Как объяснить ребенку о температуре воздуха

Как объяснить ребенку о температуре воздуха thumbnail

Ольга Чичерина
Путешествие в «Лабораторию интересных Исследований». «Термометр».

Модульная цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в Наурандии»

Конспект НОД

«Путешествие в «Лабораторию интересных исследований». «Термометр»

(подготовительная группа)

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

Цель: формирование у ребенка целостной картины миры, знаний о температуре.

Задачи:

– Дать детям понятие «термометр», показать его значение;

– Познакомить детей с работой термометра, видами;

– Учить определять температуру на термометре (тепло, холодно); развивать интерес к явлениям неживой природы.

– Познакомить детей с работой прибора в виде божьей коровки, который обладает способностью чувствовать окружающий мир;

– Расширять кругозор детей, создать условия для развития исследовательских умений;

Обогатить знания детей о роли температуры в жизни человека, животных, растений.

Материал: термометры разных видов, цифровой модуль «Температура»

Предварительная работа:

Проводилась беседа по теме «Одеваемся по погоде»

Ход НОД.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, почему магнит притягивается к холодильнику? Почему тает мороженное? Где живёт электрический ток? Откуда берётся свет? Что такое звук? …

– Эти вопросы, порой, заставляют задуматься даже взрослых… А хотите сами получить ответы на эти и многие другие вопросы и том как работает термометр, посмотреть чудеса магнитного поля и т. д?

-Тогда, я приглашаю вас в путешествие по «Лаборатории интересных открытий». А кто знает, что такое лаборатория?.

– Лаборатория – это такое помещение, в котором работают ученые. Там всегда кипит работа: ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал и вносят в компьютер.

– Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

– Итак, я приглашаю вас в Лабораторию интересных открытий!

Надеваем фартуки и превращаемся в ученых!

– В нашей лаборатории мы с вами будем знакомиться с электричеством, температурой, кислотностью и магнитным полем. А помогут нам в изучении электронные модули разных цветов (показ модулей).

– Но как же мы с вами сможем проводить опыты и эксперименты, мы же никогда не были в лаборатории.? Поможет нам мальчик Наураша – маленький учёный, исследователь. Он живёт в стране Наурандии. Давайте с ним познакомимся.

ВКЛЮЧАЕМ НАУРАШУ

Итак, первый модуль, с которым мы с вами начнем знакомиться – это модуль ТЕМПЕРАТУРА.

– Ребята, из наблюдений за неживой природой вы знаете, что весной бывает тепло, летом — жарко, поздней осенью и зимой — холодно. Когда говорят тепло, холодно, жарко, имеют в виду температуру воздуха.

– Что же такое температура? … ответы детей)

– Температура – это мера нагретости тела.

– А кто знает – чем измеряют температуру? (ответы детей). Температуру воздуха измеряют термометром. Термометром можно измерить температуру тела человека и животного, воды и почвы.

Воспитатель: Что же такое термометр? (показ и объяснение).

– Посмотрите, ребята, у меня в руках термометр он состоит из корпуса, шкалы, и делений по середине шкалы деление с цифрой «0» после нуля вверху и внизу есть деления с цифрами «10,20,30,40,50» между ними деления по меньше они дают значение «5», а маленькие деление значение «1». Термометр нужен для того чтобы измерять температуру, а определяется температура в градусах. Деления от 0 и выше показывают тепло и окрашены в красный цвет, а деления от 0 и ниже показывают очень низкую температуру, её мы отмечаем со знаком «-». При таких температурах замерзает вода.

– Термометры бывают разные и каждый термометр используется по назначению и сейчас мы с вами познакомимся с каждым из них.

Показ разных термометров и объяснение их применения.

– Ребята, перед тем, как выйти на улицу, нужно одеться по погоде… А как узнать погоду не выходя на улицу?

– Нужно узнать температуру.

Для того чтобы узнать температуру на улице тепло там или холодно нам потребуется термометр для измерения температуры воздуха (уличный термометр). Внутри термометра есть жидкость красного цвета это — закрашенный спирт, который поднимается или отпускается по трубочке на соответствующее деление и тем самым показывает температуру, если жидкость поднимается вверх значит «+» температура, если вниз значит «-» температура.

Этот термометр нужен для измерения температуры воздуха на улице – там есть деления от очень холодной температуры до очень жаркой. В комнате тоже нужно измерять температуру, но в комнате всегда теплее чем на улице поэтому показатели температуры всегда будут на красных делениях.

– Найдите в компьютерной сцене термометр. Обратите внимание, что столбик термометра при температуре ниже нуля становится синим, а выше – красным. Запомните, ребята, синий цвет-холодно, красный –тепло.

– Посмотрите, ребята, это термометр для измерения температуры воды – водный. Как вы думаете, почему на нём деления только больше 0 и нет делений ниже 0?

– …. (ответы детей)

– Верно, если температура воды будет ниже 0 градусов, то вода тут же замерзнет и превратится в лёд. Такой термометр пригодится для измерения температуры воды, например, в ванночке для купания маленьких детей. У кого есть маленькие братик или сестричка наверняка видели, как мама сначала по термометру определяет температуру воды, а затем кладёт в неё малыша…

Читайте также:  Температура при фарингите у ребенка сколько держится температура

– А это термомерт для измерения температуры тела человека. Мы называем его – «градусник». Потрогайте руки и ладошки друг друга. Какие они?

– Тёплые.

– Тело человека всегда должно быть тёплым. Если человек замёрз или у него жар (он становится очень горячим) это очень плохо… Нормальная температура человека – 36.6 градусов. Деления на градуснике начинаются с отметки в 35 градусов, если температура опустится ниже, человек может умереть. И заканчиваются деление в 42 градуса. Если температура поднялась до 40 градусов нужно срочно вызывать скорую помощь и снижать температуру.

– Это тоже термометр для измерения температуры тела человека. Но он уже электронный. Здесь нет шкалы с делениями, а температура сразу показывается на дисплее. Но всё равно, она не может быть ниже 35 градусов и быть более 40 градусов – это опасно для человека! Поэтому необходимо всегда следить за ней… Когда вы заболеваете, ваши мамы сразу начинают мерить вам температуру – она важный показатель состояния здоровья вашего организма!

А сейчас немного отдохнём и проведём физкультминутку

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали Выпрямиться.

И на месте зашагали. Ходьба на месте.

На носочках потянулись, Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели Присесть.

И тихонько разом сели. Выпрямиться и сесть.

Практическая часть.

– Молодцы, ребята! А теперь давайте вернёмся к нашим термометрам. Скажите для чего они нужны?

– Для измерения температуры.

– Температуру чего можно измерить?

– Температуру воздуха на улице, в помещении, температуру воды и температуру тела человека.

– Верно. Покажите пожалуйста уличный термометр, водный, «градусник».

– Я сейчас раздам каждому из вас, модель термометра. У него есть шкала с делениями, а трубочка с жидкостью заменена на ниточку красного и синего цвета. Попробуйте на нём показать температуру + 20 градусов. Как вы думаете, это тепло, холодно или жарко? В какое время года бывает такая температура?

– Покажите температуру – 10 градусов.

– Покажите нормальную температуру тела человека.

– В нашей научной лаборатории есть прибор в виде божьей коровки. Он обладает разными способностями чувствовать окружающий мир. На конце провода – «усика» у прибора находится датчик измерения температуры, а результаты измерения нам покажет на экране компьютора мальчик Наураша. С его помощью этого датчика мы будем проводить опыты по измерению температуры.

Опытно-экспериментальная часть

1) Измерить температуру воздуха в комнате при помощи электронного датчика.

Необходимо, чтобы датчик свободно лежал на столе. Можно дать задание нескольким детям положить датчик на подоконник, а другим на столе. При этом дети увидят разницу температур в разных местах комнаты.

2) Измерить температуру воздуха на улице за окном.

Можно предложить детям сравнить температуру воздуха на подоконнике и на улице. Детям будет интересно увидеть разницу температур и убедиться, что окно задерживает холод (жару).

3) Измерить температуру своего тела.

Необходимо объяснить детям правила гигиены и после измерения температуры одним ребенком протереть датчик антимикробной жидкостью.

ИТОГ.

– Закончилось наше первое путешествие по лаборатории интересных исследований. Вам понравилось путешествие?

С каким прибором мы сегодня с вами знакомились? (термометр, датчик «божья коровка»)

– Зачем нужен термометр? (для измерения температуры)

– Почему важно знать, и уметь мерить температуру? (правильно одеваться, не обжечься, вовремя лечиться….)

– Какие виды термометров вы запомнили?

Ребята, поднимите руку те, кто хотел бы еще побывать в лаборатории интересных исследований (Подняли руки.) Тогда, мы обязательно еще там побываем, а сейчас нам пора возвращаться в группу. Снимайте фартуки. Спасибо за занятие!

Путешествие в «Лабораторию интересных Исследований». «Термометр».Как объяснить ребенку о температуре воздухаКак объяснить ребенку о температуре воздуха

Источник

Занятие «Измерение температуры»

Цель: раскрыть понятие “температура”, знакомство с различными термометрами, их устройством и назначением. Освоить проведение эксперимента.

Задачи:

  • ознакомить детей с понятием «температура»;
  • формировать представление о приборе для измерения температуры (термометре);
  • сформировать представление о разных видах термометров;
  • формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов;
  • систематизировать знания о сезонных изменениях живой и неживой природы в зависимости от температуры воздуха;
  • пополнить словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр».

Методы обучения: исследовательско-поисковый, практический, наглядный, словесный.

Планируемые результаты: личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, понимание необходимости учения и приобретения практического навыка в жизни;

регулятивные: освоение алгоритма работы, учиться формулировать учебную проблему совместно с воспитателем;

познавательные: формирование представления о разных термометрах и их назначении;

коммуникативные: формирование умения работать, в паре, в группе.

Учебно-техническое обеспечение: термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; 2 стакана с водой разной температуры (холодной и теплой) (на каждого ребенка); мультимедийный проектор, интерактивная доска, комплект лабораторного оборудования: «Наблюдение за погодой».

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Начинается занятие.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на занятии не зевайте. 

Воспитатель: – Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы будем задавать много вопросов, отвечать на них не только устно, но и практическим путём через опыты, наблюдения и эксперимент. Будет очень интересно.

2. Актуализация знаний.

1) подготовка к выполнению практической работы (выявление цели деятельности на занятии) Вступительное слово воспитателя. Беседа.

Читайте также:  Норма температура в комнате с грудным ребенком

– Ребята, когда мы произносим слова “тепло”, “холодно”, “горячо”, что мы имеем ввиду?

– Правильно. Температура показывает, насколько тёплым или холодным является тот или иной предмет. Из жизненного опыта вы знаете, например, что для того, чтобы понять горячая или холодная вода перед нами, достаточно дотронуться рукой до посуды, в которой она находится. Заболел ты или нет – дотрагиваемся рукой до лба. Мы рассуждаем, как нам одеться по погоде? Таким образом, мы задумываемся о температуре. Но только таким способом нельзя точно узнать температуру.

– Я поняла, что вам знакомо слово температура.

– А знакомо ли вам слово термометр? Как вы его объясните?

– Правильно, термометр – это специальный точный прибор для измерения температуры.

– Можно ли с помощью одного и того же термометра измерить температуру тела человека, животных, воды, воздуха?

3. Постановка цели занятия.

– Вы уже поняли, что мы сегодня будем изучать. Давайте определим тему занятия. (Сегодня на занятии мы познакомимся с термометром и будем измерять температуру).

– Совершенно верно.

4. Объяснение нового материала.

1. Знакомство с термометром.

– Рассмотрим устройство термометра для измерения температуры воздуха.

(воспитатель демонстрирует термометр и рассказывает об устройство термометра).

Рассказ воспитателя.

Рассмотрим термометр. Основные части термометра – шкала и стеклянная трубка, наполненная ртутью или подкрашенным спиртом. Шкала имеет деления. Самое маленькое деление соответствует одному градусу. Градус обозначается значком (маленький кружок вверху справа от числа). Числа на шкале показывают градусы. Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы мы видим нуль. Нуль обозначает границу между теплом и холодом. Если красный столбик поднимается на пять градусов выше нуля, то говорят пять градусов тепла. Записывают так: +5*.

Если температура ниже нуля, перед числом градусов ставят знак “-” и говорят пять градусов мороза. Записывают так: -5*.

Фронтальная работа.

– А теперь выполните задание.

– Перед вами термометр для определения температуры воздуха. Определите по шкале, какая сейчас температура воздуха в группе?

– Мы уже выяснили, что с помощью одного и того же термометра измерить температуру тела человека, воды, воздуха нельзя.

– Как же выглядят другие термометры? Давайте рассмотрим их.

-У меня в руке сейчас медицинский термометр. Проведём эксперимент.

– С помощью медицинского термометра я сейчас измерю температуру своего тела, пока мы будем знакомиться с памяткой по измерению температуры тела. (ставлю себе градусник на 2-3 минуты) .

– Ребята, а теперь обратим особое внимание на правило по технике безопасности при измерении температуры тела человека (медицинский термометр).

– Ребята, обращаю ваше внимание. Если медицинский термометр показывает температуру тела выше тридцати семи градусов, значит, человек заболел.

-Эксперимент проведён. Вынимаю градусник. Определите по шкале термометра температуру моего тела.

– А говорят так: тридцать шесть и восемь.

– Ответьте мне: здорова я или нет?

– Совершенно верно.

– Температуру воды измеряют тоже специальным термометром.

– Сейчас мы проведём интересный опыт.

– У вас на столе два стакана и термометр для измерения воды. Наливаем из термоса в стакан №1 тёплую воду, опускаем термометр и определяем температуру тёплой воды, наблюдая за жидкостью в трубке.

Стакан с холодной водой пока не трогаем.

– Приступаем к работе.

– Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в стеклянной трубке?

– Теперь термометр опускаем в стакан с холодной водой.

– Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в трубке?

– Почему так происходит?

Оказывается, жидкость, нагреваясь, расширяется, а при охлаждении – сжимается. Постарайтесь запомнить.

– А теперь немного отдохнём.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление нового материала.

1) Работа в паре.

– Ребята, сейчас будем работать в паре. Вспомним, как выглядит термометр.

Дети собирают “термометр” из фрагментов. После окончания работы, учащиеся обмениваются результатом своей работы, убеждаясь, правильно ли они собрали все части).

Памятка для обучающихся о мерах предосторожности при выполнении работы.

1. Выполняй все указания учителя, соблюдай дисциплину при подготовке и во время работы.

2. Размещай оборудование и материалы на своём рабочем столе аккуратно, чтобы не допустить их падение или опрокидывание.

3. Начинать работу можно только с разрешения воспитателя.

4. Будь внимателен и осторожен при работе со стеклянной посудой и жидкостями.

4) Обобщение.

После выполнения практической работы воспитатель обобщает знания, полученные в течение занятия.

– Ребята, давайте проверим себя, что вы запомнили на занятии. Ответьте на вопросы.

– Каким образом можно точно измерить температуру?

– Для чего нужно уметь точно определять температуру?

– Можно ли измерить температуру только с помощью собственных ощущений?

– Подумай, в каких случаях измерение температуры оказывается жизненно важным для человека?

9. Итог занятия. Рефлексия.

– Что сегодня на занятии вы узнали нового?

– Что научились делать?

– Вы довольны результатом своей работы. Почему? Объясни.

– Занятие окончено.

Источник

Некрасова Ольга
Конспект занятия «Термометр и температура»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 85 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ПЛАН -КОНСПЕКТ

по экспериментированию

в старшей группе №4

5-6 лет «Улыбка»

ТЕРМОМЕТР И ТЕМПЕРАТУРА

составила и провела: Некрасова О. А.

Март 2020 год

Цель: развитие способности концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.

Задачи:

• Познакомить детей с понятием «температура»;

Читайте также:  У ребенка высокая температура и мурашки по телу

• Формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре;

• Сравнить разные виды термометров;

• Формировать навыки безопасности при определении температур горячих предметов;

• Систематизировать знания детей о сезонных изменениях живой и не живой природы в зависимости от температуры воздуха;

•Пополнить активный словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр».

Материал и оборудование:

Термометры для измерения температуры воздуха, воды, тела человека;

• Самодельный термометр;

• 2 тазика с водой разной температуры, сундук.

• Презентация с изображением времен года и разных видов термометров;

• Белая доска, 2 маркера (синего и красного цвета)

Ход занятия:

Воспитатель. Придумано кем–то, просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро».

Посмотрите, сколько у нас гостей. Скажем гостям «Доброе утро».

Воспитатель. Ребята, что необычного вы заметили в нашей группе? (шар с конвертом). Как вы думаете, что в конверте? (письмо) Странный какой-то, на нем ничего не написано. Конечно, мы с вами знаем, что чужие письма читать нельзя, но как же мы узнаем кому оно адресовано. Придется его открыть. (воспитатель открывает конверт, в конверте разрезная картинка и письмо)

– В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберем, и тогда может быть узнаем от кого оно. (Дети собирают картинку, где изображен волшебник)

– Все ясно, значит письмо нам прислал Волшебник. Теперь мы сможем с вами его прочесть (воспитатель читает письмо).

«Здравствуйте дорогие ребята! Я знаю, что вы много знаете и умеете, поэтому приготовил вам подарок, он лежит в сундуке. Но, чтобы его получить, вы должны отгадать загадку. Вы готовы? Тогда удачи.»

Воспитатель. “И в жару, и в мороз

За окном стеклянный нос,

Чтоб в любое время года

Знали мы, что за погода”. (Термометр)

– Открываем сундучок, и действительно – это термометр.

За окном, в стеклянной трубке

Градусник живёт простой.

Служит он температуре

Летом, осенью, зимой.

Он стоит по стойке «смирно»

С красной жилкой впереди.

Вверх и вниз идут деленья,

Жирный нолик посреди.

Если плюс — так значит тает

Всё кругом, капель, весна.

Солнце с лужами играет,

Будит землю ото сна.

Если холод — значит минус

Два иль пять, а может три,

Снег кружит, лихая вьюга

Заметает фонари.

У каждого термометра имеется шкала и стеклянная трубка, наполненная подкрашенной жидкостью. На шкале есть деления, каждое из которых обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль- граница между градусами тепла и холода.

Ребята, для чего нужен этот прибор. (для измерения температуры)

Воспитатель. Правильно. А вы знаете, что термометрыбывают разного назначения: уличные- для измерения температуры воздуха, комнатные – для измерения температуры в помещении, водные- для измерения температуры воды и медицинские – для измерения температуры тела человека.

Посмотрите на экран, вы увидите большое разнообразие термометров. (презентация)

Воспитатель. А теперь ребята проведем с вами первое исследование, посмотрим и сравним, какая температуру на улице и у нас в группе.

(Рассматриваем градусник, висящий за окном). Где находится столбик термометра, выше или ниже нуля градусов? А теперь возьмем термометр, который висит у нас в группе. Где находится столбик термометра? Выше, чем на уличном или ниже? Молодцы.

Какой мы можем сделать вывод. Что температура воздуха на улице отличается от температуры в группе. И когда мы говорим тепло, холодно, жарко, прохладно, то имеем в виду температуру воздуха.

Воспитатель. А сейчас я познакомлю вас с водным термометром. С помощью водного термометра мы проведем ещё одно исследование, и определи какая вода находится в тазиках? (подходим к тазикам стоящим на столах по 2 человека к двум тазикам. В одном холодная вода, в другом горячая. Так же на столе два термометра. Один опускаем в желтый тазик, другой в синий). Итак, давайте определим в каком тазике, какая температура воды? Опускайте градусники в тазики.

Какой мы можем сделать вывод из нашего исследования? (ответы детей)

Воспитатель. Физминутка

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок. (потягивания, руки вверх)

Руки в стороны раздвинем,

Будто листики раскинем. (потягивания, руки в стороны)

Руки резко вверх поднимем,

Раз-два, три-четыре,

Машем крыльями как гуси.

А потом быстрей опустим. (Резким движением поднимаем и опускаем руки через стороны)

Будто в классики немножко

Прыгаем на правой ножке.

А теперь на левой тоже.

Сколько продержаться сможем? (прыжки на одной ноге)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам встать на место.

Воспитатель. А у нас осталось еще одно исследование, и третий термометр, которым измеряют температуру тела у человека.

Так же существует и бесконтактный термометр, он называется «ПИрометр».Сейчас мы померяем температуру у наших гостей. Пожалуйста, кто желает проверить свою температуру. (два градусника: один медицинский, второй бесконтактный). Отлично, у здорового человека должна быть температура до 37. А вот если больше 37, то человек заболел.

Воспитатель. Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо поработали. Давайте вспомним как называется прибор для измерения температуры.? Какой термометр измеряет температуру в комнате, в помещении. (комнатный? Какой термометр измеряет температуру воздуха на улице? (уличный). Какой термометр измеряет температуру тела человека (пирометр или градусник). Какой термометр измеряет температуру воды? (водный). Молодцы.

Источник