Как объяснить ребенку что такое температура

Как объяснить ребенку что такое температура thumbnail

Ольга Чичерина
Путешествие в «Лабораторию интересных Исследований». «Термометр».

Модульная цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в Наурандии»

Конспект НОД

«Путешествие в «Лабораторию интересных исследований». «Термометр»

(подготовительная группа)

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

Цель: формирование у ребенка целостной картины миры, знаний о температуре.

Задачи:

– Дать детям понятие «термометр», показать его значение;

– Познакомить детей с работой термометра, видами;

– Учить определять температуру на термометре (тепло, холодно); развивать интерес к явлениям неживой природы.

– Познакомить детей с работой прибора в виде божьей коровки, который обладает способностью чувствовать окружающий мир;

– Расширять кругозор детей, создать условия для развития исследовательских умений;

Обогатить знания детей о роли температуры в жизни человека, животных, растений.

Материал: термометры разных видов, цифровой модуль «Температура»

Предварительная работа:

Проводилась беседа по теме «Одеваемся по погоде»

Ход НОД.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, почему магнит притягивается к холодильнику? Почему тает мороженное? Где живёт электрический ток? Откуда берётся свет? Что такое звук? …

– Эти вопросы, порой, заставляют задуматься даже взрослых… А хотите сами получить ответы на эти и многие другие вопросы и том как работает термометр, посмотреть чудеса магнитного поля и т. д?

-Тогда, я приглашаю вас в путешествие по «Лаборатории интересных открытий». А кто знает, что такое лаборатория?.

– Лаборатория – это такое помещение, в котором работают ученые. Там всегда кипит работа: ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал и вносят в компьютер.

– Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

– Итак, я приглашаю вас в Лабораторию интересных открытий!

Надеваем фартуки и превращаемся в ученых!

– В нашей лаборатории мы с вами будем знакомиться с электричеством, температурой, кислотностью и магнитным полем. А помогут нам в изучении электронные модули разных цветов (показ модулей).

– Но как же мы с вами сможем проводить опыты и эксперименты, мы же никогда не были в лаборатории.? Поможет нам мальчик Наураша – маленький учёный, исследователь. Он живёт в стране Наурандии. Давайте с ним познакомимся.

ВКЛЮЧАЕМ НАУРАШУ

Итак, первый модуль, с которым мы с вами начнем знакомиться – это модуль ТЕМПЕРАТУРА.

– Ребята, из наблюдений за неживой природой вы знаете, что весной бывает тепло, летом — жарко, поздней осенью и зимой — холодно. Когда говорят тепло, холодно, жарко, имеют в виду температуру воздуха.

– Что же такое температура? … ответы детей)

– Температура – это мера нагретости тела.

– А кто знает – чем измеряют температуру? (ответы детей). Температуру воздуха измеряют термометром. Термометром можно измерить температуру тела человека и животного, воды и почвы.

Воспитатель: Что же такое термометр? (показ и объяснение).

– Посмотрите, ребята, у меня в руках термометр он состоит из корпуса, шкалы, и делений по середине шкалы деление с цифрой «0» после нуля вверху и внизу есть деления с цифрами «10,20,30,40,50» между ними деления по меньше они дают значение «5», а маленькие деление значение «1». Термометр нужен для того чтобы измерять температуру, а определяется температура в градусах. Деления от 0 и выше показывают тепло и окрашены в красный цвет, а деления от 0 и ниже показывают очень низкую температуру, её мы отмечаем со знаком «-». При таких температурах замерзает вода.

– Термометры бывают разные и каждый термометр используется по назначению и сейчас мы с вами познакомимся с каждым из них.

Показ разных термометров и объяснение их применения.

– Ребята, перед тем, как выйти на улицу, нужно одеться по погоде… А как узнать погоду не выходя на улицу?

– Нужно узнать температуру.

Для того чтобы узнать температуру на улице тепло там или холодно нам потребуется термометр для измерения температуры воздуха (уличный термометр). Внутри термометра есть жидкость красного цвета это — закрашенный спирт, который поднимается или отпускается по трубочке на соответствующее деление и тем самым показывает температуру, если жидкость поднимается вверх значит «+» температура, если вниз значит «-» температура.

Этот термометр нужен для измерения температуры воздуха на улице – там есть деления от очень холодной температуры до очень жаркой. В комнате тоже нужно измерять температуру, но в комнате всегда теплее чем на улице поэтому показатели температуры всегда будут на красных делениях.

– Найдите в компьютерной сцене термометр. Обратите внимание, что столбик термометра при температуре ниже нуля становится синим, а выше – красным. Запомните, ребята, синий цвет-холодно, красный –тепло.

– Посмотрите, ребята, это термометр для измерения температуры воды – водный. Как вы думаете, почему на нём деления только больше 0 и нет делений ниже 0?

– …. (ответы детей)

– Верно, если температура воды будет ниже 0 градусов, то вода тут же замерзнет и превратится в лёд. Такой термометр пригодится для измерения температуры воды, например, в ванночке для купания маленьких детей. У кого есть маленькие братик или сестричка наверняка видели, как мама сначала по термометру определяет температуру воды, а затем кладёт в неё малыша…

– А это термомерт для измерения температуры тела человека. Мы называем его – «градусник». Потрогайте руки и ладошки друг друга. Какие они?

– Тёплые.

– Тело человека всегда должно быть тёплым. Если человек замёрз или у него жар (он становится очень горячим) это очень плохо… Нормальная температура человека – 36.6 градусов. Деления на градуснике начинаются с отметки в 35 градусов, если температура опустится ниже, человек может умереть. И заканчиваются деление в 42 градуса. Если температура поднялась до 40 градусов нужно срочно вызывать скорую помощь и снижать температуру.

– Это тоже термометр для измерения температуры тела человека. Но он уже электронный. Здесь нет шкалы с делениями, а температура сразу показывается на дисплее. Но всё равно, она не может быть ниже 35 градусов и быть более 40 градусов – это опасно для человека! Поэтому необходимо всегда следить за ней… Когда вы заболеваете, ваши мамы сразу начинают мерить вам температуру – она важный показатель состояния здоровья вашего организма!

А сейчас немного отдохнём и проведём физкультминутку

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали Выпрямиться.

И на месте зашагали. Ходьба на месте.

На носочках потянулись, Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели Присесть.

И тихонько разом сели. Выпрямиться и сесть.

Практическая часть.

– Молодцы, ребята! А теперь давайте вернёмся к нашим термометрам. Скажите для чего они нужны?

– Для измерения температуры.

– Температуру чего можно измерить?

– Температуру воздуха на улице, в помещении, температуру воды и температуру тела человека.

– Верно. Покажите пожалуйста уличный термометр, водный, «градусник».

– Я сейчас раздам каждому из вас, модель термометра. У него есть шкала с делениями, а трубочка с жидкостью заменена на ниточку красного и синего цвета. Попробуйте на нём показать температуру + 20 градусов. Как вы думаете, это тепло, холодно или жарко? В какое время года бывает такая температура?

– Покажите температуру – 10 градусов.

– Покажите нормальную температуру тела человека.

Читайте также:  Мелкие красные точки на лице у ребенка температура

– В нашей научной лаборатории есть прибор в виде божьей коровки. Он обладает разными способностями чувствовать окружающий мир. На конце провода – «усика» у прибора находится датчик измерения температуры, а результаты измерения нам покажет на экране компьютора мальчик Наураша. С его помощью этого датчика мы будем проводить опыты по измерению температуры.

Опытно-экспериментальная часть

1) Измерить температуру воздуха в комнате при помощи электронного датчика.

Необходимо, чтобы датчик свободно лежал на столе. Можно дать задание нескольким детям положить датчик на подоконник, а другим на столе. При этом дети увидят разницу температур в разных местах комнаты.

2) Измерить температуру воздуха на улице за окном.

Можно предложить детям сравнить температуру воздуха на подоконнике и на улице. Детям будет интересно увидеть разницу температур и убедиться, что окно задерживает холод (жару).

3) Измерить температуру своего тела.

Необходимо объяснить детям правила гигиены и после измерения температуры одним ребенком протереть датчик антимикробной жидкостью.

ИТОГ.

– Закончилось наше первое путешествие по лаборатории интересных исследований. Вам понравилось путешествие?

С каким прибором мы сегодня с вами знакомились? (термометр, датчик «божья коровка»)

– Зачем нужен термометр? (для измерения температуры)

– Почему важно знать, и уметь мерить температуру? (правильно одеваться, не обжечься, вовремя лечиться….)

– Какие виды термометров вы запомнили?

Ребята, поднимите руку те, кто хотел бы еще побывать в лаборатории интересных исследований (Подняли руки.) Тогда, мы обязательно еще там побываем, а сейчас нам пора возвращаться в группу. Снимайте фартуки. Спасибо за занятие!

Путешествие в «Лабораторию интересных Исследований». «Термометр».Как объяснить ребенку что такое температураКак объяснить ребенку что такое температура

Источник

Занятие «Измерение температуры»

Цель: раскрыть понятие “температура”, знакомство с различными термометрами, их устройством и назначением. Освоить проведение эксперимента.

Задачи:

  • ознакомить детей с понятием «температура»;
  • формировать представление о приборе для измерения температуры (термометре);
  • сформировать представление о разных видах термометров;
  • формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов;
  • систематизировать знания о сезонных изменениях живой и неживой природы в зависимости от температуры воздуха;
  • пополнить словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр».

Методы обучения: исследовательско-поисковый, практический, наглядный, словесный.

Планируемые результаты: личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, понимание необходимости учения и приобретения практического навыка в жизни;

регулятивные: освоение алгоритма работы, учиться формулировать учебную проблему совместно с воспитателем;

познавательные: формирование представления о разных термометрах и их назначении;

коммуникативные: формирование умения работать, в паре, в группе.

Учебно-техническое обеспечение: термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; 2 стакана с водой разной температуры (холодной и теплой) (на каждого ребенка); мультимедийный проектор, интерактивная доска, комплект лабораторного оборудования: «Наблюдение за погодой».

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Начинается занятие.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на занятии не зевайте. 

Воспитатель: – Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы будем задавать много вопросов, отвечать на них не только устно, но и практическим путём через опыты, наблюдения и эксперимент. Будет очень интересно.

2. Актуализация знаний.

1) подготовка к выполнению практической работы (выявление цели деятельности на занятии) Вступительное слово воспитателя. Беседа.

– Ребята, когда мы произносим слова “тепло”, “холодно”, “горячо”, что мы имеем ввиду?

– Правильно. Температура показывает, насколько тёплым или холодным является тот или иной предмет. Из жизненного опыта вы знаете, например, что для того, чтобы понять горячая или холодная вода перед нами, достаточно дотронуться рукой до посуды, в которой она находится. Заболел ты или нет – дотрагиваемся рукой до лба. Мы рассуждаем, как нам одеться по погоде? Таким образом, мы задумываемся о температуре. Но только таким способом нельзя точно узнать температуру.

– Я поняла, что вам знакомо слово температура.

– А знакомо ли вам слово термометр? Как вы его объясните?

– Правильно, термометр – это специальный точный прибор для измерения температуры.

– Можно ли с помощью одного и того же термометра измерить температуру тела человека, животных, воды, воздуха?

3. Постановка цели занятия.

– Вы уже поняли, что мы сегодня будем изучать. Давайте определим тему занятия. (Сегодня на занятии мы познакомимся с термометром и будем измерять температуру).

– Совершенно верно.

4. Объяснение нового материала.

1. Знакомство с термометром.

– Рассмотрим устройство термометра для измерения температуры воздуха.

(воспитатель демонстрирует термометр и рассказывает об устройство термометра).

Рассказ воспитателя.

Рассмотрим термометр. Основные части термометра – шкала и стеклянная трубка, наполненная ртутью или подкрашенным спиртом. Шкала имеет деления. Самое маленькое деление соответствует одному градусу. Градус обозначается значком (маленький кружок вверху справа от числа). Числа на шкале показывают градусы. Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы мы видим нуль. Нуль обозначает границу между теплом и холодом. Если красный столбик поднимается на пять градусов выше нуля, то говорят пять градусов тепла. Записывают так: +5*.

Если температура ниже нуля, перед числом градусов ставят знак “-” и говорят пять градусов мороза. Записывают так: -5*.

Фронтальная работа.

– А теперь выполните задание.

– Перед вами термометр для определения температуры воздуха. Определите по шкале, какая сейчас температура воздуха в группе?

– Мы уже выяснили, что с помощью одного и того же термометра измерить температуру тела человека, воды, воздуха нельзя.

– Как же выглядят другие термометры? Давайте рассмотрим их.

-У меня в руке сейчас медицинский термометр. Проведём эксперимент.

– С помощью медицинского термометра я сейчас измерю температуру своего тела, пока мы будем знакомиться с памяткой по измерению температуры тела. (ставлю себе градусник на 2-3 минуты) .

– Ребята, а теперь обратим особое внимание на правило по технике безопасности при измерении температуры тела человека (медицинский термометр).

– Ребята, обращаю ваше внимание. Если медицинский термометр показывает температуру тела выше тридцати семи градусов, значит, человек заболел.

-Эксперимент проведён. Вынимаю градусник. Определите по шкале термометра температуру моего тела.

– А говорят так: тридцать шесть и восемь.

– Ответьте мне: здорова я или нет?

– Совершенно верно.

– Температуру воды измеряют тоже специальным термометром.

– Сейчас мы проведём интересный опыт.

– У вас на столе два стакана и термометр для измерения воды. Наливаем из термоса в стакан №1 тёплую воду, опускаем термометр и определяем температуру тёплой воды, наблюдая за жидкостью в трубке.

Стакан с холодной водой пока не трогаем.

– Приступаем к работе.

– Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в стеклянной трубке?

– Теперь термометр опускаем в стакан с холодной водой.

– Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в трубке?

– Почему так происходит?

Оказывается, жидкость, нагреваясь, расширяется, а при охлаждении – сжимается. Постарайтесь запомнить.

– А теперь немного отдохнём.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление нового материала.

1) Работа в паре.

– Ребята, сейчас будем работать в паре. Вспомним, как выглядит термометр.

Дети собирают “термометр” из фрагментов. После окончания работы, учащиеся обмениваются результатом своей работы, убеждаясь, правильно ли они собрали все части).

Памятка для обучающихся о мерах предосторожности при выполнении работы.

1. Выполняй все указания учителя, соблюдай дисциплину при подготовке и во время работы.

2. Размещай оборудование и материалы на своём рабочем столе аккуратно, чтобы не допустить их падение или опрокидывание.

3. Начинать работу можно только с разрешения воспитателя.

4. Будь внимателен и осторожен при работе со стеклянной посудой и жидкостями.

4) Обобщение.

После выполнения практической работы воспитатель обобщает знания, полученные в течение занятия.

– Ребята, давайте проверим себя, что вы запомнили на занятии. Ответьте на вопросы.

Читайте также:  У ребенка рвота без температуры и поноса когда можно его кормить

– Каким образом можно точно измерить температуру?

– Для чего нужно уметь точно определять температуру?

– Можно ли измерить температуру только с помощью собственных ощущений?

– Подумай, в каких случаях измерение температуры оказывается жизненно важным для человека?

9. Итог занятия. Рефлексия.

– Что сегодня на занятии вы узнали нового?

– Что научились делать?

– Вы довольны результатом своей работы. Почему? Объясни.

– Занятие окончено.

Источник

Медицинский эксперт статьи

Fact-checked

х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Температура без причины у ребенка может быть нормальной реакцией организма на условия внешней среды, но может быть и симптомом заболевания. Чаще всего повышенная температура является первым симптомом, поэтому как таковой причины для этого и нет. Но важно все-таки найти причину гипертермии у ребенка, ведь иногда это важный симптом серьезной патологии.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5]

Эпидемиология

Статистика распространения данной проблемы говорит о том, что повышенная температура у ребенка – это первая по частоте жалоба при обращении к доктору. У 76% детей повышенная температура является единственным симптомом, без других видимых и явных причин. По статистике, чем меньше ребенок, тем выше вероятность у него повышения температуры на фоне инфекционного агента, будь то вирусный или бактериальный агент. У детей систематический обзор показал, что инфекционная болезнь (37,6%) была основной причиной температуры без причины, за которой следовали злокачественные опухоли (17,2%), разные заболевания (16,1%) и сосудистые заболевания и коллагенозы (14,0%) .

trusted-source[6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14]

Причины температуры без причины у ребенка

Лихорадка – распространенная жалоба у детей. В большинстве случаев лихорадки происходят из-за самоограниченных вирусных инфекций и требуют не более чем  симптоматического лечения. Иногда лихорадка вызвана общими бактериальными инфекциями, которые диагностируются по истории и физическому осмотру и требуют лечения антибиотиками без лабораторной оценки. В нескольких клинических ситуациях причина лихорадки нелегко идентифицировать. Время от времени каждый ребенок имеет лихорадку, и обычно при этом не о чем беспокоиться. Но важно знать, что делать, когда это произойдет.

Лихорадка – это температура 37,5º  и выше. Чтобы говорить о причинах повышения температуры тела, нужно знать патогенез такого процесса.

Тело имеет несколько способов поддержания нормальной температуры. Органы, участвующие в регулировании температуры, включают мозг, кожу, мышцы и кровеносные сосуды. Тело реагирует на изменения температуры следующим образом:

  1. увеличение или уменьшение производства пота;
  2. перемещение крови от поверхности кожи или ближе к ней;
  3. избавлением  от лишней  жидкости или удерживанием ее в теле;
  4. естественно, желая искать более прохладную или теплую окружающую среду.

trusted-source[15], [16], [17], [18]

Факторы риска

Факторы риска повышения температуры тела по причине серьезных системных или злокачественных заболеваний выше в семьях, в которых встречается такая патология.

Такие заболевания являются одними из наиболее серьезных причин температуры, а поэтому обследовать нужно ребенка очень внимательно, если конечно есть основания для этого.

Из физиологических причин повышения температуры тела без других проявлений чаще встречается у деток первого года жизни – прорезывание зубов. Патогенез появления повышенной температуры при прорезывании может заключаться в том, что такое состояние у малыша может быть вызвано снижением реактивности организма. Ведь когда начинают прорезываться зубки, это всегда воспринимается организмом, как стрессовая ситуация. На этот процесс выделяется много биологически активных веществ и витаминов, которые могут немного вызывать активацию центра терморегуляции. Но такая температура не должна превышать субфебрильных цифр, не зависимо от того, какой именно зуб прорезывается. Это обязательно должны учитывать родители, перед тем, как думать, что температура без причины у ребенка из-за зубов.

trusted-source[19], [20], [21], [22]

Патогенез

Патогенез самого процесса повышения температуры тела заключается в ряде реакций со стороны организма. Химические вещества, называемые цитокинами и медиаторами, производятся в организме в ответ на вторжение микроорганизма или другого нарушителя.

Организм вынуждает вырабатывать и активировать в ответ на это больше макрофагов, которые являются клетками, которые идут в бой. Эти клетки фактически съедают заражающий организм. Тело активно пытается создать естественные антитела, которые борются с инфекцией. Эти антитела будут распознавать инфекцию в следующий раз, когда она пытается вторгнуться.

Многие бактерии заключены в оболочку. Когда эта мембрана разрушается, то содержимое, которое может выходить из микроорганизма, может быть токсичным для организма и также усиливает выработку макрофагов. Макрофаги, чтобы повысить интенсивность своей работы, вырабатывают активные вещества и медиаторы, которые попадают в мозг. В мозгу есть центра регуляции температуры тела. Эти вещества действуют на этот центр, и таким образом, повышают температуру. Все это является защитной реакцией, поскольку повышения температуры организмы не выдерживают и гибнут.

Температура увеличивается по ряду причин: инфекционные заболевания, действие некоторых лекарств, тепловой удар, переливание крови, физиологические изменения в организме.

Лихорадка у ребенка в возрасте менее 3 месяцев необычна и вызывает беспокойство. Лихорадка у детей в возрасте 3-6 месяцев имеет более высокий шанс быть серьезной. Большинство лихорадок у маленьких детей старше 6 месяцев не являются серьезными и в большинстве случаев лихорадка вызвана несерьезной вирусной инфекцией. Многие вирусные инфекции, которые поражают маленьких детей, вызывают лихорадку продолжительностью до 48 часов до появления других симптомов. Небольшое количество распространенных вирусов вызывает лихорадки, которые продолжаются дольше. Фактический уровень температуры в лихорадке не является хорошим руководством к тому, насколько тяжело больной ребенок, когда он старше 6 месяцев. Поэтому не стоит судить о том, насколько тяжело малышу, если лихорадка небольшая, но длится около недели, как пример.

Более длительное повышение температуры без других симптомов и видимых причин может свидетельствовать о бактериальной инфекции. Для такой причины лихорадки более характерным является начало заболевания именно с гипертермии без других симптомов. Бактериальная причина лихорадки может быть любой локализации – это может быть бактериальная пневмония, менингит, полиомиелит.

Если говорить о детях   старшего возраста, то у них нужно думать о системных заболеваниях с поражением соединительной ткани. Такие заболевания чаще проявляются длительным повышением температуры тела без других проявлений, а спустя некоторое время появляется сыпь, боль в суставах и другие характерные симптомы.

У детей повышение температуры без причин может быть и при опухолевых процессах, а также злокачественных заболеваниях крови.

trusted-source[23], [24], [25], [26], [27], [28], [29], [30], [31], [32], [33], [34]

Симптомы температуры без причины у ребенка

Каковы симптомы могут свидетельствовать о том, что у моего ребенка может быть лихорадка? Дети с лихорадкой могут стать более капризными или вялыми по мере повышения температуры. Однако каждый ребенок может испытывать симптомы по-разному. Ваш ребенок может быть неактивным или менее разговорчивым, как это бывает обычно, когда он здоров. Он может казаться более капризным, может снизиться аппетит или усилиться жажда. Ваш ребенок может чувствовать, что ему жарко во время гипертермии или, что ему холодно, когда температура снижается. Помните, что даже если ваш ребенок чувствует, что он «горит», фактическая ректальная или оральная температура может быть не такой высокой.

Читайте также:  Синеет кожа при температуре у ребенка

Симптомы простуды могут появляться уже спустя несколько дней или часов, если причиной послужила вирусная инфекция. Тогда уже вы увидите, что у малыша появляется насморк, кашель, воспаление век и другие проявления. Поэтому, учитывая, что повышенная температура тела без причины чаще сопровождается в дальнейшем развитием симптомов инфекционного поражения, необходимо родителям быть настороженными именно в плане этого.

Температура у ребенка без симптомов простуды часто бывает, когда при инфекционном поражении возбудителем является бактерия. В таких случаях все начинается именно с высокой температуры тела, что может быть длительное время, а затем появляется уже кашель. Это более характерно для бактериальных пневмоний.

Если есть высокая температура, и нет ни кашля, ни других симптомов со стороны органов дыхания, то нужно искать другие причины. Иногда ребенок сам не может сказать, что ему болит, поэтому у него нужно спросить, не болят ли у него ножки, животик, голова.

Температура может иметь разную степень повышения – от 37 и до 40 без причины у ребенка не зависимо от возраста: от нескольких месяцев до 13 лет и старше. Как правило, закономерность прослеживается в том случае, если, к примеру, возраст ребенка до года, а температура колеблется в районе 37-37,5 градусов, то, скорее всего, причиной является прорезывание зубов. Чем выше температура у детей младшего возраста, тем серьезнее причина для этого. Что касается старших детей, то они могут более подробно описывать свое состояние. Если есть температура, то ребенок может говорить о боли в мышцах, суставах, а также других проявлениях.

Осложнения и последствия

Последствия и осложнения повышенной температуры могут быть значительными. Если речь идет о детях грудного возраста, то у некоторых детей есть тенденция к лихорадочным судорогам. Это тип приспособления, вызванный быстрым повышением температуры тела. Фебрильные судороги и приступы вследствие инфекций, таких как менингит, могут выглядеть очень похожими. Если у ребенка есть припадок в первый раз, важно исключить серьезные состояния, такие как менингит, прежде чем принять решение о том, что это фебрильная судорога.

trusted-source[35], [36], [37], [38], [39]

Диагностика температуры без причины у ребенка

Очень важно в диагностике – это правильно измерить температуру тела, а также контролировать ее и интерпретировать. Если мама начала ребенку измерять температуру тела в подмышечной области, то дальнейшие измерения также нужно проводить в этой области. У детей, кроме этого, измерять можно в паховой области, во рту, на барабанной перепонке или в прямой кишке. Учитывая метод измерения, используют и разные термометры, но всегда нужно помнить о гигиенических мерах и о мерах безопасности.

Когда доктор проводит диагностику, то важно, чтобы сам доктор подтвердил температуру, измеряв ее самостоятельно. Важно при этом обращать внимание на признаки, обычно сопровождающие лихорадку – например, тахикардию, озноб. Очень важно провести тщательный опрос родителей. Необходимо спросить о симптомах из всех основных систем. Включите общие жалобы – например, лихорадка, потеря веса, ночные поты, головные боли и сыпь.

Обсудите питание ребенка, включая потребление молочных продуктов и источник этих продуктов. Ведь инфекции могут предаваться через продукты.

Температура без причины и без проявлений других каких-либо симптомов требует  дальнейшей оценки, которая включает лабораторные тесты или инструментальные исследования.

Если у ребенка была повышена температура на протяжении нескольких дней, а затем все нормализовалось, то не стоит сильно беспокоиться. Это может быть симптомом простого перегрева или прорезывания зубов. Но если температура повышена уже длительное время, и никакой причины нельзя обнаружить, то такой ребенок должен быть тщательно исследован.

Анализы, которые должны быть выполнены ограничиваются обязательными анализами – общий анализ мочи, анализ крови, биохимический анализ крови, анализ кала. В анализе мочи если есть изменения, то можно диагностировать болезнь мочевыводящих путей. У маленьких детей, которые не могут пожаловаться на боль в спине или боль при мочеиспускании, такой анализ может быть очень информативным. Тем более, что персистирующая инфекция почек или мочевого пузыря может давать повышение температуры без других проявлений.

Общий анализ крови позволяет исключить инфекционный процесс вирусной или бактериальной этиологии, как причину температуры. Биохимический анализ позволяет судить о функции печени и почек, о нормальной работе  иммунной системы и также наличии воспалительных агентов.

Инструментальная диагностика может проводиться для выявления локализации процесса и причины лихорадки. Чаще всего при подозрении пневмонии проводят рентгенологическое исследование. Наиболее распространенный скрининговый метод, который можно использовать  для деток разных возрастов – это ультразвуковое исследование. Исследуют внутренние органы – сердце, печень, селезенку, органы брюшной полости, почки. Это позволяет оценить состояние внутренних органов, исключить пороки развития и возможные воспалительные и другие изменения.

trusted-source[40], [41], [42], [43], [44]

Дифференциальная диагностика

Дифференциальная диагностика температуры должна проводиться в первую очередь родителями, и необходимо исключить те состояния, когда температура может быть опасным симптомом. Все симптомы, связанные с безвредными вирусными лихорадками, также могут возникать при более серьезных заболеваниях. Трудно определить, беспокоят ли ребенка симптомы лихорадки, или есть другие серьезные болезни. Есть некоторые дифференциальные признаки повышенной температуры, которые помогут вам оценить, нужно ли вам обращаться за медицинской помощью:

  1. ваш ребенок в возрасте 3-6 месяцев и имеет температуру более 39  C.
  2. Бледная кожа, губы или язык.
  3. Пробуждается только при длительных усилиях.
  4. Сухой рот и губы.
  5. Плохое питание у младенцев и уменьшение диуреза у младенцев.

Такая дифференциальная диагностика поможет в некоторой мере маме определить, насколько тяжелая лихорадка и нужно ли обращаться к доктору, а доктор уже будет выявлять причину.

trusted-source[45], [46], [47], [48], [49], [50], [51]

Лечение температуры без причины у ребенка

Лечение температуры без причины – это, прежде всего симптоматическая терапия – это главное, что должна помнить каждая мама. Нельзя при первом или при каждом повышении температуры сразу давать антибиотики или другие средства, не назначенные доктором.

Если у малыша повышена температура – нужно ее снизить до безопасных цифр. Температура выше 38,5 требует снижения, а если температура ниже этих цифр, то она самостоятельно снизиться, необходимо лишь контролировать этот процесс.

Если никаких медикаментозных средств у вас дома нет, то, как средства неотложной помощи на некоторое время могут быть использованы народные методы. То, что разрешается использовать у детей для снижения температуры – это физические методы.

Вы можете раздеть ребенка, раскрыть, проветрить комнату. Если у ребенка на фоне повышенной температуры тела холодные руки или ноги – вы можете растереть их своими ладонями. Обтирать ребенка можно только водой комнатной температуры.

То, что нельзя делать у детей – это обтирать уксусом, холодной водой, нельзя обтирать маслами или животными жирами, так как это может вызвать дополнительное нагревание.

Из медикаментозных средств лечения у детей любого возраста разрешены только два препарата – ибупрофен или парацетамол. Вы можете давать их попеременно, придерживаясь интервала во времени. Парацетамол моно давать в виде сиропа каждые четыре часа. Дозировка – 10-15 миллиграмм на килограмм массы тела.  Ибупрофен дозируется по 8-10 миллиграмм на массу тела младенца. Важно принимать дозировку не по возрасту, а по весу ребенка, ведь масса ребенка может не соответствовать возрасту.

Лечение травами и гомеопатические средства у детей используют, но только учитывая причину температуры. Если доктор определил, что именно вызвало такое повышение температуры, то тогда можно использовать разные этиопатогенетические методы лечения.

Профилактика

Профилактика температуры у ребенка – это, прежде всего профилактика инфекционных заболеваний с гигиеническими мерами.  

trusted-source[52], [53], [54], [55]