Оценка влияния температуры воздуха на человека практическая

Элемент урока для учащихся 11 класса по теме «Экологические факторы»

учитель биологии Слесарева Ю.В. __________________

Тема: Оценка влияния температуры воздуха на организм человека.

Практическая работа

Ход работы:

  1. Изучить влияние на организм человека факторов микроклимата (температуры)
  2. Определить температуру в помещении с помощью термометра
  3. Проанализировать полученные результаты
  4. Сделать выводы

     Информация учителя.

        Жизнедеятельность любого организма целиком построена на процессах, совокупность которых так или иначе сводится к перераспределению тепла между ним и окружающей средой, поэтому изучение влияния температуры на организм в принципе необходимо каждому человеку, желающему иметь контроль как над уровнем производительности, так и состоянием собственного здоровья.

        Большое воздействие на человека оказывает не только фактическая температура воздуха, но и ее межсуточная изменчивость. Изменение среднесуточной температуры воздуха на 1-2 ºС считается слабым, на 3-4 ºС – умеренным, более чем на 4 ºС – резким. Субъективное ощущение климатического комфорта связано с уровнем активности человека, температурой излучения и др. Кроме того, влияние температуры воздуха на организм человека зависит и от влажности воздуха. При одной и той же температуре изменение содержания водяного пара в приземном слое может оказать значительное воздействие на состояние организма.

       По сравнению с естественными колебаниями температуры воздуха диапазон температур, в котором человеческий организм чувствует себя комфортно, значительно уже. При температуре тела, выходящей за пределы 26-40 ºС, возможны необратимые процессы в организме. Наиболее комфортные условия наблюдаются при температуре воздуха 16-18 ºС и относительной влажности 50 %. При повышении влажности воздуха, препятствующей испарению с поверхности тела человека, тяжело переносится жара и усиливается действие холода.

        Восприятие температуры индивидуально. Одним людям комфортно при холодных морозных метеоусловиях, а другим – при теплых и сухих. Это зависит от физиологических и психологических особенностей человека, а также эмоционального восприятия климата, в котором прошло детство.

Жилая комната

Период года

Оптимальная температура

Допустимая температура

теплый

22-25

20-28

холодный

20-22

18

Помещение для занятий

20-22

18-24

Высокая температура – нарушение способности сердечно-сосудистого аппарата, частое дыхание, понижение деятельности пищеварительной системы – быстрое утомление, снижается внимательность и работоспособность.

Низкая температура – опастность переохлаждения, предпосылки к простудным заболеваниям. Чувство дискомфорта,  снижается внимательность и работоспособность.

Комфортные условия :

Теплоизлучение – до 45 %

Теплопроведение – до 30 %

Испарение пота с повержности кожи – 25 %

Показатели очередности потовыделения – руки (ладони), ступни ног, торс, лоб.

           При повышении температуры окружающего воздуха происходит увели­чение активности системы терморегуляции, что выражается в усилении про­цессов теплоотдачи. Это необходимо для того, чтобы сохранить тепловой ба­ланс на фоне увеличившегося притока тепла извне.

            При этом необходимо отметить, что отдача тепла путем конвекции и из­лучения снижается пропорционально росту температуры воздуха, прекраща­ясь при сравнивании температуры поверхности и окружающей среды.

            Поэтому естественно, что с увеличением температуры воздуха все боль­ше и больше тепла отдается путем испарения за счет увеличения потоотделе­ния (при умеренном напряжении системы терморегуляции потеря тепла испа­рением может составлять 40-45 %, а при сильном напряжении терморегуля­ции – свыше 50 %).

             В том случае если система терморегуляции в условиях нагревающего микроклимата не справляется со своей функцией происходит перегревание(гипертермия), то есть повышение температуры тела по сравнению с нормой. Перегревание чаще всего происходит при высокой температуре окружающей среды в сочетании с высокой влажностью и низкой скоростью движения воз­духа, так как при наличии последних двух условий резко снижается отдача тепла путем испарения. Кроме того, перегреванию способствуют такие эндо­генные факторы как гипертиреоз, ожирение, вегетососудистая дистония и тд.

              При длительном пребывании в условиях нагревающего микроклимата повышается температура тела, учащается пульс, понижается компенсаторная способность сердечно-сосудистой системы, функциональная активность ЖКТ и др.

              К  группе патологических состояний , возникающих при перегре­вании (тепловых. поражений) относятся: тепловой удар, тепловой обморок, судорожная болезнь, питьевая болезнь, нервные расстройства, тепловое ис­тощение.

Тепловой удар.Возникает вследствие острой недостаточности терморе­гуляции, чаще у здоровых молодых людей при интенсивной физической ра­боте в условиях высокой температуры окружающей среды. Клинические про­явления: резкое увеличение температуры тела (до 42°С и выше), гиперемия кожных покровов и слизистых, сухость слизистых, увеличение частоты дыха­ния, тахикардия, слабость. Характерно прекращение потоотделения за не­сколько часов до наступления теплового удара. Кроме того наиболее ранним признаком начинающейся гипертермии является необычное поведение чело­века (это обусловлено тем, что нервная система очень чувствительна к по­вышению температуры тела). Тепловой удар опасен своей высокой летально­стью.

Тепловой шок – коллапс (острое нарушение гемодинамики)

Солнечный удар. Может наблюдаться при интенсивной солнечной ра­диации в жаркую погоду. Обусловлен перегреванием непосредственно ЦНС (головного мозга). Профилактика головной убор.

Тепловое истощение. Связано с потерей воды, солей, витаминов, белков.

Судорожная болезнь. Связана с тем, что с потом выводятся минераль­ные вещества – хлориды натрия и калия и возникают судороги..

Питьевая болезнь. Связана с компенсаторным увеличением потребления воды человеком (из-за обезвоживания). При этом могут возникать дисбактериозы, хронические диспепсии, энтероколиты, стойкая альбуминурия.

Нервные расстройства. Нервная система наиболее чувствительна к по­вышению температуры тела, поэтому перегревание может вести к ее функ­циональным нарушениям.

Тепловой отек голени, и стопы. Связан с нарушением водно-солевого обмена.

К общим мерам профилактики перечисленных состояний можно сти следующие:

1. Акклиматизация

2. Поддержание нормального водно-солевого обмена.

3. Рациональный режим труда и отдыха в нагревающем микроклимате

Влияние низкой температуры воздуха на ор­ганизм человека. Терморегуляция. Фазы переох­лаждения. Заболевания, связанные с переохлаж­дением. Меры профилактики.

В условиях воздействия низких температур может происходить

Читайте также:  Зависимость сопротивления тела человека от температуры

переохлаждение организма за счет увеличения теплоотдачи. При низкой температуре окружающего воздуха резко увеличиваются потери тепла путем конвек­ции, излучения.

Особенно опасно сочетание низкой температуры с высокой влажность и высокой скоростью движения воздуха, так как при этом значительно воз­растают потери тепла конвекцией и испарением.

Практическая часть.

           Термометр кладется в место, наиболее оптимальное, для определения точной температуры в помещении – 1.5 метра от стены или от окна и 1.5 метра от уровня пола.

           Показатели полученной  температуры, сравниваются с данными таблицы по оптимальной и допустимой температурой в помещении.

Выводы по работе. Учащиеся делают записи в тетрадь.

Источник

Элемент урока для учащихся 11 класса по теме

«Экологические факторы»

УВК № 8 г. Стаханова учитель биологии

Рябцева Марина Александровна

Тема: Оценка влияния температуры воздуха на организм человека

Ход работы:

1. Изучить влияние на организм человека факторов микроклимата

(температуры)

2. Определить температуру в помещении с помощью термометра

3. Проанализировать полученные результаты

4. Сделать выводы

Информация учителя.

Жизнедеятельность любого организма целиком построена на процессах,

совокупность которых так или иначе сводится к перераспределению тепла

между ним и окружающей средой, поэтому изучение влияния температуры

на организм в принципе необходимо каждому человеку, желающему иметь

контроль как над уровнем производительности, так и состоянием

собственного здоровья.

Большое воздействие на человека оказывает не только фактическая

температура воздуха, но и ее межсуточная изменчивость. Изменение

среднесуточной температуры воздуха на 1-2 ºС считается слабым, на 3-4 ºС –

умеренным, более чем на 4 ºС – резким. Субъективное ощущение

климатического комфорта связано с уровнем активности человека,

температурой излучения и др. Кроме того, влияние температуры воздуха на

организм человека зависит и от влажности воздуха. При одной и той же

температуре изменение содержания водяного пара в приземном слое может

оказать значительное воздействие на состояние организма.

По сравнению с естественными колебаниями температуры воздуха

диапазон температур, в котором человеческий организм чувствует себя

комфортно, значительно уже. При температуре тела, выходящей за пределы

26-40 ºС, возможны необратимые процессы в организме. Наиболее

комфортные условия наблюдаются при температуре воздуха 16-18 ºС и

относительной влажности 50 %. При повышении влажности воздуха,

препятствующей испарению с поверхности тела человека, тяжело

переносится жара и усиливается действие холода.

Восприятие температуры индивидуально. Одним людям комфортно при

холодных морозных метеоусловиях, а другим – при теплых и сухих. Это

зависит от физиологических и психологических особенностей человека, а

также эмоционального восприятия климата, в котором прошло детство.

Жилая комната

Высокая температура – нарушение способности сердечно-сосудистого

аппарата, частое дыхание,понижение деятельности пищеварительной

системы – быстрое утомление, снижается внимательность и

работоспособность.

Низкая температура – опастность переохлаждения, предпосылки к

простудным заболеваниям. Чувство дискомфорта, снижается

внимательность и работоспособность.

Комфортные условия :

Теплоизлучение – до 45 %

Теплопроведение – до 30 %

Испарение пота с повержности кожи – 25 %

Показатели очередности потовыделения – руки (ладони), ступни ног, торс,

лоб.

При повышении температуры окружающего воздуха происходит

увеличение активности системы терморегуляции, что выражается в

усилении процессов теплоотдачи. Это необходимо для того, чтобы

сохранить тепловой баланс на фоне увеличившегося притока тепла

извне.

При этом необходимо отметить, что отдача тепла

путем конвекции и излучения снижается пропорционально росту

температуры воздуха, прекращаясь при сравнивании температуры

поверхности и окружающей среды.

Поэтому естественно, что с увеличением температуры воздуха

все больше и больше тепла отдается путем испарения за счет

увеличения потоотделения (при умеренном напряжении системы

терморегуляции потеря тепла испарением может составлять 40-45 %, а

при сильном напряжении терморегуляции – свыше 50 %).

В том случае если система терморегуляции в условиях

нагревающего микроклимата не справляется со своей функцией

происходит перегревание(гипертермия), то есть повышение

температуры тела по сравнению с нормой. Перегревание чаще всего

происходит при высокой температуре окружающей среды в сочетании с

высокой влажностью и низкой скоростью движения воздуха, так как при

наличии последних двух условий резко снижается отдача тепла путем

испарения. Кроме того, перегреванию способствуют такие эндогенные

факторы как гипертиреоз, ожирение, вегетососудистая дистония и тд.

При длительном пребывании в условиях нагревающего

микроклимата повышается температура тела, учащается пульс,

понижается компенсаторная способность сердечно-сосудистой системы,

функциональная активность ЖКТ и др.

К группе патологических состояний , возникающих при

перегревании (тепловых. поражений) относятся: тепловой удар,

тепловой обморок, судорожная болезнь, питьевая болезнь, нервные

расстройства, тепловое истощение.

Тепловой удар.Возникает вследствие острой недостаточности терморе-

гуляции, чаще у здоровых молодых людей при интенсивной физической

работе в условиях высокой температуры окружающей

среды. Клинические проявления: резкое увеличение температуры тела

(до 42°С и выше), гиперемия кожных покровов и слизистых, сухость

слизистых, увеличение частоты дыхания, тахикардия, слабость.

Характерно прекращение потоотделения за несколько часов до

наступления теплового удара. Кроме того наиболее ранним признаком

начинающейся гипертермии является необычное поведение человека

(это обусловлено тем, что нервная система очень чувствительна к по-

вышению температуры тела). Тепловой удар опасен своей высокой

летальностью.

Тепловой шок – коллапс (острое нарушение гемодинамики)

Солнечный удар. Может наблюдаться при интенсивной солнечной ра-

диации в жаркую погоду. Обусловлен перегреванием непосредственно

ЦНС (головного мозга). Профилактика – головной убор.

Тепловое истощение. Связано с потерей воды, солей, витаминов, белков.

Судорожная болезнь. Связана с тем, что с потом выводятся минераль-

ные вещества – хлориды натрия и калия и возникают судороги..

Питьевая болезнь. Связана с компенсаторным увеличением потребления

воды человеком (из-за обезвоживания). При этом могут возникать

дисбакте-риозы, хронические диспепсии, энтероколиты, стойкая

альбуминурия.

Нервные расстройства. Нервная система наиболее чувствительна к по-

Читайте также:  Какую минусовую температуру выдержит человек

вышению температуры тела, поэтому перегревание может вести к ее

функциональным нарушениям.

Тепловой отек голени, и стопы. Связан с нарушением водно-солевого

обмена.

К общим мерам профилактики перечисленных состояний можно сти

следующие:

1. Акклиматизация

2. Поддержание нормального водно-солевого обмена.

3. Рациональный режим труда и отдыха в нагревающем микроклимате

Влияние низкой температуры воздуха на организм человека.

Терморегуляция. Фазы переохлаждения. Заболевания, связанные с

переохлаждением. Меры профилактики.

В условиях воздействия низких температур может происходить

переохлаждение организма за счет увеличения теплоотдачи. При низкой

температуре окружающего воздуха резко увеличиваются потери тепла

путем конвекции, излучения.

Особенно опасно сочетание низкой температуры с высокой влажность и

высокой скоростью движения воздуха, так как при этом значительно

возрастают потери тепла конвекцией и испарением.

Практическая часть.

Термометр кладется в место, наиболее оптимальное, для определения

точной температуры в помещении – 1.5 метра от стены или от окна и 1.5

метра от уровня пола.

Показатели полученной температуры, сравниваются с данными

таблицы по оптимальной и допустимой температурой в помещении.

Выводы по работе. Учащиеся делают записи в тетрадь.

Источник

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Севастопольская общеобразовательная школа № 46

Руководитель МО

____________Кропивка О.Г.

Протокол №_______от

«____»____________ 2016г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 46

___________Шумейко М.Я.

«_____»____________ 2016г

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ № 46

__________Солошенко Л.В.

«______»____________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

11 класс

2016/2017 учебный год

Программа разработана на один год

Разработчик программы: Мухина С.А.

Квалификация: учитель высшей категории

Педагогический стаж: 23 года

Севастополь 2016 г.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базисном уровне ученик 11 класса должен:

знать/понимать

  • основные положения учений о путях и направлениях эволюции;

  • сущность биологических процессов и явлений;

  • современную   биологическую   терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические   теории,-   законы   и   правила;   отрицательное влияние   алкоголя,   никотина,   наркотических   веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций,

  • устанавливать     взаимосвязи   строения   и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию,   экосистемы   и   агроэкосистемы   своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

  • сравнивать отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро-и микро- эволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять   самостоятельный   поиск биологической   информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

Требование к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, гипотез в фор­мировании научного мировоззрения– носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  • отличать научные методы, используемые в биологии;

  • определять место биологии в системе естественных наук.

  • доказывать, что организм – единое целое;

  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

  • обосновывать единство органического мира;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, идей, принци­пов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира– носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Биология 11 класс. Разделы: Эволюция.

Раздел 1. Эволюция. 20 часов.

Глава 1. Свидетельства эволюции. 4 часа.

Возникновение и развитие эволюционной биологии.

Молекулярные свидетельства эволюции

Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции

Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции

Глава 2. Факторы эволюции 8 часа.

Популяционная структура вида.

Наследственная изменчивость – исходный материал для эволюции

Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений

Формы естественного отбора

Возникновение адаптаций в результате естественного отбора

Видообразование.

Прямые наблюдения процесса эволюции

Макроэволюция.

Лабораторные работы: Морфологические особенности растений различных видов.Изменчивость организмов

Приспособленность организмов к среде обитания. Ароморфозы у растений.

.

Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле. 5 часа.

Современные представления о возникновении жизни.

Основные этапы развития жизни

Развитие жизни в криптозое и палеозое

Развитие жизни в мезозое и в кайнозое

Многообразие органического мира.

Глава 4. Происхождение человека. 3 часа.

Положение человека в системе живого мира. Этапы антропогенеза

Читайте также:  Человек после инсульта температура

Факторы эволюции человека

Эволюция современного человека

Демонстрации

Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных).

Раздел 2. Экосистемы. 13 часов.

Глава 5. Организмы и окружающая среда. 7 часов.

Взаимодействие организма и среды

Популяция в экосистеме.

Экологическая ниша и межвидовые отношения

Сообщества и экосистемы

Экосистема: устройство и динамика.

Биоценоз и биогеоценоз

Влияние человека на экосистемы.

Лабораторные работы: Оценка влияния температуры воздуха на человека.

Аквариум как модель экосистемы.

Глава 6. Биосфера. 3 часа.

Биосфера и биомы.

Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере.

Биосфера и человек.

Лабораторная работа: Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем.

Глава 7. Биологические основы охраны природы. 3 часа.

Охрана видов, популяций

Охрана экосистем.

Биологический мониторинг.

Лабораторная работа: Определение качества воды водоема.

Демонстрации

Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».

Повторение – 3 часа.

Учебно – тематический план «Биология» 11 класс

Формы контроля.

Раздел 1. Эволюция.

Глава 1. Свидетельства эволюции.

20 часов.

4 часа.

Текущий контроль

Глава 2. Факторы эволюции

7 часа.

Л.р. 1, текущий контроль

Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле.

5 часа.

Текущий контроль

Контрольная работа

Глава 4. Происхождение человека.

3 часа.

Текущий контроль,

Итоговый контроль

Раздел 2. Экосистемы.

Глава 5. Организмы и окружающая среда.

13 часов.

7 часов.

Л.р. 2, текущий контроль,

Глава 6. Биосфера.

3 часа.

П.р. 2, текущий контроль, итоговый контроль.

Глава 7. Биологические основы охраны природы.

3 часа.

П.р. 1, текущий контроль

Повторение

2 часа

Итого:

35 часов

Л.р. 3 + П.р. 3

контрольные работы 2.

Литература и средства обучения

Литература для учителя:

  1. учебник 10 класс. Биология К.Д. Беляев, Г. М. Дымшица., М. «Просвещение» – 2014 г.

  2. учебник 11 класс. Биология К.Д. Беляев, Г. М. Дымшица., М. «Просвещение» – 2014 г.

  3. Программы «Биология. 5-9 классы» (авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.) – М.: Дрофа ,2011г.).

Календарно-тематическое планирование 11 класс. (1 час в неделю; 35 часов/год)

Биология 11 класс. Разделы: Эволюция. Экология учебник: Д.К. Беляев. Биология 11 класс.

Раздел 1. Эволюция. 20 часов.

Глава 1. Свидетельства эволюции. 4 часа.

1

1

Возникновение и развитие эволюционной биологии

Дополнительная литература

§ 1

2

2

Молекулярные свидетельства эволюции

Таблицы, рисунки

Оценивание К!

§ 2

3

3

Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции

Таблицы

Рисунки

Оценивание К!

§ 3

4

4

Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции

Таблицы

рисунки

Оценивание К!

§ 4

Глава 2. Факторы эволюции 8 часа.

5

1

Популяционная структура вида.

Л.р.1 Морфологические особенности растений различных видов.

Оценивание Л.р.

§ 5

6

2

Наследственная изменчивость – исходный материал для эволюции

Л.р.2 Изменчивость организмов

Таблица, комнатные цветы, рисунки

Оценивание Л.р.

§ 6

7

3

Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений

рисунки

§ 7

8

4

Формы естественного отбора Возникновение адаптаций в результате естественного отбора

Л.р. 3. Приспособленность организмов к среде обитания. Ароморфозы у растений.

Оценивание Л.р.

§ 8

9

5

Видообразование.

Таблица, рисунки

Оценивание К!

§ 10

10

6

Прямые наблюдения процесса эволюции

Оценивание дз

§ 11

11

7

Макроэволюция.

Таблица, рисунки

Оценивание К!

§ 12

Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле. 5 часа.

12

1

Современные представления о возникновении жизни

§ 13

13

2

Основные этапы развития жизни Развитие жизни в криптозое

таблица

Составление К!

§ 14

14

3

Развитие жизни в палеозое, в мезозое и в кайнозое

таблица

Оценивание К!

§ 15, 16, 17, 18

15

4

Многообразие органического мира

Таблица, схемы

§ 19

16

5

Контрольная работа № 1

Глава 4. Происхождение человека. 3 часа.

17

1

Положение человека в системе живого мира. Этапы антропогенеза

схемы

§ 20 – 23

18

2

Факторы эволюции человека

Оценивание К!

§ 24

19

3

Эволюция современного человека

§ 25

Раздел 4. Экосистемы. 13 часов.

Глава 5. Организмы и окружающая среда. 7 часов.

20

1

Взаимодействие организма и среды

П.р. 1. Оценка влияния температуры воздуха на человека.

Оценивание П.р.

§ 26

21

2

Популяция в экосистеме

Оценивание К!

§ 27

22

3

Экологическая ниша и межвидовые отношения

Оценивание К!

§ 28

23

Сообщества и экосистемы

§ 29

24

4

Экосистема: устройство и динамика.

П.р. 2 Аквариум как модель экосистемы.

Оценивание П.р.

§ 30

25

5

Биоценоз и биогеоценоз

таблица

§ 31

26

6

Влияние человека на экосистемы.

Оценивание сообщений

§ 32

Глава 6. Биосфера. 3 часа.

27

1

Биосфера и биомы.

таблица

§33

28

2

Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере

П.р. 3 Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем

Оценивание П.р.

§ 34

29

3

Биосфера и человек.

Оценивание сообщений

§ 35

30

4

Контрольная работа № 2

Глава 7. Биологические основы охраны природы. 3 часа.

31

1

Охрана видов, популяций,

П.р.4 Определение качества воды водоема.

Оценивание П.р.

§ 36

32

2

Охрана экосистем.

§ 37

33

3

Биологический мониторинг

§ 38

34

35

Повторение – 2 часа

Источник