Ребенок перестал дышать и посинел температура

Ребенок перестал дышать и посинел температура thumbnail

Есть дети, которые так эмоционально реагируют на запреты родителей, что это вызывает кратковременную остановку дыхания. Напуганные родители описывают происходящее примерно так: “ребенок закатился и перестал дышать”. Опасно ли подобное состояние – и как воспитывать ребенка, который от гнева или испуга может потерять сознание?

Представьте, что вы спокойно играете со своим 8-месячным ребенком в комнате, как вдруг он переключает внимание на розетку и пытается до нее дотянуться. Вы немедленно реагируете и строго запрещаете это делать. Тут же малыш вскрикивает, синеет и перестает дышать.

Через несколько секунд дыхание возобновляется, он приходит в сознание. Картина не для слабонервных. Некоторые родители сами чуть не теряют сознание от пережитого, другие испытывают вину за то, что “довели” малыша, ведь в мыслях худшие диагнозы. Что же на самом деле скрывается за этими симптомами?

Аффективно-респираторный приступ – что это такое?

Аффективно-респираторный приступ (АРП) — это состояние, когда на почве сильного эмоционального возбуждения у ребенка случается внезапная остановка дыхания (апноэ). Длительность простого приступа обычно не превышает 10–15 секунд.

Аффективно-респираторным приступам подвержены дети раннего возраста от 6 месяцев до 6 лет. Частота может варьировать от одного приступа в год до нескольких в день. Не стоит пугаться данного состояния, поскольку этот рефлекторный феномен не говорит о том, что ребенок подвержен эпилепсии.

Доподлинно патогенез АРП неизвестен. Некоторые исследователи отмечают вклад железодефицитной анемии в развитие АРП, предполагая, что при анемии снижается насыщение крови кислородом, и соответственно уменьшается поступление кислорода в ткани организма, в том числе и в головной мозг.

Существует две формы аффективно-респираторных приступов: цианотическая и бледная.

Причины цианотической (синей) формы — испуг, боль, злость, обида, ярость, гнев, неполучение желаемого, недовольство. В ответ на эмоциональный раздражитель плачущий ребенок с силой выдыхает воздух из легких. Дыхательный центр на это реагирует остановкой дыхания. Кожа и слизистые оболочки становятся цианотичными (синюшными). Затем накопившийся в крови углекислый газ отправляет сигнал к дыхательному центру, рефлекторно расслабляются спазмированные гортанные мышцы и дыхание восстанавливается. Во время самого приступа может возникать гипертонус или гипотонус. Внешне это проявляется выгибанием дугой или обмяканием.

Бледная форма обычно провоцируется болью, например после травмы, падения, инъекции или внезапного испуга. При бледной форме отмечается потеря сознания, бледность, потливость, мышечная гипотония, брадикардия (замедление пульса).

Если время приступа апноэ длится более 60 секунд, ребенок теряет сознание компенсаторно, поскольку в бессознательном состоянии мозг потребляет намного меньше кислорода, чем во время бодрствования. Могут возникать тонико-клонические судороги. Фаза крика коротка или отсутствует и часто описывается как “тихий крик”.

Надо ли лечить ребенка при аффективно-респираторных приступах

В первую очередь необходим очный осмотр педиатра и невролога.

Довольно часто на приеме из-за спешки и капризов ребенка мама отвлекается и не всегда может подробно рассказать о произошедшем. Для того чтобы диалог был конструктивным, родителям стоит заранее подготовить вопросы, описать в подробностях детали приступа (когда он произошел, длительность, чем был вызван, какие изменения заметили в этот момент).

В век цифровых технологий, когда гаджеты всегда под рукой, по возможности стоит произвести видеосъемку данного состояния. Это позволит врачу дифференцировать серьезные неврологические состояния от АРП.

Лабораторная диагностика аффективно-респираторных приступов заключается в исключении латентного дефицита железа. Помимо общего анализа крови (ОАК) важно проверить уровень ферритина.

Многие удивляются, для чего что-то дополнительно проверять, если есть общий анализ крови. Ошибочно думать, что нормальные показатели общего анализа крови полностью исключают железодефицитную анемию (ЖДА). Данный феномен обусловлен именно стадийностью ее развития.

На первом этапе прелатентного дефицита железа происходит истощение депо. Именно ферритин является основной формой депонирования железа. При этом гемоглобин, эритроцитарные индексы и уровень сывороточного железа могут быть в норме.

На второй стадии латентного дефицита железа помимо низкого ферритина снижается сывороточное железо, а гемоглобин по-прежнему бывает в норме. Лишь третья стадия железодефицитной анемии характеризуется низким гемоглобином.

В связи с тем, что аффективно-респираторные приступы могут протекать с тонико-клоническими судорогами, врач может назначить дополнительное инструментальное обследование — ЭЭГ (электроэнцефалография) с целью исключения эпилептической природы приступа.

ЭЭГ — это неинвазивный метод исследования функционального состояния головного мозга путем регистрации его биоэлектрической активности. Данное исследование показано лишь при подозрении на эпилептическую природу приступа. В рутинной диагностике аффективно-респираторных приступов ЭЭГ не показано.

При частых эпизодах АРП, сопровождающихся брадикардией (замедлением пульса), бледностью кожных покровов, задержкой дыхания более 60 секунд, показан суточный мониторинг ЭКГ и консультация кардиолога с целью исключения сердечно-сосудистой патологии.

Если во время обследования выяснится, что у ребенка повышенная эмоциональная возбудимость, допустимо назначение седативных препаратов. Если выявлена ЖДА, то лечение должно включать препараты железа. Витамины и ноотропные препараты неэффективны.

Как вести себя, если ребенок потерял сознание?

1. Не паниковать, сохранять самообладание, не суетиться. Взять ребенка на руки.

2. Непосредственно в момент аффективно-респираторного приступа для рефлекторного восстановления дыхания допустимо похлопать ребенка по щекам, дунуть на лицо, помассировать ушные раковины, аккуратно пощекотать. Не следует использовать нашатырный спирт.

3. После окончания приступа ребенка следует обнять и тихим голосом произнести какие-нибудь успокаивающие слова. Родители не должны показывать свой испуг и страх, а также не следует акцентировать внимание на деталях приступа.

Как воспитывать ребенка с АРП?

Их можно отнести к разновидностям истерического приступа, им в большей степени подвержены дети с повышенной нервной возбудимостью. В то же время могут встречаться у малышей с обычным поведением.

Несмотря на то, что аффективно-респираторные приступы возникают непреднамеренно и не могут контролироваться, возможны эпизоды умышленной задержки дыхания у детей старше 1,5 лет при неправильной реакции со стороны родителей. Дети начинают осознавать, что такая модель поведения работает и позволяет достигать цели.

Поэтому крайне важна правильная реакция взрослых не только на завершение данного приступа, но и его предотвращение.

Сложность заключается в том, что родители, испытывая страх повторения, начинают избегать установления рамок в воспитании. Они готовы потакать капризам, оберегать от малейшего расстройства, разрешать делать все подряд, лишь бы подобное не повторялось.

Это напрямую сказывается на ухудшении поведения ребенка. Малыш воспринимает все как должное, при первом же отказе, например, та же ситуация с розеткой будет вызывать “бурную реакцию”.

Одна из эффективных техник предотвращения приступов у детей раннего возраста — это отвлечение внимания при столкновении с потенциальным эмоциональным раздражителем. У детей старшего возраста принцип отвлечения работает менее эффективно, поэтому основной акцент необходимо делать на развитии эмоционального интеллекта и корректировке семейной модели воспитания.

Многие дети в силу возраста еще не научились правильно выражать желания, и в момент сверхсильной негативной эмоции чаще всего случается истерический плач. Основная задача родителей — познакомить ребенка с базовыми эмоциями, научить их правильному выражению. Ежедневная практика в озвучивании эмоций и их понимании в скором времени дает плодотворные результаты.

Помимо эмоциональных триггеров дети с АРП могут быть более чувствительны к переутомлению, голоду, спешке. Очень важно нормализовать режим ребенка посредством подсчета времени бодрствования, чтобы не допускать переутомления. В случае длительных прогулок или посещения какого-либо учреждения важно заранее подготовиться и не допускать длительных перерывов в приеме пищи.

Довольно часто раздражителем может выступать спешка, которая обычно возникает при сборах на прогулку или в детский сад, когда родители настойчиво подгоняют малыша. Если ребенок болезненно реагирует, рассчитывайте время с запасом, чтобы не нагнетать ситуацию.

Если родители запутались в вопросах тактики воспитания, не будет лишним обратиться к психологу за консультацией. Специалист проанализирует семейную ситуацию и поможет выбрать адекватную тактику с учетом темперамента ребенка, а также поможет подобрать занятия и игры, способствующие расслаблению.

Врачам и родителям очень бы хотелось иметь волшебную таблетку от всех бед. Но, увы, в отношении аффективно-респираторных приступов такого средства не изобретено.

Источник

Температурная реакция часто беспокоит родителей больше, чем сама болезнь ребенка, ее снижение часто приводит к улучшению самочувствия, но не влияет на болезнь и ее причину. Поэтому важно знать правила снижения температуры.

Повышаясь, температура редко переходит рубеж 40°С, и это не опасно, т.к. рас­ширение сосудов кожи (ее покраснение) обеспечивает теплоотдачу. Поэтому закутывать такого ребенка не следует.

Температурящему ребенку следует создать покой, уложить его в постель, обильно поить (сладким чаем, морсом и т.д.); если он пьет достаточно, температура для него не опасна. При ознобе помогите согреться (теплое одеяло, горячий чай). При температуре ниже 39-39,5°С обычно достаточно раскрыть ребенка, обтереть его влажной тканью (температуры 30-32°С).

Жаропонижающее здоровым до заболевания детям старше 3 месяцев назначают при температуре выше 39°С.

При более низкой температуре их назначают детям:

— имевшим ранее фебрильные судороги;

— если температура сопровождается мышечными и головными болями.

Дав жаропонижающее, не успокаивайтесь, обязательно обратитесь к врачу вне зависимости оттого, упала температура или нет;

Не стремитесь предотвращать повторное повышение температуры. Если она поднялась вновь до уровня, когда ее следует снижать, дайте еще одну дозу жаропо­нижающего. При температуре выше 38°С более 3 дней повторно обратитесь к врачу.

Тревожные сигналы: температура сопровождается спазмом сосудов кожи, нарушающим отдачу тепла. Ее признаки:

— пестрая, «мраморная» окраска кожи;

— несмотря на жар, конечности холодные на ощупь.

При этом нужно вызвать неотложку, дать жаропонижающее и энергично расте­реть кожу водой или спиртом до ее покраснения.

Если ребенку назначен антибиотик , жаропонижающее обычно не вводят, сохранение температуры — сигнал о неэффективности антибиотика и необходимости его замены.

Жаропонижающие средства для детей

— Ацетилсалициловую кислоту (Аспирин), т.к. при гриппе, ОРВИ и ветряной оспе она может вызвать синдром Рея — поражение печени и мозга.

— Бутадион, Пирамидон (амидопирин), фенацетин как слишком токсичные

— Анальгин (метамизол), он вызывает поражения кроветворной системы и часто
снижает температуру до очень низких цифр.

Эти средства входят в состав многих комбинированных «противопростудных» средств (Анапирин, Аскофен, Аспро-С, Баралгин, Спазмалгин, Цитрамон, Цефекон и др.), ознакомьтесь с их составом прежде, чем дать ребенку.

Парацетамол : его доза 10-15 мг/кг веса на прием, дозу можно повторить 2-3 раза в день, суточная доза не должна превышать 35-40 мг/кг. Быстро (через 20-30 минут) действует в растворе или сиропе (Эффералган, Панадол, Тайленол и др.). В свечах (Цефекон П, Эффералган) действие наступает через 3 часа, но оно более длительное; свечи удобно вводить на ночь.

Парацетамол противопоказан лицам с больной печенью.

Ибупрофен (Нурофен, Бруфен, Боли-нет): его доза 5-10 мг/кг веса на прием, дозу мож­но повторить2-3раза в день, суточная доза — 30 мг/кг.

Судороги у детей встречаются при заболеваниях нервной системы, острых ин­фекциях, нарушениях обмена кальция и, чаще всего, при быстром повышении тем­пературы (фебрильные судороги). Судороги — неотложная ситуация, хотя чаще всего они заканчиваются благополучно, вызов врача обязателен.

Помощь при судорогах

Ребенка с судорогами кладут на бок, аккуратно отводя голову назад для облег­чения дыхания; насильно размыкать челюсти не следует из-за опасности повреж­дения зубов и аспирации. Следует предотвратить ушибы и падения при повторных судорогах. При фебрильных судорогах обычно ребенок остается в сознании, ему на­до дать дозу парацетамола, раскрыть, обтереть влажной салфеткой (если ребенок не глотает, врач вводит в инъекциях литическую смесь, а для снятия судорог –диазепам — Седуксен). Эпизод фебрильных судорог не требует специального обследования, к возрасту 3-5 лет у большинства фебрильные судороги прекращаются.

Спазмофилические судороги связаны с низким уровнем кальция в крови, они наблюдаются у детей первых месяцев жизни с признаками рахита, обычно получаю щих несколько каш в день. Они начинаются со спазма кистей и стоп, спазм гортани проявляется непроизвольным звуком; затем судорожные подергивания захватывают туловище, руки и ноги. Для их купирования в стационаре вводят соли кальция — сперва в вену, затем внутрь- и витамин D .

Тревожные сигналы : экстренная помощь требуется, если:

— возникает рвота с аспирацией рвотных масс;

— происходит остановка дыхания;

— судороги длительные (более 15 минут) или повторные.

При рвоте необходимо очистить рот от остатков рвотных масс пальцем, обернутым тканью, надавливая на язык стимулировать кашель для очищения дыхательных путей. При остановке дыхания проводят дыхание рот-в-рот (методику см. ниже).
Длительные (более 15 минут) или повторные судороги требуют обследования в стационаре.

Остановка дыхания

— грозный признак, какова бы ни была его причина. Каждый взрослый должен уметь оказать первую помощь при остановке дыхания. Она заключается в проведении искусственного дыхания рот-в-рот, при необходимости с закрытым массажем сердца. Это проводится следующим образом:

Ребенка надо уложить на спину, очистить рот от рвотных масс (если подозре­вается попадание в гортань инородного тела — см. ниже).

Положив одну руку на лоб, другой следует сдвинуть вперед подбородок, чтобы образовалось пространство для прохождения воздуха между языком и задней стен­кой глотки. У детей до 1 года вашим ртом следует охватить рот и нос ребенка, у детей старше года ваш рот охватывает только рот ребенка. Дыхание осуществляется с час­тотой 20 раз в минуту (т.е. каждые 3 секунды). Проверьте, поднимается ли при вдохе грудь ребенка, если нет — постепенно увеличивайте давление (если дыхание не удается – проведите удапение инородного тела — см. ниже).

После нескольких вдохов проверьте пульс ребенка (на внутренней стороне пле­ча или на шее), если пульс есть — продолжите искусственное дыхание до восстанов­ления самостоятельных дыхательных движений. Если пульса нет — проведите закрытый массаж сердца.

У детей первых месяцев жизни закрытый массаж сердца проводят двумя большими пальцами (остальные пальцы охватывают грудную клетку с боков), надав­ливая резко на нижнюю часть грудины на глубину 1,5-2,5 см. Старшим детям закры­тый массаж проводят ладонью, надавливая на низ грудины. Темп массажа — не менее 100 в 1 минуту, через каждые 5-6 надавливаний проводите искусственное дыхание — 3-4 вдоха.

Инородное тело дыхательных путей

Попадание пищи или другого инородного тела в гортань вызывает кашель, который помогает удалить все, попавшее «не туда». Если твердый кусочек пищи попадает в трахею подростка, он делает медленный вдох, а затем энергично кашляет. Лучше, если синхронно с кашлем наносят удар по спине.

Дети при попадании в трахею горошины, ядра арахиса, скорлупки от ореха и т.д. часто делают непроизвольный глубокий вдох, при этом кусочек попадает в нижнюю часть трахеи или бронхи и задерживается там, вызывая внезапный приступ сильного кашля. В дыхательные пути нередко попадают мелкие детали игрушек, мозаики, колпачки от авторучек – все то, что дети берут в рот.

Если ребенок откашляет инородное тело или оно будет извлечено в течение 1-2 недель, воспалительный процесс в бронхе окончится быстро, если нет – возникнет угроза развития хронического воспаления. Поэтому при подозрении на инородное тело надо сразу же обратиться к врачу — и простая процедура бронхоскопии позволит снять подозрение или извлечь его из бронхов.

Тревожный признак инородного тела в гортани, если ребенок:

— у него «перехватывает» дыхание;

— он не в состоянии сделать вдох;

— ему не удается исторгнуть инородное тело;

— кожа приобретает синюшный оттенок.

Эта катастрофа требует вашей экстренной помощи. Попытки удалить инородное тело в гортани пальцем обычно неэффективны, следует провести форсирование (усиление) выдоха.

Грудному ребенку с опущенной верхней частью туловища (вверх ногами) производят 4 удара между лопатками кистью, после чего его переворачивают на спину и 4 раза быстро надавливают на грудную клетку (как при закрытом массаже сердца – см. выше). Если инородное тело стало видимым во рту, его удаляют, если нет – проводят быстро дыхание рот-в-рот и повторяют тот же маневр (повторно).

У детей старше 1 года в положении ребенка на спине резко надавливают на живот кистью от средней линии вглубь и кверху. Если инородное тело стало видимым во рту, его удаляют, если нет – после дыхания рот-в-рот маневр повторяют (повторно).

У старших детей удары по спине чередуют с резким сдавливанием живота, который обхватывают сзади в положении стоя.

Различают капиллярные кровотечения, т.е. излияние крови из самых мелких сосудов кожи, венозные – при более глубоких травмах, когда вытекает темная кровь, и артериальные, когда фонтанирует алая кровь, что бывает только при массированных травмах.

Небольшие кровоточащие ранки и порезы надо ополоснуть (а загрязненные – промыть с мылом), смазать антисептическим раствором (настойка йода, бриллиантовой зеленью – «зеленкой»). Для остановки капиллярного или венозного кровотечения надавливают на место кровотечения (8-10 минут) через ватный тампон или несколько слоев марли. В удобном месте (пальцы, руки, ноги) проще наложить давящую повязку (лучше не снимая прилегающий к ранке слой марли, добавив еще 3-4 слоя). При сильном ранении, когда остановить кровотечение не удается, особенно, если поранена артерия, до приезда скорой помощи надо постараться пережать крупную артерию рукой или импровизированным жгутом. Жгут не следует оставлять на срок более 30 минут.

По материалам Таточенко В.К., д.м.н., профессор НЦ ЗД РАМН, Москва

источник

Источник