Температура тела человека лекция

Температура тела человека лекция thumbnail

Термометрия.

– это измерение температуры тела. Термометр – от греч. термия – жар, метрио – измеряю. Градусник – от лат. градус – шаг, ступень. Различают шкалу градусов по Фаренгейту (в качестве нижней опорной точки (0°F) он использовал температуру замерзания солевого раствора, самую низкую воспроизводимую температуру в то время, а в качестве верхней точки использовалась температура тела человека (96°F).), Кельвину (обосновал понятие абсолютного нуля температуры, при котором прекращается любое тепловое движение. Именно от этого абсолютного нуля и отсчитываются температуры по шкале Кельвина), Цельсия (Опорные точки соответствовали температурной шкале Реомюра, но 1 градус равнялся 1/100 разности температур кипения воды и таяния льда.), Реомюра (один градус равнялся 1/80 разности температур кипения воды и таяния льда при атмосферном давлении. Спустя несколько десятков лет эта температурная шкала практически вышла из употребления.). Перевести температуру из одной температурной шкалы в другую можно, если знать, что 0°С соответствует 32°F и 273,15 К, а 100°С равнозначны 212°F и 373,15 К.

Терморегуляция.

У человека, как и у других млекопитающих, отмечается постоянство температуры тела. Оно обеспечивается взаимодействием 2-х процессов: теплопродукция (теплообразование) и теплоотдача.

Теплообразование в организме (химические процессы) осуществляется в результате окислительных процессов в мышцах, внутренних органах, в обмене веществ.

Теплоотдача (физические процессы) осуществляется путем теплопроведения, теплоизлучения, испарения. Таким образом, сложная регуляция процессов теплоотдачи и теплопродукции обеспечивает температурное постоянство внутренней среды организма, оптимальной для нормальной жизнедеятельности органов и тканей.

Показатели нормальной температуры тела,

физиологические колебания температуры тела.

  1. В зависимости от возраста:

Для детей – норма – 37-37,2 градуса

Для взрослых – норма от 36-до 37 градусов.

Для пожилых – норма от 35,5 до 36 градусов

  1. От времени суток, т.е. утренняя температура ниже, чем вечерняя температура.

  2. От места измерения температуры тела: температура на коже ниже, чем на слизистых.

  3. От пола: у женщин температура выше, чем у мужчин, особенно в момент овуляции.

  4. Физическая нагрузка, обильный прием пищи – способны повысить температуру тела.

  5. Физиологические колебания температуры тела колеблются от 0,3 градусов до 0,8 градусов, но не более 1 градуса.

  6. При стрессе температура может повыситься, а при депрессии понизиться.

  7. Минимальная летальная температура – от 15 до 23 градусов.

  8. Максимальная летальная температура – более 42-43 градуса.

Виды термометров для измерения температуры тела.

  1. Термометр медицинский максимальный

  2. Электронный термометр

  3. Электротермометры или термощупы – применяют в диагностических целях – местное измерение температуры в определенных полостях тела человека, например пищеводе, желудке, кишечнике.

  4. Радиокапсулы – которые проглатывают больные. Проходя через желудочно-кишечный тракт, радиокапсулы, снабженные датчиками, передают сигналы об изменении температуры тела тех или иных объектов, которые фиксируют соответствующим прибором.

hello_html_1b14b58d.png

  1. Регистрацию естественного теплового излучения, исходящего с поверхности тела (термография или тепловидение), применяют для диагностики целого ряда заболеваний, например воспалительных заболеваний внутренних органов, злокачественных опухолей молочных желез, щитовидной железы и т. д. Метод тепловидения основан на том, что при некоторых заболеваниях над очагом поражения определяется увеличение интенсивности теплового излучения, связанное с изменением кровообращения и обменных процессов в пораженных тканях.

  2. Термотест – это пластиковая пластинка, на которой имеется взвесь из жидких кристаллов. Он прикладывается к телу человека, при нормальной температуре тела появляется буква N, при повышенной температуре – T или FEBRIS (лихорадка).

  3. Инфракрасный термометр – Инфракрасные термометры бывают ушные, лобные и бесконтактные. Измерение температуры тела практически мгновенно, в течение 2-3 секунд, бесконтактный лобный инфракрасный термометр позволяет измерить температуру тела, не касаясь тела пациента, и также он не нуждается в последующей обработке.

hello_html_35d36619.png

Устройство термометра медицинского.

  1. Стеклянный корпус

  2. Резервуар – для ртути (2 грамма ртути)

  3. Капилляр – стеклянная трубка, по которой движется ртуть.

  4. Шкала – в градусах, от 34 до 42 градусов (одно деление- составляет 0,1 градус).

  5. Штифт – сужение между резервуаром и капилляром.

Дезинфекция и хранение термометров.

  1. Дезинфекция – полное погружение в специальный контейнер или емкость с раствором: 0,5% хлорамина – 30 минут, 1% раствор хлорамина – 15 минут, 2 % раствор хлорамина – 5 минут. Электронный термометр протирают 70% этиловым спиртом. После дезинфекции термометр ополаскивают под проточной водой, насухо вытирают.

  2. Хранится термометр в сухом виде, в стеклянной емкости, на дно корой помещается слой ваты, и термометр опускается в емкость резервуаром вниз. На противоположной стороне термометра располагается резиновый колпачок, для того, чтобы термометр не выскальзывал при встряске. В домашних условиях термометр хранится в футляре. При аварийных ситуациях (повреждение термометра) удаление ртути – демеркуризация, осуществляется специально обученным персоналом.

Если разбился градусник, самое главное — это тщательно убрать ртуть.

  1. Вывести всех людей из помещения, где разбился градусник.

  2. Открыть окно для притока свежего воздуха;

  3. закрыть плотно дверь, чтобы изолировать загрязнённую комнату от других помещений.

  4. Одеть марлевую повязку или респиратор, резиновые перчатки.

  5. Нельзя вытирать разлившуюся ртуть тряпкой (это приведёт лишь к дальнейшему раздроблению ртути),

  6. Нельзя использовать для уборки пылесос. Для сбора ртутных шариков можно использовать резиновую грушу, лейкопластырь (или липкую ленту – скотч).

  7. Уборка капель ртути осуществляется от периферии загрязнённого участка к его центру. Крупные капли собираются резиновой грушей, мелкие — при помощи лейкопластыря. Всё собранное и то, чем собирали (резиновая груша, лейкопластырь, разбитый градусник), помещается в эмалированную или стеклянную посуду, наполненную раствором демеркутизатора, и плотно закрывается крышкой. Собранную ртуть можно сдать в местный санэпиднадзор (их же можно пригласить для проведения анализа воздуха на наличие паров ртути).

Читайте также:  Паразиты в теле человека высокая температура

Место аварии, где разбился градусник, обрабатывается раствором демеркутизатора. Демеркутизаторы — это химические вещества, применение которых снижает скорость испарения ртути и облегчает механическое удаление ртути. К демеркутизаторам относят:

  • мыльно-содовый раствор (4% раствор мыла в 5-процентном водном растворе соды);

  • 0,2% водный раствор перманганата калия, подкисленного соляной кислотой (5 мл кислоты, удельный вес 1,19, на 1 л раствора перманганата калия);

  • 20% раствор хлорной извести;

  • 5-10% раствор соляной кислоты и др.

В медицинских учреждениях должна быть сформирована укладка для проведения демеркуризации с необходимым запасом средств химической демеркуризации.

Места измерения температуры тела.

  1. На коже: подмышечная впадина – 10 минут, паховая складка – 10 минут

  2. На слизистых оболочках: ротовая полость – в подъязычной области, в прямой кишке, во влагалище – везде 5 минут.

Измерение температуры тела в паховой складке – измеряют детям, младенцам, тяжелым пациентам. Придать положение пациенту, осмотреть паховую складку, тщательно вытереть, поместить резервуар термометра так, чтобы он соприкасался с кожей – 10 минут.

Измерение температуры тела в прямой кишке – уложить пациента на бок (если многоместная палата, то отгородить ширмой) – вымыть руки гигиеническим уровнем, надеть стерильные перчатки. Ввести смазанный вазелином резервуар термометра на 3-4 см. Извлечь термометр через 5 минут. Сообщить пациенту результат измерения. Термометр погрузить в дез. раствор и снять перчатки, вымыть руки. Зарегистрировать результат в температурном листе.

Измерение температуры тела в ротовой полости. Противопоказания: нельзя измерять температуру тела детям, психическим больным. Вымыть руки и надеть перчатки. Поместить резервуар в ротовую область (подъязычная область). Время измерения – 5 минут. Сообщить пациенту результаты измерения. Продезинфицировать термометр. Снять перчатки и вымыть руки. Зарегистрировать результаты измерения.

Регистрация результатов измерения температуры тела.

Цифровая запись. После измерения температуры тела (в стационаре измеряют 2 раза в сутки, утром натощак с 7 до 8 часов и вечером перед последним приемом пищи – с 17 до 18 часов). Кроме того, если необходимо измерение температуры тела через определенное время (2-3 часа) по назначению врача – это называется измерения профиля температуры. В общий постовой температурный лист цифрами записываются утренние и вечерние показания температуры.

Например, 1 палата – Иван Иванович утром 36,6 градусов, вечером- 36,8. Затем. Данные измерения температуры тела переносятся в индивидуальный температурный лист в историю болезни, где осуществляется графическая запись, в виде кривой черного цвета.

Источник

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Черемховский медицинский техникум»

Учебно-методический комплекс для преподавателя

по дисциплине: «Анатомия и физиология человека»

по теме: «Терморегуляция»

для специальности: 34.02.01 Сестринское дело

31.02.01 Лечебное дело

Разработчик:

преподаватель

Анатомии и физиологии человека

Зинкевич Т.В.

2018г.

«Рассмотрено»:

на заседании ЦМК ОПД

Протокол №

Председатель ЦМК

« »__________ 2018г.

______________ Краевская Н.Н.

«Утверждаю»:

Зам. директора

По учебной работе

« »___________2018г.

________Вершинина Н.А.

Содержание

Выписка из ФГОС

4

2.

Технологическая карта

5

3.

Глоссарий

9

4.

Приложение 1

10

Выписка из рабочей программы «Анатомия и физиология человека»

для специальности 34.02.01 Сестринское дело

31.02.01 Лечебное дело

по теме: «Терморегуляция»

Содержание

Температура тела, физиологические колебания температуры тела. Значение постоянной температуры для организма человека. Факторы, поддерживающие оптимальную для метаболизма температуру тела. Терморецепторы. Характеристика теплопродукции и теплоотдачи. Механизмы терморегуляции: химическая и физическая терморегуляция. Нервный и гуморальный механизм терморегуляции.

Количество часов: 2

Перечень компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться

с коллегами, руководством, потребителями.

П.К. 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний

П.К. 2.3. Выполнять лечебные вмешательства

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

П.К. 3.6.Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №

Предмет: Анатомия и физиология человека.

Тема занятия: Терморегуляция.

Вид занятия:Лекционное занятие.

Время: 90 мин

Цели занятия:

Учебная: Познакомить студентов с особенностями терморегуляции.

Развивающая: Развивать навыки и умения, применять полученные знания для решения проблемных вопросов, задач.

Воспитательная: продолжить воспитание навыков здорового образа жизни.

Межпредметные связи

Обеспечивающие: Биология.

Обеспечиваемые:

ПМ 02 МДК 02.01 Сестринский уход при различных состояниях и заболеваниях.

Обеспеченность занятия:

А. Наглядные пособия: скелет.

Б. Раздаточный материал:

В. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор

Г. Учебные места: кабинет № 305

Литература:

  • Основная:

Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский Л.И. Анатомия и физиология человека: учебн. для студентов учреждений сред. проф. – образования – 9 изд. стер. М.: Издательский центр «Академия»; 2014 496с.

Р.П. Самусев., Н,К. Сентябрёв – Москва: «Анатомия и физиология человека» учебное пособие для студентов Издательство АСТ: Мир и образование, 2016. – 576 с.: ил.

Р.П. Самусев.,Атлас анатомии человека: Учебн. Пособие для студентов учреждений сред. профессион. Образования/ – 7- изд. Перераб. – Москва: ООО «Издательство Мир и образование», 2016, – 544с: с ил.

Дополнительная литература:

Консультант студента. www.medcollegelib.ru:

Анатомия и физиология. [Электронный ресурс] : учебник / Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014.

Анатомия человека: атлас [Электронный ресурс] : учеб. пособие для медицинских училищ и колледже / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015.

Анатомия человека. Электронный ресурс]: учебник для медицинских училищ и колледжей / З.Г. Брыксина, М.Р. Сапин, С.В. Чава – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.

Читайте также:  С чем связана низкая температура тела человека

Ход занятия:

3

2

Использование электронных ресурсов, ТСО

Содержание занятия:

элемента

Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения

Добавления, изменения, замечания

1

2

3

1.

Организационный момент

2 мин.

Взаимные приветствия преподавателя и студентов;

Фиксация отсутствующих;

Проверка внешнего состояния классного помещения;

Проверка подготовленности студентов к занятию;

Задача: Подготовить студентов к работе на занятии, определить цели и задачи занятия.

2.

Этап проверки домашнего задания

25 мин.

Метод: продуктивно – практический

  1. Фронтальный (адресный) опрос (устно)

Какие железы входят в эндокринную систему?

Какую функцию выполняют э/ железы?

Назовите функцию гормонов?

К чему приводит гиперфункция и гипофункция?

Назовите гормоны передней и задней долей гипофиза и физиологическое действие на организм?

Назовите гормоны щитовидной железы?

Какая железа вырабатывает гормон мелатонин?

Назовите гормоны гипоталамуса?

При недостатке, какого гормона возникает заболевание сахарный диабет?

Задача: Установить правильность и осознанность выполнения всеми студентами домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

3.

Этап подготовки студентов к активному и сознательному усвоению материала

3 мин.

Метод: стимулирования мотивации учебно – познавательной деятельности студентов.

Тема занятия: Терморегуляция.

Цель занятия:

Познакомить студентов с особенностями терморегуляции.

Задачи:

  • Изучить процесс терморегуляции.

  • Рассмотреть температуру тела, физиологические колебания температуры тела.

  • Рассмотреть терморецепторы.

  • Рассмотреть механизмы терморегуляции: —химическая терморегуляция;

-физическая терморегуляция.

  • Рассмотреть характеристику теплопродукции и теплоотдачи.

  • Рассмотреть центральные механизмы терморегуляции.

Проблема: Какую роль в организме играет терморегуляция?

Задача: Организовать и направить к цели познавательную деятельность студентов.

4

Этап понимания студентами учебного материала

20 мин.

Метод: продуктивно – практический

План лекции

  • Изучить особенности терморегуляции.

  • Знать температуру тела, физиологические колебания температуры тела.

  • Знать терморецепторы.

  • Знать механизмы терморегуляции: химическая терморегуляция;

-физическая терморегуляция.

  • Знать характеристику теплопродукции и теплоотдачи.

  • Знать центральные механизмы терморегуляции.

Задача: установить, усвоили или нет студенты содержание новых понятий из изучаемого материала, устранить обнаруженные пробелы.

Приложение 1.

5

Этап закрепления материала

35 мин.

Метод: продуктивно – практический

  1. Фронтальный опрос

Какие процессы, протекающие в организме человека играют роль в поддержании температуры тела?

Отчего зависит температура органов и тканей?

Как колеблется температура тела в течение дня?

Назовите местоположение холодовых и тепловых рецепторов?

В чём заключается химическая и физическая терморегуляция?

Назовите центральные механизмы терморегуляции?

Метод: частично – поисковый

  1. Решение проблемы

Какую роль в организме играет терморегуляция?

Задача: Закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

6

Подведение итогов занятия

3 мин.

Метод: рефлексивный

Рефлексия:

Удалось ли решить проблемный вопрос?

Комментарий оценок

Задача: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

7

Этап информирования студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин.

Метод: репродуктивный

  • Повторить лекционный материал по теме:

«Терморегуляция»

Задача: Сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Глоссарий

Гипертермия – повышение температуры при чрезмерных тепловых нагрузках.

Дрожь – беспорядочные непроизвольные мышечные сокращения, вызванные спазмом мелких сосудов.

Колбы Краузе – рецепторы холода.

Лихорадка – неспецифический типовой патологический процесс, одним из признаков которого является изменение теплорегуляции и повышения температуры тела.

Тельца Руффини – тепловые рецепторы.

Приложение 1

Лекция на тему: «Терморегуляция»

Температура тела

Постоянно протекающие обменные процессы играют важную роль в поддержании температуры тела. Тепловой обмен человека относится к гомойотермным организмам. Способны поддерживать постоянную температуру тела. Все ткани вырабатывают тепло. Температура органов и тканей зависит от интенсивности теплообразования и величины теплопотери. Температура наружной поверхности тела и внутренних органов различна. Наиболее низкая температура тела отмечается на кистях и стопах, наиболее высокая – в подмышечной впадине, где её обычно и определяют; здесь температура в норме равна 36-37 °С (1). Наиболее высокая температура в прямой кишке и печени (до 38-38,5 °С).

Температура тела колеблется в течение дня: в предутренние часы (2-4 часа ночи) она минимальна, днём (в 16-19 ч) – максимальна. Суточные колебания температуры тела – пример циркадных (околосуточных) ритмов, регулируемых биологическими часами организма и синхронизированных с внешними сигналами (например, вращением земли). Суточный перепад температуры тела в этом случае составляет 1 °С.

При физической нагрузке внутренняя температура тела повышается, а средняя температура кожи понижается из-за выделения и испарения пота.

Обезвоживание организма приводит к подъёму внутренней температуры тела и ограничивает трудоспособность. Ректальная температура при марафонском забеге достигает 39-40 °С, иногда даже около 41 °С.

Температура тела регулируется нервно-гуморальным путём. Теплообразование усиливают гормоны тироксин и адреналин.

Рефлекторный терморегуляторный ответ возникает при раздражении тепловых и холодовых рецепторов.

Холодовые рецепторы – колбы Краузе – расположены в подслизистом слое, в коже (ближе к эпидермису), в мышцах брюшного пресса.

Тельца Руффини, лежащие в глубоких отделах дермы и в подкожном слое, считают тепловыми рецепторами. Температурные воздействия могут воспринимать также окончания чувствительных нервных волокон.

Холодовых рецепторов больше, чем тепловых: их количество в коже человека достигает 250 тыс., а тепловых – 30 тыс. Наибольшая плотность холодовых рецепторов обнаружена в коже лица: 16-19 рецепторов/см2.

Терморецепторы кожи чрезвычайно чувствительны к колебаниям температуры окружающей среды. Кожная рецепция важна не только для ощущения тепла или холода, но и для регуляции

температуры тела. Температурные стимулы вызывают приятные или неприятные ощущения. При охлаждении значительных поверхностей тела ниже 30 °С возникает стойкое ощущение холода. При изменении температуры кожи температурные ощущения зависят, в основном, от её исходной температуры. Так, при низкой температуре кожи незначительное понижение температуры воспринимается быстрее, чем её повышение. То же происходит и при высокой температуре. Восприятие медленных изменений температуры замедлено. При очень медленном охлаждении человек может его не заметить и простудиться.

Читайте также:  Сильно трясет человека при температуре

hello_html_4a8040e6.png

Рис.1. Температура кожи разных участков тела человека

Механизмы терморегуляции

Для обеспечения постоянной температуры тела необходимо поддержание баланса между теплопродукцией и теплоотдачей с помощью регуляторных механизмов: физических и химических.

Химическая терморегуляция осуществляется при усилении или ослаблении скорости обменных реакций; физическая – путём изменения интенсивности теплоотдачи организмом.

Химическая терморегуляция

Значение химической терморегуляции велико при понижении температуры тела. Теплообразование усиливается при отклонении температуры окружающей среды от температуры комфорта, составляющей 18-20 °С для легко одетого человека, 26-28 °С – для обнажённого.

Наиболее интенсивно теплообразование идёт в мышцах при физических нагрузках: при лёгких нагрузках теплообразование увеличивается на 50-80%, при тяжёлых – в 4-5 раз.

При охлаждении вследствие возбуждения холодовых рецепторов у человека рефлекторно возникает дрожь – беспорядочные непроизвольные мышечные сокращения, вызванные спазмом мелких сосудов. Уменьшение притока крови снижает кожную температуру на несколько градусов. Импульсы от колб Краузе по спиноталамическому тракту достигают подкорковых образований и коры больших полушарий, где формируется ощущение озноба. Эфферентные импульсы от центра терморегуляции гипоталамуса направляются по проводящим путям к двигательным нейронам спинного мозга и мышцам, ответственным за возникновение дрожи. Одновременно усиливается теплообразование в печени и лёгких. Повышаются энергетические затраты в целом, что приводит к увеличению теплопродукции и повышению температуры.

Теплопродукция в мышечной ткани может увеличиваться и без сокращения мышц за счёт рефлекторного повышения интенсивности обменных процессов.

Физическая терморегуляция

Физическая терморегуляция имеет значение в условиях повышенной температуры окружающей среды. У человека и животных теплообмен с окружающей средой включает проведение и излучение тепла, конвекцию, испарение.

О проведении тепла говорят при непосредственном контакте тела с плотным субстратом (одеждой или поверхностью, соприкасающейся с телом). При этом величина теплоотдачи определяется температурой и теплопроводностью прилежащего субстрата. Одежда уменьшает и даже прекращает проведение тепла. В воде отдача тепла интенсивнее, чем на воздухе.

Теплоотдача путём длинноволнового инфракрасного излучения, испускаемого кожей, зависит от разности температур кожи и окружающих отражающих поверхностей. За счёт излучения теряется основное количество теплоты – до 60%.

Для теплоотдачи путём проведения и излучения тепла важно перераспределение крови в сосудах и изменение количества циркулирующей крови. Так, при понижении температуры кожи её капилляры и артериолы суживаются, кожа становится бледной и холодной, теплоотдача уменьшается, и кровь через артерио-венозные анастомозы депонируется в сосудах брюшной полости, оберегая внутренние органы от переохлаждения. При повышении температуры кожи её артериолы и капилляры расширяются, кожа краснеет, нагревается, что повышает все процессы теплоотдачи: проведение, излучение, конвекцию и испарение (в связи с увеличением потоотделения). Импульсы, изменяющие просвет сосудов и потоотделение, поступают по эфферентным вегетативным волокнам.

Теплоотдача путём конвекции осуществляется, если кожа теплее окружающего воздуха. Прилежащий к коже более теплый и лёгкий воздух замещается холодным плотным воздухом. При ветре конвекция усиливается.

Теплоотдача с помощью испарения осуществляется с поверхности кожи (2/3 влаги), со слизистых оболочек дыхательных путей (1/3 влаги). Интенсивность переноса тепла от кожи зависит от разности давления водяного пара на её поверхности и в окружающей среде. Чем выше температура окружающей среды, тем больше испарение. Установлено, что на испарение 1 г воды расходуется 2,4 кДж энергии. Вода с поверхности тела испаряется при выделении пота. Даже при отсутствии видимого потоотделения через кожу испаряется до 0,5 л воды в сутки (невидимое потоотделение). Потери воды за счёт её диффузии через кожу и слизистые оболочки – чисто физический процесс. Функции потовых желёз регулирует симпатический отдел ВНС.

Таким образом, в состоянии покоя взрослый человек выделяет во внешнюю среду 15% тепла путём проведения, около 60% – посредством теплоизлучения и 19% – за счёт испарения воды.

Центральные механизмы терморегуляции

Термочувствительные центры находятся в продолговатом мозге, среднем мозге и гипоталамусе, тепловая чувствительность которого наиболее выражена. Чувствительный центр терморегуляции находится в переднем гипоталамусе. Задний гипоталамус – интегративная область терморегуляции, собирающая всю информацию о температуре различных поверхностей, областей тела и внутренних органов; здесь формируются эфферентные импульсы, регулирующие физическую и химическую терморегуляцию.

Центры терморегуляции поддерживают колебания температур в точно заданном режиме, и суточные колебания температур допустимы лишь в узких пределах. Предполагают, что в центре терморегуляции гипоталамуса существует три вида нейронов: чувствительные к теплу, чувствительные к холоду и не реагирующие на колебания температуры. Однако последние регулируют стандартные сигналы сравнения для термочувствительных нейронов.

Разрушение гипоталамуса приводит к нарушению процессов теплообразования и физической теплоотдачи. При этом животное не лишается способности переносить холод, однако при повышении температуры окружающей среды оно легко перегревается вследствие повреждения механизма физической терморегуляции (сужение сосудов, потоотделение). Нарушение процессов терморегуляции в организме выражается лихорадкой и гипертермией. Лихорадка – патологический процесс, характеризующийся, главным образом, повышением температуры тела (изучается в курсе «Основы патологии»).

Гипертермия – повышение температуры при чрезмерных тепловых нагрузках. При этом регуляторные механизмы не справляются с поддержанием постоянной температуры тела. Организм может выдержать кратковременное повышение температуры тела до 42 °С, но дальнейшее её повышение вызывает тепловой удар: бред, потерю сознания в результате отёка мозга, судороги. При лёгком перегревании возникает обморок.

13

Источник