Влияние температуры на человека практическая работа
Элемент урока для учащихся 11 класса по теме «Экологические факторы»
учитель биологии Слесарева Ю.В. __________________
Тема: Оценка влияния температуры воздуха на организм человека.
Практическая работа
Ход работы:
- Изучить влияние на организм человека факторов микроклимата (температуры)
- Определить температуру в помещении с помощью термометра
- Проанализировать полученные результаты
- Сделать выводы
Информация учителя.
Жизнедеятельность любого организма целиком построена на процессах, совокупность которых так или иначе сводится к перераспределению тепла между ним и окружающей средой, поэтому изучение влияния температуры на организм в принципе необходимо каждому человеку, желающему иметь контроль как над уровнем производительности, так и состоянием собственного здоровья.
Большое воздействие на человека оказывает не только фактическая температура воздуха, но и ее межсуточная изменчивость. Изменение среднесуточной температуры воздуха на 1-2 ºС считается слабым, на 3-4 ºС – умеренным, более чем на 4 ºС – резким. Субъективное ощущение климатического комфорта связано с уровнем активности человека, температурой излучения и др. Кроме того, влияние температуры воздуха на организм человека зависит и от влажности воздуха. При одной и той же температуре изменение содержания водяного пара в приземном слое может оказать значительное воздействие на состояние организма.
По сравнению с естественными колебаниями температуры воздуха диапазон температур, в котором человеческий организм чувствует себя комфортно, значительно уже. При температуре тела, выходящей за пределы 26-40 ºС, возможны необратимые процессы в организме. Наиболее комфортные условия наблюдаются при температуре воздуха 16-18 ºС и относительной влажности 50 %. При повышении влажности воздуха, препятствующей испарению с поверхности тела человека, тяжело переносится жара и усиливается действие холода.
Восприятие температуры индивидуально. Одним людям комфортно при холодных морозных метеоусловиях, а другим – при теплых и сухих. Это зависит от физиологических и психологических особенностей человека, а также эмоционального восприятия климата, в котором прошло детство.
Жилая комната
Период года | Оптимальная температура | Допустимая температура |
теплый | 22-25 | 20-28 |
холодный | 20-22 | 18 |
Помещение для занятий | 20-22 | 18-24 |
Высокая температура – нарушение способности сердечно-сосудистого аппарата, частое дыхание, понижение деятельности пищеварительной системы – быстрое утомление, снижается внимательность и работоспособность.
Низкая температура – опастность переохлаждения, предпосылки к простудным заболеваниям. Чувство дискомфорта, снижается внимательность и работоспособность.
Комфортные условия :
Теплоизлучение – до 45 %
Теплопроведение – до 30 %
Испарение пота с повержности кожи – 25 %
Показатели очередности потовыделения – руки (ладони), ступни ног, торс, лоб.
При повышении температуры окружающего воздуха происходит увеличение активности системы терморегуляции, что выражается в усилении процессов теплоотдачи. Это необходимо для того, чтобы сохранить тепловой баланс на фоне увеличившегося притока тепла извне.
При этом необходимо отметить, что отдача тепла путем конвекции и излучения снижается пропорционально росту температуры воздуха, прекращаясь при сравнивании температуры поверхности и окружающей среды.
Поэтому естественно, что с увеличением температуры воздуха все больше и больше тепла отдается путем испарения за счет увеличения потоотделения (при умеренном напряжении системы терморегуляции потеря тепла испарением может составлять 40-45 %, а при сильном напряжении терморегуляции – свыше 50 %).
В том случае если система терморегуляции в условиях нагревающего микроклимата не справляется со своей функцией происходит перегревание(гипертермия), то есть повышение температуры тела по сравнению с нормой. Перегревание чаще всего происходит при высокой температуре окружающей среды в сочетании с высокой влажностью и низкой скоростью движения воздуха, так как при наличии последних двух условий резко снижается отдача тепла путем испарения. Кроме того, перегреванию способствуют такие эндогенные факторы как гипертиреоз, ожирение, вегетососудистая дистония и тд.
При длительном пребывании в условиях нагревающего микроклимата повышается температура тела, учащается пульс, понижается компенсаторная способность сердечно-сосудистой системы, функциональная активность ЖКТ и др.
К группе патологических состояний , возникающих при перегревании (тепловых. поражений) относятся: тепловой удар, тепловой обморок, судорожная болезнь, питьевая болезнь, нервные расстройства, тепловое истощение.
Тепловой удар.Возникает вследствие острой недостаточности терморегуляции, чаще у здоровых молодых людей при интенсивной физической работе в условиях высокой температуры окружающей среды. Клинические проявления: резкое увеличение температуры тела (до 42°С и выше), гиперемия кожных покровов и слизистых, сухость слизистых, увеличение частоты дыхания, тахикардия, слабость. Характерно прекращение потоотделения за несколько часов до наступления теплового удара. Кроме того наиболее ранним признаком начинающейся гипертермии является необычное поведение человека (это обусловлено тем, что нервная система очень чувствительна к повышению температуры тела). Тепловой удар опасен своей высокой летальностью.
Тепловой шок – коллапс (острое нарушение гемодинамики)
Солнечный удар. Может наблюдаться при интенсивной солнечной радиации в жаркую погоду. Обусловлен перегреванием непосредственно ЦНС (головного мозга). Профилактика – головной убор.
Тепловое истощение. Связано с потерей воды, солей, витаминов, белков.
Судорожная болезнь. Связана с тем, что с потом выводятся минеральные вещества – хлориды натрия и калия и возникают судороги..
Питьевая болезнь. Связана с компенсаторным увеличением потребления воды человеком (из-за обезвоживания). При этом могут возникать дисбактериозы, хронические диспепсии, энтероколиты, стойкая альбуминурия.
Нервные расстройства. Нервная система наиболее чувствительна к повышению температуры тела, поэтому перегревание может вести к ее функциональным нарушениям.
Тепловой отек голени, и стопы. Связан с нарушением водно-солевого обмена.
К общим мерам профилактики перечисленных состояний можно сти следующие:
1. Акклиматизация
2. Поддержание нормального водно-солевого обмена.
3. Рациональный режим труда и отдыха в нагревающем микроклимате
Влияние низкой температуры воздуха на организм человека. Терморегуляция. Фазы переохлаждения. Заболевания, связанные с переохлаждением. Меры профилактики.
В условиях воздействия низких температур может происходить
переохлаждение организма за счет увеличения теплоотдачи. При низкой температуре окружающего воздуха резко увеличиваются потери тепла путем конвекции, излучения.
Особенно опасно сочетание низкой температуры с высокой влажность и высокой скоростью движения воздуха, так как при этом значительно возрастают потери тепла конвекцией и испарением.
Практическая часть.
Термометр кладется в место, наиболее оптимальное, для определения точной температуры в помещении – 1.5 метра от стены или от окна и 1.5 метра от уровня пола.
Показатели полученной температуры, сравниваются с данными таблицы по оптимальной и допустимой температурой в помещении.
Выводы по работе. Учащиеся делают записи в тетрадь.
Источник
Элемент урока для учащихся 11 класса по теме
«Экологические факторы»
УВК № 8 г. Стаханова учитель биологии
Рябцева Марина Александровна
Тема: Оценка влияния температуры воздуха на организм человека
Ход работы:
1. Изучить влияние на организм человека факторов микроклимата
(температуры)
2. Определить температуру в помещении с помощью термометра
3. Проанализировать полученные результаты
4. Сделать выводы
Информация учителя.
Жизнедеятельность любого организма целиком построена на процессах,
совокупность которых так или иначе сводится к перераспределению тепла
между ним и окружающей средой, поэтому изучение влияния температуры
на организм в принципе необходимо каждому человеку, желающему иметь
контроль как над уровнем производительности, так и состоянием
собственного здоровья.
Большое воздействие на человека оказывает не только фактическая
температура воздуха, но и ее межсуточная изменчивость. Изменение
среднесуточной температуры воздуха на 1-2 ºС считается слабым, на 3-4 ºС –
умеренным, более чем на 4 ºС – резким. Субъективное ощущение
климатического комфорта связано с уровнем активности человека,
температурой излучения и др. Кроме того, влияние температуры воздуха на
организм человека зависит и от влажности воздуха. При одной и той же
температуре изменение содержания водяного пара в приземном слое может
оказать значительное воздействие на состояние организма.
По сравнению с естественными колебаниями температуры воздуха
диапазон температур, в котором человеческий организм чувствует себя
комфортно, значительно уже. При температуре тела, выходящей за пределы
26-40 ºС, возможны необратимые процессы в организме. Наиболее
комфортные условия наблюдаются при температуре воздуха 16-18 ºС и
относительной влажности 50 %. При повышении влажности воздуха,
препятствующей испарению с поверхности тела человека, тяжело
переносится жара и усиливается действие холода.
Восприятие температуры индивидуально. Одним людям комфортно при
холодных морозных метеоусловиях, а другим – при теплых и сухих. Это
зависит от физиологических и психологических особенностей человека, а
также эмоционального восприятия климата, в котором прошло детство.
Жилая комната
Высокая температура – нарушение способности сердечно-сосудистого
аппарата, частое дыхание,понижение деятельности пищеварительной
системы – быстрое утомление, снижается внимательность и
работоспособность.
Низкая температура – опастность переохлаждения, предпосылки к
простудным заболеваниям. Чувство дискомфорта, снижается
внимательность и работоспособность.
Комфортные условия :
Теплоизлучение – до 45 %
Теплопроведение – до 30 %
Испарение пота с повержности кожи – 25 %
Показатели очередности потовыделения – руки (ладони), ступни ног, торс,
лоб.
При повышении температуры окружающего воздуха происходит
увеличение активности системы терморегуляции, что выражается в
усилении процессов теплоотдачи. Это необходимо для того, чтобы
сохранить тепловой баланс на фоне увеличившегося притока тепла
извне.
При этом необходимо отметить, что отдача тепла
путем конвекции и излучения снижается пропорционально росту
температуры воздуха, прекращаясь при сравнивании температуры
поверхности и окружающей среды.
Поэтому естественно, что с увеличением температуры воздуха
все больше и больше тепла отдается путем испарения за счет
увеличения потоотделения (при умеренном напряжении системы
терморегуляции потеря тепла испарением может составлять 40-45 %, а
при сильном напряжении терморегуляции – свыше 50 %).
В том случае если система терморегуляции в условиях
нагревающего микроклимата не справляется со своей функцией
происходит перегревание(гипертермия), то есть повышение
температуры тела по сравнению с нормой. Перегревание чаще всего
происходит при высокой температуре окружающей среды в сочетании с
высокой влажностью и низкой скоростью движения воздуха, так как при
наличии последних двух условий резко снижается отдача тепла путем
испарения. Кроме того, перегреванию способствуют такие эндогенные
факторы как гипертиреоз, ожирение, вегетососудистая дистония и тд.
При длительном пребывании в условиях нагревающего
микроклимата повышается температура тела, учащается пульс,
понижается компенсаторная способность сердечно-сосудистой системы,
функциональная активность ЖКТ и др.
К группе патологических состояний , возникающих при
перегревании (тепловых. поражений) относятся: тепловой удар,
тепловой обморок, судорожная болезнь, питьевая болезнь, нервные
расстройства, тепловое истощение.
Тепловой удар.Возникает вследствие острой недостаточности терморе-
гуляции, чаще у здоровых молодых людей при интенсивной физической
работе в условиях высокой температуры окружающей
среды. Клинические проявления: резкое увеличение температуры тела
(до 42°С и выше), гиперемия кожных покровов и слизистых, сухость
слизистых, увеличение частоты дыхания, тахикардия, слабость.
Характерно прекращение потоотделения за несколько часов до
наступления теплового удара. Кроме того наиболее ранним признаком
начинающейся гипертермии является необычное поведение человека
(это обусловлено тем, что нервная система очень чувствительна к по-
вышению температуры тела). Тепловой удар опасен своей высокой
летальностью.
Тепловой шок – коллапс (острое нарушение гемодинамики)
Солнечный удар. Может наблюдаться при интенсивной солнечной ра-
диации в жаркую погоду. Обусловлен перегреванием непосредственно
ЦНС (головного мозга). Профилактика – головной убор.
Тепловое истощение. Связано с потерей воды, солей, витаминов, белков.
Судорожная болезнь. Связана с тем, что с потом выводятся минераль-
ные вещества – хлориды натрия и калия и возникают судороги..
Питьевая болезнь. Связана с компенсаторным увеличением потребления
воды человеком (из-за обезвоживания). При этом могут возникать
дисбакте-риозы, хронические диспепсии, энтероколиты, стойкая
альбуминурия.
Нервные расстройства. Нервная система наиболее чувствительна к по-
вышению температуры тела, поэтому перегревание может вести к ее
функциональным нарушениям.
Тепловой отек голени, и стопы. Связан с нарушением водно-солевого
обмена.
К общим мерам профилактики перечисленных состояний можно сти
следующие:
1. Акклиматизация
2. Поддержание нормального водно-солевого обмена.
3. Рациональный режим труда и отдыха в нагревающем микроклимате
Влияние низкой температуры воздуха на организм человека.
Терморегуляция. Фазы переохлаждения. Заболевания, связанные с
переохлаждением. Меры профилактики.
В условиях воздействия низких температур может происходить
переохлаждение организма за счет увеличения теплоотдачи. При низкой
температуре окружающего воздуха резко увеличиваются потери тепла
путем конвекции, излучения.
Особенно опасно сочетание низкой температуры с высокой влажность и
высокой скоростью движения воздуха, так как при этом значительно
возрастают потери тепла конвекцией и испарением.
Практическая часть.
Термометр кладется в место, наиболее оптимальное, для определения
точной температуры в помещении – 1.5 метра от стены или от окна и 1.5
метра от уровня пола.
Показатели полученной температуры, сравниваются с данными
таблицы по оптимальной и допустимой температурой в помещении.
Выводы по работе. Учащиеся делают записи в тетрадь.
Источник
Цель: сформировать у учащихся систему знаний о влиянии температуры на организм человека.
Задачи:
- Продолжить развитие умения у учащихся выявлять взаимосвязь между живой и неживой природой;
- Формирование УН самостоятельного мышления, анализирования и формулирования выводов;ценностного отношения к своему здоровью
- Развитие интереса к предмету
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового УМ
Оборудование урока: интерактивная доска, презентация.
Ход урока:
I. Этап «Орг. момент»
Проверка готовности уч-ся к уроку.
II. Этап «Вызов». Прием «Беру – не беру».Слайд № 2
Класс делю на группы, раздаю им карточки с заранее подготовленными картинками с фотографиями элементов погоды, учащиеся должны найти те карточки, которые соответствуют новой теме, а я решаю «беру или не беру». Далее учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока.
Сегодня на уроке мы проведем небольшое исследование о том, какое влияние оказывает температура на организм человека, разработаем рекомендации по защите организма от обморожения и ожогов и мрах предоасторожности.
III. Этап«Осмысление»Слайд № 3
А) Предлагаю каждой группе провести исследовательскую работу (экспертизу) по вопросу влияния температуры на организм человека
Б) Спикерам групп предлагаю результаты экспертизы отразить в схемах и пояснить причины проявления гипотермии, результаты воздействия низких и высоких температур на организм человека.
Ниже привожу возможные карточки-задания для проведения экспертизы воздействия температуры на организм человека.
Группа 1 Слайды № 4, 6
1. Разгадайте ребус и узнайте исследование значение какого термина вы будете проводить?
2. Что такое гипотермия?
3. Что защищает человека от гипотермии?
4. Выясните, что происходит с организмом человека притемпературах: 0—4 °С, 33—32°С, ниже 30°С, при 27—26°С, около 23—20°С?
5. У каких живых органимов наблюдается гипотермия? Приведите примеры.
6. Известно, что при гипотермии жизнедеятельность организма снижается, что приводит к уменьшению потребности в кислороде. Выясните, где используется это обстоятельство?
7. Назовите факторы развития гипотермии.
8. Какую помощь нужно оказать больному гипотермией.
2 группаСлайд № 4, 6
- Разгадайте ребус и узнайте исследование значение какого термина вы будете прооводить?
- Что представляет собой обморожение? В каких случаях оно может возникнуть?
- В результате чего происходят сложные изменения в организме человека? При каких температурах чаще всего возникают обморожения?
- Выясните, сколько существует степеней обморожения? Какая степень считается самой легкой, какая самой тяжелой?
- Какие изменения в организме происходят в результате обморожения I степени?
- Какие изменения в организме происходят в результате обморожения II степени?
- Какие изменения в организме происходят в результате обморожения III степени?
- Какие изменения в организме происходят в результате обморожения IV степени?
3 группа Слайды № 5, 7
1. Разгадайте ребус и узнайте исследование значение какого термина вы будете прооводить?
2. Что представляет собой ожог? В каких случаях он может возникнуть?
3. В результате чего происходят сложные изменения в организме человека? Какие ожоги бывают?
4. Выясните, сколько существует степеней ожогов? Какая степень считается самой легкой, какая самой тяжелой?
5. Какие изменения в организме происходят в результате получения ожога I степени?
6. Какие изменения в организме происходят в результате получения ожога II степени?
7. Какие изменения в организме происходят в результате получения ожога III степени?
8. Какие изменения в организме происходят в результате получения ожога IV степени?
4 группаСлайды № 5, 7
1. Разгадайте ребус и узнайте исследование значение какого термина вы будете проводить?
2. Что представляет собой перегревание организма? В каких случаях оно может возникнуть?
3. Выясните, какие последствия возникают в организме при его перегревании?
4. В каких случаях возникает солнечный удар?
5. Как реагирует организм на получение солнечного удара?
6. В каких случаях риск получить солнечный удар увеличивается?
7. Какие меры необходимо предпринимать, чтобы не получить солнечный удар?
Физминутка. Прием «Буратино». Слайд № 8
Выполняют упражнения сидя.
Откинувшись на спинку стула, делают глубокий вдох.
Наклонившись вперед, к стулу, – выдох.
Повторяют 5–10 раз.
Защита заданий. Слайды № 9-12
IV. Этап«Рефлексия». Прием «Фишбоун. Слайд № 13
Проблема: «Результаты воздействия температуры на организм человека»
V. Этап «Домашнее задание» Слайд № 14
Составить синквейн со словами гипртермия, обморожение, ожог(по выбору)
VI. Этап «Рефлексия». Прием «Телеграмма» Слайд № 15
Составьте телеграмму об итогах урока своему учителю.
Источник