Торсунов температура у ребенка

Торсунов температура у ребенка thumbnail

Высокая температура — лихорадочное состояние, согласно Аюрведе, являющееся признаком того, что ама (токсины) попали в кровоток. Вопреки мнению некоторых людей высокая температура не всегда бывает признаком инфекции. В некоторых случаях действительно налицо инфекция, но по большей части высокая температура обусловлена отравлением расу дхату (дхату кровь). Если аму удалить, то жар спадет.

Голодайте. Старое изречение гласит: «Корми простуду и мори голодом лихорадку». Первое средство, которое в Аюрведе рекомендуется при повышенной температуре, — это голодание. При острой лихорадке, если у человека достаточно сил, желательно полное голодание. В случае сильной слабости или при истощении лучше пить воду, какой-нибудь фруктовый сок либо один из предлагаемых ниже травяных чаев, например из базилика священного (тулси) или лимонной травы. Не пейте молока, оно усиливает жар и вызывает понос.

Наряду с голоданием могут помочь следующие средства.

КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К ВРАЧУ?

Жар — это признак того, что ваш организм борется с токсинами и/или инфекцией. Обычно это состояние бывает самоограничивающим — то есть оно проходит само собой, когда необходимое состояние достигнуто. Однако в некоторых случаях повышенная температура определенно требует внимания профессионального врача:

  • любое повышение температуры у ребенка в возрасте до 4 месяцев;
  • температура выше 40 градусов у взрослых;
  • температура выше 39 градусов у человека старше 60 лет;
  • жар, продолжающийся дольше 3 дней;
  • жар, сопровождающийся сильной головной болью и ригидностью (напряжением) шеи;
  • всякое повышение температуры у человека, страдающего хроническим заболеванием сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей или диабетом.

В указанных случаях нужно вызывать врача или неотложную помощь.

— Средства из трав
Простейшее средство от высокой температуры — сок кинзы. Положите горсть листьев кинзы в миксер, добавьте 1/3 чашки воды и тщательно измельчите. Процедите и принимайте по 2 ч. л. полученной жидкости 3 раза в день.

Можно приготовить эффективный жаропонижающий чай из таких трав:

  • лимонная трава — 1 часть
  • тулси — 1 часть
  • фенхель — 1 часть

Заваривайте по 1 ч. л. смеси в чашке кипящей воды в течение 10 минут, процеживайте и пейте. Это прекрасное потогонное средство, благодаря этому снижающее температуру.

Еще одно средство для снижения температуры:

  • кориандр — 2 части
  • корица — 1 часть
  • имбирь — 1 часть

Настаивайте 1 ч. л. смеси в чашке горячей воды в течение 10 минут и пейте. Такой чай можно пить каждые несколько часов, пока температура не понизится.

Еще один простой чай из трех хорошо известных и часто применяемых в кулинарии трав: смешайте в равных соотношениях семена кумина, кориандра и фенхеля. Заварите 1 ч. л. смеси в чашке кипящей воды в течение 10 минут, процедите и пейте.

— При сильном жаре
Если температура очень высокая, приготовьте тазик холодной воды, добавив в нее 1 ст. л. соли. Возьмите 2 куска чистой ткани (например 2 носовых платка), намочите в воде и положите один на лоб, а другой на пупок. По мере их нагревания повторяйте эту процедуру. Это быстро собьет температуру.

Если сумеете достать порошок махасударшан, то принимайте это средство по 1/2 ч. л. 2 раза в день с теплой водой. Оно является эффективным при любом лихорадочном состоянии.

У людей с питта-конституцией на фоне высокой температуры возникает опасность появления лихорадочных конвульсий. Чтобы помочь в такой ситуации, используйте описанную выше процедуру, но с таким дополнением: натрите луковицу и разложите поровну кашицу лука в 2 влажных носовых платка. Прикладывайте один ко лбу, а другой к пупку, как сказано выше.

Живот — это место сосредоточения питты, а лук поглощает ее избыток. На глазах выступят слезы, конвульсии прекратятся, жар спадет. Если сбить температуру не удается, обратитесь к врачу.

Дополнительные средства и рекомендации

​Виноградный сок с травами. Виноград оказывает охлаждающее действие. Добавьте в чашку свежего виноградного сока по 1/2 ч. л. кумина, фенхеля и сандала. Питье такого сока поможет снять жар.

Не употребляйте холодных напитков. При высокой температуре лучше не пить ничего холодного. Пейте чай из лимонной травы, тулси и фенхеля либо какой-нибудь другой из предложенных рецептов. Любой горячий чай поможет разжечь метаболический огонь тела (агни) и сжечь аму (токсины). Как уже отмечалось, жар — это признак попадания амы в кровоток. Когда ама сгорит, температура тела вернется к норме.

Оставайтесь дома. Не слишком хорошая идея — заниматься физическими упражнениями и выходить из дома, когда у вас повышенная температура. Если температура поднялась в дороге или на отдыхе, следуйте любой из приведенных выше рекомендаций в зависимости от того, что имеется в наличии. Если найдете, принимайте порошок махасударшан (по 1/2 ч. л. с небольшим количеством теплой воды).

При хронической лихорадке. Приготовьте чай из базилика священного (тулси) (1 ч. л. на чашку горячей воды). Добавьте 1/4 ч. л. черного перца и 1 ч. л. меда. Пейте такой чай 2-3 раза в день.

Еще один прекрасный рецепт для борьбы с хронической лихорадкой — это порошок махасударшан (1/2 ч. л.) в смеси с ч. л. тикта гриты (горького гхи). Принимать по 3 раза в день натощак.

Чаванпраш лучше принимать в горячем виде, растворив 1 -2 ч.л. эликсира в стакане горячей воды

​Аюрведа при гриппе и простуде

​Аюрведа для иммунитета

Источник

В учении Аюрведа температура у ребенка считается лихорадочным состоянием, которое характеризуется попаданием токсинов, или же ама в кровоток. Согласно данному учению, высокая температура не всегда является признаком инфекции, а может являться причиной отправления крови, то есть расу дхату. Если удалить первопричину, то есть аму (токсины), то можно будет побороть и самую температуру у ребенка.

Если температура у ребенка Аюрведа  приветствует голодание. Согласно старому учению, лихорадку стоит морить голодом, а простуду кормить. Если наблюдается сильная лихорадка, но ребенок сильный, то желательно выдержать полное голодание. Если же организм сильно ослаблен и ребенок ощущает недомогание, то необходимо пить воду, сок или травяные чаи. Включать в этом список молоко запрещается, так как оно становится причиной диареи и усиления жара.

Аюрведа температура у ребенка

Как снять высокую температуру у ребенка по Аюрведа?

Есть несколько действующих способов, как можно эффективно побороть высокую температуру у ребенка.Согласно старому индийскому учению, необходимо использовать правильные средства, в основу которых входят лечебные травы:

  • Самым простым средством против высокой температуры у ребенка и взрослого является сок кинзы. Для того, чтобы его приготовить, достаточно несколько листьев этого растения перемолоть в миксере и добавить в него воды. Дальше все нужно процедить и принимать средство три раза в день по две чайных ложки вплоть до полного излечения от высокой температуры;
  • Можно приготовить жаропонижающий чай, который делается из базилика, фенхеля и лимонной травы. Все ингредиенты необходимо взять в одинаковых пропорциях, тщательно перемешать, после чего одну чайную ложку полученной субстанции необходимо заварить и дать настояться на протяжении 10 минут. Пить такой чай можно на протяжении длительного времени до понижения температуры и ее нормализации;
  • Можно сделать жаропонижающий настой. Для этого необходимо смешать в одинаковых пропорциях имбирь и корицу, и добавить в два раза больше кориандра. Все тщательно перемешивается, после чего заливается кипятком и настаивается на протяжении десяти минут. После все нужно процедить и принимать маленькими глотками вплоть до снижения температуры;
  • Для того, чтобы избавиться от очень большой температуры, можно воспользоваться следующим средством: в емкость с холодной водой необходимо добавить 1 столовую ложку морской соли, после чего пропитать в этом средстве два носовых платочка. После их необходимо немного отжать, и один положить на лоб, а второй на область пупка. Когда платки начнут нагреваться, их снова нужно вымочить в холодной воде и отжать;
  • При лихорадке очень хорошо помогает порошок махасударшан. Он разбавляется в теплой воде, после чего принимается два раза в день;
  • Очень часто у людей с пита-конституцией наблюдается Аюрведа температура с лихорадочными конвульсиями. Для того, чтобы избавиться от нее, можно воспользоваться предыдущим способом, только немного изменив ингредиенты.

    Аюрведа температура у ребенка

    Нужно натереть луковицу и полученную кашицу разложить в два носовых платочка. Как и в предыдущем случае, один платок укладывается на лоб, а второй – на область пупка. Живот в данном случае будет сосредотачивать негативную энергию, а лук – поглощать ее. Сок луковицы может стать причиной проявления слез, но зато может помочь быстро избавиться от лихорадки. Если даже такая процедура не помогает в борьбе с лихорадкой, тогда следует обратиться к врачу;

  • Если наблюдается у ребенка высокая температура Аюрведа рекомендует принимать виноградный сок с лечебными травами. В данном случае виноград будет выступать охлаждающим средством, что позволит быстро избавиться от жара. Достаточно на одну чашу виноградного сока добавить полчайной ложки сандала, фенхеля и кумина, как сразу можно увидеть хороший результат.

Источник

    Òîðñóíîâ Îëåã Ãåííàäüåâè÷ – äîêòîð è ïñèõîëîã, ñïåöèàëèñò â îáëàñòè äðåâíå-èíäèéñêîé ìåäèöèíû, ïðåïîäàâàòåëü Áîìáåéñêîãî èíñòèòóòà Àþðâåäû «Âåäè÷åñêîå çäîðîâüå», âëàäåëåö àþðâåäè÷åñêîé êëèíèêè â Ìîñêâå, àâòîð ðÿäà êíèã ïî çäîðîâîìó îáðàçó æèçíè è ìåòîäèê íåòðàäèöèîííîãî ëå÷åíèÿ.

    Ñîãëàñíî «Âåäàì», ÷åëîâåê ñòàíîâèòñÿ ñ÷àñòëèâûì ñ ïîìîùüþ èñòèííîãî çíàíèÿ. Ìû âñå, èçó÷àÿ «Âåäû», ñìîæåì èçìåíèòü ñâîþ æèçíü â ëó÷øóþ ñòîðîíó. Åñëè íà÷àòü ïðàêòè÷åñêè âîïëîùàòü â æèçíü âåäè÷åñêîå çíàíèå, òî ïîÿâëÿåòñÿ ðåàëüíàÿ âîçìîæíîñòü îñîçíàòü ñâîþ âå÷íóþ ïðèðîäó. Íàó÷èâøèñü äåéñòâîâàòü êàê äóøà, ÷åëîâåê íåìåäëåííî îáðåòàåò âûñøåå ñ÷àñòüå.

    Âîçìîæíîñòü ñîáëþäàòü ðåæèì äíÿ çàâèñèò îò: ïîíèìàíèÿ íåîáõîäèìîñòè äåëàòü ýòî; íàøåé ñèëû âîëè; îò ôèçè÷åñêîé ñïîñîáíîñòè ñîáëþäàòü ðåæèì äíÿ (îòðèöàòåëüíàÿ êàðìà ÷åëîâåêà áîëüøå âñåãî âëèÿåò íà ýòîò ôàêòîð).

    Îëåã Ãåííàäüåâè÷ óòâåðæäàåò, ÷òî «åñëè ÷åëîâåê ðîæäàåòñÿ óòðîì, òî ýòî çíà÷èò, îí áëàãîñëîâëåí âðåìåíåì íà ñîáëþäåíèå ðåæèìà äíÿ. Åìó, ÷àùå âñåãî, åñòåñòâåííûì îáðàçîì î÷åíü ëåãêî âñòàâàòü ðàíî óòðîì. Ñàìàÿ áîëüøàÿ àêòèâíîñòü åãî òåìïåðàìåíòà ïðèõîäèòñÿ íà óòðåííåå âðåìÿ.
    Åñëè ÷åëîâåê ðîæäàåòñÿ äíåì, òî ñàìóþ áîëüøóþ àêòèâíîñòü îí ïðîÿâëÿåò â äíåâíîå âðåìÿ. Ýòî òàêæå íåïëîõî.
    Åñëè ÷åëîâåê ðîæäàåòñÿ âå÷åðîì, òî îáû÷íî óòðîì îí íåñêîëüêî çàòîðìîæåí, åãî äíåâíàÿ àêòèâíîñòü òàêæå íåâûñîêà, è òîëüêî ê âå÷åðó îí ñòàíîâèòñÿ ìàêñèìàëüíî àêòèâíûì. Ýòî ñèëüíî ìåøàåò â ñîáëþäåíèè åñòåñòâåííîãî ðåæèìà äíÿ, äèêòóåìîãî Ñîëíöåì.
    Åñëè ÷åëîâåê ðîæäàåòñÿ â ïåðâóþ ïîëîâèíó íî÷è, òî åãî äåÿòåëüíàÿ ñèëà ïðîÿâëÿåòñÿ ïî íî÷àì, ÷òî óæå ñîâñåì íåáëàãîïðèÿòíî. Îòñþäà âîçíèêëî äåëåíèå ëþäåé íà «ñîâ», «æàâîðîíêîâ» è íå îòíîñÿùèõñÿ íè ê òîé, íè ê äðóãîé êàòåãîðèè ëþäåé. Ýòî äåëåíèå ïðîèñõîäèò â ðåçóëüòàòå âëèÿíèÿ íàøåãî îòíîøåíèÿ ê ðåæèìó äíÿ». Ïîýòîìó «ñîâû» äîëæíû íàñèëüíî óêëàäûâàòü ñåáÿ â ïîñòåëü âîâðåìÿ.

    Âðåìÿ îòäûõà. Èçâåñòíûé âðà÷ óòâåðæäàåò, ÷òî åñëè ó÷èòûâàòü ðåêîìåíäîâàííûé Âåäàìè ôàêò, ÷òî ÷åëîâåê ñ 18 äî 45 ëåò äîëæåí ñïàòü â ñðåäíåì 6 ÷àñîâ, òî ñàìîå ëó÷øåå âðåìÿ äëÿ ñíà — ýòî 3 ÷àñà äî 24:00 è 3 ÷àñà ïîñëå. Òàêèì îáðàçîì, ÷åëîâåê äîëæåí ñïàòü ñ 21:00 äî 3-õ ÷àñîâ íî÷è. Âîçìîæíû òàêèå âàðèàíòû: ñ 10 âå÷åðà äî 4 óòðà èëè ñ 8 âå÷åðà äî 2-õ íî÷è. Êàê áû ó Âàñ íè ñëîæèëèñü îáñòîÿòåëüñòâà, ïî êðàéíåé ìåðå, ñ 10 äî 2 ÷àñîâ íî÷è íàäî îáÿçàòåëüíî ñïàòü, ñîí â ýòè ÷àñû íå çàìåíèøü íèêàêèì îòäûõîì â äðóãîå âðåìÿ.
     ðàííåå óòðåííåå âðåìÿ óì ðàáîòàåò íàìíîãî áûñòðåå è ñîñðåäîòî÷åííåå, ÷åì äíåì. Òàê, ñ 3 äî 6 ÷àñîâ óòðà óì ðàáîòàåò ïðèìåðíî â äâà ðàçà áûñòðåå, ÷åì ñ 3 ÷àñîâ äíÿ äî á âå÷åðà.
    Óòðåííèé ïîäúåì â 3 ÷àñà äíÿ ðåêîìåíäîâàí òîëüêî ëþäÿì, çàíèìàþùèìñÿ äóõîâíûì ñîâåðøåíñòâîì.
    Åñëè ÷åëîâåê íà÷èíàåò ñâîé äåíü ñ 4 äî 5 óòðà, òî îí ñïîñîáåí èç ïåññèìèñòà ñòàòü îïòèìèñòîì.
    Ëþäè, êîòîðûå ìîãóò êàæäûé äåíü âñòàâàòü ñ 5 äî 6 óòðà, áóäóò ñïîñîáíû âñþ æèçíü èìåòü è ôèçè÷åñêóþ è ïñèõè÷åñêóþ áîäðîñòü. Êðîìå òîãî, èõ âîçìîæíîñòè ïîáåäèòü ëþáóþ áîëåçíü äîñòàòî÷íî ñèëüíû.
     Êòî ïîäíèìàþòñÿ ñ 6 äî 7 óòðà, âñòàþò ïîñëå Ñîëíöà. Ýòî çíà÷èò, ÷òî îíè íå ïðèçíàþò çàêîíîâ âðåìåíè, íî âñå æå ñòàðàþòñÿ ñïàòü íå ñëèøêîì ìíîãî. Èõ òîíóñ áóäåò íåñêîëüêî íèæå, ÷åì õîòåëîñü áû, è èõ äåëà áóäóò èäòè íå ñîâñåì ïëîõî, íî ñ ÿâíûìè ïðîìàõàìè. Èõ çäîðîâüå áóäåò áîëåå-ìåíåå íîðìàëüíûì (íî ýòî íå êàñàåòñÿ êðèòè÷åñêèõ ñèòóàöèé â èõ æèçíè). Òî åñòü òîò, êòî ñêëîíåí âñòàâàòü ñ ïîñòåëè â ýòî âðåìÿ, íå áóäåò èìåòü äîñòàòî÷íîãî çàïàñà êàê ôèçè÷åñêîé, òàê è ïñèõè÷åñêîé ïðî÷íîñòè. Åñòåñòâåííî, ÷òî èì íå ñòîèò ðàññ÷èòûâàòü íà êàêîé-òî óñïåõ è ÿâíûé ïðîãðåññ â æèçíè.
     Åñëè ÷åëîâåê ïîäíèìàåòñÿ ñ 7 äî 8 óòðà, òî åìó ãàðàíòèðîâàí áîëåå íèçêèé ïñèõè÷åñêèé è ôèçè÷åñêèé òîíóñ, ÷åì òîò, ÷òî ïîëîæåí ïî ñóäüáå: âåñü äåíü ó íåãî áóäåò ïðèñóòñòâîâàòü èëè ñóåòà, èëè îùóùåíèå, ÷òî íå õâàòàåò ýíåðãèè, ñèë, êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ äëÿ óñïåøíîé äåÿòåëüíîñòè. Êðîìå ýòîãî, ïî ìíåíèþ Î. Òîðñóíîâà, îíè ñêëîííû ê ãèïîòîíèè, ìèãðåíÿì, ïîíèæåííîìó àïïåòèòó, ñíèæåíèþ èììóíèòåòà, ïàññèâíîé æèçíåííîé ïîçèöèè, ïîíèæåííîé êèñëîòíîñòè â æåëóäêå è ôåðìåíòàòèâíîé íåäîñòàòî÷íîñòè â ïå÷åíè. À åñëè æèçíü çàñòàâëÿåò èõ êàæäîå óòðî ïðåîäîëåâàòü ñîñòîÿíèå íåõâàòêè ýíåðãèè, òî ïîÿâëÿåòñÿ íåðâîçíîñòü, ñóåòëèâîñòü, ïåðåíàïðÿæåíèå, è, íàîáîðîò, ñêëîííîñòü ê ÷ðåçìåðíîìó àïïåòèòó, ïîâûøåíèþ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, ïîâûøåííîé êèñëîòíîñòè, âîñïàëèòåëüíûì ïðîöåññàì â îðãàíèçìå.
     Òå, êòî ïðèâûê âñòàâàòü ñ 8 äî 9 óòðà, óæå íå ìîãóò ïîáåäèòü íåäîñòàòêè ñâîåãî õàðàêòåðà è îáû÷íî èìåþò êàêèå-òî âðåäíûå ïðèâû÷êè. Ïîäúåì â ýòî âðåìÿ ñóëèò òàêæå ñòîëêíîâåíèå ñ áîëüøèìè æèçíåííûìè òðóäíîñòÿìè, õðîíè÷åñêèìè è òðóäíîèçëå÷èìûìè áîëåçíÿìè, ðàçî÷àðîâàíèÿìè è íåóäà÷àìè.

       Ïðè÷èíû òðóäíîñòåé, ñâÿçàííûõ ñ ðàííèì ïîäúåìîì:
   
    1. Ïîçäíèé óæèí, îñîáåííî ñ çåðíîâûìè ïðîäóêòàìè è ñî ñëàäîñòÿìè.
    2. Ïðèâû÷êà ëåæàòü â êðîâàòè ïîñëå ïðîáóæäåíèÿ áîëüøå 5 – 7 ìèíóò.
    3. ×ðåçìåðíî òåïëîå îäåÿëî è î÷åíü ìÿãêàÿ ïîñòåëü, î÷åíü äóøíàÿ è òåïëàÿ êîìíàòà, ñèëüíî óêóòàííàÿ ãîëîâà, à òàêæå ãðÿçíîå ñïàëüíîå áåëüå.
    4. Èç-çà ïîçäíåãî îòáîÿ, ñêàíäàëîâ è âûÿñíåíèÿ îòíîøåíèé â âå÷åðíåå âðåìÿ, ñóåòû ïî âå÷åðàì, èç-çà ïðîñìîòðà èçëèøíå âîçáóäèìûõ òåëåïåðåäà÷ íà íî÷ü.
    5. Ëîæíîå óáåæäåíèå ïî óòðàì, ÷òî «ñàìîå áîëüøîå ñ÷àñòüå — ýòî ñïàòü â ìÿãêîé ïîñòåëè».
    6. Íåóäîáíîå ìåñòî ñíà (êðîâàòè) â ïîìåùåíèè. Âàøà êðîâàòü ìîæåò íàõîäèòüñÿ â ïëîõîé çîíå.
    7. Ñïàòü íóæíî òàê, ÷òîáû ãîëîâà áûëà íàïðàâëåíà íà âîñòîê èëè, â êðàéíåì ñëó÷àå, íà ñåâåð.
    8. Â êîìíàòå, ãäå Âû ñïèòå, íå äîëæíî áûòü ïðèãîòîâëåííîé ïèùè â îòêðûòîé ïîñóäå èëè íåóáðàííûõ îñòàòêîâ ïèùè. Ýòî îñêâåðíÿåò ñîçíàíèå è íàðóøàåò ñîí.
    9. Åñëè êòî-òî ñïèò ðÿäîì, òî âñòàâàéòå òèõî, íå áóäÿ åãî.
    10. Åñëè Âàñ ïî óòðàì êòî-òî èç áëèçêèõ ïûòàåòñÿ óëîæèòü îáðàòíî â êðîâàòü, òî íå ñïîðüòå è âåæëèâî, êàê ìîæíî áûñòðåå, ïîñòàðàéòåñü îò ýòîãî îáùåíèÿ óéòè.
    11. Ïîñëå ïîäúåìà íóæíî êàê ìîæíî áûñòðåå âñòàòü ïîä äóø èëè îáëèòü ñåáÿ ïðîõëàäíîé âîäîé.
    12. Ïåðåä ñíîì íóæíî âñåõ ïðîñòèòü è ïîïðîñèòü ïðîùåíèÿ (ìûñëåííî èëè ðåàëüíî), èíà÷å ïëîõèå êîíòàêòû ñ ëþäüìè áóäóò íàðóøàòü ñîí.

        *****
Äèê Í. Êàê ïðîæèòü äîëãóþ è çäîðîâóþ æèçíü. («Âñå îáî âñåì»). – Ðîñòîâ í/Ä: Ôåíèêñ, 2010. – 316 ñ.

Источник

Много раз, проводя тренинги, обсуждая эту тему, я говорила:

– Мы действительно должны донести до детей наши требования: что-то должно быть сделано, чего-то не надо делать. Но почему мы должны это делать так категорично? Кто сказал, что нужно командовать? Почему бы нам не попросить ребенка сделать что-то или не делать чего-то? Просьба – гораздо более мягкая форма, но в ней ты точно так же донесешь всю информацию о том, что ребенок должен или не должен делать…

И каждый раз я даю родителям задание: попросить о чем-то друг у друга, а потом того же потребовать. И сравнить свои чувства, ощущения. Что называется, почувствовать разницу.

И результат упражнения всегда одинаков. Большинство родителей вдруг осознают, что они вообще не могут просить. А могут только требовать.

Это удивительно, но факт: для большинства родителей сложно даже сформулировать, построить фразу, в которой требование не было бы командой, категоричным приказом, а звучало спокойно, с уважением.

И я говорю иногда, чтобы облегчить «страдания» родителей, тщетно пытающихся сформулировать требование в просьбе:

– Как твое требование убрать за собой посуду может звучать, если ты сейчас не строгая, недовольная, воспитывающая мама, а любящая и понимающая?

– Сынок, я вижу – чашка опять стоит не на своем месте, а я просила ее отнести. Ты забыл? Или тебе некогда? Пожалуйста, отнеси чашку на место… – с трудом формулирует кто-то из родителей и вздыхает, как после тяжелой работы.

Потому что действительно – это так непривычно, так сложно — формулировать свое требование в форме просьбы. Гораздо проще и привычнее скомандовать:

– Эта чашка почему здесь стоит? А где должна стоять?! Я что тебе говорила? Сейчас же поставь ее на место!

Так мы чаще всего и общаемся с нашими детьми!

Есть еще одна наша родительская ошибка при предъявлении требования. Мы требуем беспрекословного, слепого повиновения, как если бы наши дети были роботами, бесчувственными существами, не имеющими ни своих желаний, ни мыслей, ни чувств.

Я часто слышу такие командные крики из соседней квартиры, где мама воспитывает сынишку:

– Убирай игрушки, я тебе сказала!.. И не попозже, а сейчас! Мало ли, что ты тут настроил!.. Чтобы через пять минут был порядок! Все кубики на место! Я пять раз повторять не буду!..

А он творил, он создавал. Он был увлечен. А мама пришла и сказала:

– Наплевать мне на тебя, на твое увлечение, мне надо, чтобы чистота была!.. Ать-два, левой!..

Как бесчувственному солдатику. Как неживому, бесчувственному роботу.

Мы иногда относимся к нашим детям как к неживым предметам. Нам в голову не приходит, что ребенок имеет право хотеть или не хотеть, что у него есть свой вкус и привязанности, у него есть своя жизнь. Мы забываем, что они живые, они другие, непохожие на нас, со своими ценностями, увлечениями, пристрастиями.

– Да как она вообще может со мной спорить! Чего она еще рассуждает! Сказала умываться – значит иди и умывайся! Сказала спать – пусть идет спать! Какие могут быть рассуждения и несогласия с мамой! И если она в шесть лет имеет право делать то, что хочет, что она мне в тринадцать лет будет делать?! – возмущенно говорила мне одна мама.

Как часто я слышала эти претензии к детям, к тому, что они не выполняют беспрекословно все указания, не ведут себя по схеме «сказал – сделал!» Это так привычно для родителей – ожидать слепого повиновения! Те неосознанные убеждения, о которых мы говорили в первой главе, – о родителе как о главном, и о ребенке как о подчиненном – заставляют нас ждать такого послушного поведения.

Но дети так просто и так легко не подчиняются требованиям, в которых не учитываются ни они сами, ни их интересы и желания. Потому что свободны от природы и живы настолько, насколько могут быть живы дети, еще не «забитые», не «улучшенные» родителями.

Источник