Повышенная температура предельная повышенная рабочая температура

Главная / Проектировщику / Справочная информация – ГОСТ СНИП ПБ / ГОСТ 15150-69 /

Версия для печати

5.1. Для изделий, предназначенных для работы в нормальных условиях, в качестве номинальных принимают значения климатических факторов внешней среды, указанные в разд. 3 (с учетом пп. 5.4; 5.6; 5.7).

(Измененная редакция, Изм. № 3).

5.2. В тех случаях, когда функциональное назначение изделия не обусловливает необходимости его работы в диапазоне нормальных значений климатических факторов, установленных для данного вида исполнения, в технических условиях на изделия указывают более узкий или широкий диапазон значений, обусловленный технической необходимостью. В частности, повышенные по сравнению с приведенными в п. 3.2 верхнее и среднее значения температуры окружающего воздуха следует принимать для изделий, специально предназначенных для эксплуатации вблизи прокатных станов или литейного оборудования, для применения в качестве встроенных элементов в комплектных электротехнических и радиоэлектронных изделиях (аппаратуре) или их блоках, а также для применения под капотом автомобилей и тракторов или в других закрытых конструкциях, где температура внутри конструкции выше, чем снаружи из-за выделения тепла соседними изделиями или из-за недостаточного рассеяния тепла, выделяемого данным изделием. Значения номинальных климатических факторов, отличные от нормальных, допускается устанавливать также для отдельных видов изделий, работающих в специфических условиях (например, для оборудования животноводческих помещений, изделий сезонного использования и т.п.).

Если для работы изделия установлен более узкий диапазон значений климатических факторов, то при хранении и (или) транспортировании в эксплуатации, например, при перерывах в работе (эксплуатации в нерабочем состоянии) изделие должно выдерживать воздействие всего диапазона нормальных значений климатических факторов, установленных для соответствующего вида климатического исполнения, что указывают в НТД на изделие.

Допускается по согласованию с заказчиком указывать более узкий диапазон значений климатических факторов в тех случаях, когда изделие по своим конструктивным и физическим параметрам не может эксплуатироваться (работать или храниться и транспортироваться при перерывах в работе) во всем диапазоне значений климатических факторов, а переработка изделия технически и экономически нецелесообразна. При этом, как правило, указывают также рекомендации о дополнительных мероприятиях, которые следует выполнять для обеспечения возможности эксплуатации изделия во всем диапазоне значений климатических факторов.

Значения номинальных климатических факторов, отличные от нормальных, устанавливают в указанных в настоящем пункте случаях только при наличии специального технического обоснования, подтвержденного измерениями значений факторов.

(Измененная редакция, Изм. № 4).

5.3. Диапазон и скорость изменения температуры, к которым должны быть устойчивы изделия, устанавливают в стандартах, технических условиях или технических заданиях на изделия, при этом для одного вида изделия требования быстрой и медленной скорости изменения температур могут быть установлены в пределах различных диапазонов температур в зависимости от особенностей эксплуатации.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

5.4. При установлении номинальных температур для изделий в соответствии с п. 5.1 необходимо:

а) для изделий категории 1 при установлении верхних и предельных рабочих значений температуры учитывать дополнительное увеличение температуры изделия за счет нагрева солнечными лучами.

Исключение составляют изделия, конструктивные особенности или характер работы которых обеспечивают практическое отсутствие дополнительного повышения температуры тех узлов или деталей, которые влияют на долговечность и надежность изделия. Рекомендуется принимать значения дополнительных увеличений температуры изделий за счет нагрева солнечными лучами, указанные в табл. 9.

Таблица 9

Исполнение изделий

Увеличение температуры, °С

рабочего значения

предельного рабочего значения

У, ТУ, УХЛ, ТВ

ТС, Т, В, О

ХЛ, М, ТМ, ОМ

5

5

10

5

Примечание. Для изделий всех исполнений, кроме ХЛ, у которых поверхности, нагреваемые солнцем, имеют иной цвет, кроме белого или серебристо-белого, рабочие (а для исполнений М, ТМ, ОМ также и предельные рабочие) температуры увеличивают на 5°С;

б) для изделий категории 1 в пластмассовой или деревянной оболочке верхнее рабочее и предельное рабочее (а для изделий в металлической с теплоизоляцией оболочке – только предельное рабочее) значения температуры повышать на 5°С по сравнению с указанной в подпункте а настоящего пункта;

в) для узлов и деталей изделий, находящихся в оболочке комплектного изделия (категорий 2; 3.1); за исключением хорошо вентилируемого (продуваемого), значения температуры принимать такими же, как для комплектного изделия в целом, с учетом подпунктов а и б настоящего пункта, если по конструктивным особенностям данного комплектного изделия не требуются более высокие верхние значения температуры;

г) для изделий категории 4.1 в зависимости от их специфики допускается устанавливать другие, в том числе более узкие, пределы температур по сравнению с указанными в табл. 3;

д) для изделий, устанавливаемых в машинных, котельных отделениях и на камбузах судов (кораблей), верхнее значение температуры воздуха принимать на 5°С выше, чем для изделий категории 4, за исключением судов, условия вентиляции которых обеспечивают существенное уравнивание условий в указанных отделениях с условиями на открытом воздухе; верхнее предельное рабочее значение таких изделий вида климатического исполнения ОМ4 или любых изделий видов климатического исполнения ОМ2; ОМ3.1 и ОМ5 для кораблей принимать 60°С с частотой повторения не более 5 раз в году по 2 ч;

Читайте также:  Температура повышенная после химиотерапии

е) для железнодорожного подвижного состава исполнения У нижнее рабочее и предельное значения температуры принимать равными минус 50°С,

ж) для изделий категории 4, охлаждаемых путем забора наружного воздуха, значения температуры воздуха принимать такими же, как и для категории 2.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

5.5. Если в качестве номинальных необходимо в соответствии с пп. 5.2 и 5.11 установить отличные от нормальных значения температуры внешней среды, рекомендуется выбирать следующие величины температуры:

  • положительные значения: +1; +10; +20; +30; +40; +45; +50; +55; +60; +70; +85; +100; +125; +155; +200; +250; +315; +400; +500 °С;
  • отрицательные значения: -196; -150; -120; -100; -85; -60; -45; -30; -25; -10; -5 °С.

5.6. Для изделий категории 4.1 в зависимости от их специфики допускается устанавливать другие, в том числе более узкие, пределы значений по влажности по сравнению с указанными в табл. 6.

5.7. Если в соответствии с п. 5.2 необходимо установить отличные от нормальных значения давления воздуха или другого газа, следует выбирать одно из следующих значений:

а) пониженное атмосферное давление в соответствии с приложением 7, табл. 2;

б) повышенное давление воздуха или другого газа, Па (атм) 1,47×105 (1,5); 1,96×105 (2); 2,44×105 (2,5); 2,94×105 (3); 5,88×105 (6).

(Измененная редакция, Изм. № 2).

5.8. Нормы воздействия соляного тумана по п. 4.10 должны соответствовать нормам, установленным в стандартах, регламентирующих методы испытаний изделий.

5.9. Величину гидростатического давления воды по п. 4.12 и срок его действия устанавливают в технических заданиях, стандартах или технических условиях.

5.10. Если изготавливаемое изделие предназначается для эксплуатации только в определенном географическом пункте или ограниченном районе (например, оборудование для строящегося предприятия), то допускается для такого изделия устанавливать номинальные значения климатических факторов, характерные для данного пункта или района и отличные от указанных в настоящем стандарте для макроклиматического района, где находится данный пункт или район. При этом в качестве номинальных рабочих температур должны быть приняты средние из абсолютных годовых максимумов и минимумов температуры, а в качестве предельных – абсолютная максимальная и абсолютная минимальная температуры.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

5.11. В технически обоснованных случаях в технических заданиях, стандартах и технических условиях могут устанавливаться более жесткие, чем указаны в настоящем стандарте, значения климатических факторов.

<< назад / к содержанию ГОСТа 15150-69 / вперед >>

Источник

В летний период в течение рабочего дня вместе с жарой к человеку приходят вялость, апатия, повышенная утомляемость, а в ряде случаев –  головокружение, обмороки и обострение различных заболеваний.

Как известно, повышенная температура воздуха на рабочем месте относится к вредным производственным факторам.

Труд многих работников постоянно связан с этой вредностью (работники доменных, литейных, прокатных цехов, повара и др.). Такие работники получают компенсации за работу во вредных условиях (молоко, доплаты, ранний выход на пенсию и т.д.). А как же помочь  работникам административных подразделений организаций, изнывающим от жары на рабочем месте в офисе???

Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека – это прописано в ст. 25 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Для предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата рабочих мест, производственных помещений на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье человека предназначены санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». Они распространяются на показатели микроклимата на рабочих местах всех видов производственных помещений и являются обязательными для всех предприятий и организаций и содерджат таблицы оптимальных и допустимых показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений, а также  рекомендуемые нормы времени пребывания на рабочих местах при температуре воздуха выше допустимых величин.

Показателями, характеризующими микроклимат в производственных помещениях, являются:

  • температура воздуха;
  • температура поверхностей;
  • относительная влажность воздуха;
  • скорость движения воздуха;
  • интенсивность теплового облучения.

Допустимые микроклиматические условия установлены по критериям допустимого теплового и функционального состояния человека на период 8-часовой рабочей смены. Они не вызывают повреждений или нарушений состояния здоровья, но могут приводить к возникновению общих и локальных ощущений теплового дискомфорта, напряжению механизмов терморегуляции, ухудшению самочувствия и понижению работоспособности.

Читайте также:  Пиявки при повышенной температуре

Допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах должны соответствовать значениям:

Период

Категория

Температура воздуха, °С

Температура

Относительная

Скорость движения воздуха, м/с

года

работ по уровню энергозатрат, Вт

диапазон ниже оптимальных величин

диапазон выше оптимальных величин

поверхностей, °С

влажность воздуха,
%

для диапазона температур воздуха ниже оптимальных величин, не более

для диапазона температур воздуха выше оптимальных величин, не более**

Холодный

Iа (до 139)

20,0-21,9

24,1-25,0

19,0-26,0

15-75*

0,1

0,1

Iб (140-174)

19,0-20,9

23,1-24,0

18,0-25,0

15-75

0,1

0,2

IIа (175-232)

17,0-18,9

21,1-23,0

16,0-24,0

15-75

0,1

0,3

IIб (233-290)

15,0-16,9

19,1-22,0

14,0-23,0

15-75

0,2

0,4

III (более 290)

13,0-15,9

18,1-21,0

12,0-22,0

15-75

0,2

0,4

Теплый

Iа (до 139)

21,0-22,9

25,1-28,0

20,0-29,0

15-75*

0,1

0,2

Iб (140-174)

20,0-21,9

24,1-28,0

19,0-29,0

15-75*

0,1

0,3

IIа (175-232)

18,0-19,9

22,1-27,0

17,0-28,0

15-75*

0,1

0,4

IIб (233-290)

16,0-18,9

21,1-27,0

15,0-28,0

15-75*

0,2

0,5

III (более 290)

15,0-17,9

20,1-26,0

14,0-27,0

15-75*

0,2

0,5

Категории работ разграничиваются на основе интенсивности энерготрат организма в ккал/ч (Вт):

  • К категории Iа относятся работы с интенсивностью энерготрат до 120 ккал/ч (до 139 Вт), производимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением (ряд профессий на предприятиях точного приборо- и машиностроения, на часовом, швейном производствах, в сфере управления и т.п.).
  • К категории Iб относятся работы с интенсивностью энерготрат 121 – 150 ккал/ч (140 – 174 Вт), производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением (ряд профессий в полиграфической промышленности, на предприятиях связи, контролеры, мастера в различных видах производства и т.п.).
  • К категории IIа относятся работы с интенсивностью энерготрат 151 – 200 ккал/ч (175 – 232 Вт), связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения (ряд профессий в механосборочных цехах машиностроительных предприятий, в прядильно-ткацком производстве и т.п.).
  • К категории IIб относятся работы с интенсивностью энерготрат 201 – 250 ккал/ч (233 – 290 Вт), связанные с ходьбой, перемещением и переноской тяжестей до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением (ряд профессий в механизированных литейных, прокатных, кузнечных, термических, сварочных цехах машиностроительных и металлургических предприятий и т.п.).
  • К категории III относятся работы с интенсивностью энерготрат более 250 ккал/ч (более 290 Вт), связанные с постоянными передвижениями, перемещением и переноской значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий (ряд профессий в кузнечных цехах с ручной ковкой, литейных цехах с ручной набивкой и заливкой опок машиностроительных и металлургических предприятий и т.п.).

Для офисных работников применяются категории работ Iа или Iб, т.е. это работы, как правило, сидя или стоя с небольшими перемещениями, связанные с незначительными физическими энергозатратами. Для таких категорий санитарными правилами предусматривается уже при 28,5 градусах продолжительность рабочего дня не более 7 часов. Тогда как для более высоких температур, например при 32,5 градусах, продолжительность рабочего дня составляет не более 1 часа.

Рекомендуемое время пребывания на рабочих местах при температуре воздуха выше допустимых величин составляет:

Температура воздуха на
рабочем месте, °C

Время пребывания, не более, при
категориях работ, ч

Iа – Iб

IIа – IIб

III

32,5

1

32,0

2

31,5

2,5

1

31,0

3

2

30,5

4

2,5

1

30,0

5

3

2

29,5

5,5

4

2,5

29,0

6

5

3

28,5

7

5,5

4

28,0

8

6

5

27,5

7

5,5

27,0

8

6

26,5

7

26,0

8

Следует отметить, что при повышенных температурах на рабочих местах, необходимо учитывать и другие показатели: влажность, скорость движения воздуха в помещениях, а также индивидуальную переносимость, теплоощущение, наличие различных сердечно-сосудистых заболеваний у работников и много других физиологических факторов.

Таким образом, согласно санитарным правилам,  предприятиям и организациям рекомендуется ограничивать время пребывания работников на рабочих местах при повышенной температуре воздуха. Может быть разделен и рабочий день, с сохранением общей продолжительности рабочего времени. Данный вопрос должен быть решен работодателем.

Руководители предприятий, организаций и учреждений вне зависимости от форм собственности и подчиненности в порядке обеспечения производственного контроля обязаны привести рабочие места в соответствие с требованиями к микроклимату, предусмотренными санитарными правилами.

Установление работодателем сокращенного рабочего дня при повышенной температуре воздуха не является единственно возможным вариантом профилактики ее неблагоприятного воздействия на здоровье работников. В зависимости от производственной деятельности и характера выполняемых работ, работодатель может самостоятельно определить и закрепить в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте соответствующие профилактические мероприятия – сокращение рабочего времени, установку на рабочих местах кондиционеров, вентиляторов, дополнительное обеспечение сотрудников питьевой или минеральной водой, установку оборудования для охлаждения воды или холодильников, смещение начала и окончания рабочего дня, введение регламентируемых перерывов в течение рабочего дня.

Источник

Поддержание рабочей температуры мотора — важная задача системы охлаждения. От температуры охлаждающей жидкости зависит смесеобразование, расход топлива, мощность и приемистость мотора. Перегрев мотора сулит серьезные проблемы, вплоть до выхода из строя всего агрегата. Как этого избежать — узнаете далее.

Читайте также:  Повышенная температура тела понос

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РАБОЧАЯ ТЕМПЕРАТУРА ДВИГАТЕЛЯ

Считается, что нормальная рабочая температура ДВС от 87° до 105°. Для каждого двигателя рабочая температура определяется своя, при которой он работает наиболее стабильно. Силовые агрегаты современных автомобилей работают при температуре 100°-105°. В цилиндрах двигателя, при воспламенении рабочей смеси, камера сгорания нагревается до 2500 градусов, и задача охлаждающей жидкости — поддерживать оптимальное значение температуры, не выходящей за пределы норм. 

ПРИЧИНЫ ПЕРЕГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ

Перегреву могут способствовать множество причин, все они связаны с неисправностью системы охлаждения, либо качеством охлаждающей жидкости, а также с загрязнением рубашки системы охлаждения, которая ухудшает пропускную способность жидкости. Немаловажно применять качественные запчасти, иначе нижеуказанные причины произойдут внезапно.  Рассмотрим каждую из причин.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

Наиболее распространенная проблема — недостаток охлаждающей жидкости в системе. Охлаждающая жидкость, в виде тосола или антифриза, постоянно циркулирует по системе, отводя тепло от нагретых деталей мотора. При недостаточном уровне ОЖ тепло будет будет отводится недостаточно, а значит рост температуры будет неизбежен. 

Если нет возможности долить ОЖ, то включите печку, чтобы снизить вероятность перегрева. В крайнем случае долейте обычной или дистиллированной воды, после чего систему охлаждения нужно промыть, после залить свежий антифриз. При t° выше 90 градусов следует немедленно остановить автомобиль и выключить зажигание, дать мотору остыть. 

ОТКАЗАЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ВЕНТИЛЯТОР ОХЛАЖДЕНИЯ

Электровентилятор нагнетает холодный воздух на радиатор, что особенно необходимо при движении на малой скорости, когда воздушного потока недостаточно. Вентилятор может устанавливаться как спереди, так и сзади радиатора. Если стрелка температуры начала подниматься — остановите авто и проверьте на исправность вентилятор. Причины отказа работы вентилятора:

  • вышел из строя электродвигатель
  • окислился разъем
  • реле вентилятора сгорело
  • вышел из строя датчик температуры ДВС.

Для проверки вентилятора снимите с него разъемы, и “подкиньте” провода напрямую к АКБ, что позволит определить причину отказа.

НЕИСПРАВНОСТЬ ТЕРМОСТАТА

Термостат — один из главных элементов системы охлаждения. В системе охлаждения есть два контура: малый и большой. Малый контур означает то, что жидкость циркулирует только по двигателю. В большом контуре жидкость циркулирует по всей системе. Термостат помогает скорее набрать и поддерживать рабочую температуру. Благодаря чувствительному элементу, который при 90 градусах открывает клапан, жидкость попадает в большой круг, и наоборот. Термостат считается неисправным в двух случаях:

  • рабочая t° охлаждающей жидкости не достигается
  • силовой агрегат стремится к перегреву.

Термостат может находится непосредственно в блоке цилиндров, в отдельном корпусе, или как одно целое с датчиком температуры и помпой.

 ОБРЫВ РЕМНЯ ВЕНТИЛЯТОРА ОХЛАЖДЕНИЯ

У автомобилей с продольно расположенным двигателем, вентилятор может приводится в движение посредством приводного ремня от шкива коленчатого вала. В этом случае вентилятор работает принудительно. Ресурс приводного ремня от 30 до 120 тыс. км. Обычно одним ремнем приводится в движение несколько узлов. При обрыве ремня ДВС моментально стремится к перегреву, особенно при снижении скорости движения. Если у вас отечественный авто с ременным приводом вентилятора, рекомендуется установить дополнительно электровентилятор, во избежание неприятных случаев. 

ГРЯЗНЫЙ РАДИАТОР

Раз в 80-100 тысяч километров требуется промывать радиатор вместе со всей системой охлаждения. Радиатор забивается по следующим причинам:

  • несвоевременная замена антифриза
  • применения некачественной жидкости
  • применение в системе воды
  • применение герметика системы охлаждения.

Для мойки радиатора следует использовать специальные составы, которые добавляются в старый антифриз, на этой “смеси” мотор работает в течении 10-15 минут, после нужно удалить воду из системы. Желательно снять радиатор, промыть его водой под давлением снаружи и внутри.

ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ДВИГАТЕЛЯ

Заниженная температура двигателя может быть в следующих случаях:

  • применение несоответствующего термостата (температура открытия слишком ранняя)
  • высокая производительность вентиляторов охлаждения, или их принудительная работа с момента запуска двигателя
  • неисправность термостата
  • несоблюдение пропорции смешивания антифриза с водой.

Если вы приобретаете антифриз концентрат, то его обязательно нужно разбавлять с дистиллированной водой. Если в вашем регионе t° снижалась, максимум, чем до -30°, то приобретайте антифриз с пометкой “-80” и разбавляйте его 1:1 с водой. В этом случае, полученная жидкость будет вовремя нагреваться и охлаждаться, а также не потеряет смазочных свойств, что крайне необходимо для помпы. 

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВС

  • Жидкостное охлаждение. В системе жидкость циркулирует благодаря давлению, создаваемым помпой (водяным) насосом. Рабочая температура невысокая за счет контроля термостатом, датчиками и вентилятором.
  • Воздушное охлаждение. Такая система нам знакома от автомобиля “Запорожец”. В задних крыльях применены “уши”, через которые воздушный поток попадает в подкапотное пространство и поддерживает t° ДВС в норме. Во многих мотоциклах также моторы охлаждаются воздухом, за счет применения ребер на ГБЦ и поддонах, которые отводят тепло.

Источник