Защита человека от высоких температур
Основным направлением защиты человека от высоких и низких температур, ветрового воздействия окружающего воздуха является использование помещений. Для удобства работы и отдыха в помещениях нормируют параметры микроклимата.
Защита от воздействия высоких температур
Лимитирующими показателями для разных уровней температур являются дискомфортное теплоощущение, ограничение возможности выполнения физической нагрузки и, наконец, возникновение болевого ощущения.
Характеристиками теплового состояния служат такие показатели, как теплонакопление в организме, средняя температура тела, температура кожных покровов.
Предел переносимости высоких температур оценивается предельной величиной накопленной в организме теплоты, превышение которой ведет к резкому нарушению субъективного состояния и появлению опасности возникновения теплового удара.
При тепловом ударе прежде всего появляются функциональные расстройства органов кровообращения и ЦНС. Наиболее характерными признаками его являются общая слабость, чувство тяжести в голове, головокружение, стук в висках, головная боль, поташнивание, шум в ушах, потеря сознания, со значительным повышением температуры тела и признаками нарушения сердечной деятельности и дыхания, появлением бледно-синюшного оттенка цвета кожи, расширением зрачков и наступлением коматозного состояния.
Повышение влажности воздуха значительно снижает время переносимости высоких температур окружающей среды. Когда высокая температура окружающей среды сочетается с высокой влажностью воздуха, то пот испаряется с трудом. Состояние человека может довольно быстро достигать критического предела перегревания, особенно при 100%-ной относительной влажности. В жарком сухом воздухе человек может довольно долго выполнять легкую физическую работу при температуре окружающей среды 35—40 °С, но если относительная влажность близка к 100%, не выдерживает более 1-2 ч.
Напряженная физическая работа, связанная с большим теплообразованием в организме, при высокой температуре окружающей среды, сочетающейся со значительной влажностью и неподвижностью воздуха, ставит организм человека и его механизмы терморегуляции в трудные уеловия (при работе в горячих цехах). При этом продолжительность работы значительно сокращается.
Приспособление к высокой температуре в значительной степени индивидуально, но, в среднем, человек, одетый в летнюю одежду, вполне работоспособен (при умственной или легкой физической работе) при температуре окружающей среды около 35 °С, если относительная влажность составляет 10—50%. Но при влажности 70—100% такая температура равна всего 30 °С. При выполнении физической работы средней тяжести или работы, связанной со значительным нервно- эмоциональным напряжением, температура должна быть ниже на 3—5 °С. Время пребывания человека (в мин) в условиях высоких температур окружающей среды при скорости движения воздуха 0,1—0,2 м/с приведено в табл. 10.1.
Таблица 10.1
Длительность пребывания человека в условиях высоких температур
Относительная влажность воздуха, % | Степень воздейст- вия | Время пребывания человека, мин, в условиях температур, °С | |||
40 | 50 | 60 | 70 | ||
15-20 | Безопасное | 40 и выше | 30 | 20 | 10 |
Допустимое | 40 и выше | 60 | 40 | 20 | |
Максимально допустимое | 40 и выше | 90 | 60 | 35 | |
70-75 | Безопасное | 120 | 15 | 10 | 5 |
Допустимое | 180 | 30 | 15 | 10 | |
Максимально допустимое | 240 | 60 | 30 | 20 |
В результате усиленного потоотделения при нагреве организм теряет повышенное количество органических и неорганических веществ.
При нормальных климатических условиях колебания массы тела не превышает 500 г/сут, что является нормой для людей, проживающих в районах с умеренным климатом.
В районах с жарким климатом люди отмечают ухудшение самочувствия, снижение работоспособности и аппетита, жажду, уменьшение массы тела. В этих районах должно обеспечиваться водопотребление, достаточное для утоления жажды. Наиболее целесообразным для оптимальной терморегуляции дробный прием воды по 100—150 г. Хорошее действие на терморегуляцию оказывает прием воды с температурой ниже 19 °С, водопотребление в жарких условиях не должно ограничиваться, минимальная суточная потребность в воде при среднесуточной температуре 28 °С — 1,6 л, при 34 °С — 1,9 л, при 45 °С — 2,3 л. Критериями достаточности воды являются субъективное ощущение (отсутствие жажды) и относительно стабильная масса тела, при этом целесообразно дробное принятие жидкости.
В связи со снижением аппетита в жаркое время важное значение приобретает рациональный режим питания, когда основные приемы нищи приходятся на прохладный период суток. Необходимо снизить калорийность обеда, увеличить калорийность ужина и завтрака. Температура воздуха в помещениях для приема пищи должна быть не выше 25 °С.
У человека, одетого в летний костюм, объем воздушного слоя между телом и одеждой способствует поддержанию стабильной температуры кожи. При повышении температуры наружного воздуха с 18 до 35 °С температура под одеждой возрастает с 28—30 °С до 33—35 °С. Разница температуры кожи и воздуха под одеждой становится меньше 3 °С. При этом увеличивается и влажность воздуха под одеждой за счет испарения пота. Так, при 18 °С и 30—40%-ной влажности наружного воздуха влажность под одеждой составляет 45%, а при температуре окружающего воздуха 34 °С и при той же относительной влажности среды она достигает 68%. Хорошее теплоощущение и нормальные условия терморегуляции у человека еще сохраняются при относительной влажности воздуха 50—60% и температуре под одеждой 32—36 °С.
Поэтому основное требование к одежде, предназначенной для использования в жарких условиях, является ее достаточная гигроскопичность, влагоемкость, воздухо-, паропроиицаемость. Для этой одежды пригодны хлопчатобумажные, льняные, сетчатые и ворсистые ткани, не прилегающие плотно к телу.
Важную роль для одежды в жарком климате играет ее цвет. Радиационную теплоту меньше поглощают светлые ткани, чем темные. Однако из-за маркости белых тканей рекомендуется для спецодежды использовать светлые оттенки: светло-серые, зеленые, желтые.
Наиболее сложным считается вопрос о регламентации труда в помещениях с высокой температурой. В силу разнообразия условий (температура, влажность, состав атмосферы, характер труда и т.д.) следует руководствоваться основным принципом — необходимостью восстановления физиологических функций к началу следующего трудового периода.
В противном случае будет происходить кумуляция утомления. При продолжении работы могут появиться признаки переутомления. Переутомление при отсутствии специальных мер профилактики способствует возникновению перенапряжения и профессиональной заболеваемости.
Для защиты от неблагоприятного воздействия высоких температур работающим на открытом воздухе периодически необходим кратковременный отдых (10—15 мин) в местах, защищенных от прямого солнечного облучения (навесы, тенты, а также переносные домики или автофургоны, снабженные вентиляторами, кондиционерами, душевыми установками).
За лицами, занятыми на тяжелых работах, целесообразно устанавливать медицинское наблюдение, особенно при частоте пульса выше 120 уд/мин. К такой работе должны допускаться лишь здоровые, физически подготовленные лица.
Источник
Ïîâûøåííàÿ òåìïåðàòóðà, êàê íà îòêðûòîé ìåñòíîñòè, òàê è â ïîìåùåíèÿõ ìîæåò íåãàòèâíî îòðàæàòüñÿ íà ñîñòîÿíèè çäîðîâüÿ ëþäåé, â ïåðâóþ î÷åðåäü ïîæèëûõ è äåòåé. Âñå ýòî ìîæåò ïðèâîäèòü ê îáîñòðåíèþ õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé, à â ðÿäå ñëó÷àåâ ê ïåðåãðåâó îðãàíèçìà è ðåçêîìó óõóäøåíèþ çäîðîâüÿ.
Âî èçáåæàíèå óêàçàííûõ ïîñëåäñòâèé ðåêîìåíäóåòñÿ ñîáëþäåíèå ðÿäà ïðîñòûõ, íî ýôôåêòèâíûõ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåð.
Ïðåäëàãàþòñÿ ñëåäóþùèå ðåêîìåíäàöèè, â òîì ÷èñëå äëÿ âñåãî íàñåëåíèÿ è ëèö, ðàáîòàþùèõ â óñëîâèÿõ âûñîêîé òåìïåðàòóðû.
Ïàìÿòêà äëÿ íàñåëåíèÿ ïî ïðîôèëàêòèêå ïåðåãðåâà
- Îãðàíè÷èòü ïðåáûâàíèå íà óëèöå, ñíèçèòü ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè.
- Ïðè íàõîæäåíèè â ïîìåùåíèè íåîáõîäèìî îáåñïå÷èòü èõ ïðîâåòðèâàíèå – ïðèîòêðûòü ôîðòî÷êè, îêíà, ïî âîçìîæíîñòè äîïîëíèòåëüíî âêëþ÷èòü âåíòèëÿòîðû (íàïîëüíûå, íàñòîëüíûå) èëè êîíäèöèîíåðû.
- Ïðè âûõîäå íà óëèöó ðåêîìåíäóåòñÿ îäåâàòü ëåãêóþ îäåæäó èç íàòóðàëüíûõ òêàíåé ñâåòëîé ðàñöâåòêè, æåëàòåëüíî ÷òîáû âîðîò îäåæäû áûë íå òóãèì, íà óëèöå îáÿçàòåëüíî ïîëüçîâàòüñÿ ãîëîâíûì óáîðîì (ëåòíÿÿ øëÿïà, ïàíàìà, ïëàòîê è ò.ï.), ñîëíöåçàùèòíûìè î÷êàìè, çîíòèêàìè.
-  öåëÿõ ïðîôèëàêòèêè îáåçâîæèâàíèÿ îðãàíèçìà ðåêîìåíäóåòñÿ óïîòðåáëÿòü áîëüøîå êîëè÷åñòâî æèäêîñòè: ÷àÿ, ìèíåðàëüíîé âîäû, ìîðñà, ìîëî÷íî-êèñëûõ íàïèòêîâ, îòâàðîâ èç ñóõîôðóêòîâ, âèòàìèíèçèðîâàííûõ íàïèòêîâ, èçáåãàÿ óïîòðåáëåíèÿ ãàçèðîâàííûõ íàïèòêîâ è æèäêîñòåé ñ ïîâûøåííûì ñîäåðæàíèåì ñàõàðà, òèïà ïåïñè-êîëû, êîêà-êîëû, ýíåðãåòè÷åñêèõ è àëêîãîëüíûõ íàïèòêîâ.
- Äëÿ ïîääåðæàíèÿ èììóíèòåòà ðåêîìåíäóåòñÿ óïîòðåáëåíèå ôðóêòîâ è îâîùåé, òùàòåëüíî âûìûòûõ ïåðåä óïîòðåáëåíèåì âîäîé ãàðàíòèðîâàííîãî êà÷åñòâà.
-  òå÷åíèè äíÿ ðåêîìåíäóåòñÿ ïî âîçìîæíîñòè ïðèíÿòü äóø ñ ïðîõëàäíîé âîäîé.
- Ïîåçäêè íà ëè÷íîì è îáùåñòâåííîì òðàíñïîðòå ñëåäóåò îãðàíè÷èòü èëè ïëàíèðîâàòü èõ â óòðåííåå èëè âå÷åðíåå âðåìÿ, êîãäà æàðà ñïàäàåò.
- Ïðè ïîñåùåíèè ìàãàçèíîâ, êèíîòåàòðîâ è äðóãèõ îáúåêòîâ ñîöêóëüòáûòà, íåîáõîäèìî îòäàâàòü ïðåäïî÷òåíèå òåì èç íèõ, ãäå îáåñïå÷èâàåòñÿ êîíäèöèîíèðîâàíèå âîçäóõà.
-  ñëó÷àå âîçíèêíîâåíèÿ ñèìïòîìîâ îñòðîãî çàáîëåâàíèÿ èëè ñèëüíîãî íåäîìîãàíèÿ (ïîÿâëåíèè ïðèçíàêîâ îäûøêè, êàøëÿ, áåññîííèöû) íåîáõîäèìî îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó.
10. Ïðè íàëè÷èè õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé ñòðîãî âûïîëíÿòü íàçíà÷åíèÿ, ðåêîìåíäîâàííûå âðà÷îì. Ïîñòîÿííî èìåòü ïðè ñåáå íàçíà÷åííûå ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû. Ëþäÿì ñ ïîâûøåííûì àðòåðèàëüíûì äàâëåíèåì íåîáõîäèìî èçìåðÿòü åãî íå ìåíåå 2-õ ðàç â äåíü.
Ïàìÿòêà äëÿ ðàáîòàþùèõ â óñëîâèÿõ ïîâûøåííîé òåìïåðàòóðû âîçäóõà.
1. Â öåëÿõ ïðîôèëàêòèêè íåáëàãîïðèÿòíîãî âîçäåéñòâèÿ ìèêðîêëèìàòà äîëæíû áûòü èñïîëüçîâàíû çàùèòíûå ìåðîïðèÿòèÿ, íàïðàâëåííûå íà íîðìàëèçàöèþ òåïëîâîãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà ðàáîòàþùåãî (ñïåöîäåæäà, ñðåäñòâà èíäèâèäóàëüíîé çàùèòû, ïîìåùåíèÿ äëÿ îòäûõà ñ íîðìèðóåìûìè ïîêàçàòåëÿìè ìèêðîêëèìàòà, ðåãëàìåíòàöèÿ âðåìåíè íåïðåðûâíîãî ïðåáûâàíèÿ â íåáëàãîïðèÿòíîì ìèêðîêëèìàòå).
2. Ðàöèîíàëüíûé ðåæèì ðàáîòû ïðåäóñìàòðèâàåò, ÷òî ïðè ðàáîòàõ íà îòêðûòîì âîçäóõå è òåìïåðàòóðå íàðóæíîãî âîçäóõà 350Ñ è âûøå, ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïåðèîäîâ íåïðåðûâíîé ðàáîòû äîëæíà ñîñòàâëÿòü 15-20 ìèíóò ñ ïîñëåäóþùåé ïðîäîëæèòåëüíîñòü îòäûõà íå ìåíåå 10-12 ìèíóò â îõëàæäàåìûõ ïîìåùåíèÿõ. Ïðè ýòîì äîïóñòèìàÿ ñóììàðíàÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü òåðìè÷åñêîé íàãðóçêè çà ðàáî÷óþ ñìåíó íå äîëæíà ïðåâûøàòü 4-5 ÷àñîâ, äëÿ ëèö èñïîëüçóþùèõ ñïåöèàëüíóþ îäåæäó äëÿ çàùèòû îò òåïëîâîãî èçëó÷åíèÿ è 1,5-2 ÷àñà äëÿ ëèö áåç ñïåöèàëüíîé îäåæäû.
2.  ïîìåùåíèè, â êîòîðîì îñóùåñòâëÿåòñÿ íîðìàëèçàöèÿ òåïëîâîãî ñîñòîÿíèÿ ÷åëîâåêà ïîñëå ðàáîòû â íàãðåâàþùåé ñðåäå, òåìïåðàòóðó âîçäóõà, âî èçáåæàíèå îõëàæäåíèÿ îðãàíèçìà âñëåäñòâèå áîëüøîãî ïåðåïàäà òåìïåðàòóð (ïîâåðõíîñòü òåëà – îêðóæàþùèé âîçäóõ) è óñèëåííîé òåïëîîòäà÷è èñïàðåíèåì ïîòà, ñëåäóåò ïîääåðæèâàòü íà óðîâíå 24 – 25 °C.
3. Ðàáîòà ïðè òåìïåðàòóðå íàðóæíîãî âîçäóõà áîëåå 370Ñ ïî ïîêàçàòåëÿì ìèêðîêëèìàòà îòíîñèòñÿ ê îïàñíûì (ýêñòðåìàëüíûì). Íå ðåêîìåíäóåòñÿ ïðîâåäåíèå ðàáîò íà îòêðûòîì âîçäóõå, ïðè òåìïåðàòóðå ñâûøå 370Ñ. Ñëåäóåò èçìåíèòü ïîðÿäîê ðàáî÷åãî äíÿ, ïåðåíîñÿ òàêèå ðàáîòû íà óòðåííåå èëè âå÷åðíåå âðåìÿ.
4. Äëÿ çàùèòû îò ÷ðåçìåðíîãî òåïëîâîãî èçëó÷åíèÿ íåîáõîäèìî èñïîëüçîâàòü ñïåöèàëüíóþ îäåæäó èëè îäåæäó èç ïëîòíûõ ñîðòîâ òêàíè. Ðåêîìåíäóåòñÿ äîïóñêàòü ê òàêîé ðàáîòå ëèö íå ìîëîæå 25 è íå ñòàðøå 40 ëåò.
5.  öåëÿõ ïðîôèëàêòèêè îáåçâîæèâàíèÿ îðãàíèçìà ðåêîìåíäóåòñÿ ïðàâèëüíî îðãàíèçîâàòü è ñîáëþäàòü ïèòüåâîé ðåæèì. Ïèòüåâàÿ âîäà äîëæíà áûòü â äîñòàòî÷íîì êîëè÷åñòâå è â äîñòóïíîé áëèçîñòè. Ðåêîìåíäóåìàÿ òåìïåðàòóðà ïèòüåâîé âîäû, íàïèòêîâ, ÷àÿ + 10-15ºÑ. Äëÿ îïòèìàëüíîãî âîäîîáåñïå÷åíèÿ ðåêîìåíäóåòñÿ òàêæå âîçìåùàòü ïîòåðþ ñîëåé è ìèêðîýëåìåíòîâ, âûäåëÿåìûõ èç îðãàíèçìà ñ ïîòîì, ïðåäóñìîòðåâ âûäà÷ó ïîäñîëåíîé âîäû, ìèíåðàëüíîé ùåëî÷íîé âîäû, ìîëî÷íî-êèñëûõ íàïèòêîâ (îáåçæèðåííîå ìîëîêî, ìîëî÷íàÿ ñûâîðîòêà), ñîêîâ, âèòàìèíèçèðîâàííûõ íàïèòêîâ, êèñëîðîäíî-áåëêîâûõ êîêòåéëåé.
6. Ïèòü âîäó ñëåäóåò ÷àñòî è ïîíåìíîãó, ÷òîáû ïîääåðæèâàòü õîðîøóþ ãèäðàòàöèþ îðãàíèçìà (îïòèìàëüíîå ñîäåðæàíèå âîäû â îðãàíèçìå, êîòîðîå îáåñïå÷èâàåò åãî íîðìàëüíóþ æèçíåäåÿòåëüíîñòü, îáìåí âåùåñòâ). Ïðè òåìïåðàòóðå âîçäóõà áîëåå 30 ºÑ è âûïîëíåíèè ðàáîòû ñðåäíåé òÿæåñòè òðåáóåòñÿ âûïèâàòü íå ìåíåå 0,5 ë âîäû â ÷àñ – ïðèìåðíî îäíó ÷àøêó êàæäûå 20 ìèíóò.
7. Äëÿ ïîääåðæàíèÿ èììóíèòåòà è ñíèæåíèÿ èíòîêñèêàöèè îðãàíèçìà ðåêîìåíäóåòñÿ, ïðè âîçìîæíîñòè, óïîòðåáëåíèå ôðóêòîâ è îâîùåé.
Источник
Инфоурок
›
ОБЖ
›Презентации›”Защита от воздействия высоких температур»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Защита от воздействия высоких температур» Выполнила: Педагог дополнительного образования Филипповой О.В. Подготовка Этот курс предназначен для пользователей, имеющих опыт работы с программой PowerPoint. Если ранее они не создавали презентаций PowerPoint, рекомендуется начать с учебной презентации PowerPoint, которая называется “Создание первой презентации”. [Примечания для инструктора. Дополнительные сведения о настройке этого шаблона см. на последнем слайде. Кроме того, на некоторых слайдах в области заметок имеются дополнительные материалы к занятиям. Анимация Macromedia Flash. Этот шаблон содержит анимацию Flash. Она будет воспроизводиться в версиях PowerPoint вплоть до 2000. Однако если потребуется сохранить этот шаблон в PowerPoint 2007, сохраните его в формате старой версии PowerPoint: презентация PowerPoint 97-2003 (*.ppt) или шаблон PowerPoint 97-2003 (*.pot) (типы файлов отображаются в диалоговом окне Сохранить как возле пункта Тип файла). Предупреждение. Если сохранить файл в формате PowerPoint 2007, например как презентацию PowerPoint (*.pptx) или шаблон PowerPoint (*.potx), анимация не будет сохранена в сохраняемом файле. Кроме того, поскольку эта презентация содержит анимации Flash, при сохранении шаблона может выводиться предупреждение, касающееся личных сведений. Если сведения не добавляются в свойства самого файла Flash, это предупреждение не относится к данной презентации. Нажмите кнопку ОК в окне сообщений.]
2 слайд
Описание слайда:
Высокая температура воздуха способствует быстрому утомлению людей, неблагоприятно действует на органы пищеварения и витаминный обмен. Может возникнуть сердечно-сосудистая недостаточность. Высокая температура воздуха приводит к перегреву организма и тепловому удару. В некоторых случаях к летальному исходу. «Защита от воздействия высоких температур» В 15 городах Европы , в рамках работы проекта «Евросердце», было проведено исследование, которое показало, что при увеличении максимальной для региона температуры на 1 градус С 0, уровень смертности увеличивается на 2-3.
3 слайд
Описание слайда:
Уязвимые группы населения : 1.Пожилые люди; 2.Дети, младенцы; 3.Лица,страдающие хроническими заболеваниями; 4.Лица,принимающие лекарственные средства
4 слайд
Описание слайда:
Рекомендации в условиях жары: Не открывать окна и ставни в помещениях днем во время сильной жары; Открывать окна для проветривания в ночное время.
5 слайд
Описание слайда:
3. Используйте обильное питье. 1.5 – 2 литра в сутки. Лучше всего в жару пить: питьевую или минеральную воду, несладкий черный или зеленый чай, кисломолочные напитки, нектары, соки, морсы. Исключить алкоголь, кофе и сладкие газированные напитки.
6 слайд
Описание слайда:
4. Используйте в жару вентиляторы, кондиционеры. 5. Старайтесь избегать пребывания в тесных и душных помещениях . Проводите время в общественных местах, оборудованных кондиционерами. . Почему встроенные макеты PowerPoint не всегда обеспечивают то, что требуется? Для достижения успеха необходимо создать презентации, способные впечатлить начальника и выделяющиеся на фоне конкурентов. Также необходимо извлечь выгоду из репутации компании, отметив раздаточные материалы или слайды о турах по тропическим странам корпоративным логотипом.
7 слайд
Описание слайда:
6. При высокой температуре воздуха необходимо ограничить физические нагрузки. Избегать работы на открытом солнце. . Хотя имеющиеся макеты можно настраивать, переупорядочивая их, добавляя и удаляя местозаполнители, поскольку вам нужно создать похожие слайды для туров по разным странам, вы сэкономите время, создав вместо этого пользовательский макет.
8 слайд
Описание слайда:
Откройте возможности пользовательских макетов 8. Не допускайте перегрева тела. Используйте обтирание мокрым холодным полотенцем. Принимайте прохладный душ. Используйте холодные компрессы. Делайте прохладные ванночки для ног.
9 слайд
Описание слайда:
9. На улице носить головной убор, лучше использовать шляпы с широкими полями или кепку. Одевать солнцезащитные очки. 10. Носить одежду из натуральных тканей. Избегать зауженной одежды из синтетических тканей.
10 слайд
Описание слайда:
11. Употребляйте легкоусвояемую, богатую витаминами и минеральными веществами пищу. Предпочтение отдавайте овощам и фруктам. Предпочтение цитрусовым. Рекомендуется есть нежирную рыбу, птицу, морепродукты, зелень. Не рекомендуется есть : красное мясо, жирную рыбу. Откройте возможности пользовательских макетов
11 слайд
Описание слайда:
12. Необходимо уметь правильно оказать первую помощь при тепловом ударе, вызванном высокой температурой воздуха. Если Рядом человек почувствовал слабость, головную боль, головокружение, сильную жажду, постарайтесь переместить его в прохладное помещение и оказать первую помощь.
12 слайд
Описание слайда:
Спасибо за просмотр! Хорошей вам погоды и берегите себя! Пример глобального изменения: добавление логотипа на все слайды.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1646014
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник