им тепла конвекционным потокам воздуха или воды. Обнаженные дети 1-го месяца жизни при температуре воздуха 30-34 град С отдают конвекционным потокам воздуха около 36 % тепла.

Высокой интенсивности теплоотдачи у детей способствует также рассеяние тепла посредством испарения влаги с поверхности тела и со слизистой оболочки дыхательных путей.

Решающую роль в изъятии тепла от внутренних органов и тканей, продуцирующих его в больших количествах, и предупреждении их перегревания играет циркуляция крови. Кровь обладает высокой теплоемкостью, и за счет усиления или ослабления кровотока, направленного к поверхностным тканям, осуществляются перенос тепла к поверхности тела, ее согревание или охлаждение и создание условий для большей или меньшей отдачи тепла в окружающую среду.

Уровень регулируемой температуры тела устанавливается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции.

Температура тела ребенка, детей

Плод, находящийся в утробе матери при относительно постоянной температуре ее тела, не нуждается в собственной терморегуляции.

Температура тела (ректальная) у здорового новорожденного составляет 37,7-38,2 град С, что на 0,1-0,6 град С выше температуры тела матери. У детей, родившихся недоношенными, родившихся в асфиксии или сильно травмированных при рождении, наблюдается значительное снижение температуры тела, которое может сохраняться в течение нескольких суток.

В течение ближайших нескольких часов после рождения температура тела у здоровых новорожденных понижается на 1,5-2 град С. На степень снижения температуры тела влияют вес ребенка, размеры его тела, количество первородной творожистой смазки, условия ухода за новорожденным. У здоровых детей температура тела вскоре начинает повышаться и через 12-24 ч достигает 36-37 град С.

Ректальная температура у детей обычно на 0,3-0,5 град С выше кожной, измеряемой в подмышечной впадине или в паховой области. После физических упражнений, особенно после бега, длительных прогулок и других нагрузок временное повышение ректальной температуры у детей больше, чем подмышечной, а разница температуры в этих областях может достигать 1 град С и более.

Характер суточных колебаний температуры тела, или циркадного ритма, у разных детей варьирует, но относительно постоянен у отдельного индивидуума.

Циклические суточные колебания температуры тела у здорового ребенка устанавливаются к 1,5-2 мес. жизни, что совпадает по времени с формированием суточных ритмов сердечных сокращений и частоты дыхания. У недоношенных детей суточная цикличность температуры устанавливается значительно позднее, чем у доношенных.

Относительная недостаточность теплопродукции у новорожденных, и особенно недоношенных, требует создания для них оптимального температурного окружения — термонейтральной зоны. Ее границами является диапазон температуры воздуха, окружающего ребенка, при котором нормальная температура тела поддерживается при минимальном напряжении механизмов теплопродукции.

У здоровых новорожденных детей практически не наблюдается снижения температуры тела ниже 36-36,1 град С. Снижение температуры ниже этого уровня обычно отражает несостоятельность энергетического обмена.

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами. Длительное влияние холода или жары может оказаться некомпенсированным еще недостаточно зрелыми механизмами терморегуляции и привести к значительному повышению (экзогенная гипертермия) температуры тела или ее снижению (экзогенная гипотермия), что часто возникает у недоношенных и незрелых детей.

Легко перегреваются при повышении температуры воздуха новорожденные, что обусловлено малой массой их тела, близостью значений температуры термоиндифферентной зоны и температуры тела, низкой функциональной активностью потовых желез. Перегреванию способствует также излишнее ограничение теплоотдачи одеждой.

При действии пониженной температуры воздуха у новорожденных усиливается теплопродукция, однако интенсивность этой реакции часто оказывается недостаточной для сохранения нормальной температуры тела, особенно при длительном воздействии холода.

Таким образом, среди важнейших особенностей терморегуляции у новорожденных можно выделить: более высокий уровень теплоотдачи по отношению к теплопродукции; ограниченную способность увеличивать теплоотдачу при перегревании, а также повышать теплопродукцию при охлаждении; неспособность реагировать лихорадочной температурной реакцией из-за слабой чувствительности нейронов гипоталамуса к действию лейкоцитарного и других эндопирогенов и содержанию в крови в высокой концентрации аргинин-вазопрессина, снижающего температуру тела.

Особенностью терморегуляции у новорожденных является отсутствие реакций повышения терморегуляционного тонуса и холодовой дрожи при понижении температуры тела. При быстром охлаждении у них возникают разнообразные некоординированные движения, сопровождаемые криком. Эта реакция служит сигналом для матери о необходимости устранить воздействие холода.

Критериями зрелости системы терморегуляции принято считать наличие у ребенка относительного постоянства ректальной температуры при температуре воздуха 20-22 град С; разницы между ректальной температурой и температурой в подмышечной впадине или между температурой кожи на груди и на стопах; суточной периодики температуры тела; температурной реакции при инфекционных заболеваниях (например, при гриппе).

Прививки ребенку от гриппа — детская поликлиника «Маркушка».

Гипертермия у ребенка, детей

Если интенсивность теплопродукции превышает способность организма отдавать тепло в окружающую среду, возникает гипертермия. Вероятность возникновения гипертермии возрастает в условиях действия на организм внешней температуры, превышающей 37 %, при 100 % влажности воздуха, когда испарение пота или влаги с поверхности тела становится невозможным. В случае продолжительной гипертермии может развиться тепловой удар. Это состояние организма характеризуется покраснением кожи в результате расширения периферических сосудов, отсутствием потоотделения, признаками нарушения функций центральной нервной системы (нарушение ориентации, бред, судороги). В более легких случаях гипертермии может развиться тепловой обморок, когда в результате резкого расширения периферических сосудов происходит падение артериального давления.

Источник

Нормальная температура тела у детей. Каковы колебания в норме?

Точные границы нормальной температуры тела обозначить нельзя. Так же как и при измерении других физиологических показателей, здесь обнаруживается не только широкий диапазон нормы, но и значительный перекрест между величинами температуры у здоровых людей и у больных.

Dubois считает, что обычный диапазон нормальной ректальной температуры составляет от 36,1 °С до 37,8°С, а оральной температуры — от 35,8 °С до 37,3 °С, в подмышках в районе 36,6 °С.

Однако он не указал, что такая высокая температура, как 40 °С, и такая низкая, как 35 °С, при некоторых обстоятельствах может наблюдаться и у здоровых людей.

Благодаря работе центра терморегуляции, локализующегося в преоптической области гипоталамуса, обычно достигается равновесие между теплопродукцией и теплоотдачей, чтобы поддержать температуру «ядра» в нормальных пределах, т. е. не какую-то одну фиксированную температуру, а температуру в границах нормы. Какие же факторы определяют фактическую температуру тела в каждый данный момент?

Циркадный ритм (изменения в норме) температуры тела у детей

Суточные колебания, или циркадный ритм — это регулярные изменения температуры тела в течение 24-часового цикла. Это явление у людей очень заметно и может вызывать разницу температур между зенитом и надиром цикла, составляющую от 0,27 °С до 0,82 °С. Температура тела падает ночью, достигая низшей точки приблизительно к 3 ч, и затем постепенно возрастает до пика к 17—18 ч.

Циркадные ритмы у разных людей варьируют, но остаются весьма постоянными у отдельного индивидуума.

Этот цикл также относительно не зависит от активности человека (во время работы, во сне), хотя предполагается, что он может нарушаться или даже приобретать противоположный характер у людей, спящих днем и работающих ночью.

Циркадный ритм отсутствует у новорожденных и детей раннего возраста и устанавливается после второго года жизни, причем он у детей относительно более заметен, чем у взрослых. Таким образом, разница между высшей и низшей точками температурного цикла у детей больше, чем у взрослых. У детей эта разница может достигать 1,4 С. Суточные колебания температуры более значительны у девушек, чем у юношей.

Циркадные колебания до некоторой степени проявляются и во время лихорадочных заболеваний. Хорошо известно, что у больных детей более высокая лихорадка отмечается вечером, а не рано утром. В одном исследовании было установлено, что за 8-часовой период (с 16.00 до 24.00) 82% обращений к педиатру были связаны с высокой температурой, тогда как на тот же промежуток времени пришлось лишь 46% всех обращений к педиатру.

Лихорадочные заболевания, даже длительные, обычно не нарушают основной циркадный ритм, который восстанавливается сразу же после исчезновения лихорадки.

Клиническое значение циркадного ритма многогранно. Знание нормальных суточных изменений температуры помогает врачу избежать неправильной оценки умеренно повышенной вечерней температуры как лихорадки или неверного суждения о «субнормальной температуре» в ранние утренние часы. У неврологических больных нормальный циркадный ритм говорит о том, что механизм терморегуляции не поврежден. И наконец, отсутствие циркадного ритма позволяет заподозрить ложную лихорадку.

циркадный ритм
Циркадный ритм. В результате нормальных суточных колебаний температура тела достигает максимума в первые вечерние часы и минимума ь первые утренние часы.

Влияние возраста на температуру тела ребенка

Считается, что, за исключением периода новорожденноести, температура тела у детей выше, чем у взрослых. Различие с возрастом постепенно уменьшается. Это, вероятно, связано с тем, что у детей относительная площадь поверхности тела и скорость метаболизма больше, чем у взрослых. Видимо, имеют значение и нейроэндокринные факторы.

При изучении 18-месячных детей средний пик ректальной температуры у них составил 37,6 °С, а у половины этих детей температура была выше 37,8 °С.

Влияние двигательной и физической активности ребенка на температуру тела

Физическая активность ведет к значительному увеличению температуры «ядра». Обычно температура возрастает на несколько градусов. У здоровых людей после тяжелой или длительной физической нагрузки может наблюдаться ректальная температура 40 °С без каких-либо симптомов инфекционных или тепловых заболеваний.

Интересно, что при этом разница между оральной и ректальной температурой может быть больше, чем в норме. Оральная температура бывает на 1 °С ниже ректальной, вероятно, из-за охлаждения слизистой при дыхании через рот и гипервентиляции.

Температура окружающей среды и тела

Температура окружающей среды обычно в определенной степени влияет на температуру тела, даже у такого гомойотермного млекопитающего, как человек. Например, в очень холодную погоду ректальная температура может снижаться до 36,1 °С, а оральная температура еще ниже.

При сильной жаре ректальная температура может подниматься выше 37,8 °С.

Влияние эмоций на температуру тела

Эмоциональный стресс может вызвать повышение температуры тела. Имеются сообщения о гиперпирексии у больных при кататоническом состоянии и других тяжелых психических заболеваниях. Blasig показал, что у крыс, подвергшихся психологическому стрессу, развивается «эмоциональная гипертермия».

Менструальный цикл и температура тела

Хорошо известно, что на температуру тела влияет менструальный цикл. Температура «ядра» снижается на 0,2 °С за несколько дней до начала месячных и сохраняется на таком уровне до овуляции. Небольшое, часто не замеченное снижение температуры на 0,08°С отмечается после овуляции, затем происходит довольно быстрый ее возврат к высокому уровню, который за несколько дней до начала следующего менструального цикла вновь снижается.

Влияние питания на температуру тела

На температуру тела влияет характер питания. Небольшое ее увеличение может быть связано с обильным приемом пищи, особенно богатой белком (так называемое специфическое динамическое действие белка, которое увеличивает скорость метаболизма и температуру тела). С другой стороны, недостаточно калорийная пища приводит к снижению температуры тела.

Влияние одежды на температуру тела

На температуру тела влияют характер одежды и ее количество, особенно у маленьких детей, главным образом при крайних значениях температуры окружающей среды. Все педиатры встречались с «лихорадкой» у новорожденных при сильном их укутывании и со снижением температуры тела при недостаточно теплой одежде у маленьких детей.

Когда влияние описанных выше факторов становится значительным, возникает вопрос, имеет ли место патология или это крайние значения нормы. По-видимому, более важным является наличие или отсутствие симптомов заболевания, чем значения температуры сами по себе.

– Также рекомендуем “Механизм развития лихорадки – патогенез”

Оглавление темы “Повышение температуры тела у ребенка – лихорадка”:

  1. Типы повышения температуры тела у ребенка. Что такое лихорадка?
  2. Нейромедиаторы терморегуляции – медиаторы, гормоны
  3. Периферические центры контроля температуры тела – нецентральная терморегуляция
  4. Нормальная температура тела у детей. Каковы колебания в норме?
  5. Механизм развития лихорадки – патогенез
  6. Каков верхний предел повышения температуры тела? Предел лихорадки
  7. Типы лихорадки – характеристика, примеры
  8. Польза высокой температуры тела у ребенка – лихорадки
  9. Значение лихорадки для выживания с точки зрения эволюции
  10. Польза высокой температуры (лихорадки) в уничтожении микроорганизмов – возбудителей болезней

Источник