Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика thumbnail

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Выделите исходную мысль (тезис) и аргументы (основания) в приведенных ниже рассуждениях и определите, нарушен ли в них закон достаточного основания.

1. Эти две прямые параллельны, поскольку у них нет общих точек.

В данном рассуждении тезис – две прямые параллельны, а основание – у них нет общих точек, закон достаточного основания не нарушен.

2. Эти две прямые параллельны, т.к. они лежат в одной плоскости и не имеют общих точек.

В данном рассуждении тезис – две прямые параллельны, а основание – у них нет общих точек, закон достаточного основания не нарушен.

3. Данное вещество является металлом, потому что оно электропроводно.

В данном рассуждении тезис – данное вещество являться металлом, а основание – оно электропроводно, закон достаточного основания нарушен, потому что если вещество электропроводно, это не значит что оно является металлом.

4. Мой товарищ «Ð·Ð°Ñ€Ð°Ð±Ð°Ñ‚ывает» $10000 в месяц, в чем нельзя усомниться, ведь он сам это утверждает.

В данном рассуждении тезис – мой товарищ «Ð·Ð°Ñ€Ð°Ð±Ð°Ñ‚ывает» $10000 в месяц, основание – он сам это утверждает. Закон достаточного основания нарушен, потому что нет доказательств, что товарищ утверждает правду, он может говорить и неправду. Сказать можно все что угодно.

5. В одном американском штате потерпела крушение летающая тарелка, ведь об этом писали в газетах, это передавали по радио и даже показывали по телевидению.

В данном рассуждении тезис – в американском штате потерпела крушение летающая тарелка, а основание – об этом писали в газетах, говорили по радио, показывали по телевидению. Закон достаточного основания нарушен, потому что нет доказательств, что летающая тарелка правда потерпела крушение в американском штате, т.к. в газетах, по радио и по телевидению не всегда говорят правду. Сказать можно все что угодно.

6. Сегодня корабли не могут заходить в бухту, потому что она заминирована.

В данном рассуждении тезис – сегодня корабли не могут заходить в бухту, а основание – она заминирована. Закон достаточного основания не нарушен.

7. Этот человек не болен, ведь у него не повышена температура.

В данном рассуждении тезис – этот человек не болен, а основание – у него не повышена температура. Закон достаточного основания нарушен, потому что можно болеть и температура может быть не повышенной.

8. Данное слово надо писать с большой буквы, т.к. оно стоит в начале предложения.

В данном рассуждении тезис – данное слово надо писать с большой буквы, а основание – оно стоит в начале предложения. Закон достаточного основания не нарушен.

9. «…Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» (И.А.Крылов «Ð’Ð¾Ð»Ðº и ягненок»).

В данном рассуждении тезис – ты виноват, а основание – хочется мне кушать. Закон достаточного основания нарушен, потому что если кто то хочет есть, это не доказывает, что в этом виноват кто то другой.

10. Вода тушит огонь, потому что она жидкая и холодная.

В данном рассуждении тезис – вода тушит огонь, а основание – она жидкая и холодная. Закон достаточного основания не нарушен.

11. Земля и Солнце участвуют в гравитационном взаимодействии, поскольку они являются объектами мегамира, а все объекты мегамира участвуют в гравитационном взаимодействии.

В данном рассуждении тезис – Земля и Солнце участвуют в гравитационном взаимодействии, а основание – они являются объектами мегамира, а все объекты мегамира участвуют в гравитационном взаимодействии. Закон достаточного основания не нарушен.

12. Студенту Степашкину следует поставить зачет, так как он уезжает на соревнования по баскетболу.

В данном рассуждении тезис – студенту Степашкину следует поставить зачет, а основание – он уезжает на соревнования по баскетболу. Закон достаточного основания нарушен, потому что если Степашкин уезжает на соревнования по баскетболу это не доказывает, что он знает предмет по которому ему следует поставить зачет.

13. А, кстати, слышали? Вчера траншею рыли,

Так откопали две коньячные струи!

Говорят, шпионы воду самогоном отравили,

Ну а хлеб теперь из рыбьей чешуи!

А, кстати, слышали? Мамыкина снимают —

За разврат его, за пьянку, за дебош!

И, кстати, вашего соседа, негодяя, забирают,

Потому что он на Берию похож!

В.С. Высоцкий «Ð¡Ð»ÑƒÑ…Ð¸»

В данном рассуждении тезис – откапали две коньячные струи, а основание – шпионы воду самогоном отравили. Закон достаточного основания нарушен, потому что тезис не вытекает из основания с необходимостью. Факт того что шпионы отравили воду самогоном, не доказывает, что откапали две коньячные струи.

В данном рассуждении тезис – Мамыкина снимают, а основание – за разврат, за пьянку, за дебош. Закон достаточного основания не нарушен.

В данном рассуждении тезис – вашего соседа, негодяя, забирают, а основание – потому что он на Берию похож. Закон достаточного основания нарушен, потому что если сосед похож на Берию, это не доказывает, что он негодяй и его надо забирать.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник

Подобный материал:

  • Реферат: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом, 305.08kb.
  • Статья тема: «организация самостоятельных занятий физическими упражнениями», 201.91kb.
  • План Характеристика нагрузок при занятиях физическими упражнениями Утомление и его, 197.51kb.
  • Справочное пособие по грамматике с упражнениями для студентов 3-5 курсов Гомель 2005, 868.89kb.
  • Реферат Тема: «Основы методики и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями», 229.98kb.
  • Абстракции, наследование и полиморфизм, 107.42kb.
  • Название Стр, 3395.7kb.
  • «Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими, 162.84kb.
  • М. К. Аммосова рабочая программа, 97.59kb.
  • Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи, 623.76kb.

^ ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ВЫВОДА В ЛОГИКЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

Читайте также:  Повышена температура тела ребенка

§ 1. Схемы Хрисиппа

Все, что мы делали до сих пор, еще не может называться логикой в подлинном смысле этого слова. Ведь мы только вычисляли значение истинности одного высказывания в зависимости от истинности других. А выводов никаких не делали. Логика же должна иметь дело прежде всего с выводом одних мыслей (здесь — высказываний) из других мыслей.

Однако, мы уже создали аппарат, с помощью которого нетрудно построить теорию, дающую возможность отличить правильные выводы из данных высказываний от неправильных.

Что значит правильный вывод? Это совсем не означает, что полученное высказывание истинно само по себе. Например, мы можем рассуждать так. Известно, что имеет место а  b и оказывается, что высказывание b — истинно. Значит, полагаем мы, истинным является высказывание а. Хорошо ли мы рассуждаем?

Приведем конкретный пример рассуждения, удовлетворяющего приведенной формуле. Если у человека повышенная температура, то он болен. Этот человек болен. Значит, у него повышенная температура. Проверяем. На самом деле, у него температура повышена. И мы думаем, что рассуждаем хорошо. Но так ли это? Запишем схему нашего рассуждения. Для этого отделим те мысли, из которых мы исходили, т. е. такие, истинность которых нам известна заранее, от той мысли, которую мы получаем, т. е. истинность которой определяется с помощью нашего рассуждения. Первое мы назовем

посылками,

а второе — выводом. Процесс же получения вывода на основе посылок будем называть умозаключением.

Представим умозаключение в виде схемы, в которой посылки будем записывать сверху черты, а вывод — под чертой. Применительно к нашему умозаключению, эта схема будет иметь вид:

Если у человека повышена температура, он болен.

^ Этот человек болен.

______

У него повышена температура.

Мы уже знаем, что у больного человека, назовем его Петровым, на самом деле температура повышена. А могла бы она не быть повышена при том же условии, т. е. при том, что Петров болен? Для ответа на этот вопрос нужно знать, бывают ли болезни, не сопровождающиеся повышением температуры. Мы можем и не знать этого, несмотря на то, что уверены в истинности наших посылок. Значит, истинность посылок в нашем примере не гарантирует истинности вывода. А если бы мы рассуждали правильно? Тогда

при условии истинности посылок вывод обязательно был бы истинным.

Для того, чтобы быть уверенным в истинности вывода, нам не нужно было бы ничего знать, кроме истинности посылок.

Можно ли убедиться в ошибочности умозаключения с помощью чисто формальных методов? Да. Для этого мы воспользуемся уже хорошо известными нам таблицами истинности. Построим таблицу истинности для a, b и а  b, с помощью которой можно будет выяснить, могла ли быть такая ситуация, когда (а  b) и b были бы истинными, но а, тем не менее, — ложным.

Табл. 20                         

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Обратим внимание на 3-ю строчку нашей таблицы. Мы видим, что здесь (а  b) истинно и b — истинно, но а, тем не менее, — ложно. Таким образом, выяснилась возможность ложного вывода при наличии истинных посылок. Это никуда не годится! Мы обнаружили ложность вывода о высокой температуре Петрова, не заглядывая ни в какие медицинские справочники, руководствуясь только таблицами истинности.

А какое умозаключение было бы правильным? Правильным было бы такое умозаключение: если у человека повышена температура, то он болен. У Петрова повышена температура. Значит, он болен.

Этому умозаключению соответствует следующая формула:

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Проверим этот вывод с помощью нашей таблицы. В каком случае истинным является а и (а  b)? Только в первой строчке, и именно в этом случае будет истинным b.

Мы привели одну из форм умозаключений, которые были сформулированы еще древнегреческим философом-стоиком Хрисиппом1. Он выражал его в форме:

I. Если есть А, то есть и В

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Кроме этой формы, у Хрисиппа были еще четыре типа умозаключений.

II. Если есть А, есть и В

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Первая и вторая формы получили впоследствии название условно-категорических силлогизмов. Первая форма — утверждающий модус (Ponens), вторая — отрицающий модус (Tollens). Импликация (условное суждение) называется большей посылкой. Элементарные высказывания — меньшей посылкой.

III. Может быть или А, или

            Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

IV. Может быть или А, или В

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Третья и четвертая формы называются разделительно-категорическими силлогизмами. Дизъюнкция называется большой посылкой, а элементарное высказывание в посылках — меньшей посылкой. Третья форма — утверждающе-отрицающий модус (Ропепdo-tollens), четвертая — отрицающе-утверждающий модус (Tollendo ponens).

V. А и В не могут быть вместе

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

В нашей символике четыре типа умозаключений Хрисиппа (I-IV) выразятся следующим образом:

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Для последней формулы (V) у нас нет знака. Мы ее не проходили. Такое отношение мы не изучали, но это не беда. Мы легко можем построить таблицу для посылки, используемой Хрисиппом. И если она обнаружится в составе нашей большой таблицы (Табл. 11), то это будет означать, что мы ее уже предусмотрели.

Что значит, что а и b не могут быть вместе? Это значит, что они не могут быть вместе истинными. Если хотя бы одно утверждение — а или b ложно, то истинно, что а и b не могут быть вместе.

В таблице это отобразится так:

  Табл. 21

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Наша связка новая, но она, естественно, не нова в логике. И в ней имеет свое название. Она называется штрих Шеффера и обозначается так: а/b.

Мы можем найти соответствующую связку в нашей большой таблице 11. Это колонка № 5. Нетрудно заметить, что штрих Шеффера будет эквивалентен отрицанию конъюнкции.

(а/b) ≡ ¬(a & b), т. е. левая и правая части нашего соотношения, будут принимать значение истинности и ложности одновременно. Используя штрих Шеффера, мы можем формализовать пятый тип выводов по Хрисиппу следующим образом:

            Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Читайте также:  Низкое давление и повышенная температура что делать

Теперь приведем содержательные примеры на все формулы умозаключений, сформулированных Хрисиппом.

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Это мы уже разобрали выше.

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

            Если у Петрова повышена температура, то он болен. Петров

не болен. Значит, у него температура не повышена.

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Или мы будем лениться, или будем трудиться. Но мы будем

трудиться. Значит, мы не будем лениться.

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Или мы будем лениться, или мы будем трудиться. Но мы не

будем лениться. Значит, будем трудиться.

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Гений и злодейство несовместимы. Моцарт — гений. Значит, он не злодей.

Теперь мы должны предостеречь против похожих на верные, но ошибочных умозаключений. Выше уже говорилось об ошибках, связанных с тем, что вы делали вывод не от

утверждения антецедента

к

утверждению консеквента,

как учил Хрисипп, а, наоборот, от утверждения консеквента к утверждению антецедента.

Это очень распространенная, весьма досадная ошибка. Если читатель научится не делать хотя бы одной только этой ошибки, можно будет считать, что его труд, затраченный на изучение логики, оправдан. Тем более, если он научится не делать и той ошибки, о которой сейчас пойдет речь.

Ошибка может заключаться в следующем. Вернемся к тому самому Петрову, который, непонятно, то ли болен, то ли нет.

Хрисипп говорит, что если у Петрова повышенная температура, то он болен. Петров не болен. Значит, у него температура не повышена. Здесь отрицается консеквент (в дальнейшем мы будем называть его также следствием), а в выводе отрицается истинность антецедента (мы будем называть его также

основанием).

Значит, вывод делается от отрицания следствия к отрицанию основания:

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Однако, в практике повседневного мышления мы часто отрицаем антецедент и на этом основании отрицаем консеквент. В данном случае оказывается, что у Петрова нет повышенной температуры, значит, он здоров.

Правы ли мы?

Таблица истинности нам поможет обнаружить ошибку. Вот что получается:

Табл. 22

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Схема, по которой получается , что Петров здоров, следующая:

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Напомним все умозаключение: если у Петрова повышенная температура (обозначим это высказывание — а), то он болен (высказывание — b). У Петрова нет повышенной температуры (¬а), следовательно, он не болен (¬b). По таблице истинности ищем истинность (а  b) и ¬а. Это будет 3-я строчка, в этой же строчке ¬b является ложным. Следовательно, наш вывод о том, что Петров не болен, — ложен. Читатель может возразить, что в 4-й строчке таблицы ¬b является истинным при одновременной истинности (а  b) и ¬а. Однако, это уже несущественно. При истинности посылок заключение должно быть всегда истинным, а в 3-й строчке оно уже ложное. Вывод неверен. Быть может, будет более удобен следующий способ проверки правильности умозаключения. Если посылки истинны, то заключение всегда должно быть истинным. Это означает, что всегда должна быть истинна импликация: а, & а,… & ап  b. Здесь в антецеденте — конъюнкция всех посылок, а в консеквенте — заключение. Включаем полученную импликацию в Таблицу истинности в качестве ее последней колонки. Если во всех клетках этой колонки для этой импликации получим истинность, это будет означать, что наша импликация является тавтологией, а соответствующее умозаключение — правильным.

Применительно к разбираемому умозаключению со схемой

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика, наша импликация будет иметь вид: [(а  b) & ¬a]  ¬b.

Антецедент [(а  b) & ¬а], консеквент ¬b. Добавим к нашей таблице колонку [(а  b) & ¬а] и колонку [(а  b) & ¬а]  ¬b, получим:

Табл. 23

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Видим, что в 3-й строчке импликация оказывается ложной, вывод о том, что Петров здоров — неверен.

Проверим этим же способом, верен ли вывод: [(а  b) & ¬b]  ¬а. Снова построим таблицу:

Табл. 24

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Видим, что во всех строчках последней колонки мы получили Истину. Вывод от отрицания консеквента к отрицанию антецедента верен.

Другое дело — неверный вывод от отрицания антецедента к отрицанию консеквента. Хорошо запомните:

нельзя делать вывод от отрицания основания

(антецедента)

к отрицанию следствия

(консеквента).

Какие ошибки могут быть связаны с использованием третьего типа умозаключений, приведенных Хрисиппом? Рассуждения Хрисиппа связаны с использованием исключающей дизъюнкции. Довольно часто в рассуждениях исключающая дизъюнкция подменяется неисключающей дизъюнкцией. И тогда возникает ошибка. Например, мы можем рассуждать так. Вам сообщили, что тот же Петров является доктором не то физико-математических, не то философских наук. И потом вы узнаете, что Петров — доктор физико-математических наук. Отсюда вы делаете вывод, что он не является доктором философских наук. Это неверно, ибо дизъюнкция здесь не является исключающей. Петров вполне может быть доктором физико-математических наук и доктором философских наук.

Построим таблицу, но предварительно схему Хрисиппа

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

выразим в виде импликации [(a w b) & а]  ¬b.

Табл. 25

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Заменим исключающую дизъюнкцию на соединительную (неисключающую), которая может быть в ошибочном выводе, и проверим по таблице:

Табл. 26

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Видим, что в первой строчке получается ложь, поскольку из истинности основания не следует ложность следствия. Следовательно, рассуждение по III схеме Хрисиппа с заменой исключающей дизъюнкции на соединительную приводит к ошибке.

Рассмотрим четвертый тип вывода или рассуждения, предложенный Хрисиппом:

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Хрисипп и здесь предлагает исключающую дизъюнкцию. В рассуждениях по этой схеме иногда заменяют исключающую дизъюнкцию на соединительную.

Рассмотрим тот же пример. Если Петров — доктор физико-математических наук или доктор философских наук, а мы обнаружили, что Петров не является доктором физмат наук, то будем иметь полное право считать Петрова доктором философских наук. Это можно проверить по таблице.

IV.  Схема Хрисиппа Они не больны так как у них нет повышенной температуры логикаили, в импликативной форме,

b [(a w b) & ¬а]  b.

Табл. 27

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

В чем же здесь опасность? Опасность будет заключаться в том, что дизъюнкция может оказаться неполной. Ошибка будет лишь тогда, когда окажется возможным еще какой-то не перечисленный член дизъюнкции. Например, Петров может быть еще и доктором филологических наук. Однако, эта ошибка носит не логический, а фактический характер. Логик вправе предположить, что все члены дизъюнкции перечислены.

Читайте также:  Повышенная температура на приоре

В некоторых случаях истинность посылки дизъюнктивного характера может быть установлена на основе чисто логических соображений. Это возможно в тех случаях, когда иные, не перечисленные члены дизъюнкции, логически невозможны. В соответствии с законом исключенного третьего любое высказывание или истинно или ложно. Таким образом, дизъюнкция: “это высказывание истинное или ложное” является полной.

Рассмотрим V тип выводов, отмеченных Хрисиппом

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Ошибка здесь чаще всего имеет фактический характер, когда мы предлагаем несовместимость таких суждений, которые на самом деле являются вполне совместимыми. Иногда нам кажется,

что несовместимость двух суждений определена логикой, хотя на самом деле этого нет, и в этом случае мы делаем ошибку, имеющую логический характер.

Например, утверждение, что данное животное — рыба кажется несовместимым с тем, что оно довольно длительное время может жить без воды. Но это вопрос конкретной науки, а не логики. В Австралии обнаружены рыбы, которые могут в течение засушливого периода обходиться без воды.

§ 2. Условные умозаключения. Дилеммы

Исчерпал ли Хрисипп все возможные типы выводов из различных высказываний? Конечно, нет. У Хрисиппа в выводах участвуют только два элементарных высказывания. Существует большое разнообразие различных выводов, в которых участвует более двух элементарных высказываний. И в заключении может быть получено не простое высказывание, а сложное.

Приведем пример условного умозаключения. Если Петров не подготовится к экзаменам, то может получить неудовлетворительную оценку. Если получит неудовлетворительную оценку, то может лишиться стипендии. Если Петров не подготовится к экзамену, то может лишиться стипендии.

Формально это можно выразить следующим образом:

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Построим таблицу для проверки истинности этого умозаключения. Здесь три элементарных высказывания, значит, таблица должна содержать 8 рядов (см. табл. 28).

В 8-й колонке мы получили истину в каждой из 8-и строчек. Вывод верен, как это ни прискорбно. Петров может лишиться стипендии.

Конечно, в истинных высказываниях может участвовать два, три и даже очень много импликативных элементарных высказываний.

Могут быть комбинации из разных импликаций, например, такая:

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Табл. 28

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика 

Проверяем это умозаключение с помощью таблицы истинности и обнаруживаем его правильность:

Табл. 29

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика 

Большое значение в рассуждениях, особенно дискуссиях, имеют так называемые дилеммы, которые связаны с использованием комбинаций условных и разделительных посылок. Простая конструктивная дилемма выражается следующей формулой:

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

            Проверим по таблице истинности:

Табл. 30

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика 

Мы установили, что формула в последней колонке является законом логики, т. е. тождественно-истинной формулой. Значит, вывод по схеме нашей дилеммы правомерен. В качестве примера использования дилеммы приведем очень давнюю историю. К знаменитому на всю древнюю Грецию учителю мудрости (их звали софистами) Протагору поступил в качестве ученика некий Эватл. Об оплате они договорились так. Если Эватл выиграет свой первый судебный процесс, он заплатит своему учителю. В противном случае платить не будет. После окончания учебы Эватл обратился в суд с просьбой освободить его от уплаты, рассуждая так: если суд освободит меня от платы за обучение, я платить не буду. Если не освободит, опять таки платить не буду, поскольку я не выиграл судебный процесс. Но я или выиграю судебный процесс, или не выиграю. Значит, я платить не буду. Здесь имеет место дилемма. Протагор ответил ему другой дилеммой с той же структурой, но противоположным выводом: платить будешь! Как это он сделал? Надеемся, что читатель догадается.

Простая конструктивная дилемма состоит из двух посылок. В первой утверждается, что из двух различных оснований вытекает одно и то же следствие. Во второй посылке, которая является дизъюнктивным суждением, утверждается, что одно или другое основание имеет место. В заключении утверждается следствие.

Более сложное умозаключение — сложная конструктивная дилемма. Здесь в первой посылке есть два основания, из которых вытекает соответственно два разных следствия. Вторая посылка утверждает истинность одного или другого основания. В заключении утверждается истинность одного или другого следствия.

Схема такой дилеммы:

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Здесь 4 элементарных высказывания, это означает, что нам потребуется 16 рядов в таблице истинности. Это слишком сложно, чтобы привести здесь всю таблицу. Дотошный читатель в порядке тренировки вполне может убедиться в том, что в последней колонке, состоящей из конъюнкции всех посылок и вытекающих из них следствий, будут все 16 истин.

Приведем пример на такую дилемму.

В пьесе К. Гоцци “Ворон” принц Дженнаро хочет подарить своему брату королю Миллону сокола. Вещие голубки предсказывают несчастье: “В тот же миг, когда Миллону он сокола вручит, Миллона этот сокол мгновенно ослепит. А если не вручит, то будет превращен в холодный мертвый мрамор”. Однако Дженнаро может или вручить, или не вручить сокола Миллону. Значит, или сокол ослепит Миллона, или же он будет превращен в холодный мертвый мрамор.

^ Простая деструктивная дилемма

содержит две посылки и заключение. В первой (условной) посылке содержится мысль, что из одного и того же основания вытекают два различных следствия. Во второй посылке содержится дизъюнкция отрицаний этих следствий. Заключение отрицает основание.

Схема простой деструктивной дилеммы:

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логикаc

Если бы он был здоров, то у него была бы нормальная температура. Если бы он был здоров, то у него было бы нормальное давление. Но у него нет нормальной температуры или давление повышено. Значит, он нездоров.

Сложная деструктивная дилемма состоит из двух посылок и заключения. В первой посылке,содержится два условных суждения с различными основаниями и различными следствиями. Во второй посылке содержится отрицание этих следствий в дизъюнктивной форме. Заключение в дизъюнктивной форме отрицания основания двух посылок-.

Формула сложной деструктивной дилеммы:

Они не больны так как у них нет повышенной температуры логика

Надеемся, что читатель уже в состоянии подобрать пример на этот вид дилеммы самостоятельно.

Источник