Урок температура тела человека
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением»
Конспект занятия
«Первая доврачебная помощь. Измерение температуры»
Мастер производственного обучения
по профессии «социальный работник»
Мизильская Н.Н.
2015-2016 уч.г.
Тема урока: Первая доврачебная помощь. Измерение температуры
Цель урока: дать знания и умения по оказанию первой доврачебной помощи: измерение температуры тела человека.
Задачи:
– обучающие: формировать знания по оказанию первой доврачебной помощи;
– развивающие: развивать жизненно важные умения в оказании первой доврачебной помощи, развивать логическое мышление, память, речь;
– воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему и чужому здоровью, интерес к приобретению знаний.
Оборудование: ИД, компьютер, инструкционная карта «Измерение температуры», карточки по теме урока, термометр, презентация к уроку, школьные принадлежности.
Ход урока
Организационный момент
– проверка явки учащихся, внешнего вида;
– проверка готовности обучающихся к занятиям;
– наличие тетрадей.
– Добрый день, ребята. Рада приветствовать вас на занятии. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. (здоровьесбережение)
Опрос обучающихся
– Какой раздел профессионального модуля мы изучаем?
– Что включает в себя изучение этого раздела?
Сообщение темы и целей занятия
На интерактивной доске появляется слово. (ИКТ)
Упражнение «Буквы рассыпались». (коррекционно-развивающее)
Задание: Собери из букв слово.
Т Е М Е Р М О Т Р
– Для, каких целей нам нужен термометр? (Измерять температуру)
На интерактивной доске появляется словосочетание – измерение температуры. (ИКТ)
– Если врач оказывает помощь, какая это помощь? (вопрос слабым обучающимся) (врачебная)
– Если мы себе или близкому, или другу оказываем помощь до врачей, как можно назвать такую помощь? (проблемный вопрос) (доврачебная помощь).
На интерактивной доске появляется второе словосочетание – доврачебная помощь (ИКТ).
Существует несколько видов доврачебной помощи и тема нашего урока: «Доврачебная помощь: измерение температуры».
Объяснение нового материала
1. – Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
– Поближе познакомимся с одним из видов доврачебной помощи и поупражняемся в оказании доврачебной помощи: измерении температуры. Но для этого изучим, из чего состоит термометр.
Физминутка (здоровьесбережение)
– Проведём упражнения для пальцев, подготовим их к письму: возьмите в руки карандаш или ручку и покатайте в ладошках и подушечками пальцев).
Сядьте удобно, выровняйте плечи, откройте и положите тетрадь под наклоном.
2. Работа в тетради
Запишите число и тему урока.
– Скажите, что такое доврачебная помощь? К какому мы пришли выводу? (Вопрос для сильных обучающихся)
Доврачебная помощь – это оказание помощи людьми, не имеющими медицинского образования до прибытия врача.
Одной из оказания социальных услуг пожилым и инвалидам на дому является услуга «Оказание доврачебной помощи: измерение температуры».
– Что же такое температура тела? Ответ на этот вопрос подготовила нам в своем сообщении Галина З.
Сообщение Галины З.
Температура тела
В теле человека в результате переработки питательных веществ происходит образование энергии, расходуемой на работу мышц человека, а также тепла, расходуемого на поддержание определенной температуры тела. Расположенный в головном мозгу человека центр теплорегуляции поддерживает температуру тела между 3 6 и 3 7. Этот центр отвечает также за то, чтобы температура тела была приблизительно одинаковой, независимо от того, вырабатывает ли организм тепло (например, когда человек дрожит от холода) или отдает его (например, когда человек потеет). Если в результате вторжения в организм возбудителей болезни тепловой центр возбуждается и побуждает организм к усиленной выработке тепла, то температура тела поднимается. Последствием этого является повышенная температура или жар.
Нормальная температура, повышенная температура и жар
Нормальная температура человеческого тела находится в интервале между 36 и 37 градусами Цельсия. Небольшие колебания температуры (в пределах одного градуса) считаются нормальными, причем наиболее низкая температура тела наблюдается обычно в середине ночи, а самая высокая – в вечернее время.
– Температура ниже 36°С считается пониженной;
– Температура между 37° и 38°С называется субфебрильной лихорадкой;
-Температура выше 38°С называется фебрильной лихорадкой;
– Температура выше 39°С (при измерении подмышкой) называется пиретической лихорадкой.
– Спасибо, Галина.
Итак, температура тела – это показатель теплового состояния организма человека.
– Первое, что мы делаем, если чувствуем недомогание? (измеряем температуру тела)
Физминутка (здоровьесбережение)
Всем друзьям – физкультпривет, (Прогнуться назад потянуться)
Сделал паузу иль нет? (Поморгать глазами, несильно потереть глаза)
Быстроногому гонцу (Бег на носках сидя)
И отважному борцу, (Наклоны вправо, влево, руки согнуты – в стороны)
И гимнасту, (Руки вниз, спину выпрямить, подбородок поднять)
И пловцу – (Движения руками «Брасс»)
Всем друзьям – физкультпривет!
Ты готов к работе? Нет???
– Продолжим.
– Расскажите, как можно измерить температуру тела? (в подмышечной впадине)
– Но еще, ребята, температуру тела измеряют двумя другими способами.
Способы измерения температуры
Чтобы измерить температуру тела как можно точнее, необходимо измерять ее с помощью термометра. В уходе за больными используется три основных способы измерения температуры.
1. В подмышечной впадине
2. Оральное измерение (во рту).
3. Ректальное измерение (в прямой кишке).
– Давайте поближе остановимся на каждом способе.
Для этого давайте разделимся на три группы. После того, как я вам расскажу о трех способах измерения температуры, каждая группа расскажет о «+» и «-» каждого способа. (Вопрос поискового характера)
Сообщение учителя о трех способах измерения температуры
1. В подмышечной впадине
– Точно вложить термометр в подмышечную впадину;
– Подмышечная впадина должна быть сухой; измерению не должны мешать детали одежды больного;
– Продолжительность измерения: 10 минут.
2. Оральное измерение (во рту).
– Специальная конструкция термометра (только для индивидуального пользования)
– Термометр следует класть под язык;
– Продожительность измерения: 8 минут; не использовать у детей.
3. Ректальное измерение (в прямой кишке).
– Больной лежит на боку или на спине;
– Смазать термометр;
– Вращающим движением ввести термометр;
– Для домашнего ухода: крепко держать термометр;
– Продолжительность измерения: 3 минуты.
Вы узнали о трех основных способах измерения температуры тела.
– Подумайте, какие преимущества и недостатки имеет каждый способ измерения (в подмышечной впадине, во рту или в прямой кишке).
Коллективная работа на интерактивной доске (ИКТ)
Заполнение таблицы (Представитель каждой группы на доске заполняет графу своего измерения температуры)
Внесите результаты ваших размышлений в следующую таблицу и заполняйте таблицу в тетради:
Способы измерения температуры.
Гимнастика для глаз (Здоровьесбережение)
Выполнить упражнение «Квадрат»
Представьте себе квадрат. Переводите взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Еще раз посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Продолжим.
Посмотрим, что у нас получилось.
Обратите внимание на правила обращения с термометром:
Перед употреблением проверить состояние термометра:
– наличие повреждений;
– положение ртути;
– если термометр хранился в дезинфицирующем растворе, его следует промыть и вытереть.
После употребления
– вымыть термометр проточной холодной водой;
– если производилось ректальное измерение, протереть термометр ватой;
– простерилизовать в дезинфицирующем растворе;
– хранить термометр в футляре (при постоянном пользовании термометр можно держать в стакане с дезинфицирующим раствором и ватой).
Будьте осторожны, если разобьете термометр. Ртуть ядовита!
Устройство термометра:
– запаянный стеклянный сосуд без воздуха;
– шкала, проградуированная от 34 до 42;
– деление шкалы;
– отделение для ртути;
– стеклянная трубка, выделенная контрастным цветом.
Закрепление нового материала
– Расскажите о способах измерения температуры.
– Какой из способов нельзя применять у маленьких детей? Почему?
– Почему с термометром надо обращаться аккуратно и осторожно?
– Как устроен термометр?
Решите минитест:
1. Самое распространённое место постановки термометра?
в ухе
в подмышечной впадине
в ротовой полости
Каким из этих термометров чаще всего пользуемся?
инфракрасный
ртутный
электронный
Сколько минут нужно измерять температуру тела человека ртутным термометром?
10 минут
5 минут
15 минут
К какому виду помощи относится измерение температуры?
врачебная
доврачебная
никакая
Самопроверка
На доске появляются правильные ответы. Обучающиеся проверяют правильность ответов.
Подведение итогов
Выставление оценок
Д/З: лекции
Источник
Слайд 1
ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ ОРГАНИЗМА УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ Учитель: Иванова О. В.
Слайд 2
СРЕДИ ХАОСА БУКВ НАЙДИТЕ НАЗВАНИЯ ПЯТИ ЖИВОТНЫХ И ВЫПИШИТЕ ИХ В РЯД. СРЕДИ ВЫПИСАННЫХ ЖИВОТНЫХ ИСКЛЮЧИТЕ ОДНО ЛИШНЕЕ. НА ОСНОВАНИИ КАКОГО ПРИЗНАКА ВЫ ЕГО ВЫДЕЛИЛИ? ЛЯГУШКА ЗАЯЦ ЧЕРВЬ БАБОЧКА МУРАВЕЙ Л Я Г Ч Е Й К Ш У Ц Р Е А З А Я В В О Б А Б Ь А Ч К А М У Р
Слайд 3
Тепло – форма энергии, имеющая очень важное значение для живых организмов. Все животные получают тепло из двух источников – непосредственно из внешней среды и из питательных веществ, подвергающихся расщеплению в клетках. животные пойкилотермные активность зависит от температуры окружа- ющей среды гомойотермные существуют за счет внутренних источников тепла
Слайд 4
К какой из этих групп относится человек? Почему?
Слайд 5
Температура тела человека Ниже 25 О С 36 – 37 О С Выше 43 О С Норма Гибель организма Гибель организма
Слайд 6
Теоретические расчеты показали, что за 1 час активной игры в футбол температура тела спортсмена могла бы повыситься на 11,5 градусов. На практике этого не происходит. Почему?
Слайд 7
Уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме называется терморегуляцией
Слайд 8
Проанализируйте и объясните схему Прием пищи Мышечная работа Холодовая дрожь Образование тепла (химическая термо- регуляция) Отдача тепла (физическая термо- регуляция) Теплоизлучение – отдача телом тепла в виде инфракрасного излучения Конвекция – передача тепла от организма окружающей среде через воздух Испарение влаги с кожи и со слизистых оболочек в дыхательных путях Теплопередача – передача тепла между телами при их соприкосновении
Слайд 9
За сутки человек выделяет столько тепла, что его хватило бы, чтобы довести до кипения 33 литра ледяной воды!
Слайд 10
В 1646 году в Италии в роскошном замке миланского герцога Л.Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик», олицетворявший собой «золотой век». Тело мальчика было сплошь покрыто золотой краской. Забава знатных гостей была роковой для мальчика. Вскоре он был забыт и всю ночь провел на каменном полу замка. Утром мальчик умер. Почему это произошло?
Слайд 11
Потеря тепла через кожу путем излучения, конвекции и теплопередачи зависит от количества протекающей через кожу крови: Температура окружающей среды низкая высокая кровеносные сосуды кожи сужаются кровеносные сосуды кожи расширяются теплоотдача уменьшается теплоотдача усиливается
Слайд 12
Теплоотдача путем испарения На испарение 1 г воды затрачивается 2,45 кДж тепла. Теплоотдача путем испарения происходит непрерывно в виде незаметной для нас испарины. Пот – это водянистая жидкость, содержащая 0,1-0,4 % хлорида натрия, лактата натрия и мочевины. У человека потоотделение начинается тогда, когда температура тела поднимается выше 36 О С. При нормальных условиях за сутки выделяется около 900 мл пота. При очень сильной жаре и достаточном снабжении водой и солями эта величина может возрасти до 12 литров!
Слайд 13
Попытайтесь объяснить опыт доктора Ч. Блегдена, проведенный в Англии более 200 лет назад: Вместе с несколькими друзьями и собакой он провел 45 минут в сухой камере при температуре +126 О С без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения.
Слайд 14
Механизм рефлекторной регуляции температуры тела Кора мозга Тепловые рецепторы кожи (около 30 тыс.) Холодовые рецепторы кожи (около 250 тыс.) Передняя область гипоталамуса (центр теплоотдачи) Задняя область гипоталамуса (центр теплопродукции) Пото- отделение Артериолы кожи расширя- ются Интенсивность окислительных процессов снижается Интенсивность окислительных процессов повышается Волосы поднима- ются («гусиная кожа») Артериолы кожи сужаются дрожь Высокая Повышается Повышается Окружающая температура Температура тела Температура крови Низкая Понижается Понижается торможение торможение Обратная связь Обратная связь
Слайд 15
Ответьте на вопросы: Почему в помещении, где находится много людей, становится душно? Почему на морозе кожа вначале краснеет, а потом бледнеет и даже синеет? Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?
Слайд 16
Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую большую жару ходят в теплых ватных халатах. Дайте объяснение этому явлению. В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня. Как вы можете объяснить эти национальные традиции?
Слайд 17
Если поместить человека в бассейн с температурой +50 О С — +60 О С , то он может получить опасные ожоги. Почему же на воздухе +50 О С — +60 О С человек переносит жару и не получает ожогов?
Слайд 18
Оказание первой помощи при нарушении терморегуляции Нарушения терморегуляции Признаки Приемы первой помощи Тепловой удар Солнечный удар Обморожение
Слайд 19
Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один спокойно работает на поле под лучами палящего солнца, другой – изнемогает от жары, если начинает припекать?
Слайд 20
Закаливание – это тренировка организма для повышения его устойчивости к неблагоприятным внешним условиям
Слайд 21
Средства закаливания : Водные процедуры. Воздушные ванны. Солнечные ванны.
Слайд 22
Принципы закаливания. Строгая регулярность занятий. Постепенное увеличение физических и холодовых нагрузок по сложности, во времени. Правильная дозировка нагрузок с учетом индивидуальных особенностей организма.
Источник
Задачи: Обобщить знания о защите организма от перегревания и
переохлаждения, познакомить с условиями сохранения постоянной температуры тела
человека, способами терморегуляции, с ее рефлекторными механизмами, добиться
усвоения знаний о симптомах перегревания, ожогов, обморожений, мерах первой
помощи при их проявлении.
Оборудование: Презентация к уроку на Microsoft PowerPoint
“Терморегуляция организма человека” , мультимедийный проектор, экран, компьютер,
дидактическая таблица “Теплообразование и потеря”
Ход урока
1. Актуализация знаний о строении и функциях кожи.
Биологический диктант по вариантам.
Вариант 1.
- Самый глубокий слой кожи подкожная клетчатка.
- 95% микробов, находящихся на руке, находятся под ногтями.
- Потовые железы выполняют выделительную функцию.
- Подкожная клетчатка образована жировой тканью.
- Волос находится в волосяной сумке.
Вариант 2.
- Наружный слой кожи – эпидермис.
- В коже образуется витамин Д.
- Чувствительность кожи осуществляется с помощью рецепторов.
- Железы кожи: потовые и сальные.
- Загрязнение кожи затрудняет работу потовых желез.
2. Изучение нового материала
2.1. Знакомство с темой, задачами и планом урока. Запись темы в тетради.
(Презентация.) (Слайд 1)
Учитель: Регуляция температуры тела исключительно важна в условиях
покоя и разнообразной деятельности человека. В результате непрерывного распада
веществ в организме освобождается тепловая энергия. Кровеносные сосуды
пронизывают тело, проникая в мышцы, печень и другие органы, где образуется
тепло. Кровь в этих органах нагревается и затем отдает часть своего тепла.
Температура тела человека в среднем около 37 С. Средняя температура тела
колеблется в течении суток.
2.2. Зависимость температуры тела от вида деятельности.
Учитель: На слайдах приведены примеры видов деятельности человека.Как колеблется количество освобождаемой энергии и температура тела?
(Слайды 2–3)
Зависимость температуры тела от вида деятельности.
Вид деятельности | Количество освобождаемой энергии | Температура тела |
Сон | Мало | Пониженная |
Рубка дров | Много | Повышенная |
Чтение | Мало | Нормальная |
Выводы учащихся: Количество тепловой энергии зависит от интенсивности обмена
веществ. В спокойном состоянии тепло образуется в небольших количествах.
Образование тепла усиливается при мышечной работе.
2.2. Физиология терморегуляции. (Беседа по вопросам c использованием
дидактической таблицы “Теплообразование и потеря”.)
Учитель: человеку удается сохранить постоянную температуру тела. А
какие органы тела участвуют при этом? Посмотрите, какие органы участвуют в
образовании тепла?
Ученик: Мышцы и печень.
Учитель: За счет каких процессов освобождается энергия?
Ученик: За счет расщепления белков, жиров, углеводов.
Учитель: Значит, образование энергии можно назвать химической стороной
терморегуляции. А какие органы участвуют в потере тепла? (Слайд 4)
Ученик: Кожа, легкие, выделительная система, пищеварительный тракт
Учитель: Потеря тепла это тоже химический процесс?
Ученик: Нет, физический.
Учитель: (Слайды 5–6) Какие из этих условий:
Благоприятствуют теплоотдаче | Какие затрудняют |
(6, 1, 4) | (2, 3, 5) |
Варианты ответов:
- Сухой воздух.
- Загрязнение кожи.
- Влажный воздух (выше температуры тела)
- Высокая температура воздуха.
- Низкая температура воздуха (ниже температуры тела).
- Чистая кожа.
(Учащиеся выполняют работу. Далее совместно с учителем делаются выводы.)
Учитель: Опираясь на тепловые явления сделаем вывод о том, что всего
три пути теплоотдачи: испарение, теплопроведение, излучение. Попробуйте
решить задачи посложнее.
Почему в жаркую погоду человек больше пьет?
Ученик: Для усиления испарения, так как при испарении человек теряет
много тепловой энергии.
Учитель: Почему в жаркую погоду предлагают накинуть на тело влажную
простыню?
Ученик: Для усиления теплопроведения.
Учитель: Почему в сырую погоду тяжело переносить и жару и холод?
Ученик: В жару затрудняется испарение, в холод усиливается
теплопроведение и излучение.
Учитель: Почему в финской бане-сауне, где 100 градусный сухой воздух,
человек переносит безболезненно, а купание в 100 градусной воде опасно для
жизни?
Ученик: В сухой жаре легко идет испарение и избавление от тепла, а в
100 градусной воде прекращается теплоотдача организма, начинается перегревание
за счет теплопроведения.
2.3 Нарушения терморегуляции и первая помощь при них. Рассказ учителя о
нарушениях теплоотдачи: тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях и
первой помощи пострадавшим. (Слайды 7–13).
Самостоятельная работа учащихся в тетрадях по заполнению таблицы. (Слайд
14)
Нарушения теплоотдачи | Симптомы | Первая помощь |
Тепловой удар | ||
Солнечный удар | ||
Ожоги | ||
Обморожения |
Работа идет группах, с обсуждением материала и заполнением таблицы.
3. Закрепление пройденного материала. Беседа по вопросам:
- Какими способами регулируется отдача тепла организмом?
- В результате каких нарушений затрудняется теплоотдача?
4. Домашнее задание.
Стр. 178–179 учебника изучить, ответить на вопросы на стр. 180.
Приложение:
презентация к уроку “ Терморегуляция организма человека”
Источник