Повышенная температура охлаждающей жидкости ваз

Система охлаждения предназначена для защиты двигателя от перегрева и поддержания оптимальной рабочей температуры во время работы двигателя. Слишком высокая температура охлаждающей жидкости может привести к перегреву и поломке двигателя. Что может вызвать слишком высокую температуру охлаждающей жидкости? Что необходимо сделать для решения этой проблемы?
Современные автомобили используют системы охлаждения, использующие хладагент в качестве рабочей среды. Владелец автомобиля может выбрать тип рабочей жидкости, используемой в его автомобиле. Это может быть универсальная охлаждающая жидкость, рекомендованный производителем автомобиля концентрат охлаждающей жидкости, смешанный в соответствующих пропорциях с водой или другим концентратом. К сожалению, водители также используют только воду, что является источником многих проблем.
Средняя температура охлаждающей жидкости в стандартном двигателе составляет 85-95 C°. В некоторых двигателях с электронным контролем температуры охлаждающей жидкости температура может достигать 120 C°.
Чем опасна высокая температура охлаждающей жидкости двигателя
Слишком высокая температура охлаждающей жидкости вызывает ряд проблем. Иногда можно провести ремонт автомобиля своими руками. Самое худшее из них — повышение температуры моторного масла, которое начинает терять свои смазочные и защитные свойства. Это приводит к ускоренному износу и даже заклиниванию рабочих элементов двигателя. Слишком высокая температура охлаждающей жидкости также уменьшает эффективность насоса. Это, в свою очередь, снижает давление в системе и дополнительно снижает эффективность отвода тепла.
Почему повышается температура охлаждающей жидкости?
Первая причина может заключаться в том, что в системе слишком мало охлаждающей жидкости. Утечка хладагента может произойти в результате коррозии в радиаторе, протечек в насосе охлаждающей жидкости или повреждения трубопроводов охлаждения. Трубы могут быть механически повреждены, изношены и треснуты, или слишком слабо затянуты хомутами.
При обнаружении утечки необходимо определить ее место и проверить, что является причиной неисправности. Если утечки не обнаружены, необходимо использовать метод давления и специальную люминесцентную жидкость.
Вторая причина проблем со слишком высокой температурой охлаждающей жидкости может заключаться в неисправности насоса. Возможно, он изношен и нуждается в замене. Кроме того, причиной проблемы может быть неправильно натянутый ремень (виноват натяжитель).
При замене водяного насоса на новый необходимо также установить ремень, и проверить состояние натяжителя и шкива.
Третья причина — засорение радиатора. Это относится как к старым автомобилям, так и к тем, которые использовали воду в системе.
Радиатор, а также водяной насос и другие компоненты системы охлаждения заменяются новыми. В настоящее время элементы системы не ремонтируются.
Если температура охлаждающей жидкости опасно повышается при холостом ходу двигателя, при движении в пробке или на низкой скорости, вентилятор может оказаться под угрозой. Это может привести к его полному выходу из строя.
Последняя причина опасного повышения температуры — термостат. Его отказ заключается в блокировке, и циркуляции охлаждающей жидкости по так называемому малому контуру, минуя радиатор. Это предотвращает ее охлаждение.
К счастью, термостат не дорогой. При его замене, как и при замене насоса, необходимо использовать новую охлаждающую жидкость.
Система охлаждения настолько проста, что в большинстве случаев ее можно отремонтировать самостоятельно. Ремонт у профессиональных механиков не должен повредить бумажнику.
Источник
Подолью и я масла в огонь, вообщем такая вот статейка (немного рекламная), но хорошо сказано – лучше ездить при 100 градусах, чем при 70…
Система охлаждения. Что нужно знать…
Система охлаждения – дама капризная, своенравная и непредсказуемая. Вечно ее
бросает то в жар, то в холод. Летом она готова вскипеть по малейшему поводу,
а зимой замерзнуть и злорадно подглядывать из радиатора, как незадачливый
автомобилист совершает ритуальные танцы вокруг застывшей на обочине машины.
Но, несмотря на ее скверный характер, с системой охлаждения надо находить
общий язык, потому как специалисты уже давно установили, что более 50%
выходов из строя автомобилей связано с отказом именно системы охлаждения.
Впрочем, перефразируя известный афоризм, не так страшна система охлаждения,
как ее малюют. Надо только знать, как правильно ее обслуживать и как без
излишних затрат и нервотрепки устранять ее неисправности.
Это важно знать:
Остановимся на нескольких важных моментах. Современные двигатели рассчитаны
на работу в узком диапазоне рабочих температур. Основные детали двигателя:
кривошипно-шатунный механизм, поршни, цилиндры, головка – сделаны из
разнородных материалов и при нагреве расширяются по-разному. Все тепловые
зазоры двигателя рассчитаны на достижение двигателем рабочей температуры.
При этом система охлаждения поддерживает эту температуру при разных режимах
работы двигателя и нагрузках. Температура кипения воды или антифриза при
обычных условиях, то есть при атмосферном давлении – около 100°С, это всем
хорошо известно. Температура кипения воды или антифриза при повышенном
давлении будет выше. В системе охлаждения двигателей создается давление
около 1,2 атм, и антифриз закипает уже при 120-125°С. Этим достигается
возможность поддерживать рабочую температуру охлаждающей жидкости выше
100°С. Другими словами, если система охлаждения негерметична, то давление не
создается и двигатель не прогревается до рабочей температуры. Автолюбитель
подливает тосол и ездит себе, не подозревая, что двигатель изо дня в день
работает на износ. Голая правда заключается в том, что износ непрогретого до
рабочей температуры двигателя увеличивается в несколько раз. На инжекторных
двигателях стоит датчик температуры, который “думает”, что двигатель все еще
прогревается и дает команду в компьютер на увеличенную дозу бензина. Отсюда
негерметичная система охлаждения сразу стоит 7-10% повышенного расхода
бензина. Работа двигателя на обогащенной смеси – большая беда. Разжижается
масло, возрастает нагарообразование, выходит из строя каталитический
нейтрализатор.
Все это происходит довольно быстро. Итог бывает печальный – не прошло и
года, как новая машина уже убита, все ломается, течет, перегревается, хозяин
разводит руками – ну что мол с нее взять, российский автопром! На самом деле
виноват он сам и лишь немного автопром, оттого что нет пока у российских
машин такой мощной защиты от дурака, как у “японок” или “американок”.
А вот диаметрально противоположная картина: старенькие “Жигули” с
хозяином -профессором, у которого почему-то машина всегда заводится, не
дымит, не шумит и ездит годами. Вся разница в том, что ее хозяин привык
читать книжки, инструкции, анализировать и принимать решения. В результате
мелких действий, в основном превентивного характера, ему удается содержать
машину в порядке.
Простое решение серьезных проблем
Как вовремя распознать надвигающуюся беду? Есть несколько простых рецептов.
На холодной машине и на включенном двигателе откройте капот и осмотрите
радиатор, верхний и нижний патрубки радиатора, места креплений шлангов,
состояние хомутов, блока двигателя под шлангами. Если видны белесые подтеки,
значит есть мелкие течи. Иногда достаточно подтянуть хомуты шлангов, но
аккуратно, чтобы не перетянуть: вначале немного отпустив, а затем затянув
чуть сильнее, чем было. Снимите крышку радиатора и осмотрите ее изнутри. Не
должно быть видимых следов коррозии, разбухших или съежившихся резиновых
уплотнителей. Вообще крышку радиатора или расширительного бачка (если нет
крышки радиатора) надо менять раз в 2 года. В ней содержится перепускной
клапан, который как раз и поддерживает повышенное давление в системе.
Залезьте пальцем внутрь горловины радиатора и проведите по внутренней
стенке, если есть жирный налет или ощущается накипь, систему надо промывать
специальной ” 7-минутной промывкой системы охлаждения” HG9014 (7 Minutes
RadiatorFlush).
Накипь и отложения препятствуют теплоотводу и существенно сокращают срок
службы антифриза/тосола. Поэтому в качестве профилактики рекомендуется
использовать “Защиту от коррозии и смазку помпы” HG9005 (Radiator Rust Stop)
с периодичностью один раз в год, либо если антифриз/тосол приобрел
коричневатый оттенок.
Заведите и прогрейте двигатель (с закрытой крышкой радиатора и с нормальным
уровнем жидкости). На малых оборотах сожмите рукой верхний патрубок
радиатора, при этом должно ощущаться давление, как в шине велосипеда. Если
давления нет, значит надо чинить.
Перегрев и закипание часто связаны с вышедшим из строя термостатом,
медленный уход охлаждающей жидкости – с небольшими течами или неисправной
пробкой радиатора. Хотя иногда бывает сразу весь “букет”: и термостат, и
течи, и пробка.
Если давления в системе нет, то вначале замените пробку радиатора, благо она
недорогая, и результат проявится сразу. Если и после этого давление не
появилось, надо попробовать использовать остановку течи радиатора типа
HG9025 (Radiator Stop Leak), что сродни опрессовке системы. Состав сам
найдет мелкие утечки и надежно их ликвидирует, при этом, в отличие от многих
аналогичных составов, не забьет трубки радиатора и печки отопителя. В 90%
случаев через 20-30 минут после применения HG9025 давление в системе
восстанавливается и вы, пожимая верхний шланг, сразу это чувствуете.
Почему-то и расход бензина после этого упадет, и СО снизится, и приемистость
возрастет. И всего-то после заливки в радиатор баночки HG9025.
Тяжелый случай
Более сложная неисправность – течь охлаждающей жидкости через прокладку или
трещину головки блока. Это уже серьезно, и без лечения возможен летальный
исход для двигателя. При этом обычно наблюдаются следующие симптомы: на
холодном двигателе охлаждающая жидкость уходит, а на горячем нет. Кроме
того, на холодном двигателе из глушителя идет белый густой дым, который при
прогреве исчезает. Такие неприятности случаются нередко. Характерный пример:
купил подержанную иномарку, не заменил вовремя воду на антифриз и,
пожалуйста, ударил мороз, вода замерзла, блок треснул:
Обращение в автомастерскую чревато дорогостоящим ремонтом. Но и такую
серьезную неисправность оказывается можно устранить самостоятельно и даже
без помощи гаражного “дяди Васи”. Надо использовать “Металлогерметик для
сложных ремонтов системы охлаждения” HG9037 (Metallic Block Seal). Этот
состав гарантированно устраняет течи антифриза через прокладку головки блока
и ремонтирует треснувшие алюминиевые или чугунные головки блока. С его
помощью можно устранить большинство сложных повреждений двигателя,
возникающих из-за перегрева или “размораживания”.
Некоторые автолюбители после сложного ремонта системы охлаждения спешат
побыстрее машину продать. При использовании HG9037 (Metallic Block Seal) это
будет ошибочным решением – прочность ремонта сопоставима с прочностью
сварки. Кроме того, это средство “попутно” устраняет более мелкие дефекты,
такие как течи радиаторов, кранов отопителя и т.д. В результате надежность
автомобиля только возрастет!
Рецепты от AGA Надежность системы охлаждения во многом определяет выбор
“правильного” антифриза. Поэтому автомобилистам стоит внимательнее
присмотреться к продукции компании AGA, которая в ноябре 2002 года
развернула собственную программу по производству технических жидкостей и, в
первую очередь, тосолов и антифризов.
К настоящему времени на рынке под торговой маркой “AGA” представлена серия
охлаждающих и специальных жидкостей высшей категории качества: тосол
AGA-L40, антифризы AGA-Z40,AGA-Z42, AGA-Z65 и антифриз-очиститель AGA-R30.
“Высшая категория качества” – это не простые слова. На IX Международной
выставке-конкурсе “Всероссийская марка – III тысячелетие” продукция с
торговой маркой “AGA” была отмечена высшими наградами – золотыми знаками
качества. Впрочем, помимо официального признания, не менее важно и признание
самих автомобилистов – их “голосование кошельками”. Так вот, за зиму
2003-2004 гг. продажи антифризов под маркой “AGA” в сети магазинов
AGA-АВТОМАГ превысили в несколько раз сбыт всех прочих антифризов вместе
взятых! Уже более 60 тысяч автолюбителей используют тосолы и антифризы под
маркой “AGA”.
К продукции AGA начали присматриваться и серьезные автохозяйства.
Охлаждающие жидкости AGA плещутся в шестицилиндровых “сердцах” магистральных
тягачей MAN, где установлены высокофорсированные дизели с турбонаддувом и
интеркулером, и отлично справляются со своей задачей в самых суровых
условиях.
Чем же интересны охлаждающие жидкости от AGA? Этот добротный товар
поставляется в удобной таре с герметичной крышкой, изящной этикеткой и
грамотной аннотацией. При относительно низкой цене охлаждающие жидкости
“AGA” не только удовлетворяют, но по ряду показателей даже превышают
требования соответствующих зарубежных спецификаций и российских стандартов
благодаря внедрению самых современных разработок и рекомендаций
высококвалифицированных ученых-практиков. Концепция, реализованная в
антифризах “AGA”, предоставляет каждому покупателю возможность подобрать
товар, обеспечивающий максимум эффективности работы системы охлаждения
конкретного двигателя в зависимости от его типа и режима работы.
Например, для двигателей, преимущественно работающих с высокими нагрузками
при низких и средних частотах вращения коленчатого вала (соответственно при
малой скорости циркуляции охлаждающей жидкости), для исключения образования
локальных зон перегрева очень важно обеспечить повышение эффективности
передачи тепла от охлаждаемых деталей жидкости и затем от жидкости
радиатору. При использовании антифриза AGA-Z40это становится возможным
благодаря его высокой смачивающей способности. Антифриз AGA-Z40 глубоко
проникает в поверхностную структуру металла, что значительно повышает
эффективную площадь контакта поверхности и жидкости, тем самым улучшает
охлаждение двигателя. Данное свойство важно как для высокофорсированных
теплонапряженных двигателей с турбонаддувом, работающих на режиме
максимального крутящего момента, так и для автомобилей, томящихся в
городских пробках. Повышенная смачиваемость легко демонстрируется при
взбалтывании канистры – антифриз AGA-Z40 долго стекает со стенок, оставляя
на них капли. Кстати, еще одно замечательное свойство антифриза AGA-Z40
заключается в том, что обнаружить места утечек можно и без ультрафиолетовой
лампы. Секрет заключается в особом красителе данного антифриза.
У двигателей, часто работающих при высоких частотах коленчатого вала
(скоростная езда, агрессивное маневрирование, интенсивный разгон),
вследствие условий высокочастотной вибрации и интенсивной циркуляции
охлаждающей жидкости может возникать кавитация – образование и схлопывание
пузырьков при температурах +50:+90°С (т.е. ниже температуры кипения!). Этот
процесс вызывает разрушение омываемых металлических поверхностей и ухудшает
охлаждение двигателя. Чтобы этого избежать, более предпочтительно
использование антифриза AGA-Z42, поскольку он обладает усиленной
антикавитационной защитой металлов благодаря системной оптимизации его
вязкости, сил поверхностного натяжения и других физико-химических свойств.
Для двигателей с высокой степенью форсирования (например, с турбонаддувом и
интеркулером), преимущественно эксплуатируемых в экстремальных условиях –
пустыня или крайний север, движение при сильной жаре по городу или по
магистрали с перегрузом, режим авторалли – рекомендуется антифриз AGA-Z65,
который отличается увеличенной теплоемкостью, повышенным запасом служебных
свойств и усиленной термостабильностью пакета присадок, что в комплексе
обеспечивает надежное охлаждение самых “горячих” двигателей.
И абсолютно для всех двигателей рекомендуется применять антифриз-очиститель
AGA-R30 с температурой начала замерзания -30°С. Этот продукт обладает всеми
свойствами стандартного высококачественного антифриза. Незначительная
добавка антифриза-очистителя AGA-R30 (1:2 литра на 10 литров емкости системы
охлаждения) за 100…150 км до смены охлаждающей жидкости позволяет
обеспечить эффективную промывку, удаление накипи, продуктов разложения
антифризов и коррозии металлов. Итак, выбор “правильного” антифриза, знание
и использование нескольких недорогих, но эффективных составов позволяет
содержать систему охлаждения в идеальном состоянии, а при необходимости без
излишних затрат времени, денег и, что также немаловажно, без нервотрепки
быстро и изящно отремонтировать ее своими силами.
С. Олегов
Источник
Поддержание рабочей температуры мотора — важная задача системы охлаждения. От температуры охлаждающей жидкости зависит смесеобразование, расход топлива, мощность и приемистость мотора. Перегрев мотора сулит серьезные проблемы, вплоть до выхода из строя всего агрегата. Как этого избежать — узнаете далее.
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РАБОЧАЯ ТЕМПЕРАТУРА ДВИГАТЕЛЯ
Считается, что нормальная рабочая температура ДВС от 87° до 105°. Для каждого двигателя рабочая температура определяется своя, при которой он работает наиболее стабильно. Силовые агрегаты современных автомобилей работают при температуре 100°-105°. В цилиндрах двигателя, при воспламенении рабочей смеси, камера сгорания нагревается до 2500 градусов, и задача охлаждающей жидкости — поддерживать оптимальное значение температуры, не выходящей за пределы норм.
ПРИЧИНЫ ПЕРЕГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ
Перегреву могут способствовать множество причин, все они связаны с неисправностью системы охлаждения, либо качеством охлаждающей жидкости, а также с загрязнением рубашки системы охлаждения, которая ухудшает пропускную способность жидкости. Немаловажно применять качественные запчасти, иначе нижеуказанные причины произойдут внезапно. Рассмотрим каждую из причин.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
Наиболее распространенная проблема — недостаток охлаждающей жидкости в системе. Охлаждающая жидкость, в виде тосола или антифриза, постоянно циркулирует по системе, отводя тепло от нагретых деталей мотора. При недостаточном уровне ОЖ тепло будет будет отводится недостаточно, а значит рост температуры будет неизбежен.
Если нет возможности долить ОЖ, то включите печку, чтобы снизить вероятность перегрева. В крайнем случае долейте обычной или дистиллированной воды, после чего систему охлаждения нужно промыть, после залить свежий антифриз. При t° выше 90 градусов следует немедленно остановить автомобиль и выключить зажигание, дать мотору остыть.
ОТКАЗАЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ВЕНТИЛЯТОР ОХЛАЖДЕНИЯ
Электровентилятор нагнетает холодный воздух на радиатор, что особенно необходимо при движении на малой скорости, когда воздушного потока недостаточно. Вентилятор может устанавливаться как спереди, так и сзади радиатора. Если стрелка температуры начала подниматься — остановите авто и проверьте на исправность вентилятор. Причины отказа работы вентилятора:
- вышел из строя электродвигатель
- окислился разъем
- реле вентилятора сгорело
- вышел из строя датчик температуры ДВС.
Для проверки вентилятора снимите с него разъемы, и “подкиньте” провода напрямую к АКБ, что позволит определить причину отказа.
НЕИСПРАВНОСТЬ ТЕРМОСТАТА
Термостат — один из главных элементов системы охлаждения. В системе охлаждения есть два контура: малый и большой. Малый контур означает то, что жидкость циркулирует только по двигателю. В большом контуре жидкость циркулирует по всей системе. Термостат помогает скорее набрать и поддерживать рабочую температуру. Благодаря чувствительному элементу, который при 90 градусах открывает клапан, жидкость попадает в большой круг, и наоборот. Термостат считается неисправным в двух случаях:
- рабочая t° охлаждающей жидкости не достигается
- силовой агрегат стремится к перегреву.
Термостат может находится непосредственно в блоке цилиндров, в отдельном корпусе, или как одно целое с датчиком температуры и помпой.
ОБРЫВ РЕМНЯ ВЕНТИЛЯТОРА ОХЛАЖДЕНИЯ
У автомобилей с продольно расположенным двигателем, вентилятор может приводится в движение посредством приводного ремня от шкива коленчатого вала. В этом случае вентилятор работает принудительно. Ресурс приводного ремня от 30 до 120 тыс. км. Обычно одним ремнем приводится в движение несколько узлов. При обрыве ремня ДВС моментально стремится к перегреву, особенно при снижении скорости движения. Если у вас отечественный авто с ременным приводом вентилятора, рекомендуется установить дополнительно электровентилятор, во избежание неприятных случаев.
ГРЯЗНЫЙ РАДИАТОР
Раз в 80-100 тысяч километров требуется промывать радиатор вместе со всей системой охлаждения. Радиатор забивается по следующим причинам:
- несвоевременная замена антифриза
- применения некачественной жидкости
- применение в системе воды
- применение герметика системы охлаждения.
Для мойки радиатора следует использовать специальные составы, которые добавляются в старый антифриз, на этой “смеси” мотор работает в течении 10-15 минут, после нужно удалить воду из системы. Желательно снять радиатор, промыть его водой под давлением снаружи и внутри.
ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ДВИГАТЕЛЯ
Заниженная температура двигателя может быть в следующих случаях:
- применение несоответствующего термостата (температура открытия слишком ранняя)
- высокая производительность вентиляторов охлаждения, или их принудительная работа с момента запуска двигателя
- неисправность термостата
- несоблюдение пропорции смешивания антифриза с водой.
Если вы приобретаете антифриз концентрат, то его обязательно нужно разбавлять с дистиллированной водой. Если в вашем регионе t° снижалась, максимум, чем до -30°, то приобретайте антифриз с пометкой “-80” и разбавляйте его 1:1 с водой. В этом случае, полученная жидкость будет вовремя нагреваться и охлаждаться, а также не потеряет смазочных свойств, что крайне необходимо для помпы.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВС
- Жидкостное охлаждение. В системе жидкость циркулирует благодаря давлению, создаваемым помпой (водяным) насосом. Рабочая температура невысокая за счет контроля термостатом, датчиками и вентилятором.
- Воздушное охлаждение. Такая система нам знакома от автомобиля “Запорожец”. В задних крыльях применены “уши”, через которые воздушный поток попадает в подкапотное пространство и поддерживает t° ДВС в норме. Во многих мотоциклах также моторы охлаждаются воздухом, за счет применения ребер на ГБЦ и поддонах, которые отводят тепло.
Источник