Температура в организме человека химические реакции

Гуморальные механизмы регуляции в организме осуществляются с помощью химических веществ, которые образуются в процессе различных биохимических реакций.
Биохимические процессы в организме основываются на молекулярном строении вещества, атомы которого соединены разными связями. При этом атомы одних веществ несут на себе положительный заряд, другие – отрицательный. При определенных условиях, делающих возможным течение химических реакций, молекулы веществ обмениваются своими составляющими (атомами или ионами). В результате комбинации атомов и молекул образуются тысячи новых химических веществ. При этом может создаться впечатление, что вещества в клетке находятся в относительном покое. Однако молекулы веществ, подобно персонажам какого-нибудь светского бала, перемещаются в заданных направлениях, периодически обмениваясь между собой партнерами. При рассмотрении функционирования клетки и ее составляющих (мембраны, цитоплазмы, органелл, ядра), в том числе генетического аппарата с биохимической точки зрения все происходящие в них процессы сводятся к разрыву одних химических связей и образованию других. Это дает возможность клетке поддерживать свою жизнедеятельность получая энергию, необходимую для поддержания подсистемы жизнеобеспечения, и выполняя специфические функции. Биохимические процессы являются основой обмена веществ.
Обмен веществ обеспечивает самосохранение, рост, развитие и самовоспроизведение клеток организма. | |||
Питательные вещества, поступающие в клетку через один из ее функциональных входов, превращаются в вещества, необходимые для поддержания жизнедеятельности клетки и выполнения ею специфических функций. Остаточные продукты обмена выводятся через выходы системы (смотри рисунок 1.4.1 в разделе 1.4.1).
Конечной целью всех биохимических реакций, протекающих в организме, является выполнение двух основных функций. Первая из них – обеспечение постоянства внутренней среды (гомеостаза), непосредственное поддержание стабильности “подсистемы жизнеобеспечения”. Вторая – выполнение специальных функций, заключающихся в реагировании на определенные внешние воздействия (например, проведение нервного импульса нейроном, выработка гормона, перенос кислорода эритроцитом, сокращение мышечной клетки).
Обе эти задачи решаются с использованием механизма обратной связи, который описан в предыдущем разделе. Его суть состоит в том, что клетка помнит (часто на генетическом уровне) нормальное значение параметра и меняет значение текущего параметра до тех пор, пока оно не достигнет нормального. В этом смысле часто нельзя сказать, когда и где начался биохимический процесс. Можно назвать только параметр, который регулируется, и определить его нормальное значение. Как же реализуется обмен веществ?
Для того чтобы вещество поступило к клеткам, оно должно сначала попасть в кровь. Только после этого, преодолев ряд внутренних барьеров, оно сможет дойти до цели, связаться с клетками-мишенями, вызвать нужные изменения в функционировании тканей, органов и систем (что и является проявлением его биологического действия) и, наконец, подвергнувшись превращениям (биотрансформации), или в неизмененном виде покинуть организм. При этом, как правило, происходит выделение энергии, в некоторых случаях – ее поглощение.
Какими путями питательные вещества могут попадать в кровоток? Из желудочно-кишечного тракта питательные вещества проникают в кровь, которая переносит их по организму и доставляет в различные ткани органов и систем. Этот процесс обозначают термином всасывание (абсорбция). При поступлении белки, углеводы и липиды преобразуются в желудочно-кишечном тракте при участии активных ферментов, которые выделяются железами желудка, кишечника, поджелудочной железой и поступают с желчью. При всасывании вещества проходят через клеточные мембраны, играющие основную роль в процессах транспорта веществ. Именно их ионные каналы и поры (“ворота” клетки структурно отражают понятие функциональных входов и выходов, участвующих в выполнении основных задач клетки.
В дальнейшем из кровяного русла питательные вещества проникают в ткани, где подвергаются различным биохимическим процессам, в ходе которых превращаются в необходимые для клетки формы химических соединений. Графическое изображение процессов представлено на рисунке 1.4.8. Обратите внимание, что на схеме не показана энергетическая сторона обмена – высвобождение, запасание и использование энергии. Более подробно эти процессы будут рассмотрены в этом разделе несколько позже.
Рисунок 1.4.8. Течение биохимических процессов в клетки. Схема обмена веществ
Давайте по рисунку проследим последовательность этапов обмена веществ в клетке. Источниками материалов для обновления структур и энергообеспечения служат пищевые продукты, в составе которых организм получает углеводы, липиды, белки, некоторые биологически активные соединения (например, витамины) и минеральные вещества. Исходные соединения поступают в клетку не в готовом виде, а в виде “заготовок” из питательных веществ, которые она, по мере необходимости, перерабатывает для своих нужд и нужд организма. Изготовление “заготовок” происходит в процессе пищеварения, когда пища в желудочно-кишечном тракте подвергается расщеплению: белки – до аминокислот, углеводы – до моносахаридов (глюкозы и других соединений), жиры – до жирных кислот и моноглицеридов. Низкомолекулярные биологически активные и минеральные вещества всасываются во внутреннюю среду преимущественно без какой-либо предварительной химической трансформации. Химические соединения с током крови поступают к клеткам, где включаются в процессы синтеза (образование специфических белков, углеводов, липидов и регуляторных соединений для клетки) процессы окислительно-восстановительных реакций, в ходе которых высвобождается энергия химических связей. Следующий это этап, на котором питательные вещества подвергаются дальнейшему расщеплению и/или биотрансформации с целью получения в процессе биосинтеза собственных веществ. Основными реакциями, которые при этом протекают, являются окисление, восстановление, отщепление, гидролиз, синтез.
Полученные соединения либо сразу расходуются “на строительные, ремонтные и хозяйственные нужды” клетки, либо аккумулируются в ней для последующего использования. Запасаются главным образом высокоэнергетические соединения – жиры, глюкоза в виде полимера (гликогена), которые при расщеплении высвобождают большое количество энергии. Другие соединения, синтезированные “на экспорт” (гормоны, медиаторы и другие) выделяются (секретируются) за пределы клетки с целью коммуникации с соседними или отдаленно расположенными клетками.
Например, оптимальная концентрация белков в клетке обеспечивается их синтезом из имеющихся в клетке аминокислот “по мере необходимости”. Реакции биосинтеза белка “запускаются” по механизму обратной связи, о котором рассказывалось в предыдущем разделе. Это касается в первую очередь выработки гормонов, медиаторов и других сигнальных молекул. Синтез белка на нужды самой клетки регулируется иначе – без включения механизмов гуморальной и нервной регуляции. Вероятно, клетка каким-то образом ощущает нехватку определенного белка (например компонента клеточной мембраны), сравнивает с генетически запрограммированной должной величиной, и это становится пусковым моментом для его выработки. При рассмотрении механизмов биохимических процессов, протекающих в клетке, и их механизмов возникает много вопросов. Что заставляет клетку вырабатывать определенный белок? Как образуется такое многообразие белковых молекул? Давайте попробуем проследить на следующем примере.
Предположим, мы съели шоколадку. Не углубляясь в последствия этого опрометчивого шага, скажем, что после такой углеводной нагрузки клеткам срочно потребуется переработать углеводы. “Нужен инсулин!” – кричат клетки, и мозг посылает указание бета-клеткам поджелудочной железы: “Прошение удовлетворить. Выработать инсулин!” Дальше начинается самое интересное. Как клетки вырабатывают белок, в частности инсулин?
Белки, согласно определению, – это сложные высокомолекулярные вещества, состоящие из аминокислот, которые, в свою очередь, являются органическими кислотами, содержащими одну или более аминогрупп. Всего аминокислот 20 (представим их бусинами разных цветов), а белки – это бусы, собранные в нужном порядке. Сколько же число белковых молекул (бус) можно составить, при условии, что количество аминокислот (бусин) в одной белковой цепи может достигать нескольких сотен! Это определяет колоссальное разнообразие белков.
Основной процесс, который лежит в основе начала синтеза белка, довольно сложен и до сих пор не изучен. Ученые считают, что в ответ на воздействие внешнего фактора (в данном случае избыток углеводов) сигнал каким-то образом поступает к ядру клетки, который и является инициирующим и основополагающим в запуске синтеза белка. Считается, что синтез белка начинается в ядре клетки. ДНК – основной носитель генетической информации, и, как вы уже знаете, представляет собой двойную спираль, закрученную вокруг общей оси. Ген – это участок ДНК, содержащий программу построения только одного определенного белка, например выше упомянутого инсулина. Афористическая формула “Один ген – один белок” была открыта всего полвека назад. Чтобы “прочитать” информацию, касающуюся синтеза данного белка, надо расплести и разъединить нити ДНК на участке нужного гена (рисунок 1.4.9). Этим занимается определенный фермент (не будем перегружать вас запоминанием сложных названий и специфических терминов).
Рисунок 1.4.9. Транскрипция (первый этап биосинтеза белка)
Важно отметить, что считывание информации с ДНК или с РНК возможно только в одном направлении. Этот механизм позволяет предупредить ошибки считывания (помните – Оля и Яло из сказки “Королевство кривых зеркал”).
Итак, ген на матричной нити ДНК готов. За дело берется другой фермент (РНК-полимераза), и, как мозаику, достраивает РНК напротив гена. Помните принцип “ключ – замок”? Процесс переписывания информации с ДНК и одновременного достраивания РНК в биологии называется транскрипцией. Полученную РНК называют первичным (неактивным) транскриптатом. Процесс “созревания”, активации РНК проходит в ядре с участием ферментов, как ножницами вырезающим интроны (не несущие информации, “молчащие” участки РНК) и сшивающим оставшиеся “куски”. Биологическое значение интронов до сих пор не выяснено, и очередная Нобелевская премия ждет своего обладателя. После всех этих преобразований мы имеем готовую матричную, или информационную мРНК.
Надо заметить, что в одной клетке с одного гена можно переписывать последовательно несколько копий м-РНК, что позволяет, в конечном итоге, значительно увеличить объемы выработки нужного белка.
В цитоплазму мРНК выходит и начинается новый этап – непосредственно синтез белковой цепи, или трансляция. Как только мРНК оказалась в цитоплазме, ее “принимает” в свои “объятья” рибосома (вид Б на рисунке 1.3.9).
Напомним, что рибосома состоит из большой и малой субъединиц, между которыми имеется желобок, своеобразный канал, по которому и протягивается мРНК.
Информация, записанная в мРНК подвергается переводу в другую систему знаков – на “язык белков” (его “алфавит” – аминокислоты). Рибосома перемещается на один шаг (кодон) по цепи мРНК, в ее активном центре оказывается новый триплет (кодон), к которому подходит транспортная РНК, прикрепляется к рибосоме и передает цепочку из аминокислот, рибосома вновь делает шаг и так далее. Этот процесс проще изобразить, чем описать (смотри рисунок 1.4.10). Для повышения “производительности” процесса биосинтеза белка клетка образует полирибосомы (вид В на рисунке 1.3.9), представляющие собой несколько рибосом, последовательно считывающих информацию с мРНК.
Образовавшаяся белковая молекула не остается в клетке в виде нити бус (это всего лишь первичная структура), она компактно “упаковывается” благодаря химическим и физическим связям, возникающим между аминокислотами, по мере удлинения белковой цепи. Вторичная структура белка похожа на спираль, а третичная – на плотный шарик (глобулу). Так называемая четвертичная структура образуется при объединении нескольких белковых молекул между собой и/или с другими молекулами.
Пока вы вникали в материал предыдущего абзаца, в реальной клетке уже собрана значительная по размерам белковая цепь: синтез молекулы белка, состоящей из 100 аминокислот, занимает около 2 мин. Заканчивается сборка конкретной молекулы белка, когда в активный (“считывающий”) центр рибосомы попадает стоп-кодон мРНК, и белковая цепь обрывается (рисунок 1.3.9, вид В).
Описывая биохимические реакции, мы опустили одну важную деталь. Многие реакции могут протекать и без помощи катализатора, но это займет колоссальное время (с учетом времени жизни конкретной клетки). А реакции в клетке идут с такими скоростями, которые недостижимы, при проведении их в пробирке. Здесь работает еще одно изобретение природы – ферменты, о которых мы упоминали, говоря о химическом строении клетки.
Фермент – это катализатор, ускоряющий только одну химическую реакцию. Скорость протекания катализируемой ферментом реакции в организме увеличивается в сотни тысяч или миллионы раз (до 1014 раз). Например, образование всего лишь одной водородной связи и сопряженное с этим изменение энергии активации может ускорить реакцию в 106 раз.
Ферменты ускоряют протекание биохимических реакций в сотни тысяч или миллионы раз. | |||
Название фермента чаще всего состоит из двух частей, отражающих субстрат и выполняемую им функцию. Например, сукцинатдегидрогеназа – это фермент, который от субстрата – соединения янтарной кислоты (сукцинат) – отнимает атом водорода (дегидроген). Липаза – фермент, расщепляющий жиры. Окончание “аза” говорит лишь о том, что данное слово обозначает фермент, который в 100% случаев является белком.
Часть веществ, которые образуются в клетке, являются “отходами” метаболизма, они с током крови транспортируются к печени и почкам, а затем выводятся из организма. Образующиеся продукты, как правило, лишены не только специфической активности, но и, что очень важно, – токсичности.
Напомним, что интенсивность протекания биохимических реакций в клетке варьирует на различных этапах жизненного цикла клетки (смотри рисунок 1.3.16). Во время деления клетки она минимальна, в период активного функционирования клетки процессы метаболизма и энергетического обмена протекают с максимальной скоростью. Таким образом, биохимические процессы, протекающие в организме, подчинены главному генетическому алгоритму – жизненному циклу и нацелены на выполнение основных задач.
Источник
Инфоурок
›
Химия
›Презентации›Химические процессы в организме человека
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Химические процессы в организме человека Класс – 11 Цели урока. Образовательные: показать роль белков, жиров, углеводов, Н К , А Т Ф, раскрыть их роль в жизнедеятельности организма человека. Воспитывающие: показать соотношение химических процессов с биологическими. Развивающие: обобщить знания по химии, биологии, делать выводы о связи между строением, составом и свойствами веществ ,входящих и принимающих участие в процессах жизнедеятельности организма человека. Оборудование: компьютер, учебник Габриелян О.С. Химия -11
2 слайд
Описание слайда:
…мир состоит не из готовых законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными . . . находятся в беспрерывном изменении . . . Ф. Энгельс “Душу” науки химии составляют химические реакции. Они могут протекать в самых разнообразных условиях. Одни – при комнатной температуре, другие – при слабом нагревании, наконец, третьи протекают при высоких температурах. Одни реакции происходят мгновенно, со взрывом, тогда как другие в обычных условиях текут чрезвычайно медленно, но их можно ускорить с помощью катализатора. Химические реакции в живой клетке протекают при умеренной температуре, нормальном давлении и нейтральной среде. В таких условиях реакции синтеза или распада веществ протекали бы в клетке очень медленно, если бы не подвергались воздействиям ферментов. .
3 слайд
Описание слайда:
“ Ферменты есть, так сказать, первый акт жизненной деятельности. Все химические процессы направляются в теле именно этими веществами, они есть возбудители всех химических превращений. Все эти вещества играют огромную роль, они обуславливают собой те процессы, благодаря которым проявляется жизнь, они и есть в пол-ном смысле возбудители жизни, они составляют основ-ной пункт, центр тяжести физиолого-химического зна-ния.” И.П. Павлов Ферменты Белки + вода аминокислоты Ферменты Жиры + вода глицерин, жирные кислоты Ферменты Нуклеиновые + вода нуклеотиды кислоты
4 слайд
Описание слайда:
Превращения жиров в организме. Жиры Кишечник Липаза Глицерин и жирные кислоты Кишечные ворсинки Глицерин+ высшие карбоновые кислоты=жиры Лимфа Кровь Жировое депо и клетки органов
5 слайд
Описание слайда:
Превращения углеводов в организме. Сложные углеводы(крахмал) Ротовая полость Амилаза(птиалин) 12-перстная кишка Фермент поджелудочной железы Глюкоза(моносахариды) Кишечные ворсинки Печень Кровь Гликоген печени Клетки тела (С6H10O5)n+nH2O nC6H12O6 Крахмал Глюкоза
6 слайд
Описание слайда:
Превращение белков в организме. Гидролиз белка – это разрушение первичной структуры белковой молекулы. В лабораторных условиях этот процесс проводят в присутствии кислот и щелочей при нагревании. В организме он проходит под действием ферментов H O | || гидролиз [ – N – CH – C – ] + n H2O NH2 – CH – COOH | n | λ λ белок α – аминокислоты
7 слайд
Описание слайда:
Превращение жиров в организме. O || СH2 – O – С –С17H35 О CH2 – OH | || | CH – O–C-С17H35 + 3H2O CH – OH + 3С17H35COOH О | || | CH2 – O – C – C17H35 CH2 – OH
8 слайд
Описание слайда:
П Р Е В Р А Щ Е Н И Я В О Р Г А Н И З М Е
9 слайд
Описание слайда:
Нуклеиновые кислоты. Нуклеиновые кислоты подвергаются гидролизу, в результате получается не один продукт ( как у крахмала ), а несколько ( как у белков ): А) углевод(пентоза), б) азотсодержащие гетероциклические соединения (пиримидиновые и пуриновые основания), в) ортофосфорная кислота.
10 слайд
Описание слайда:
Аденозинтрифосфорная кислота(А Т Ф) Аденозинтрифосфорная кислота содержится в каждой клетке в растворимой фракции цитоплазмы , митохондриях, хлоропластах и ядрах. Она снабжает энергией большинство реакций, происходящих в клетке. С помощью А Т Ф клетка движется, синтезирует новые молекулы белков, углеводов, жиров, избавляется от отходов, осуществляет активный транспорт и т. д В результате гидролитического отщепления концевой фосфатной группы из А Т Ф образуется аденозиндифосфорная кислота(А Д Ф) и высвобождается энергия. При отщеплении второй фосфатной группы получается аденозинмонофосфорная кислота (А М Ф) и высвобождается еще одна порция энергии: А Т Ф + H2O А Д Ф + H3PO4 +40 кДж А Д Ф +H2O А М Ф + H3PO4 +40 кДж А Т Ф образуется из А Д Ф и неорганического фосфата за счет энергии , освобождающейся при окислении органических веществ и в процессе фотосинтеза. А Т Ф чрезвычайно быстро обновляется. У человека, например, каждая молекула А Т Ф расщепляется и вновь восстанавливается 2400 раз в сутки, так что средняя продолжительность ее жизни менее 1 минуты. Таким образом, А Т Ф играет центральную роль в энергетическом обмене клетки и организма.
11 слайд
Описание слайда:
Роль воды в живой системе – клетке. Большинство реакций, протекающих в клетке, могут идти только в водном растворе. Вода – непосредственный участник многих реакций. Например, расщепление белков, углеводов, жиров и других веществ происходит в результате катализируемого ферментами взаимодействия их с водой, такие реакции называются реакциями гидролиза.
12 слайд
Описание слайда:
Разноуровневые вопросы. Первый уровень. Почему клетки не могут усваивать пищевые белки, углеводы и жиры? На какие составные части распадаются белки, жиры и сложные углеводы? Какое значение имеет кулинарная обработка пищи? Салат, винегрет, мясные и овощные отвары усиливают сокоотделение гуморальным путем. Как это происходит? Почему обмен веществ считают основным свойством живой природы? Что относят к подготовительной, основной и заключительной стадиями обмена?
13 слайд
Описание слайда:
Разноуровневые вопросы. Второй уровень. В чем заключается сущность гидролиза? Предположите, можно ли пищевые белки заменить другими компонентами рациона( например, жирами и углеводами), чтобы обеспечить важнейшие процессы в организме. Биологическую активность белка определяют: А) радикалы; б)полипептид; в) химические связи. Известно, что при продолжительности жизни 70 лет обновление белков в организме происходит в среднем 200 раз. Предположите, сколько раз произошло обновление белков в вашем организме.
14 слайд
Описание слайда:
. Логический брифинг Реакция обменного взаимодействия между веществом и водой. Биологические катализаторы. Конечные продукты пищевых веществ. Связь, соединяющая аминокислотные остатки в полимерную цепь. Мономеры, составляющие основу первичной структуры белка. Гормон поджелудочной железы. Гормон, регулирующий содержание сахара в крови. Сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. Трехатомный спирт.
15 слайд
Описание слайда:
Литература. Ахметов Н. С. Актуальные вопросы курса неорганической химии: кн. для учителя. -М.: Просвещение. Книга для чтения по неорганической химии. Ч.1. Пособие для учащихся/ сост. В. А. Крицман- 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение,1983. Шульпин Г. Б. Эта увлекательная химия.-М.: Химия,1984. Общая биология : Учебн. Для 10-11 кл. шк. с углубл. Изуч. Биологии/ А. О. Рувинский, Л,. В. Высоцкая, С. М. Глаголев и др.; Под ред. А . О. Рувинского.- М.: Просвещение,1993. Цветков Л. А. Органическая химия: Учебн. Для 10 кл. сред. Шк.-М.: Просвещение, 1988. Химия. 10 класс: Учебн. Для общеобразоват. Учебн. Заведений / О. С. Габриелян, Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Пономарев, В. И. Теренин ; Под ред. В. И. Теренина.- М.: Дрофа- 2000.
16 слайд
Описание слайда:
Ф Е Р М Е Н Т Ы (энзимы) – это специфические белки, которые присутствуют во всех живых организмах и играют роль биологи-ческих катализаторов. вернуться
17 слайд
Описание слайда:
Х И М И Я – – наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения. вернуться
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-266908
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник