Литература о температуре человека
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Джидинский район
МАОУ «Петропавловская районная гимназия»
Районная научно-практическая
конференция учащихся начальных классов
«Первые шаги»
Номинация Здоровье
Тема: Температура тела
Автор: Хайдапова Дари Алдаровна
ученица 3 «А» класса
МАОУ «Петропавловской районной гимназии»
Джидинского района
Домашний адрес: С Петропавловка ул Свердлова 25 кв 14
Руководитель: Труднева Татьяна Александровна
Телефон 89243580684
с. Петропавловка
2016 г.
Введение
В документах Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а «состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Оно формируется под влиянием сложного комплекса внутренних и внешних воздействий.
Показатели здоровья являются наиболее объективными надёжными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.
Одно из самых важных показателей здоровья – температура тела человека и его самочувствие..
При многих болезнях температура тела повышается. Почему это происходит, долго было неясно. Не знали, полезна или вредна эта реакция для организма
Всё это необходимо знать и уметь применить для решения многих практически значимых проблем, особенно в вопросах здоровья. Поэтому я считаю, что тема данной работы интересна и актуальна.
Объектом моих исследований стала моя семья: мама Хайдапова Наталья Кирилловна, папа Хайдапов Алдар Эрдэниевич, моя сестра Хайдапова Лена и я.
Предмет исследования – температура тела моих родных.
Цель исследования узнать от чего зависит температура человека.
Задачи: Узнать как изменяется температура тела в течении дня и при разных условиях.
Гипотеза: Я предполагаю, что в течении дня температура у человека меняется, потому что человек находится в разных условиях в течении дня.
Методы исследования:
Работать с Интернетом
Провести эксперимент
Наблюдать .
Температура тела
С древних времён человек стремился познать тайну своего существования и окружающей среды. Давно пробудился интерес у человека к его собственному телу: строению, функциям отдельных органов.
Температура тепла зависит от обмена веществ. Как у человека, так и у большинства теплокровных животных зимой и летом температура остаётся постоянной. Значит, в разное время года идёт разная теплоотдача. Она зависит от температуры воздуха, его влажности и движения.
Средняя температура человеческого тела 36,6 °С поддерживается организмом в самых разнообразных условиях жизни и деятельности человека. В тканях и органах тела непрерывно протекают процессы окисления сопровождающие выделением тепла. Большая часть энергии, получаемая от переработки пищи, тратится на механическую работу, выполнение которой также сопровождается выделением тепла в организме. и тела. Постоянство температуры нашего организма обеспечивается за счёт регуляции теплоотдачи.
Всем известна нормальная температура тела человека, но при волнении даже у здорового человека ртуть в термометре, поставленном, как обычно, в подмышечную впадину, может подняться выше 36,6 °С. Было замечено, что у некоторых раненых в госпиталях в дни получения писем термометр показывал на 0,2-0,4 °С выше обычного. Часто температура повышается, когда человек находится в состоянии азарта, захвачен, увлечён чем-либо, бурно проявляет радость, восторги, переживания.
Как измерить температуру тела
Современный человек живет в окружении полезных
и умных вещей. Но он подчас не представляет, сколько
интересного могли бы рассказать о себе эти вещи, каким
долгим, а нередко и трудным был их путь через толщу
столетий.
Взять, к примеру, знакомый всем термометр. Он кажется
нам извечным спутником человека, а на самом деле переступил
он порог нашего дома не так уж и давно.
История измерения температуры началась, когда в 1592 году Галилео Галилей создал первый прибор, назвав его термоскопом. Он представлял собой небольшой стеклянный шарик с припаянной стеклянной трубкой. Шарик нагревали, а конец трубки опускали в воду. Когда шарик охлаждался, давление в нем уменьшалось, и вода в трубке под действием атмосферного давления поднималась на определенную высоту вверх. При потеплении уровень воды в трубке опускался вниз. Недостатком прибора было то, что по нему можно было судить только об относительной степени нагрева или охлаждения тела, так как шкалы у него еще не было.
В 1694 году Карло Ренальдини предложил принять в качестве двух крайних точек температуру таяния льда и температуру кипения воды.
В 1714 году Д. Г. Фаренгейт изготовил ртутный термометр. На шкале он обозначил три фиксированные точки: нижняя, 32 °F – температура замерзания солевого раствора, 96 ° – температура тела человека, верхняя 212 ° F – температура кипения воды. Термометром Фаренгейта пользовались в англоязычных странах вплоть до 70-х годов 20 века, а в США пользуются и до сих пор.
В 1742 году шведский ученый Андрес Цельсий предложил шкалу для ртутного термометра, в которой промежуток между крайними точками был разделен на 100 градусов. При этом сначала температура кипения воды была обозначена как 0 °, а температура таяния льда как 100 °. Однако в таком виде шкала оказалась не очень удобной, и позднее астрономом М. Штремером и ботаником К. Линнеем было принято решение поменять крайние точки местами. Так по шкале Цельсия были окончательно установлены обе постоянные точки, тающего льда и кипящей воды, температура таяния льда обозначена 0 С, а температура кипения 100 С.
В начале 19 века английским ученым лордом Кельвином была предложена абсолютная термодинамическая шкала. Одновременно Кельвин обосновал понятие абсолютного нуля, обозначив им температуру, при которой прекращается тепловое движение молекул. По Цельсию это -273,15 °С.
Такова основная история возникновения термометра и термометрических шкал. На сегодняшний день используются термометры со шкалой Цельсия, Фаренгейта (в США), а также со шкалой Кельвина в научных исследованиях.
Основные виды современных термометров.
Сегодня существует множество устройств, применяемых в промышленности, в быту, в научных исследованиях – термометры расширения и лабораторное оборудование, термоэлектрические и термометры сопротивления, а также пирометрические термометры, позволяющие измерять температуру бесконтактным способом.
Существует несколько видов термометров:
жидкостные
механические
электрические
оптические
газовые
Жидкостные термометры
основаны на принципе изменения объёма жидкости, которая залита в термометр (обычно это спирт или ртуть), при изменении температуры окружающей среды.
Советский ртутный термометр
Механические термометры
Термометры этого типа действуют по тому же принципу, что и жидкостные, но в качестве датчика обычно используется металлическая спираль или лента из биметалла.
Оконный механический термометр
Электрические термометры
Принцип работы электрических термометров основан на изменении сопротивления проводника при изменении температуры окружающей среды.
Медицинский электрический термометр
Оптические термометры
Оптические термометры позволяют регистрировать температуру благодаря изменению уровня светимости, спектра и иных параметров при изменении температуры. Например, инфракрасные измерители температуры тела.
Практическая работа
Для измерения температуры тела членов своей семь я пользовалась медицинским электрическим термометром.
Наблюдения я проводила в выходной день, когда вся семья находилась дома.
Утро 7:00
До завтрака
9:00
После завтрака
9:30
Перед обедом
12:30
После обеда
13:00
До ужина
17:00
После ужина
17:30
До купания в ванной
После купания
Перед сном
22:00
Мама
36.1
36.5
36.7
36.3
36.4
36.1
36.2
36.2
36.7
35.4
Папа
35.8
36.2
36.4
36.1
36.3
36.0
36.2
35.8
35.9
35.8
Лена
36.0
36.0
36.4
36.1
36.2
36.0
36.4
35,8
35,7
36.3
я
35.7
36.2
36:5
35.1
35.6
36.7
36.9
35.3
36.0
36.6
Выводы:
Температура тела у всех членов семьи разная.
Температура тела в течении дня не одинаковая
Самая низкая температура была у Лены после купания (35,7)
Самая высокая температура была у мамы после купания (36.7)
Утром температура тела человека немного ниже, чем температура тела перед сном.
После приема пищи температура человека незначительно повышается.
Температура тела здорового человека не превышает температуры 36:9
Значение работы.
Этой работой я хотела показать и доказать, что существует большая связь между температурой нашего организма и разными условиями.
Одно дело – прочитать об этом. Другое дело – на практике увидеть и доказать языком цифр, графиков.
Речь идёт о нашем здоровье.
Каждый из нас может и должен понимать, что наше здоровье – это самое главное. Для того, чтобы его беречь нужно как можно больше знать о нём и факторах, влияющих на его состояние..
Хорошо, что эти исследования можно повторять любое число раз: изучать более тщательно, с разных сторон.
Список использованной литературы:
1. Богданов К. Ю. «Физик в гостях у биолога». Москва: «Наука», 1986
2. Зверев И. Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». Москва: «Просвещение», 1978
3. Смородинский Я. А. «Температура». Москва: «Наука», 1987
4. В К. Щукин «Теплообмен в природе и технике». Москва: «Наука», 1965
Источник
Паспорт исследовательского проекта
Изучение факторов, которые влияют на изменение температуры тела человека.
Творческое название для детей «Температура нашего тела»
3
Актуальность проекта
Актуальность проекта заключается в том, что один из самых важных показателей здоровья человека – температура тела. При действии некоторых факторов на организм человека температура тела повышается или наоборот – понижается. Многие дети не знают, почему это происходит и как сказывается эта реакция на общее состоянии организма. Всё это необходимо знать и уметь применить для решения многих практически значимых проблем, особенно в области здоровья.
4
Проблема исследования
Какие факторы оказывают влияние на изменения температуры тела человека, и могут ли они отрицательно сказываться на здоровье человека?
5
Объект исследования
Температура
Предмет
Факторы, влияющие на изменение температуры тела человека
6
Цель проекта
Изучение факторов, оказывающих влияние на изменение температуры тела человека.
7
Задачи проекта
Изучить особенности температуры тела человека.
Узнать, какие факторы влияют на изменение температуры тела человека.
Провести эксперимент и определить, как меняется температура тела человека в течение дня и какие факторы на это влияют.
Создать серию памяток по темам: «Влияние факторов на температуру тела человека».
8
Гипотеза исследования
Допустим, что температура тела человека меняется в течение дня под воздействием различных условий, факторов.
9
Методы исследования
Этап
Метод
Тип метода
Оборудование
Теоретический
Анализ и синтез,
Теоретический
Энциклопедии, книги, интернет источники
Теоретический
Наблюдение
Эмпирический
Видеосюжеты
Практический
Эксперимент опыт
Эмпирический
Термометр, лабдиск, дневник опыта
Практический
Анализ синтез
Теоретический
Дневник опыта
10
Тип проекта (по продолжительности)
Краткосрочный (2 недели)
11
Этапы реализации проекта, краткое их описание
Подготовительный этап:
Мотивация.
Выбор темы, объекта и предмета исследования.
Определение проблемы проекта и её обоснование.
Определение цели и задачи, выдвижение гипотезы исследования.
Составление плана работы.
Выбор методов.
Объяснение задания.
Формирование творческих групп, распределение обязанностей – ролей в группах.
Теоретический этап:
1.Сбор информации по теме: «Изменения температуры тела».
2. Просмотр научных фильмов-мультфильмов по теме исследования.
3.Отбор, систематизация и анализ полученной информации.
Практический этап:
Подготовка материалов и разработка документации необходимой для организации эксперимента(карты эксперимента).
Определение форм выражения итогов проектной деятельности.
Планирование эксперимента.
Проведение эксперимента.
Формулировка выводов по результатам эксперимента.
Аналитический этап:
Обработка собранных материалов и создание продукта исследования.
Презентационный этап:
Оформление результатов.
Защита, презентация результатов.
Рефлексивный этап:
1.Саморефлексия; оценка результатов работы над проектом.
Учащиеся анализируют достигнутые промежуточные и итоговые результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности.
12
Оборудование для проведения исследования
Дневник опыта, термометр.
13
Продукт проекта
Серия памяток по темам:
1.«Как измерить температуру тела градусником?»;
2.«…»
3.«…»
14
Перспектива проекта
Результаты проекта будут полезны в будущем при изучении особенностей температуры тела человека. Так же результаты проекта будут полезны людям, которые замечают изменения температуры тела в течение дня. Прочитав выводы, сделанные в результате проекта, они поймут, что изменение температуры тела в течение дня – нормальная реакция организма человека.
15
Используемые источники
Огирко И.В. Рациональное распределение температуры по поверхности термочувствительного тела, 2015г.
Зверев И. Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». Москва: «Просвещение», 2016
Смородинский Я. А. «Температура». Москва: «Наука», 2015
Приложение 1
Теоретический этап:
Приложение 2
Практический этап:
Опыт №1
Определить начальную температуру тела, занести результат в дневник опыта, сформулировать вывод о влиянии болезни на температуру тела человека.
В начале учебного дня все ученики класса измерили температуру своего тела. После проведённого опыта были следующие результаты: от 36.3 до 37.2. Температура от 37.0 была у пары учеников, которые заболевают, у первого ученика болела голова, у второго присутствовал кашель.
Вывод: учащиеся отметили, когда человек болен температура его тела может повышаться. У здорового человека нормальная температура 36.6.
2
Опыт№2
Определить температуру тела после физической нагрузки, занести результат в дневник опыта, сформулировать вывод о влиянии физических нагрузок на температуру тела человека.
Учащиеся измерили температуру тела после урока физкультуры. Там они активно выполняли физические упражнения, играли в подвижные игры. Некоторые учащиеся устали после физической нагрузки, у остальных было ещё много энергии. После проведённого опыта были следующие результаты: от 36.4 до 36.9.
Вывод: учащиеся отметили, что температура тела может незначительно повышаться после физических нагрузок.
3
Опыт№3
Определить температуру тела после отдыха, занести результат в дневник опыта, сформулировать вывод о влиянии отдыха на температуру тела человека.
Учащиеся измерили температуру тела после 30-минутного перерыва. Учащиеся находились в состояния покоя. После проведённого опыта были следующие результаты: от 36.0 до 36.6.
Вывод: учащиеся отметили, что температура тела может незначительно понизиться или оставаться в норме (36.6) после отдыха.
4
Формулировка выводов
Подвести итоги исследования, сформулировать выводы.
Общий вывод: таким образом, на основе проведённых опытов, учащиеся убедились, что температуры тела меняется на протяжении всего дня из-за следующих факторов: болезнь, физические нагрузки, отдых. Повышение или понижение температуры тела — это реакция организма на изменения в нем. Организм пытается таким образом дать нам знать, что в нем что-то происходит, о чём нам нужно задуматься и принять меры.
Приложение 3
Дневник опыта
Источник
Температура тела. Методы измерения: история развития и современность
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
Уральский Государственный Медицинский Университет
Минздравсоцразвития Российской Федерации
ГБОУ ВПО УГМУ
Кафедра сестринского дела
Реферат
по уходу за терапевтическими больными по теме:
«Температура тела. Методы измерения: история развития и современность»
Исполнитель
Студент 1 курса группы ОЛД-116
Гладких Е.А.
Руководитель:
Екатеринбург, 2013г.
Введение
Измерение температуры тела – важная составляющая диагностики, лечения и профилактики заболеваний.
Для установки диагноза и назначения правильного лечения необходимо знать принципы термометрии, поэтому тема реферата актуальна при изучении методов ухода за терапевтическими больными.
Цель реферата:
Охарактеризовать понятие и обобщить методы термометрии.
.Изучить литературу и информационные источники по данному вопросу.
.Изучить и освоить некоторые методы измерения температуры.
Глава 1. История развития термометрии
Еще в античные времена древнегреческий ученый и философ Аристотель написал о теплоте тела человека. «Жизненная теплота» по его учению образовывалась непосредственно в сердце и содержалась в выдыхаемом воздухе.
Первый термометрический прибор для определения жизненной теплоты человеческого тела изобрел итальянский врач, физиолог и анатом эпохи Возрождения Санторио (1561-1636).
Он первым из врачей отметил, что тело человека имеет постоянный уровень нормальной теплоты, т.е. нормальную температуру (лат. «temperatura» – нормальное состояние) и оценил отклонение от нее как состояние болезненное.
Громоздкий термоскоп был единичным чудо-прибором.
В середине 17 века в Европе было сконструировано множество оригинальных термометров. Так при дворе Фердинанда II они напоминали лягушат: полость стеклянных резервуаров частично заполнялась жидкостью, на поверхности которой плавали разноцветные шарики разной плотности. Когда жидкость согревалась объем ее несколько увеличивался, а плотность соответственно уменьшалась, и наиболее тяжелые шарики погружались на дно прибора. Чем меньше оставалось шариков, тем выше была температура исследуемого.
В 1709 году Фаренгейт создал первый надежный спиртовой термометр и предложил свою шкалу. По ней нормальной температурой тела было 96° F, точка кипения воды соответствовала 212о F.
Г. Бурхаве был первым врачом, который применил термометрию в клинический практике.
Решающее слово в вопросе градуирования шкалы термометра принадлежит шведскому астроному и физику Андерсу Цельсию (1701-1744).
Современные термометры действуют по принципу максимального – столбик задерживается на максимальном значении вследствие трения ртути о стенки капилляра специальной конструкции и опускается только в результате встряхивания.
температура измерение тело повышение
Глава 2. Методы термометрии
Термометрия тела – измерение температуры тела. Для термометрии тела чаще всего используют медицинский термометр, который имеет шкалу от 35(34) до 42° с делениями на десятые доли градуса.
Температуру тела можно измерять разными способами:
·в подмышечной впадине,
·в паховой складке,
·в ротовой полости,
·в ушном канале,
·во влагалище.
Измерение температуры в подмышечной впадине.
Подмышечная ямка чаще всего используется в России для измерения температуры тела, так как это практически удобно. Но при этом следует знать, что измерение температуры тела в подмышечной ямке является ненадёжным, потому что при нём получаются наименее точные результаты, чем при измерении в других полостях. Более того, температура может быть неодинаковой в левой и правой подмышечных впадинах (чаше слева на 0,1-0,30 С выше). Если при сравнительном измерении температуры разница больше 0,50 С, то это указывает на воспалительный процесс на той стороне, где наблюдаются более высокие цифры, или же на неточность измерения.
·Перед установкой термометра в подмышечную впадину, необходимо протереть кожу салфеткой (особенно у потливых). Этим предупреждается охлаждение градусника во время измерения температуры вследствие испарения пота.
·Устанавливать термометр надо так, чтобы весь ртутный резервуар со всех сторон соприкасался с телом в самой глубокой точке подмышечной впадине, никуда не смещаясь на протяжении всего времени измерения температуры тела.
·Необходимо следить затем, чтобы воздух не попадал в подмышечную ямку, а термометр плотно прилегал к коже. Для этого надо прижать плечо и локоть к телу, чтобы подмышечная ямка была закрыта. При измерении температуры тела у маленьких детей и больных, находящихся в бессознательном состоянии необходимо дополнительно придерживать руку, пока не завершится измерение.
·Время измерения температуры тела в подмышечной впадине: 5 минут (при использовании ртутного термометра – не менее 10 минут).
·Нормальная температура тела при измерении в подмышечной ямке: 36,3-36,90 С.
Измерение температура в паховой складке.
Это не лучший способ измерения температуры тела, но его допустимо использовать у грудных детей. Ребёнка укладывают на спину и сгибают его ногу в тазобедренном суставе, приводя бедро к туловищу. Удерживают бедро в таком положении в течение всего времени измерения температуры тела (в течение 5-10 минут в зависимости от типа используемого термометра).
Измерение температуры тела в полости рта.
Является довольно надёжным. Но он противопоказан: детям до 4-5 лет, детям с повышенной возбудимостью и психическим больным, при наличии у пациентов заболеваний полости рта и/или расстройства носового дыхания. Следует знать, что температура в полости рта может изменяться при недавнем курении или приёме холодных/горячих жидкостей, а увеличение частоты дыхания на каждые 10 дыхательных движений выше нормы может снижать температуру в ротовой полости на 0,50 С.
·Перед измерением температуры тела у пожилых снимают съёмные зубные протезы.
·Наконечник термометра помещают под язык справа или слева от его уздечки.
·Просят больного держать рот плотно закрытым, чтобы не поступал холодный воздух.
·Время измерения температуры тела в полости рта ртутным термометром: 3 минуты.
·Нормальная температура тела при измерении в полости рта: 36,8-37,30 С.
Если пациент случайно откусил кончик ртутного термометра при измерении температуры тела, то беспокоиться не нужно – ртуть в том количестве, в котором она содержится в термометре, при проглатывании не вызывает отравления, а мелкие осколки стекла выходят с калом.
Измерение температуры тела в ушном канале.
Довольно редкий способ, тем не менее он распространён при измерении температуры тела у детей, а также при использовании специального ушного инфракрасного термометра. Мочка уха оттягивается вверх и назад, чтобы выпрямить ушной канал; после чего кончик термометра осторожно вводится в ухо приблизительно на глубину 1 см.
Прямая кишка представляет собой замкнутую анальным сфинктером полость с устойчивой температурой, поэтому при измерении температуры тела в прямой кишке получаются наиболее точные результаты. Кроме того, температура в прямой кишке ближе всего к температуре внутренних органов.
Этот способ измерения температуры широко применяют при термоневрозах, а также у детей до 4-5 лет, истощённых и ослабленных больных (у которых градусник в подмышечной области не плотно охватывается мягкими тканями). Противопоказания: задержка стула (ампула прямой кишки иногда бывает заполнена каловыми массами), понос, заболевания прямой кишки (проктит, геморрой и др.)
·Перед введением в прямую кишку кончик термометра надо смазать вазелином или маслом.
·Взрослый пациент занимает положение на боку, маленького ребёнка укладывают на живот.
·Градусник плавно вводится в прямую кишку на глубину 2-3 см (взрослому больному можно предоставить это сделать самому).
·После введения пациент должен лежать, термометр удерживается пальцами (как сигарета), лежащей на ягодицах кисти. Ягодицы должны плотно прилегать одна к другой, чтобы исключить влияние холодного воздуха.
·Нельзя резко вводить термометр, жёстко фиксировать его в прямой кишке, двигаться во время измерения температуры тела.
·Время измерения температуры тела в прямой кишке ртутным термометром: 1-2 минуты.
·Нормальная температура тела при измерении в прямой кишке: 37,3-37,70 С.
После измерения температуры тела градусник обязательно помещают в дезинфицирующий раствор. Термометр, использованный для измерения температуры в прямой кишке, хранят отдельно от других термометров.
Измерение температуры тела во влагалище.
Этот способ измерения температуры тела используется главным образом для определения времени овуляции.
·Измерение температуры тела проводят утром, не вставая с постели.
·Термометр вводят глубоко во влагалище.
·Время измерения температуры тела во влагалище ртутным термометром: 5 минут.
·Нормальная температура тела при измерении во влагалище (зависит от фазы менструального цикла): 36,7-37,50 С.
После измерения температуры тела градусник обязательно помещают в дезинфицирующий раствор. Термометр, использованный для измерения температуры во влагалище, хранят отдельно от других термометров. Показания термометра заносятся на температурный лист.
Температурный лист.
Температурный лист – это медицинский документ, предназначенный для графической регистрации суточных колебаний температуры тела больных.
На вертикальной шкале температурные кривые обозначены показатели температуры тела от 35 до 41°; на горизонтальной – дата и время измерения. Проставляя точками ежедневные показания термометра против соответствующих обозначений и соединяя их, получают ломаную линию, называемую температурной кривой <#”justify”>1. В.Н.Ослопов, О.В.Богоявленская. Общий уход за больными в терапевтической клинике: учебное пособие.-3-е изд., испр. и доп.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008, 464с.
. Т.П. Обуховец, Т.А.Склярова. Основы сестринского дела: учебное пособие.-6-е издание – Ростов на Дону: Феникс, 2005 – 505с.
. Мухина С.А., Тарновская И.И. М 94 Практическое руководство к предмету “Основы сестринского дела”. Учебное пособие.- М.: Рсдник, 2002- 352 с.
Источник