Практическая работа 11 класс оценка влияния температуры воздуха на человека

Элемент урока для учащихся 11 класса по теме «Экологические факторы»

учитель биологии Слесарева Ю.В. __________________

Тема: Оценка влияния температуры воздуха на организм человека.

Практическая работа

Ход работы:

  1. Изучить влияние на организм человека факторов микроклимата (температуры)
  2. Определить температуру в помещении с помощью термометра
  3. Проанализировать полученные результаты
  4. Сделать выводы

     Информация учителя.

        Жизнедеятельность любого организма целиком построена на процессах, совокупность которых так или иначе сводится к перераспределению тепла между ним и окружающей средой, поэтому изучение влияния температуры на организм в принципе необходимо каждому человеку, желающему иметь контроль как над уровнем производительности, так и состоянием собственного здоровья.

        Большое воздействие на человека оказывает не только фактическая температура воздуха, но и ее межсуточная изменчивость. Изменение среднесуточной температуры воздуха на 1-2 ºС считается слабым, на 3-4 ºС – умеренным, более чем на 4 ºС – резким. Субъективное ощущение климатического комфорта связано с уровнем активности человека, температурой излучения и др. Кроме того, влияние температуры воздуха на организм человека зависит и от влажности воздуха. При одной и той же температуре изменение содержания водяного пара в приземном слое может оказать значительное воздействие на состояние организма.

       По сравнению с естественными колебаниями температуры воздуха диапазон температур, в котором человеческий организм чувствует себя комфортно, значительно уже. При температуре тела, выходящей за пределы 26-40 ºС, возможны необратимые процессы в организме. Наиболее комфортные условия наблюдаются при температуре воздуха 16-18 ºС и относительной влажности 50 %. При повышении влажности воздуха, препятствующей испарению с поверхности тела человека, тяжело переносится жара и усиливается действие холода.

        Восприятие температуры индивидуально. Одним людям комфортно при холодных морозных метеоусловиях, а другим – при теплых и сухих. Это зависит от физиологических и психологических особенностей человека, а также эмоционального восприятия климата, в котором прошло детство.

Жилая комната

Период года

Оптимальная температура

Допустимая температура

теплый

22-25

20-28

холодный

20-22

18

Помещение для занятий

20-22

18-24

Высокая температура – нарушение способности сердечно-сосудистого аппарата, частое дыхание, понижение деятельности пищеварительной системы – быстрое утомление, снижается внимательность и работоспособность.

Низкая температура – опастность переохлаждения, предпосылки к простудным заболеваниям. Чувство дискомфорта,  снижается внимательность и работоспособность.

Комфортные условия :

Теплоизлучение – до 45 %

Теплопроведение – до 30 %

Испарение пота с повержности кожи – 25 %

Показатели очередности потовыделения – руки (ладони), ступни ног, торс, лоб.

           При повышении температуры окружающего воздуха происходит увели­чение активности системы терморегуляции, что выражается в усилении про­цессов теплоотдачи. Это необходимо для того, чтобы сохранить тепловой ба­ланс на фоне увеличившегося притока тепла извне.

            При этом необходимо отметить, что отдача тепла путем конвекции и из­лучения снижается пропорционально росту температуры воздуха, прекраща­ясь при сравнивании температуры поверхности и окружающей среды.

            Поэтому естественно, что с увеличением температуры воздуха все боль­ше и больше тепла отдается путем испарения за счет увеличения потоотделе­ния (при умеренном напряжении системы терморегуляции потеря тепла испа­рением может составлять 40-45 %, а при сильном напряжении терморегуля­ции – свыше 50 %).

             В том случае если система терморегуляции в условиях нагревающего микроклимата не справляется со своей функцией происходит перегревание(гипертермия), то есть повышение температуры тела по сравнению с нормой. Перегревание чаще всего происходит при высокой температуре окружающей среды в сочетании с высокой влажностью и низкой скоростью движения воз­духа, так как при наличии последних двух условий резко снижается отдача тепла путем испарения. Кроме того, перегреванию способствуют такие эндо­генные факторы как гипертиреоз, ожирение, вегетососудистая дистония и тд.

              При длительном пребывании в условиях нагревающего микроклимата повышается температура тела, учащается пульс, понижается компенсаторная способность сердечно-сосудистой системы, функциональная активность ЖКТ и др.

              К  группе патологических состояний , возникающих при перегре­вании (тепловых. поражений) относятся: тепловой удар, тепловой обморок, судорожная болезнь, питьевая болезнь, нервные расстройства, тепловое ис­тощение.

Тепловой удар.Возникает вследствие острой недостаточности терморе­гуляции, чаще у здоровых молодых людей при интенсивной физической ра­боте в условиях высокой температуры окружающей среды. Клинические про­явления: резкое увеличение температуры тела (до 42°С и выше), гиперемия кожных покровов и слизистых, сухость слизистых, увеличение частоты дыха­ния, тахикардия, слабость. Характерно прекращение потоотделения за не­сколько часов до наступления теплового удара. Кроме того наиболее ранним признаком начинающейся гипертермии является необычное поведение чело­века (это обусловлено тем, что нервная система очень чувствительна к по­вышению температуры тела). Тепловой удар опасен своей высокой летально­стью.

Тепловой шок – коллапс (острое нарушение гемодинамики)

Солнечный удар. Может наблюдаться при интенсивной солнечной ра­диации в жаркую погоду. Обусловлен перегреванием непосредственно ЦНС (головного мозга). Профилактика головной убор.

Тепловое истощение. Связано с потерей воды, солей, витаминов, белков.

Судорожная болезнь. Связана с тем, что с потом выводятся минераль­ные вещества – хлориды натрия и калия и возникают судороги..

Питьевая болезнь. Связана с компенсаторным увеличением потребления воды человеком (из-за обезвоживания). При этом могут возникать дисбактериозы, хронические диспепсии, энтероколиты, стойкая альбуминурия.

Нервные расстройства. Нервная система наиболее чувствительна к по­вышению температуры тела, поэтому перегревание может вести к ее функ­циональным нарушениям.

Тепловой отек голени, и стопы. Связан с нарушением водно-солевого обмена.

К общим мерам профилактики перечисленных состояний можно сти следующие:

1. Акклиматизация

2. Поддержание нормального водно-солевого обмена.

3. Рациональный режим труда и отдыха в нагревающем микроклимате

Влияние низкой температуры воздуха на ор­ганизм человека. Терморегуляция. Фазы переох­лаждения. Заболевания, связанные с переохлаж­дением. Меры профилактики.

В условиях воздействия низких температур может происходить

переохлаждение организма за счет увеличения теплоотдачи. При низкой температуре окружающего воздуха резко увеличиваются потери тепла путем конвек­ции, излучения.

Особенно опасно сочетание низкой температуры с высокой влажность и высокой скоростью движения воздуха, так как при этом значительно воз­растают потери тепла конвекцией и испарением.

Практическая часть.

           Термометр кладется в место, наиболее оптимальное, для определения точной температуры в помещении – 1.5 метра от стены или от окна и 1.5 метра от уровня пола.

           Показатели полученной  температуры, сравниваются с данными таблицы по оптимальной и допустимой температурой в помещении.

Выводы по работе. Учащиеся делают записи в тетрадь.

Источник

Элемент урока для учащихся 11 класса по теме

«Экологические факторы»

УВК № 8 г. Стаханова учитель биологии

Рябцева Марина Александровна

Тема: Оценка влияния температуры воздуха на организм человека

Ход работы:

1. Изучить влияние на организм человека факторов микроклимата

Читайте также:  Нормальная температура тела человека составляет

(температуры)

2. Определить температуру в помещении с помощью термометра

3. Проанализировать полученные результаты

4. Сделать выводы

Информация учителя.

Жизнедеятельность любого организма целиком построена на процессах,

совокупность которых так или иначе сводится к перераспределению тепла

между ним и окружающей средой, поэтому изучение влияния температуры

на организм в принципе необходимо каждому человеку, желающему иметь

контроль как над уровнем производительности, так и состоянием

собственного здоровья.

Большое воздействие на человека оказывает не только фактическая

температура воздуха, но и ее межсуточная изменчивость. Изменение

среднесуточной температуры воздуха на 1-2 ºС считается слабым, на 3-4 ºС –

умеренным, более чем на 4 ºС – резким. Субъективное ощущение

климатического комфорта связано с уровнем активности человека,

температурой излучения и др. Кроме того, влияние температуры воздуха на

организм человека зависит и от влажности воздуха. При одной и той же

температуре изменение содержания водяного пара в приземном слое может

оказать значительное воздействие на состояние организма.

По сравнению с естественными колебаниями температуры воздуха

диапазон температур, в котором человеческий организм чувствует себя

комфортно, значительно уже. При температуре тела, выходящей за пределы

26-40 ºС, возможны необратимые процессы в организме. Наиболее

комфортные условия наблюдаются при температуре воздуха 16-18 ºС и

относительной влажности 50 %. При повышении влажности воздуха,

препятствующей испарению с поверхности тела человека, тяжело

переносится жара и усиливается действие холода.

Восприятие температуры индивидуально. Одним людям комфортно при

холодных морозных метеоусловиях, а другим – при теплых и сухих. Это

зависит от физиологических и психологических особенностей человека, а

также эмоционального восприятия климата, в котором прошло детство.

Жилая комната

Высокая температура – нарушение способности сердечно-сосудистого

аппарата, частое дыхание,понижение деятельности пищеварительной

системы – быстрое утомление, снижается внимательность и

работоспособность.

Низкая температура – опастность переохлаждения, предпосылки к

простудным заболеваниям. Чувство дискомфорта, снижается

внимательность и работоспособность.

Комфортные условия :

Теплоизлучение – до 45 %

Теплопроведение – до 30 %

Испарение пота с повержности кожи – 25 %

Показатели очередности потовыделения – руки (ладони), ступни ног, торс,

лоб.

При повышении температуры окружающего воздуха происходит

увеличение активности системы терморегуляции, что выражается в

усилении процессов теплоотдачи. Это необходимо для того, чтобы

сохранить тепловой баланс на фоне увеличившегося притока тепла

извне.

При этом необходимо отметить, что отдача тепла

путем конвекции и излучения снижается пропорционально росту

температуры воздуха, прекращаясь при сравнивании температуры

поверхности и окружающей среды.

Поэтому естественно, что с увеличением температуры воздуха

все больше и больше тепла отдается путем испарения за счет

увеличения потоотделения (при умеренном напряжении системы

терморегуляции потеря тепла испарением может составлять 40-45 %, а

при сильном напряжении терморегуляции – свыше 50 %).

В том случае если система терморегуляции в условиях

нагревающего микроклимата не справляется со своей функцией

происходит перегревание(гипертермия), то есть повышение

температуры тела по сравнению с нормой. Перегревание чаще всего

происходит при высокой температуре окружающей среды в сочетании с

высокой влажностью и низкой скоростью движения воздуха, так как при

наличии последних двух условий резко снижается отдача тепла путем

испарения. Кроме того, перегреванию способствуют такие эндогенные

факторы как гипертиреоз, ожирение, вегетососудистая дистония и тд.

При длительном пребывании в условиях нагревающего

микроклимата повышается температура тела, учащается пульс,

понижается компенсаторная способность сердечно-сосудистой системы,

функциональная активность ЖКТ и др.

К группе патологических состояний , возникающих при

перегревании (тепловых. поражений) относятся: тепловой удар,

тепловой обморок, судорожная болезнь, питьевая болезнь, нервные

расстройства, тепловое истощение.

Тепловой удар.Возникает вследствие острой недостаточности терморе-

гуляции, чаще у здоровых молодых людей при интенсивной физической

работе в условиях высокой температуры окружающей

среды. Клинические проявления: резкое увеличение температуры тела

(до 42°С и выше), гиперемия кожных покровов и слизистых, сухость

слизистых, увеличение частоты дыхания, тахикардия, слабость.

Характерно прекращение потоотделения за несколько часов до

наступления теплового удара. Кроме того наиболее ранним признаком

начинающейся гипертермии является необычное поведение человека

(это обусловлено тем, что нервная система очень чувствительна к по-

вышению температуры тела). Тепловой удар опасен своей высокой

летальностью.

Тепловой шок – коллапс (острое нарушение гемодинамики)

Солнечный удар. Может наблюдаться при интенсивной солнечной ра-

диации в жаркую погоду. Обусловлен перегреванием непосредственно

ЦНС (головного мозга). Профилактика – головной убор.

Тепловое истощение. Связано с потерей воды, солей, витаминов, белков.

Судорожная болезнь. Связана с тем, что с потом выводятся минераль-

ные вещества – хлориды натрия и калия и возникают судороги..

Питьевая болезнь. Связана с компенсаторным увеличением потребления

воды человеком (из-за обезвоживания). При этом могут возникать

дисбакте-риозы, хронические диспепсии, энтероколиты, стойкая

альбуминурия.

Нервные расстройства. Нервная система наиболее чувствительна к по-

вышению температуры тела, поэтому перегревание может вести к ее

функциональным нарушениям.

Тепловой отек голени, и стопы. Связан с нарушением водно-солевого

обмена.

К общим мерам профилактики перечисленных состояний можно сти

следующие:

1. Акклиматизация

2. Поддержание нормального водно-солевого обмена.

3. Рациональный режим труда и отдыха в нагревающем микроклимате

Влияние низкой температуры воздуха на организм человека.

Терморегуляция. Фазы переохлаждения. Заболевания, связанные с

переохлаждением. Меры профилактики.

В условиях воздействия низких температур может происходить

переохлаждение организма за счет увеличения теплоотдачи. При низкой

температуре окружающего воздуха резко увеличиваются потери тепла

путем конвекции, излучения.

Особенно опасно сочетание низкой температуры с высокой влажность и

высокой скоростью движения воздуха, так как при этом значительно

возрастают потери тепла конвекцией и испарением.

Практическая часть.

Термометр кладется в место, наиболее оптимальное, для определения

точной температуры в помещении – 1.5 метра от стены или от окна и 1.5

метра от уровня пола.

Показатели полученной температуры, сравниваются с данными

таблицы по оптимальной и допустимой температурой в помещении.

Выводы по работе. Учащиеся делают записи в тетрадь.

Источник

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МОБУ СОШ

от 30.08.2019 № 188 – ОД

Календарно – тематическое планирование

по биологии

ДЛЯ 11 КЛАССА

количество часов в неделю 2, за год 68

Составитель: учитель биологии

Курманова Роза Амирхановна

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования МОБУ СОШ с. Авдон, Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказом Минобразования РФ 5 марта 2004г. №1089 с изменениями и дополнениями и на основании авторской программы под руководством Д.К. Беляева, Г.М.Дымшица., программа для общеобразовательных учреждений 11 класс, Москва, Просвещение 2018.

Курс рассчитан на 2 часа в неделю, всего 68 часа в год

Читайте также:  У человека постоянно поднимается температура

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель: освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

Задачи:

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание курса соответствует авторской программе с изменениями и дополнениями. В авторскую программу внесены следующие изменения в соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом МОБУ СОШ с. Авдон, из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 2 часа в неделю. 68 часов. Расширено количество часов на темы:

Свидетельства эволюции (5 ч)

Факторы эволюции (16 ч)

Возникновение и развитие жизни на Земле (10 ч)

Происхождение человека (6 ч)

Организм и окружающая среда (13 ч)

Биосфера (5 ч)

Биологические основы охраны природы (5 ч)

Повторение – 8ч

Тематический план

Раздел 1:Эволюция

37

3

Глава: Свидетельства эволюции

Глава: Факторы эволюции

Глава: Возникновение и развитие жизни на Земле

Глава: Происхождение человека

5

16

10

6

Л.р. 4

2.

Раздел 2. Экосистемы

23

4

Глава: Организм и окружающая среда

Глава: Биосфера

Глава: Биологические основы охраны природы.

Повторение

13

5

5

8

ПР- 1

ПР- 1

ПР -1

6.

Итого

68

7

Эволюции (37 ч)

Свидетельства эволюции (5 часов) Возникновение и развитие эволюционной биологии. Молекулярный свидетельства эволюции. Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции. Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции.

Факторы эволюции (16 часов) Популяционная структура вида. Вид. Критерии вида. Популяция. Наследственная изменчивость – исходный материал для эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений. Формы естественного отбора в популяциях. Движущий отбор. Стабилизирующий отбор. Формы естественного отбора в популяциях. Дизруптивный отбор, половой отбор. Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Покровительственная окраска. Предостерегающая окраска. Подражающая окраска. Ароморфоз. Идиоадаптация. Биологический прогресс. Видообразование: географическое, экологическое. Прямые наблюдения процесса эволюции. Макроэволюция. Микроэволюция.

Современные представления о развитии жизни (10 часов). Абиогенез. Биогенез. Основные этапы развития жизни. Геохронология. Глобальные катастрофы. Развитие жизни в криптозое. Первые следы жизни на Земле. Развитие жизни в палеозое. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Эволюция растений. Возникновение позвоночных. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Многообразие органического мира.

Происхождение человека (6 часов). Положение человека в системе живого мира. Предки человека: австралопитеки. Первые представители рода Homo: Человек умелый, Человек прямоходящий. Появление человека разумного. Человек разумного типа. Факторы эволюции человека. Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека. Человеческие расы.

Экосистема. Взаимоотношения организма и среды (13 часов). Приспособленность организма. Экологическая ниша, межвидовые отношения. Межвидовые отношения. Сообщества и экосистемы. Трофические сети. Экологические пирамиды. Экосистема: устойчивость и динамика. Консорции. Флуктация. Сукцессия. Биоценоз и биогеоценоз. Влияние человека на экосистемы. Агроэкосистемы.

Биосфера (5 часов). Биосфера и биомы. Живое вещество и биохимические круговорот в биосфере. Биосфера и человек. Концепция устойчивого развития.

Биологические основы охраны природы (5 часов). Охрана видов и популяций. Возможные причины вымирания видов и популяций. Охрана экосистем.

Повторение (8 часов). Основы селекции и биотехнологии. Генетика. Основные генетические понятия. Закономерности наследственности и их цитологические основы. Законы Менделя. Изменчивость признаков у организмов. Виды мутаций. Систематика. Клетка. Клеточная теория.

Практические работы:

  1. Оценка влияния температуры воздуха на человека

  2. Аквариум как модель экосистемы

  3. Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем

Демонстрация.

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Экологические факторы и их влияние на организмы», «Биологические ритмы», «Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность растительного сообщества», «Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме», «Экосистема», «Агроэкосистема», «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере», «Биоразнообразие», «Глобальные экологические проблемы», «Последствия деятельности человека в окружающей среде. «Биосфера и человек», «Заповедники и заказники России».

Повторение -8 часов

ТРЕБОВАНИЯ

К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Знать/понимать:

  • основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина);

  • истории развития современных представлений о живой природе

  • основные биологические понятия (клетка, организм, вид, экосистема, естественный отбор, дрейф генов, видообразование, и др.);

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем ;

  • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

  • открытия выдающихся ученых в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • единство живой и неживой природы, родство живых организмов; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;

  • причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

  • необходимости сохранения многообразия видов;

  • взаимосвязи организмов и окружающей среды;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных заболеваний, мутаций;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Читайте также:  Комфортная температура в квартире для человека зимой

Перечень учебно –методического обеспечения

Для учителя:

1. Примерная программа среднего общего образования по биологии (базовый уровень) для X-XI классов.

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05. 03. 2004;

3. Авторская программа Д.К. Беляева, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации по биологии для 11 класса.

4. Д. К. Беляев. Биология. 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение. 2010.

5. Биология «Для поступающих в ВУЗы и подготовке к ЕГЭ» / З.А. Власова М.: АСТ: Слово, 2010.

.

Для ученика:

1. Журналы: «В мире науки», «Соросовский образовательный журнал», «Природа», «Биология в школе», «Наука из

первых рук»

2. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Т. Л. Богданова, Е. А. Солодова. — М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012,— 816 с. : ил.

3. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н. Грин, У. Стаут, Д. Тэйлор), М., Мир, 1990.

4. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996

5. Казакова О.С. и др. Хрестоматия по общей биологии для учащихся средней школы. Сост. О.В. Казакова, Л.С. Короткова, З.А. Мокеева. Под ред. В.М. Корсунской М.: Просвещение, 1970.- 480 с.

6. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии: Учеб. Пособие для учащихся шк., гимназий с углубл. Изуч. Химии, биологии и экологии.- М.: Просвещение, 1994.- 239 с.

Приложение к рабочей программе по биологии

(утв. приказом от 30.08.2019 № 188 – ОД)

учителя биологии

Курмановой Розы Амирхановны

Тематическое планирование на 2019/2020 учебный год

Предмет Биология

Класс 11 а

1

03.09.2019

Вводный инструктаж. Возникновение и развитие эволюционной биологии

2

2

05.09.2019

Молекулярные свидетельства эволюции

3

3

10.09.2019

Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции

Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции

4

4

12.09.2019

Входная контрольная работа

5

5

17.09.2019

Обобщающий урок по теме: Свидетельства эволюции

Глава 2.Факторы эволюции -16 ч

6

1

19.09.2019

Популяционная структура вида. Вид. Критерии вида. Популяция

7

2

24.09.2019

Л.р.№1«Морфологические особенности растений различных видов»

8

3

26.09.2019

Наследственная изменчивость – исходный материал для эволюции

9

4

01.10.2019

Наследственная изменчивость – исходный материал для эволюции Роль изменчивости в эволюционном процессе

10

5

03.10.2019

Л.р.№2 «Изменчивость организмов»

11

6

08.10.2019

Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений

12

7

10.10.2019

Формы естественного отбора в популяциях. Движущий отбор, стабилизирующий отбор

13

8

15.10.2019

Формы естественного отбора в популяциях. Дизруптивный отбор, половой отбор.

14

9

17.10.2019

Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Покровительственная окраска. Предостерегающая окраска

15

10

22.10.2019

Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Подражающая окраска. Ароморфоз. Идиоадаптация. Биологический прогресс.

16

11

24.10.2019

Л/р №3. Приспособленность организма к среде обитания.

17

12

05.11.2019

Видообразование: географическое видообразование, экологическое видообразование

18

13

07.11.2019

Видообразование. Прямые наблюдения процесса эволюции

19

14

12.11.2019

Макроэволюция.

20

15

14.11.2019

Микроэволюция

21

16

19.11.2019

Обобщающий урок по теме: Факторы эволюции

Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле.-10 ч

22

1

21.11.2019

Современные представления о возникновении жизни. Абиогенез.

23

2

26.11.2019

Современные представления о возникновении жизни. Биогенез.

24

3

28.11.2019

Основные этапы развития жизни Геохронология. Глобальные катастрофы.

25

4

03.12.2019

Развитие жизни в криптозое. Первые следы жизни на Земле

26

5

05.12.2019

Развитие жизни в палеозое. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Эволюция растений. Возникновение позвоночных

27

6

10.12.2019

Развитие жизни в мезозое

28

7

12.12.2019

Развитие жизни в кайнозое

29

8

17.12.019

Многообразие органического мира.

30

9

19.12.2019

Многообразие органического мира. Систематика

Обобщающий урокпо теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

31

10

24.12.2019

Контрольная работа №2

Глава 4. Происхождение человека-6 ч

32

1

26.12.2019

Положение человека в системе живого мира

33

2

14.01.2020

Предки человека: австралопитеки. Первые представители рода Номо: Человек умелый, Человек прямоходящий

34

3

16.01.2020

Появление Человека разумного. Неандертальский человек. Человек современного типа.

35

4

21.01.2020

Факторы эволюции человека. Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека.

36

5

23.01.2020

Эволюции современного человека. Человеческие расы

37

6

28.01.2020

Обобщающий урок по теме: Происхождение человека

Раздел 2.Экосистема

Глава 5. Организмы и окружающая среда -13 ч

38

1

30.01.2020

Взаимоотношения организма и среда. Приспособленность организма

39

2

04.02.2020

ПР №1 « Оценка влияния температуры воздуха на человека

40

3

06.02.2020

Популяция в экосистеме.

41

4

11.02.2020

.Экологическая ниша межвидовые отношения

42

5

13.02.2020

Межвидовые отношения

43

6

18.02.2020

Сообщества и экосистемы

44

7

20.02.2020

Трофические сети.

45

8

25.03.2020

Трофические сети и экологические пирамиды

46

9

27.03.2020

Экосистема: устойчивость и динамика.

47

10

03.03.2020

Экосистема: Консорции. Флуктация. Сукцессия.

48

11

05.03.2020

ПР №2Аквариум как модель экосистемы

49

12

10.032.2020

Биоценоз и биогеоценоз

50

13

12.03.2020

Влияние человека на экосистемы. Агроэкосистемы

Глава 6. Биосфера – 5 ч

51

1

17.03.2020

Биосфера и биомы

52

2

19.03.2020

Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере

53

3

31.03.2020

Биосфера и человек. Концепция устойчивого развития.

54

4

02.04.2020

ПР№3 « Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем»

55

5

07.04.2020

Обобщающий урок по теме: Биосфера

Глава 7. Биологические основы охраны природы – 5ч

56

1

09.04.2020

Охрана видов и популяций. Возможные причины вымирания видов и популяций.

57

2

14.04.020

Охрана экосистем

58

3

16.04.2020

Биологический мониторинг

59

4

21.04.2020

Обобщающий урок по теме: Биологические основы охраны природы

60

5

23.04.2020

Контрольная работа №3

Повторение – 8 ч Подготовка к ЕГЭ

61

1

28.04.2020

Основы селекции и биотехнологии

62

2

30.04.2020

Генетика и ее задачи. Основные генетические понятия

63

3

05.05.2020

07.05.2020

Закономерности наследственности, их цитологические основы. Законы Г. Менделя

Решение генетических задач

Урок объединен, 05.05 – праздничный

64

4

65

5

12.05.2020

Изменчивость признаков у организмов. Виды мутаций.

66

6

14.05.2020

Систематика. Основные систематические категории. Живой природы. Уровни организации

67

7

19.05.2020

Клетка как биологическая система. Клеточная теория. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

68

8

21.05.2020

Подведение итогов