Сестринский процесс при температуре у ребенка
Долгосрочная цель: поддерживание в норме температуры тела к моменту выписки.
План | Мотивация |
1. Измерять температуру тела каждые 2-3 часа. | Контроль за температурой тела для ранней диагностики осложнений и оказания соответствующей помощи больному. |
2. Согреть больную (теплые грелки к ногам, тепло укрыть больную, дать теплый сладкий чай). | Осуществляется в период падения температуры для согревания больной, уменьшения теплоотдачи. |
3. Обеспечить витаминизированное питье (соки, теплый чай с лимоном, черной смородиной, настоем шиповника). | Для снижения интоксикации. |
4. Орошать слизистую рта и губ водой, смазывать вазелиновым маслом, 20% р-ром буры в глицерине трещины на губах. | Для ликвидации сухости слизистой рта и губ. |
5. Постоянно наблюдать за больной при бреде и галлюцинациях, сопровождающих повышение температуры. | Для предупреждения травм. |
6. Измерять АД и пульс, частоту дыхания. | Для ранней диагностики тяжелой дыхательной и сердечной недостаточности. |
7. Обеспечить смену нательного и постельного белья, туалет кожи. | Для предупреждения нарушений выделительной функции кожи, профилактики пролежней. |
8. Положить пузырь со льдом или холодный компресс на шею и голову при гипертермии. | Для снижения отечности мозга, предупреждения нарушений сознания, судорог и других осложнений со стороны ЦНС. |
9. При критическом понижении температуры: – приподнять ножной конец кровати, убрать подушку; – вызвать врача; – обложить теплыми грелками, укрыть, дать теплый чай; – приготовить 10% р-р кофеина, 10% р-р сульфокамфокаина; – сменить белье, протереть насухо. | Для профилактики острой сосудистой недостаточности. |
Оценка: через 3-5 дней при правильном ведении температура больного снизилась без осложнений, цель достигнута.
Студент демонстрирует инструктаж больной о сборе мокроты для исследования. Студент обучает пациентку, как пользоваться карманной плевательницей.
Студент демонстрирует технику проведения оксигенотерапии на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
Задача 2
При измерении температуры тела у пациентов кардиологического отделения медицинская сестра заметила, что один из пациентов внезапно вскрикнул и потерял сознание.
При осмотре медсестра выявила резкий цианоз лица, отсутствие дыхания и пульсации сонных артерий, расширенные зрачки без реакции на свет.
Эталон ответа
Клиническая смерть.
2. Алгоритм действий м/с:
План | Мотивация |
1. М/с через третье лицо вызовет врача | Для оказания квалифицированной помощи |
2. М/с уложит пациента на спину на ровную поверхность. | Для обеспечения реанимационных мероприятий |
3. М/с освободит полость рта от инородных тел, слизи выполнит тройной прием Сафара. | Для обеспечения проходимости верхних дыхательных путей |
4. М/с приступит к выполнению ИВЛ и ЗМС. | Для поддержания кровообращения и газообмена |
5. М/с будет следить за движениями грудной клетки и пульсацией на сонных артериях. | для оценки и эффективности ИВЛ и ЗМС |
6. По указанию прибывшего врача, м/с продолжит совместно реанимационные мероприятия (при необходимости). | Для восстановления самостоятельного дыхания и сердцебиения |
Студент на фантоме демонстрирует технику ИВЛ и ЗМС согласно алгоритму.
Билет 22
Задача 1
Активное посещение медицинской сестры мальчика 4 лет. Диагноз: ОРВИ.
Ребёнок стал плохо есть, беспокоит кашель, который усилился и носит характер сухого, болезненного. Со слов мамы болен второй день. Сначала был насморк, кашель, затем повысилась температура до 38,2° С.
Объективно: ребёнок активный, температура 37,3° С, носовое дыхание затруднено, слизистые выделения из носовых ходов. Частый сухой кашель, ЧДД 28 в минуту, ЧСС 112 в минуту, зев: умеренная гиперемия, налётов нет.
Эталон ответа
Проблемы пациента:
– кашель сухой;
– неэффективное очищение дыхательных путей;
– лихорадка;
– снижение аппетита.
Приоритетная проблема: сухой кашель.
Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение частоты и длительности кашля к концу недели.
Долгосрочная цель: отсутствие кашля к моменту выписки.
План | Мотивация |
1. Обеспечить тёплое питьё, не раздражающее слизистые | |
2. Придать пациенту положение Фаулера | |
3. Обеспечить выполнение простейших физиотерапевтических процедур (горчичники, согревающие компрессы, ножные горчичные ванны), по назначению врача | С целью изменения характера кашля и облегчения дыхания |
4. Обеспечить пациенту проведение ингаляций (масляные, эвкалиптовые и другие), по назначению врача | |
5. Провести беседу с родственниками об обеспечении дополнительного питания пациенту | Для компенсации потери белка и повышения защитных сил |
6. Обеспечить приём противокашлевых препаратов по назначению врач | Для уменьшения кашля |
Оценка: состояние пациента значительно улучшится, частота и длительность кашля уменьшатся. Цель будет достигнута.
Студент проводит беседу с матерью ребенка о правилах проведения отвлекающей терапии.
Студент демонстрирует технику постановки горчичников на грудную клетку.
Задача 2
После инъекции инсулина пациент, страдающий сахарным диабетом, пожаловался на резкую слабость, чувство голода, потливость, дрожь.
Эталон ответа
Источник
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРОЙ
I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:
увеличить теплоотдачу, вызвать жаропонижающий и мочегонный эффект.
II. ПОКАЗАНИЯ:
повышение температуры до 38,5 C и выше в течение 2-х часов.
III .СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: нет.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: не оставлять ребенка без присмотра.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство, страх, судороги, рвота.
IV. ОСНАЩЕНИЕ:
перчатки, пузырь со льдом, флакончики со льдом или холодной водой (для детей раннего возраста — грелка), лекарственные средства: Парацетамол, панадол, нурофен – внутрь, эффералган в свечах; для парентерального введения — растворы анальгина, супрастина, папаверина, но-шпы, дибазола, лазикса, глюкозы.
V. Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.
Лихорадка теплая (красная гипертермия) у маленьких детей
Подготовка к процедуре:
- Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
- Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
Выполнение процедуры:
- Осмотрите ребенка, уложите, раскройте.
- Холод к голове и на магистральные сосуды (положите пузырь со льдом на расстоянии 10 см от головы ребенка, на область крупных сосудов положите флакончики со льдом или холодной водой (на область паховых складок, в подмышечные впадины).
- Оботрите ребенка губкой, смоченной водой (28-30 С) или уксусной водичкой (1столовую ложку 6% уксуса на стакан воды) в течение 2-3 минут (не применяйте обтирание водкой, т.к. алкоголь у детей раннего возраста быстро всасывается и возможно алкогольное отравление).
- Поите ребенка часто, небольшими порциями (питье прохладное, витаминизированное).
- Повторно измерьте температуру тела через час.
- При отсутствия снижения температуры дайте внутрь: Парацетамол, Панадол, Нурофен (сироп), эффералган в свечах.
Окончание процедуры:
- Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
- Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.
Дозы: детям первого года жизни 15 мг/кг (0,1) детям 5 лет 0,25 — 0,3 детям 10 лет 0,5
Лихорадка холодная (белая гипертермия) у маленьких детей
Повышение температуры выше 38,5 С, отсутствие эффекта от выше указанных действий. Ребенок вялый, заторможен, ощущение холода.
Подготовка к процедуре:
- Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
- Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки.
Выполнение процедуры:
- Растереть конечности ребенка до легкой гиперемии, укройте, положите теплую грелку к ногам.
- По назначению врача введите: вначале в/м раствор 2% папаверина 0,1 мл на год жизни вместе с 1% дибазолом 0,1 мл на год жизни; затем вм р-р анальгина 50% 0,1 мл/год жизни и р-р супрастина 2% 0,1 мл/год.
- Спустя 15-20 минут проведите растирание тела уксусной водой. При отсутствии эффекта ввести в/в 0,25% р-р дроперидола 0,1 мл/кг или 2,5% р-р аминазина в дозе 0,1 мл/год жизни.
- Для предупреждения отека мозга ввести внутримышечно 4% раствор лазикса, 1 мг. на кг. массы тела.
- При необходимости – инфузионная терапия.
Окончание процедуры:
- Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
- Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.
- Следите за состоянием, госпитализируйте ребенка.
Робот блога считает, что это может быть вам интересно
- Взятие кала на копрограмму, яйца глистов у новорожденных. Сестринское дело.
- СЕСТРИНСКАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ПО ПЕДИАТРИИ
- Дородовой патронаж образец.
- ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ НА УЧАСТКЕ
- Помощь при рвоте маленькому ребенку (новорожденному)
- Оральная регидратация. Сестринское дело.
- Техника взятия мазка из носоглотки на коклюш у ребенка
- Как ставить горчичники новорожденному ребенку первого года жизни
- Как сделать постановку согревающего компресса на ухо ребенку.
- Как сделать постановку очистительной клизмы для новорожденных младенцев.
- Уход за пуповинным остатком. Сестринский уход.
- Сбор мочи у новорожденных и маленьких детей с помощью МОЧЕПРИЁМНИКА
- Кувез для новорожденных. ОБРАБОТКА КУВЕЗА.
- Применение грелки для новорожденного. Сестринский уход.
- Как промерять температуру у новорожденного ребенка. Сестринское дело.
- Кормление новорожденного ребенка через зонд. Сестринский процесс и уход.
- Обработка бутылочек и сосок в сестринском деле
- Кормление ребенка(детей) до года. Сестринский процесс, уход.
- Утренний туалет грудного ребенка. Сестринский дело.
- Уход за пупочной ранкой. Сестринский уход.
Источник
ЧАСТЬ II УХОД И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ ГЛАВА 12 УХОД И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БОЛЬНЫМ С ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРОЙ ТЕЛА
У
детей по сравнению со взрослыми повышение температуры тела
(гипертермия) наблюдается чаще, что связано с недостаточным развитием у
них центра терморегуляции. Повышение температуры тела может возникать на
фоне острых заболеваний инфекционной природы (острые респираторные
вирусные инфекции, пневмонии, кишечные инфекции и пр.), при
обезвоживании организма, перегревании, поражении центральной нервной
системы и т.п.
Нормальная
температура тела, измеренная в подмышечной области у ребенка старше года
или в бедренной складке у ребенка до года, равна 36-37 °С. Температура в
полости рта и в прямой кишке (анальная температура) – на 1 °С выше.
Таким
образом, если оценивать самую распространенную методику измерения
температуры тела у детей в подмышечной области, то температура тела
37-38 °С называется субфебрильной, 38-38,9 °С – фебрильной, 39-40,5 °С –
пиретической (от греч. pyretos – жар), выше 40,5 °С –
гиперпиретической.
В развитии
гипертермии различают три основных периода: постепенного повышения
температуры тела, максимального ее повышения и снижения. Знание этих
периодов необходимо при оказании помощи больным.
В
начальном периоде повышение температуры тела сопровождается ознобом,
головной болью, ухудшением общего состояния. Повышению температуры тела у
детей первого года жизни нередко может предшествовать рвота. В этот
период ребенка следует тщательно укрыть одеялом, к ногам приложить
теплую грелку, напоить крепким чаем. В помещении, где находится ребенок,
не должно быть сквозняков.
Период
максимального повышения температуры тела характеризуется ухудшением
общего состояния: появляются ощущение тяжести в голове, чувство жара,
резкая слабость, ломота во всем теле. Чаще, чем у взрослых, возникает
возбуждение, которое более выражено, нередко отмечаются судороги.
Возможны бред и галлюцинации. В этот период нельзя оставлять ребенка
одного, так как он
может
упасть с кровати, удариться и т.д. У таких больных устанавливают
индивидуальный пост медицинской сестры или осуществляют постоянное
наблюдение. Об ухудшении состояния ребенка и прогрессирующем нарастании
температуры тела постовая медицинская сестра должна немедленно сообщать
врачу.
Ребенка в период
максимального повышения температуры тела следует часто и обильно поить:
давать жидкость в виде фруктовых соков, морсов, минеральных вод. При
повышении температуры тела выше 37 °С на каждый градус требуется
дополнительное введение жидкости из расчета по 10 мл на 1 кг массы тела.
Например, ребенку 8 мес с массой тела 8 кг при температуре 39 °С
дополнительно необходимо дать 160 мл жидкости.
При
появлении сухости во рту и образовании трещин на губах следует
периодически протирать рот слабым раствором гидрокарбоната натрия и
смазывать губы вазелиновым маслом или другим жиром. Если головная боль
сильная, то на лоб кладут пузырь со льдом через сложенную пеленку или
ставят холодный компресс. Медицинская сестра должна следить, чтобы в
палате было тепло. Необходимо периодически определять пульс и
артериальное давление.
В
качестве лечебных мероприятий при гипертермии применяют физические и
лекарственные средства (рис. 34). Для увеличения теплоотдачи используют
воздушные ванны, обдувание тела ребенка вентилятором, обтирание кожи
спиртовым раствором, охлаждение головы и участков тела, где близко
расположены крупные сосуды (область печени, верхняя треть передней
поверхности бедра), с помощью пузыря со льдом или холодной водой.
Применяют также клизмы с прохладной водой (от 10 до 20 °С), которую
вводят через газоотводную трубку по 20-150 мл на 2-5 мин в зависимости
от возраста. Конец трубки зажимают, затем через 2-5 мин зажим отпускают,
невсосавшаяся вода удаляется. Процедуру повторяют до тех пор, пока
температура тела не снизится до 37,5 °С. Внимательно следят, чтобы объем
вводимой жидкости ненамного превышал объем выводимой жидкости. Кроме
того, рекомендуется промывание желудка прохладным (18-20 °С)
изотоническим раствором хлорида натрия. Показано внутривенное введение
10-20 мл 20 % раствора глюкозы, охлажденного до температуры 4 °С,
применяют лекарственные средства (парацетамол, анальгин). Введение
лекарственных средств допускается лишь по назначению врача.
Рис. 34. Помощь при гипертермии:
а
– обкладывание головы пузырями со льдом; б – промывание желудка и
введение прохладной воды в прямую кишку; в – обтирание кожи спиртовым
раствором или эфиром; г – введение лекарственных средств
Период
снижения температуры тела может протекать критически либо литически.
Быстрое падение температуры тела (с 40 до 36 °С) называют критическим.
Одновременно происходит резкое снижение сосудистого тонуса и
артериального давления. Пульс становится слабым, нитевидным. У ребенка
развиваются слабость, обильное потоотделение, конечности становятся
холодными на ощупь. Такое состояние, называемое кризисом, требует
экстренных мероприятий. Больного согревают, к телу и конечностям
прикладывают грелки. Дают крепкий теплый чай. Вследствие обильного
потоотделения ребенка необходимо переодеть в чистое и сухое белье,
предварительно насухо вытерев тело, особенно складки. Если требуется, то
меняют также постельное белье.
Постепенное
снижение температуры тела, называемое литическим, сопровождается
небольшой испариной и умеренной слабостью. Ребенок спокойно засыпает.
Постовая медицинская сестра следит, чтобы больного не будили, так как
сон восстанавливает силы.
Правила снижения температуры. В тех случаях, когда необходимо снизить температура, ее необязательно снижать до нормальной:
обычно
достаточно понизить ее на 1-1,5°С, что легко достигается с помощью
парацетамола или ибупрофена в возрастных дозировках. При этом
самочувствие ребенка улучшается.
Согласованные показания к снижению температуры и назначение жаропонижающих средств:
1) у ранее здоровых детей старше 3 мес:
– температура выше 39,0-39,5°С;
– мышечная ломота, головная боль;
– шок;
2) у детей первых 3-х мес. жизни – температура выше 38°С;
3) у детей с фебрильными судорогами в анамнезе – температура выше 38-38,5°С;
4) у детей с тяжелыми заболеваниями сердца, легких, ЦНС – температура выше 38,5°С.
Жаропонижающие
средства по возможности не используют курсовым методом. Очередную дозу
жаропонижающего следует давать лишь после того, как температура тела
достигла прежних высоких цифр.
Температурящий
ребенок нуждается в назначении соответствующей диеты. Учитывая снижение
аппетита, кормить больного ребенка нужно чаще и дробными порциями,
уменьшив в рационе количество белка животного происхождения.
При
уходе за температурящими больными тщательно следят за состоянием кожных
покровов и слизистых оболочек, принимают меры для предупреждения
пролежней. Для отправления естественных потребностей судна и утки подают
в постель.
Тепловой удар возникает
при общем перегревании организма в результате воздействия внешних
тепловых факторов. Тепловой удар происходит у ребенка, находящегося в
плохо вентилируемом помещении с высокой температурой воздуха и
влажностью. Способствуют тепловому удару теплая одежда, несоблюдение
питьевого режима. У детей грудного возраста тепловой удар может
возникнуть при укутывании в теплые одеяла, при нахождении детской
кроватки (или коляски) около батареи центрального отопления или печи.
Неотложная помощь заключается в том, что больного срочно выносят в
прохладное место, где обеспечивают доступ свежего воздуха; ребенка
раздевают, дают холодное питье, на голову кладут холод ный компресс.
Солнечный удар происходит
у детей, длительное время находящихся на солнце (прогулки, работа в
поле). Неотложная помощь при солнечном ударе аналогична помощи,
оказываемой больным с тепловым ударом. В тяжелых случаях показана
срочная госпитализация.
Подготовка больного к спинномозговой пункции. У
детей с гипертермией часто возникает необходимость исключения поражения
мозга и мозговых оболочек, в связи с чем больному ребенку проводится
спинномозговая пункция. Конечно, следует подчеркнуть, что спинномозговую
пункцию проводят не только при лихорадочных состояниях. Показаниями
могут служить подозрения на органическое поражение мозга, а также
необходимость снижения внутричерепного давления, купирования серии
эпилептических припадков и др.
Задачи медсестры при подготовке больного ребенка к спинномозговой пункции:
1) вечером накануне пункции больному поставить клизму (по назначению врача);
2) утром проследить за тем, чтобы ребенка не кормили;
3) подготовить чистую постель и переодеть больного в чистое белье;
4) провести разъяснительную беседу с больным и его родителями.
Медсестра
принимает участие в процедуре спинномозговой пункции как помощник.
Прокол при спинномозговой пункции проводится в положении больного сидя
(для подростков) и лежа (для детей). Ребенка кладут на кушетку с
высокими ножками или на специальный стол у самого края. Голова его
сильно пригнута к груди, ноги согнуты в коленях и подтянуты к животу.
Медсестра фиксирует горизонтальное положение ребенка. Медсестра проводит
палочкой с ватой, смоченной 5 % раствором йода спиртового, линию по
верхнему краю гребешков подвздошных костей, перпендикулярно
позвоночнику, затем смазывает участки кожи на 5 см выше и ниже по
остистым отросткам позвонков. Подает иглу врачу. После прокола и
извлечения спинномозговой жидкости обрабатывает место прокола,
прикладывает стерильный марлевый тампон. После пункции ребенка в
положении лежа переносят на постель, укладывают на 2 ч без подушки на
живот. Кормить и поить ребенка можно не ранее чем через 2-3 ч после
манипуляции. В течение 2-3 дней соблюдается режим ограничения физической
активности, и больной находится под постоянным наблюдением.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое гипертермия?
2. Какую помощь оказывают ребенку в период повышения температуры тела?
3. Как
рассчитать дополнительно количество жидкости, которую надо дать ребенку
с температурой тела 39 °С (масса тела ребенка 30 кг)?
4. При каких условиях может возникнуть тепловой удар у детей первого года жизни?
5. Какую неотложную помощь оказывают ребенку, получившему солнечный удар?
6. Как проводится подготовка ребенка к спинномозговой пункции?
Источник